Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
над которым поднимался лес неправдоподобно высоких зонтиков, похожих
скорее на маленькие деревья, чем на большие сорняки. Татарский
несколько раз постучал в калитку, и Гиреев появился на веранде. На нем
были обвисшие на коленях штаны неопределенного цвета и майка с большой
буквой "А" в центре радужного круга.
- Заходи, - сказал он. - Калитка открыта.
Гиреев пил, причем не первый день, и пропивал достаточно большую
сумму денег, которая подходила к концу. Такой дедуктивный вывод можно
было сделать на основании того, что у самой стены помещались пустые
бутылки от виски и коньяка дорогих сортов, а те, что стояли поближе к
центру комнаты, были уже от каких-то пристанционных водок осетинского
разлива с романтическими и страстными именами. За время, которое
прошло с последнего визита Татарского, кухня почти не изменилась,
только стала еще грязнее, а на стенах появились изображения
страшноватых тибетских божков. Было еще одно новшество - в углу
светился маленький телевизор.
Сев за стол, Татарский заметил, что телевизор стоит вверх ногами.
На его экране прокручивалась анимационная заставка - вокруг глаза с
длинными ресницами, на которых дрожала черная тушь, летала муха.
Выскочило название передачи - "Завтречко", и в этот же момент муха
села на зрачок, прилипла, и ресницы начали заворачиваться на нее, как
жгутики росянки. Появился телеведущий, одетый в форму майора конвойных
войск, - Татарский догадался, что это оскорбленная реакция копирайтера
с седьмого этажа на недавнее заявление копирайтера с восьмого этажа,
что телевидение в России является силовой структурой. Из-за того, что
ведущий был перевернут, он очень походил на летучую мышь, свисавшую с
невидимой жердочки. Татарский не особо удивился, узнав в нем
Азадовского. Тот был выкрашен под жгучего брюнета с узким шнурком усов
под носом. Придурковато улыбаясь, он заговорил:
- Скоро, скоро со стапелей в городе Мурманске сойдет
ракетно-ядерный крейсер "Идиот", заложенный по случаю
стопятидесятилетия со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. В
настоящий момент неизвестно, удастся ли правительству вернуть деньги,
полученные в залог судна, поэтому все громче раздаются голоса,
предлагающие заложить другой крейсер такого типа, "Богоносец
Потемкин", который так огромен, что моряки называют его плавучей
деревней. В настоящий момент "Богоносец Потемкин" движется по
Северному Ледовитому океану к порту приписки. Книжные новинки! -
Азадовский вытащил откуда-то книгу, на обложке которой мелькнула
сакраментальная комбинация гранатомета, бензопилы и голой женщины. -
Добро должно быть с кулаками. Мы знали это давно, но все же чего-то не
хватало! И вот книга, которую вы ждали столько лет, - добро с кулаками
и большим хуем! Похождения Святослава Лютого. Экономические новости:
сегодня в Государственной Думе объявлен новый состав минимальной
годовой потребительской корзины. В нее вошли двадцать кило макаронных
изделий, центнер картошки, шесть килограмм свинины, пальто, пара
обуви, шапка-ушанка и телевизор "Сони Блэк Тринитрон". Из Персии
пишут...
Гиреев выключил звук.
- Ты чего, телевизор пришел смотреть? - спросил он.
- Да нет. Просто странно - чего это он перевернут?
- Долгая тема.
- Что, как с огурцами? Нельзя без посвящения?
- Почему, - пожал плечами Гиреев. - Это открытые сведения. Но они
относятся к практике истинной дхармы, поэтому, если ты просишь, чтобы
тебе про это рассказали, ты тем самым берешь на себя кармическое
обязательство эту практику делать. А ты ведь не будешь, я думаю.
- Может, и буду. Ты расскажи.
Гиреев вздохнул и посмотрел на покачивающиеся за окном зонтики.
- Есть три буддийских способа смотреть телевизор. В сущности, это
один и тот же способ, но на разных стадиях тренировки он выглядит
по-разному. Сначала ты смотришь телевизор с выключенным звуком.
