Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность и структура духовного мира личности



Содержание духовного мира личности.

Включает все структурные элементы общественного сознания, однако является самостоятельным явлением.

Процесс формирования инд. сознания и духовного мира начинается с приобретения знаний, с получения чувственного опыта.

Приобретение знаний происходит в процессе включения человека в коммуникативный процесс (семья, школа и т.д.)

Ступени развития духовного мира личности:

1. Рассудок – основанная на знании и уме способность к анализу, оценке явлений, определенном характере отношения к ним в соответствии с потребностями и интересами личности, группы, класса, общества

2. Разум – основанная на знаниях, уме рассудке способность человека согласовывать свои действия и поступки, слова и дела не только с потребностями и интересами личности, общества, но и с требованиями действующих объективных законов природы, общества и мышления

Структурные элементы духовного мира личности:

вера убеждение

мировоззрение

Вера – чувственно - эмоциональное состояние психики, которое характеризуется:

1. способностью воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются ли они действительно истинными или ложными

2. знания, принятые как истинные становятся для личности способом видения и понимания действительности

3. жизненно-значимые знания, принятые как истина, превращаются в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков

4. истинность знаний не получает своего подтверждения практикой и достаточной аргументацией

Убеждение – характеризуется тем, что в отличие от веры, истинность подтверждается житейской практикой, достаточной аргументацией и опирается на конкретные факты и обоснования.

Мировоззрение – это обобщенное знание человека об окружающем мире, превратившееся в присущий ему способ видения, понимания, анализа, оценки явлений действительности, определенный характер отношения к ним, характер поступков и действий.

Духовный мир личности – это характеристика личности с т.з. ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, позволяющая определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

ñ Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.

ñ Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

ñ Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования.

Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

1. Познание (хочу все знать).

2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

Особенности духовного потребления.

ñ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

ñ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

ñ От общественных условий.

ñ От духовных запросов человека.

ñ От моды.

Средства достижения цели:

ñ Материальные возможности.

ñ Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.

ñ Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в своей основе) человеку от рождения. Потребность индивида в освоении мира культуры имеет для него характер социальной необходимости, иначе он не станет человеком. Естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитании и образовании.

В духовных (научных, эстетических, религиозных) ценностях выражаются общественная природа человека, а также условии его бытии. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития социума. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и проч. человечество выражает свое отношение к реальности и противопоставляет ей определенное идеальное состояние общества, которое должно быть установлено.Во имя удовлетворения духовных потребностей организуется духовная деятельность: обучение, воспитание, добывание и систематизация знаний, формирование верований или атеистическая деятельность, художественно-эстетическое творчество и т.п. От ее полноты и результатов во многом зависит удовлетворение соответствующих потребностей.
10. Классическая социология об особенностях функционирования духовной жизни

1. Конт

Функционирование духовной жизни нужно связать с:

1. Процессом познания (разум во главе всего). Познание как главная движущая сила истории àистория познания à 3 стадии развития человеческого духа

2. Социальным чувством. В природе человека изначально заложено социальное чувство, благодаря которому становится возможным само существование общества. Социальное чувство: умственные, нравственные и эстетические способности. Взаимосвязь познания и социального чувства: Развитие умственной способности – определяющий фактор развития социального чувства и общества в целом

} В позитивной стадии будет дествовать система принципов, осуществление которых приведет к гармонии порядка и прогресса (и соответственно в духовной жизни).

3. Разделением власти: на Политическая или Светская власть: хранители капиталов, капиталисты, крупные банкиры, промышленники, землевладельцы. Политическая власть должна быть у людей, руководящих промышленностью. И Духовная власть: философы-позитивисты. Ее сфера деятельности – решение нравственных, воспитательных и духовных вопросов.

4. Пролетарии. Моральное превосходство пролетариев над другими слоями общества (стремление к уничтожению классовых различий, труд на благо обществу за минимальную заработную плату, альтруизм).

5. Все социальные проблемы носят не столько политический, сколько моральный характер. Движущими силами позитивного развития должны быть альтруизм и чувство солидарности.

2. Маркс

• Пирамида! = базис + надстройка. В базисе Экономическая структура общества(производственные отношения и производительные силы), в надстройке совокупность форм общественного сознания: политические, правовые, религиозные институты общества и нравственные, эстетические и философские воззрения в нем. (в общем духовная жизни рассматривается как надстройка, которая определяется базисом(экономической основой)).

