Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 10. Динамика культуры



10.1. Творчество – движущая сила культуры

10.2. Механизмы культурной динамики

10.3. Основные противоречия культурного процесса


Тема 1. Понятие «культура» и ее сущность

1.1. К истории понятия «культура»

В современном гуманитарном знании понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Вместе с тем, оно имеет множественных смысловых оттенков. На бытовом уровне понятие «культура» воспринимается как оценочное и относится к чертам личности, которые правильнее было бы назвать культурностью. В науке обычно говорится о развитии, прогрессе или упадке культур. Согласно подсчетам американских культурологов А.Кребера и К.Клакхона, если в конце в XIX века существовало семь определений культуры, Ио с 20-х по 50- е года прошлого столетия их возросло до 150. Сейчас число определений измеряется четырехзначными цифрами.

Объясняется такое многообразие трактовок тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремиться искать смысл своей жизни и деятельности. И, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры. И когда в обычном смысле употребляется понятие «безкультурный» человек, то имеется в виду только то, что человек действует вне соответствующего уровня культуры. Поэтому понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека.

Здесь важно определить особенности человеческой деятельности, что обязательно упирается в решение вопроса о соотношении природы, человека и культуры. В отличие от деятельности любого животного, человек в своей деятельности преобразует окружающий мир. Многие животные могут делать нечто такое, похожее на культуру: пчелы строят соты, бобры строят плотины, муравьи воздвигают муравейники и т.п. Но их деятельность всегда запрограммирована инстинктом и они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. К свободной, целенаправленной, творческой деятельности способен только человек.

Еще античный философ Демокрит определял культуру как «вторую природу», подчеркивая, тем самым, ее рукотворное, «надприродное» начало. Но культура является природным феноменом, потому что ее творец человек, и он, прежде всего, биологическое существо. И даже создавая искусственный, рукотворный мир, он использует ресурсы природы. Однако если бы человек не переступал пределов природы, он остался бы без культуры. Но сама возможность такого преодоления связана с его природной данностью, с разумностью. Именно это позволяет человеку:

- творчески преобразовывать, изменять окружающий мир

- передавать социальным путем свои навыки от поколения к поколению

- изменять самого себя

Поэтому, несмотря на огромное разнообразие точек зрения по вопросу о сущности культуры, есть нечто существенное, что изначально объединяет исследователей явления культуры. Это «нечто» заложено и самой этимологией слова «cultura», которое появилось свыше двух тысяч лет назад в Древнем Риме. Первоначально понятие «культура» означало: «возделывать», «обрабатывать» и применялось лишь как агрономический термин (лат.cultura agri – обработка земли, возделывание почвы).

В новом качестве его впервые употребил выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в своей работе «Тускуланские беседы». Заслуга Цицерона состояла в том, что он применил слова « cultura» по отношению к возделыванию на человеческий разум – возделывание, развитие ума.

И сразу же «cultura» стала противопоставляться латинскому понятию «nutura», т.е. природа. В данном контексте слово» культура» означает явление, созданное человеком, внеприродное. С тех пор мир культуры, любой предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что непосредственно дано природой.

Поэтому в самом широком смысле под культурой понимают творческую, преобразовательную, целенаправленную деятельность человеком, все то, что было создано и придумано человеком.

В процессе социально-исторического развития общества и накопления человечеством знаний, меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. С одной стороны, культура продолжается рассматриваться очень широко, как явление, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности человека и общества. С другой стороны, всеобъемлющей характер феномена культуры делает его объектом изучения в самых разных областях познания. Культуру изучают: философы, историки, социологи, психологи, политологи, антропологи, аксиологии, исследующие духовные ценности. И поэтому характеристики этого многогранного явления культуры, во многом зависящие от специализации исследователя и задач исследования, как правило, отличаются однобокостью. Но это – всего лишь одна из многих трудностей, кс которыми сталкиваются исследователи культуры.





Дата публикования: 2014-12-25; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...