Примерно полчаса в день, свои любимые передачи. Когда возникает мысль,
что по телевизору говорят что-то важное и интересное, ты осознаешь ее
в момент появления и тем самым нейтрализуешь. Сперва ты будешь
срываться и включать звук, но постепенно привыкнешь. Главное, чтобы не
возникало чувства вины, когда не можешь удержаться. Сначала так со
всеми бывает, даже с ламами. Потом ты начинаешь смотреть телевизор с
включенным звуком, но отключенным изображением. И наконец, начинаешь
смотреть выключенный телевизор. Это, собственно, главная техника, а
первые две - подготовительные. Смотришь все программы новостей, но
телевизор не включаешь. Очень важно, чтобы при этом была прямая спина,
а руки лучше всего складывать на животе - правая ладонь снизу, левая
сверху. Это для мужчин, а для женщин наоборот. И ни на секунду не
отвлекаться. Если так смотреть телевизор десять лет подряд хотя бы по
часу в день, можно понять природу телевидения. Да и всего остального
тоже.
- А чего ты его тогда переворачиваешь?
- Это четвертый буддийский способ. Он используется в случае
необходимости все же посмотреть телевизор. Например, если ты курс
доллара хочешь узнать, но не знаешь, когда именно его объявят и каким
образом - вслух скажут или таблички у обменных пунктов будут
показывать.
- А зачем переворачивать-то?
- Опять долго объяснять.
- Попробуй.
Гиреев потер лоб ладонью и снова вздохнул. Похоже, он подыскивал
слова.
- Ты когда-нибудь думал, откуда у дикторов во взгляде такая тяжелая
сверлящая ненависть? - спросил он наконец.
- Брось, - сказал Татарский. - Они вообще в камеру не смотрят, это
только так кажется. Прямо под объективом стоит специальный монитор, по
которому идет зачитываемый текст и интонационно-мимические
спецсимволы. Всего их, по-моему, бывает шесть, дай-ка вспомнить...
Ирония, грусть, сомнение, импровизация, гнев и шутка. Так что никакой
ненависти никто не излучает - ни своей, ни даже служебной. Уж это я
точно знаю.
- А я и не говорю, что они что-то излучают. Просто, когда они
читают свой текст, им прямо в глаза смотрит несколько миллионов
человек, как правило очень злых и недовольных жизнью. Ты только
вдумайся, какой возникает кумулятивный эффект, когда столько обманутых
сознаний встречается в одну секунду в одной и той же точке. Ты знаешь,
что такое резонанс?
- Примерно.
- Ну вот. Если батальон солдат пойдет по мосту в ногу, то мост
может разрушиться. Такие случаи бывали, поэтому, когда колонна идет по
мосту, им дают команду идти не в ногу. А когда столько людей смотрит в
эту коробку и видит одно и то же, представляешь, какой резонанс
возникает в ноосфере?
- Где? - спросил Татарский, но в этот момент у него в кармане
зазвонил мобильный телефон, и он поднял ладонь, останавливая разговор.
В трубке громко играла музыка и слышались невнятные голоса.
- Ваван! - прорвался сквозь музыку голос Морковина. - Ты где? Ты
живой?
- Живой, - ответил Татарский. - Я в Расторгуеве.
- Слушай, - жизнерадостно продолжал Морковин, - мудаков этих
отпиздили, сейчас, наверно, в тюрьму отправим, дадим лет по десять.
Азадовский после допроса так смеялся, так смеялся! Он сказал, что ты
ему весь стресс снял. В следующий раз орден получишь вместе с
Ростроповичем. За тобой тачку прислать?
"Не, не уволят, - подумал Татарский, чувствуя, как приятное тепло
распространяется по телу от сердца. - Точно не уволят. И не грохнут".
- Спасибо, - сказал он. - Я домой поеду. Нервы никуда.
- Да? Могу понять, - согласился Морковин. - Езжай, лечись. А я
пойду - тут труба вовсю зовет. Только завтра не опаздывай - у нас
очень важное мероприятие. Едем в Останкино. Там, кстати, посмотришь
коллекцию Азадовского. Испанское собрание. Все, до созвона.
Спрятав телефон в карман, Татарский обвел комнату отсутствующим
взглядом.