Исторический материализм рассматривает человеческое бытие как специфическую форму материального и исходит из того, что не сознание людей определяет их бытие, а общественное бытие определяет их сознание

· Такие формы общественного сознания, как мораль, религия, искусство и т.д. опосредованно отражают общественное бытие. «Всякая религия – это не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни.»

· Наиболее адекватные капиталистическому обществу религии – протестантизм и деизм

3. Дюркгейм. ОБЩЕСТВО à индивид

Общество-совокупность таких коллективных представлений, которые люди воспринимают как собственные, но на самом деле они принадлежат внешней реальности, (и духовная сфера также включена в эти представления). Духовная жизнь, которая включает в себя философские, религиозные, нравственные категории, также основывается на коллективном сознании, которое превосходит наше индивидуальное сознание.

} Понятие «социальный факт»

- Способы мышления, действия и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой ему навязываются. Они диктуют индивиду способы поведения. Религия относится к этой надындивидуальной реальности (социальному факту), т.е. все эти верования, ценности, норма, ритуалы, которые охватывает религия, обеспечивают единство социальной системы.

Религия – это не обязательно что-то, что связано с верой в Бога. Это Это способ руководства человеческим поведением и образом жизни, механизмы такой регуляции работают на подсознательном уровне. Поведение индивидов определяется соответствующими определенной религии ценностями, выводится «моральная модель»

Вебер

Понимающая социология à социология должна изучать содержание и мотивы действий людей, основанных на определенных ценностях, т.е. необходимо понять содержание духовного мира субъектов действия.

Функционирование духовной жизни можно тогда связать с:

} Ценности – это форма человеческого мышления, «угол нашего зрения». Ценности выступают в роли сознательных установок людей, которые определяют содержание и направленность их поведения и деятельности

} Идеальные типы - некая идеальная модель адекватных средств выражения действительности, они объективно отвечают интересам человека в данный момент и вообще в современную эпоху.

} В качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а так же вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции. Они выступают в качестве своеобразных ориентиров и критериев, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь.

Ну и про протестантскую этику - упор в протестантизме делается на моральной практике, выражающейся в мирском служении человека. Взаимосвязь этического кодекса протестантизма и духа капитализма, основанном на идеале предпринимателя-рационалиста.

34. Свобода творчества и нравственность

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1-5,7].

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и пр.

В начале ХХI века в России также было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо "Божественными правами и свободами" [4]. Основу пятого поколения прав составляют Любовь, информация и энергия.

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

С учётом открытия вышеуказанных поколений прав, предметом нашего рассмотрения являются Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституции РФ (статьи 26 и 37) закреплено право человека на труд и творчество.

Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре: Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [10]. Органы государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества (часть 2 статьи Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"). Аналогичная правовая норма содержится в Федеральном законе "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" в отношении творчества архитектора (часть 2 статья 15).

В науке под творчеством понимают процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Согласно словарю В.И.Даля, творить - что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит [12].

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. указывается: "XIV.2. Латинское слово cultura, означающее "возделывание", "воспитание", "образование", "развитие", происходит от слова cultus - "почитание", "поклонение", "культ". Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2. 15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является богозаповеданным деланием человека.

Существенной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Подвергается опасности прочность всего социального здания, подрывается вера многих людей в свободу, да и позитивные перспективы общественного развития в целом.

Налицо насущная потребность в нравственно-философском переосмыслении и теоретическом упорядочивании имеющихся суждений о свободе и ответственности как наиболее востребованных и вместе с тем загадочных составляющих социокультурного бытия. Здесь существует множество проблем. Так, игнорирование собственно человеческого содержания свободы ведёт не только к неоправданной политизации известных свобод, но и к принижению или даже игнорированию личностного начала самой ответственности.

В связи с этим целесообразно выделить ключевые моменты, характеризующие свободу комплексно, в контексте всего жизненного поля человека, преимущественно на личностном уровне. Думается, что утверждение И. Канта в «Основах метафизики нравственности» о том, что свободу должно полагать как свойство воли всех разумных существ, относится именно к этому уровню.

Содержание и разнообразные формы свободы развёртываются на базе свободы воли и сознания человека как субъекта практически-преобразующей и познавательной деятельности. Нельзя забывать также о многообразных желаниях людей. То, что принято называть безотчетными порывами, спонтанной активностью, многое объясняет в человеческих поступках. Необъяснимая привлекательность свободы, устойчивое желание обладать ею и одновременно страх потерять её сродни чувству любви.

нравственность полноценно живёт и воспроизводится только благодаря целенаправленному культивированию свободы человека. Принуждение к доброте бессмысленно, а вот злым человек становится под давлением обстоятельств. По существу целенаправленное воспроизводство и обогащение свободы новым содержанием осуществляются с прицелом на некий нравственный ориентир, идеал, важнейшей частью которого выступает именно ответственность.