- Меня, значит, за хомячка держат, - сказал он задумчиво.
- Что?
- Неважно. О чем ты говорил?
- Если коротко, - продолжал Гиреев, - вся так называемая магия
телевидения заключается в психорезонансе, в том, что его одновременно
смотрит много народу. Любой профессионал знает, что если ты уж
смотришь телевизор...
- Профессионалы, я тебе скажу, его вообще никогда не смотрят, -
перебил Татарский, разглядывая только что замеченную заплату на
штанине собеседника.
-...если ты уж смотришь телевизор, то надо глядеть куда-нибудь в
угол экрана, но ни в коем случае не в глаза диктору, иначе или гастрит
начнется, или шизофрения. Но надежнее всего перевернуть, вот как я
делаю. Это и значит не идти в ногу. А вообще, если тебе интересно,
есть пятый буддийский способ смотреть телевизор, высший и самый
тайный...
Часто бывает - говоришь с человеком и вроде нравятся чем-то его
слова и кажется, что есть в них какая-то доля правды, а потом вдруг
замечаешь, что майка на нем старая, тапки стоптанные, штаны заштопаны
на колене, а мебель в его комнате потертая и дешевая. Вглядываешься
пристальней, и видишь кругом незаметные прежде следы унизительной
бедности, и понимаешь, что все сделанное и передуманное собеседником в
жизни не привело его к той единственной победе, которую так хотелось
одержать тем далеким майским утром, когда, сжав зубы, давал себе слово
не проиграть, хотя и не очень еще ясно было, с кем играешь и на что. И
хоть с тех пор это вовсе не стало яснее, сразу теряешь интерес к его
словам, и хочется сказать ему на прощание что-нибудь приятное и уйти
поскорей и заняться, наконец, делами.
Так действует в наших душах вытесняющий вау-фактор. Но Татарский,
попав под его неощутимый удар, не подал виду, что разговор с Гиреевым
перестал быть ему интересен, потому что в голову ему пришла одна
мысль. Подождав, пока Гиреев замолчит, он потянулся, зевнул и как бы
невзначай спросил:
- Слушай, кстати, - а у тебя мухоморы еще остались?
- Есть, - сказал Гиреев, - только я с тобой не буду. Извини,
конечно, но после того случая...
- А мне дашь?
- Почему нет. Только здесь не ешь, очень тебя прошу.
Встав со стула, Гиреев открыл покосившийся настенный шкаф и вынул
оттуда газетный сверток.
- Здесь как раз дозняк. Ты где собираешься, в Москве?
- Нет, - ответил Татарский, - в городе меня колбасит. Я в лес
пойду. Раз уж выбрался на природу.
- Правильно. Подожди, я тебе водки отолью. Смягчает. Чистяком-то
сильно по мозгам дать может. Да ты не бойся, не бойся, у меня
"Абсолют" есть.
Подняв с пола пустую бутылочку от "Хеннесси", Гиреев отвинтил
пробку и стал осторожно переливать туда водку из литровой бутылки
"Абсолюта", которая действительно нашлась у него в том же шкафу, где
лежали грибы.
- Слушай, ты как-то с телевидением связан, - сказал он, - тут про
вас анекдот ходил хороший. Слышал про минет с песнями в темноте?
- Это там, где мужик включает свет и видит, что он один в комнате,
а на тумбочке у стены стеклянный глаз? Знаю. На работе самый модный.
Как ты, кстати, полагаешь, этот глаз и тот, что на долларе, - один и
тот же? Или нет?
- Не задумывался, - сказал Гиреев. - А что это ты записываешь? Как
телевизор смотреть?
- Нет, - сказал Татарский, - мысль одна по работе.
"Идея плаката, - записал он в свою книжечку. - Грязная
комната в паутине. На столе самогонный аппарат, у стола
алкоголик в потрепанной одежде (вариант - наркоман,
фильтрующий мульку), который переливает полученный продукт
из большой бутылки "Абсолюта" в маленькую бутылочку из-под
"Хеннесси". Слоган:
Absolut Hennessy
Предложить сначала дистрибьюторам "Абсолюта" и
"Хеннесси", а если не возьмут - "Финляндии", "Смирнофф" и
"Джонни Уокер"."