Существуя в обществе, свобода как в воздухе нуждается в индивидуальных и групповых взаимодействиях, касающихся, прежде всего, организации и улучшения совместной жизнедеятельности. Соответствующее качество последней, в свою очередь, обеспечивается лишь в том случае, если человек ответственен перед собой как личностью, перед другими людьми и обществом в целом. Решающую роль играет совесть с её нравственным самоконтролем и самооценкой совершаемых поступков.

Вместе с тем, говоря об ответственности, часто имеют в виду лишь юридическую санкцию, преувеличение которой проистекает из философской позиции, близкой к социологизаторству. В результате игнорируются личная инициатива, сознательное кооперирование усилий и результатов, да и внутренний фактор ответственности как таковой. Субъект социокультурного процесса берётся лишь как объект чьей-то воли или властного давления извне. В действительности же быть ответственным за тот или иной поступок – значит признать себя его автором и принять его последствия (А. Лэнгле, 2004).

Подобно тому, как хаос внутренне тяготеет к порядку, свобода, особенно если брать достаточно зрелый уровень её развития, внутренне нуждается в позитивном содержании. В данном случае не обойтись без выношенных самими людьми ответственных решений, добровольно принимаемых на себя обязательств перед кем-либо. В противном случае рано или поздно происходит откат назад, даже потеря самого интереса к свободе.

Наличие и степень ответственности определяются, прежде всего, собственно нравственными чувствами и представлениями людей. В известном смысле «в морали человек ответственен только за самого себя…» (А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян, 1998). Вторичные, так сказать, виды ответственности – групповая, классовая, гражданская, правовая, - в конечном счете, зависят от морально-нравственного основания в человеке и обществе. Имеется и обратное влияние.

Только философски ориентированное самопознание, нахождение индивидом фундамента ответственности в самом себе могут, в конечном счёте, обеспечить хотя бы относительную гармонию между личными интересами и общественными, в том числе правовыми, требованиями. Кроме того, игнорирование тесной связи свободы и ответственности на базе нравственности означает оправдание несправедливости, ибо допускает разного рода манипуляции с людьми внутри некоего приемлемого для немногих искусственного целого.

Билет 18. Социальная идентификация как форма проявления общественного сознания. Социальная идентификация и социальная идентичность.

Идентичность как результат процесса идентификации (приобщение к себе подобным, уподобление кому-то/чему-то) характеризует качество отношения индивида с единомышленниками. «Образ мы» включает в себя также представления о себе и о других, а также о культуре, языке, территории, государстве, истории.

Социальная идентификация разворачивается на фоне становления личностной идентичности человека.

Дальше можно сказать про 2 исследования: анекдоты и государственной идентичности.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

Ø В числе наиболее актуальных аспектов социальной идентичности в современном российском обществе можно назвать гендерную, профессиональную, возрастную и этническую идентичности.

Ø Среди социально-идентификационных признаков самыми значимыми являются психологические и социально-психологические особенности, то есть они чаще других являются основанием для социальной идентификации конкретной личности. Социальные признаки оказываются менее важными, возможно, в силу того, что являются слишком неопределенными для обыденного сознания.

Ø Определенную роль в формировании социальной идентичности играют телесные признаки, которые на уровне обыденного стереотипизированного сознания выступают фундаментальным и незыблемым основанием отнесения себя и других к определенным социальным группам и приписывания на этой основе определенных психологических и социально-психологических качеств.

Опрос студентов показал высокую значимость для них государственной идентичности. 89% опрошенных заявили: «Граждане России – это мы», что заметно выше данных в целом по России. В ходе интервью уточнялось, какие смыслы вкладывают студенты в выражение «быть россиянином, быть гражданином России». Выявилась, что быть россиянином означает «ощущать себя гражданином России»; «ощущать единство с гражданами России».

Российская идентичность связана с представлениями о месте страны в мире, с идеей державности. Россия «должна быть сильной и конкурентоспособной». Студенты разделяют идею державности: «В идеале Россия заслуживает высокого места, потенциал есть, чтобы нормально жить». И с точки зрения влияния на мировую политику: «Нужно стремиться к лучшему представлению своего государства, чтобы были достойные позиции».

Есть и другое восприятие страны: «Сейчас Россия – это что-то большое и абсолютно несистематизированное».