- Держи, - сказал Гиреев, протягивая Татарскому сверток и бутылку.
- Только давай договоримся. Ты, когда их съешь, больше сюда не
возвращайся. А то я все ту осень забыть не могу.
- Обещаю, - сказал Татарский. - Кстати, где тут недостроенная
радиолокационная станция? Я по дороге из машины видел.
- Это рядом. Пройдешь по полю, там дорога начнется через лес.
Увидишь проволочный забор - и вдоль него. Километра через три. Ты что,
погулять там хочешь?
Татарский кивнул.
- Не знаю, не знаю, - сказал Гиреев. - Так еще можно, а под
мухоморами... Старики говорят, что там место нехорошее. Хотя, с другой
стороны, где под Москвой хорошее найдешь!
В дверях Татарский обернулся и обнял Гиреева за плечи.
- Знаешь, Андрюха, - сказал он, - не хочу, чтобы это звучало
патетично, но спасибо тебе огромное!
- За что? - спросил Гиреев.
- За то, что иногда позволяешь жить параллельной жизнью. Без этого
настоящая была бы настолько мерзка!
- Ну спасибо, - ответил Гиреев, отводя взгляд, - спасибо.
Он был заметно тронут.
- Удачи в делах, - сказал Татарский и вышел прочь.
Мухоморы взяли, когда он уже с полчаса шел вдоль забора из
проволочной сетки. Сначала появились знакомые симптомы - дрожь и
приятная щекотка в пальцах. Потом из придорожных кустов выплыл столб с
надписью "Костров не жечь!", который он когда-то принял за Гусейна.
Как и следовало ожидать, при дневном свете сходства не ощущалось. Тем
не менее Татарский не без ностальгии вспомнил историю про короля птиц
Семурга.
- Семург, сирруф, - сказал в голове знакомый голос, - какая
разница? Просто разные транскрипции. А ты опять наглотался, да?
"Началось, - подумал Татарский, - зверюшка подъехала".
Но сирруф больше никак не проявил себя всю дорогу до башни. Ворота,
через которые Татарский когда-то перелезал, оказались открыты. На
территории стройки никого не было видно; вагончики-бытовки были
заперты, а с гриба-навеса для часового исчез когда-то висевший там
телефон.
Татарский поднялся на вершину сооружения без всяких приключений. В
башенке для лифтов все было по-прежнему - пустые бутылки и стол в
центре комнаты.
- Ну, - спросил он вслух, - и где тут богиня?
Никто не ответил, только слышно было, как где-то внизу шумит под
ветром осенний лес. Татарский прислонился к стене, закрыл глаза и стал
вслушиваться. Почему-то он решил, что это шумят ивы, и вспомнил
строчку из слышанной по радио песни: "Это сестры печали, живущие в
ивах". И сразу же в тихом шелесте деревьев стали различимы обрывки
женских голосов, которые казались эхом каких-то давным-давно сказанных
ему слов, заблудившихся в тупиках памяти.
"А знают ли они, - шептали тихие голоса, - что в их широко
известном мире нет ничего, кроме сгущения тьмы, - ни вдоха, ни выдоха,
ни правого, ни левого, ни пятого, ни десятого? Знают ли они, что их
широкая известность неизвестна никому?"
"Все совсем наоборот, чем думают люди, - нет ни правды, ни лжи, а
есть одна бесконечно ясная, чистая и простая мысль, в которой клубится
душа, похожая на каплю чернил, упавшую в стакан с водой. И когда
человек перестает клубиться в этой простой чистоте, ровно ничего не
происходит, и выясняется, что жизнь - это просто шелест занавесок в
окне давно разрушенной башни, и каждая ниточка в этих занавесках
думает, что великая богиня с ней. И богиня действительно с ней".
"Когда-то и ты и мы, любимый, были свободны, - зачем же ты создал
этот страшный, уродливый мир?"
- А разве это сделал я? - прошептал Татарский.
Никто не ответил. Татарский открыл глаза и поглядел в дверной
проем. Над линией леса висело облако, похожее на небесную гору, - оно
было таких размеров, что бесконечная высота неба, забытая еще в
детстве, вдруг стала видна опять. На одном из склонов облака был узкий
конический выступ, похожий на башню, видную сквозь туман. В Татарском
что-то дрогнуло - он вспомнил, что когда-то и в нем самом была
эфемерная небесная субстанция, из которой состоят эти белые гора и
башня. И тогда - давным-давно, даже, наверно, еще до рождения, -
ничего не стоило стать таким облаком самому и подняться до самого
верха башни. Но жизнь успела вытеснить эту странную субстанцию из
души, и ее осталось ровно столько, чтобы можно было вспомнить о ней на
секунду и сразу же потерять воспоминание.
Татарский заметил, что пол под столом прикрыт щитом из сколоченных
досок. Поглядев в щель между ними, он увидел черную дыру многоэтажной
пропасти. "Ну да, - вспомнил он, - это шахта лифта. А здесь машинное
отделение, как в комнате, где этот рендер. Только автоматчиков нет".
Сев за стол, он осторожно поставил ноги на доски. Сначала ему стало
страшновато, что доски под ногами подломятся и он вместе с ними
полетит вниз, в глубокую шахту с многолетними напластованиями мусора
на дне. Но доски были толстыми и надежными.
Помещение явно кто-то посещал, скорее всего - окрестные бомжи. На
полу валялись свежерастоптанные окурки папирос, а на столе лежал
обрывок газеты с телепрограммой на неделю. Татарский прочел название
последней передачи перед неровной линией обрыва:
0.00 - Золотая комната.
"Что за передача? - подумал он. - Наверно, что-то новое". Положив
подбородок на сложенные перед собой руки, он уставился на фотографию
бегущей по песку женщины, которая висела там же, где и раньше. При
дневном свете стали заметны пузыри и пятна, проступившие на бумаге от
сырости. Одно из пятен приходилось прямо на лицо богини, и в дневном
свете оно показалось покоробившимся, рябым и старым. Татарский допил
остаток водки и прикрыл глаза.
Короткий сон, который ему привиделся, был очень странным. Он шел по
песчаному пляжу навстречу сверкавшей на солнце золотой статуе - она
была еще далеко, но уже было видно, что это женский торс без головы и
рук. Рядом с Татарским медленно трусил сирруф, на котором сидел
Гиреев. Сирруф был печален и походил на замученного работой ослика, а
крылья, сложенные на его спине, напоминали старое войлочное седло.
- Вот ты пишешь слоганы, - говорил Гиреев, - а ты знаешь самый
главный слоган? Можно сказать, базовый?
- Нет, - отвечал Татарский, щурясь от золотого сияния.
- Я тебе скажу. Ты слышал выражение "Страшный суд"?
- Слышал.
- На самом деле ничего страшного в нем нет. Кроме того, что он уже
давно начался, и все, что с нами происходит, - просто фазы
следственного эксперимента. Подумай - разве Богу сложно на несколько
секунд создать из ничего весь этот мир со всей его вечностью и
бесконечностью, чтобы испытать одну-единственную стоящую перед ним
душу?
- Андрей, - отвечал Татарский, косясь на его стоптанные тапки в
веревочных стременах, - хватит, а? Мне ведь и на работе говна хватает.
Хоть бы ты не грузил.
Золотая комната
Когда с Татарского сняли повязку, он уже совершенно замерз.
Особенно холодно было босым ступням на каменном полу. Открыв глаза, он
увидел, что стоит в дверях просторного помещения, похожего на фойе
кинотеатра, где, судя по всему, происходит нечто вроде фуршета. Он
сразу заметил одну странность - в облицованных желтым камнем стенах не
было ни одного окна, зато одна из стен была зеркальной, из-за чего
освещенный яркими галогенными лампами зал казался значительно больше,
чем был на самом деле. Собравшиеся в зале люди тихо переговаривались и
разглядывали листы с машинописным текстом, развешанные по стенам.
Несмотря на то что Татарский стоял в дверях совершенно голый,
собравшиеся не обратили на него особого внимания - разве что
равнодушно поглядели двое или трое. Татарский много раз видел по
телевизору практически всех, кто находился в зале, но лично не знал
никого, кроме Фарсука Сейфуль-Фарсейкина, стоявшего у стены с бокалом
в руке. Еще он заметил секретаршу Азадовского Аллу, занятую разговором
с двумя пожилыми плейбоями, - из-за распущенных белесых волос она
походила на немного грешную медузу. Татарскому показалось, что где-то
в толпе мелькнул клетчатый пиджак Морковина, но он сразу же потерял
его из виду.
- Иду-иду, - долетел голос Азадовского, и он появился из прохода в
какое-то внутреннее помещение. - Прибыл? Чего у дверей стоишь? Заходи,
не съедим.
Татарский пошел ему навстречу. От Азадовского попахивало винцом; в
галогенном свете его лицо выглядело усталым.
- Где мы? - спросил Татарский.
- Примерно сто метров под землей, район Останкинского пруда. Ты
извини за повязочку и все дела - просто перед ритуалом так положено.
Традиции, мать их. Боишься?
Татарский кивнул, и Азадовский довольно засмеялся.
- Плюнь, - сказал он. - Это все туфта. Ты пока прогуляйся, посмотри
новую коллекцию. Два дня как развесили. А у меня тут пара важных
терок.
Он поднял руку и щелчком пальцев подозвал секретаршу.
- Вот Алла тебе и расскажет. Это Ваван Татарский. Знакомы? Покажи
ему тут все, ладно?
Татарский остался в обществе секретарши.
- Откуда начнем осмотр? - спросила она с улыбкой.
- Отсюда и начнем, - сказал Татарский. - А где коллекция?
- Так вот она, - сказала секретарша, кивая на стену. - Это
испанское собрание. Кого вы больше любите из великих испанцев?
- Это... - сказал Татарский, напряженно вспоминая подходящую
фамилию, - Веласкеса.
- Я тоже без ума от старика, - сказала секретарша и посмотрела на
него холодным зеленым глазом. - Я бы сказала, что это Сервантес кисти.
Она аккуратно взяла Татарского за локоть и, касаясь его голой ноги
высоким бедром, повела к ближайшему листу бумаги на стене. Татарский
увидел на нем пару абзацев текста и синюю печать. Секретарша близоруко
нагнулась к листу, чтобы прочесть мелкий шрифт.
- Да, как раз это полотно. Довольно малоизвестный розовый вариант
портрета инфанты. Здесь вы видите нотариальную справку, выданную
фирмой "Оппенхайм энд Радлер", о том, что картина действительно была
приобретена за семнадцать миллионов долларов в частном собрании.
Татарский решил не подавать виду, что его что-то удивляет. Да он,
собственно, и не знал толком, удивляет его что-то или нет.
- А это? - спросил он, указывая на соседний лист бумаги с текстом и
печатью.
- О, - сказала Алла, - это наша жемчужина. Это Гойя, мотив Махи с
веером в саду. Приобретена в одном маленьком кастильском музее.
Опять-таки "Оппенхайм энд Радлер" не даст соврать - восемь с половиной
миллионов. Изумительно.
- Да, - сказал Татарский. - Правда. Но меня, честно говоря, гораздо
больше привлекает скульптура, чем живопись.
- Еще бы, - сказала секретарша. - Это потому что в трех измерениях
привыкли работать, да?
Татарский вопросительно посмотрел на нее.
- Ну, трехмерная графика. С бобками этими...
- А, - сказал Татарский, - вы вот про что. Да, и работать привык, и
жить.
- Вот и скульптура, - сказала секретарша и подтащила Татарского к
новому бумажному листу, где текста было чуть побольше, чем на
остальных. - Это Пикассо. Керамическая фигурка бегущей женщины. Не
очень похоже на Пикассо, вы скажете? Правильно. Но это потому, что
посткубистический период. Тринадцать миллионов долларов почти, можете
себе представить?
- А сама статуя где?
- Даже не знаю, - пожала плечами секретарша. - Наверно, на складе
каком-нибудь. А если посмотреть хотите, как выглядит, то вон каталог
лежит на столике.
- А какая разница, где статуя?
Татарский обернулся. Сзади незаметно подошел Азадовский.
- Может, и никакой, - сказал Татарский. - Я, по правде сказать,
первый раз сталкиваюсь с коллекцией такого направления.
- Это самая актуальная тенденция в дизайне, - сказала секретарша. -
Монетаристический минимализм. Родился, кстати, у нас в России.
- Иди погуляй, - сказал ей Азадовский и повернулся к Татарскому: -
Нравится?
- Интересно. Только не очень понятно.
- А я объясню, - сказал Азадовский. - Это гребаное испанское
собрание стоит где-то двести миллионов долларов. И еще тысяч сто на
искусствоведов ушло. Какую картину можно, какая будет не на месте, в
какой последовательности вешать и так далее. Все, что упомянуто в
накладных, куплено. Но если привезти сюда эти картины и статуи, а там
еще гобелены какие-то есть и доспехи, тут пройти будет негде. От одной
пыли задохнешься. И потом... Честно сказать - ну, раз посмотрел на эти
картины, ну два, а потом - чего ты нового увидишь?
- Ничего.
- Именно. Так зачем их у себя-то держать? А Пикассо этот, по-моему,
вообще мудак полный.
- Здесь я не вполне соглашусь, - сглотнув, сказал Татарский. - Или,
точнее, соглашусь, но только начиная с посткубистического периода.
- Я смотрю, ты башковитый, - сказал Азадовский. - А я вот не рублю.
Да и на фига это надо? Через неделю уже французская коллекция будет.
Вот и подумай - в одной разберешься, а через неделю увезут, другую
повесят - опять, что ли, разбираться? Зачем?
Татарский не нашелся, что ответить.
- Вот я и говорю, незачем, - констатировал Азадовский. - Ладно,
пошли. Пора начинать. Мы потом сюда еще вернемся. Шампанского выпить.
Развернувшись, он пошел к зеркальной стене. Татарский последовал за
ним. Дойдя до стены, Азадовский толкнул ее рукой, и вертикальный ряд
зеркальных блоков, бросив на него электрический блик, бесшумно
повернулся вокруг оси. В возникшем проеме стал виден сложенный из
грубых камней коридор.
- Входи, - сказал Азадовский. - Только пригнись, здесь потолок
низкий.
Татарский вошел в коридор, и ему стало еще холодней от сырости.
"Когда же одеться дадут?" - подумал он. Коридор был длинным, но
Татарский не видел, куда он ведет, - было темно. Иногда под ноги
попадал острый камушек, и Татарский морщился от боли. Наконец впереди
забрезжил свет.
Они вышли в небольшую комнату, обшитую вагонкой, которая напомнила
Татарскому раздевалку перед тренажерным залом. Собственно, это и была
раздевалка, о чем свидетельствовали шкафчики у стены и два пиджака,
висевшие на вешалке. Кажется, один из них принадлежал Саше Бло, но
Татарский не был уверен до конца - у того было слишком много разных
пиджаков. Из раздевалки был второй выход - темная деревянная дверь с
золотой табличкой, на которой была выгравирована ломаная линия,
похожая на зубья пилы. Татарский еще со школы помнил, что так выглядит
египетский иероглиф "быстро". Он запомнил его только потому, что с ним
была связана одна смешная история: древние египтяне, как объяснял
учитель, делали все очень медленно, и поэтому короткая зубчатая линия)
означавшая "быстро", становилась в надписях самых великих и
могущественных фараонов очень длинной и даже писалась в несколько
строк, что означало "очень-очень быстро".
Вокруг умывальника висело три похожих на распоряжения неведомой
администрации листа с машинописным текстом и печатями (Татарский,
впрочем, догадался, что это никакие не распоряжения, а, скорей всего,
часть испанского собрания), а одна из стен была занята стеллажом с
маленькими пронумерованными ячейками, в которых лежали бронзовые
зеркала и золотые маски, такие же точно, как у Азадовского в приемной.
- Чего? - сказал Азадовский, расстегивая пиджак. - Спросить что-то
хочешь?
- А что это за бумаги на стенах? - спросил Татарский. - Тоже
испанское собрание?
Вместо ответа Азадовский вынул свой сотовый телефон и нажал
единственную кнопку на клавиатуре.
Дата публикования: 2014-12-25; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!