Другими важными составляющими государственной идентичности являются представления о территории, месте рождения, природе. К примеру, идентификация с территорией колебалась в пределах от 26% (1999 г.) до 32% (2003 г.).

Патология (от греч. pathos - страдание, боль, болезнь; и logos - изучение) — отклонение от нормального состояния или процесса развития. Патология исследует процессы отклонения от нормы.

Идеоло́гия (греч. ιδεολογία) — система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Идеология (в рамках системно-управленческого подхода) -это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления.

Идеология по К. Марксу — ложное сознание, выражающее специфические интересы определённого класса, выдающиеся за интересы всего общества.

Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем

К XIX веку сложились 4 идеологии:

1. Либеральная

2. Консервативная

3. Социалистическая (Коммунистическая)

4. Националистическая

В XX веке появилась Фашистская идеология.

Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью.

Идеалом либерализма является общество со свободой действий для каждого, свободным обменом политически значимой информацией, ограничением власти государства и церкви, верховенством права, частной собственностью[1] и свободой частного предпринимательства. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника познания. Фундаментальные принципы либерализма включают индивидуальные права (на жизнь, личную свободу и собственность); равные права и всеобщее равенство перед законом; свободную рыночную экономику; правительство, избираемое на честных выборах; прозрачность государственной власти. Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение.

XX век ознаменовался возникновением идеологий, напрямую противопоставивших себя либерализму. В СССР большевики приступили к ликвидации остатков капитализма и личной свободы граждан, в то время как в Италии появился фашизм, который, по словам лидера этого движения Бенито Муссолини, являл собой «третий путь», отрицающий как либерализм, так и коммунизм. В СССР частная собственность на средства производства была запрещена ради достижения социальной и экономической справедливости. Правительства в Италии и особенно в Германии отрицали равенство людей в правах. В Германии это выражалось в пропаганде расового превосходства т. н. «арийской расы», под которой понимались немцы и некоторые другие германские народы, над другими народами и расами. В Италии Муссолини ставка делалась на представление о итальянском народе, как о «государстве-корпорации». И коммунизм, и фашизм стремились к государственному контролю над экономикой и централизованному регулированию всех аспектов жизни общества. Оба режима также утверждали приоритет общественных интересов над частными и подавляли личную свободу. С точки зрения либерализма, эти общие черты объединяли коммунизм, фашизм и нацизм в единую категорию — тоталитаризм. В свою очередь, либерализм начал определять себя как противника тоталитаризма и рассматривать последний как наиболее серьёзную угрозу для либеральной демократии.

Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.

В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков», хотя при этом не отвергается развитие общества, если оно является постепенным, эволюционным. Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма.

Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, не взирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными (шовинизм, ксенофобия и др.)[3]. В академической среде отождествление национализма с его крайними формами считается ошибочным. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Национа́л-социали́зм (нем. Nationalsozialismus, сокращённо нацизм) — официальная политическая идеология Третьего рейха.

Современной политологией, как правило, национал-социализм ассоциируется с фашизмом и классифицируется как одна из его разновидностей, несмотря на то, что фашизм — это более широкое понятие. (Однако, стоит заметить, что классические формы фашизма и нацизма существовали только в Италии и Германии соответственно, поэтому по своей природе они уникальны).[ источник? ]

Фаши́зм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — как политологический термин, является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политические режимы диктаторского типа.

В более узком историческом смысле, под фашизмом понимается массовое политическое движение, существовавшее в Италии в 1920-е — начале 1940-х под руководством Б. Муссолини.

В идеологии, историографии и пропаганде в СССР, других социалистических странах и коммунистических партиях под фашизмом понимались также нацистское движение в Германии 20-х — первой половины 40-х гг. ХХ ст. (см. нацизм), а также политические движения в странах мира, открыто противостоящие коммунистической идеологии с крайне правых позиций.

Основными характеристиками фашизма являются: господство правой идеологии, традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, этатизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, опора на достаточно значительную часть населения, не относящегося к правящим классам. В некоторых случаях для фашизма характерно неприятие монархии.

Для фашистских государств характерно наличие развитой рыночной экономики при сильной регулирующей роли государства, огосударствление всех сторон жизни общества посредством создания системы массовых организаций, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов либеральной демократии.

Шовини́зм (фр. chauvinisme) — идеология и политика агрессивного национализма, проповедь национальной исключительности и превосходства.

Также, термин может использоваться для обозначения идеологии и практики гендерного превосходства (мужской/женский шовинизм), иначе именуемого сексизмом. В таком значении был введён в оборот в западных странах в 1960-е в среде сторонников феминизма.

Предвзятое, то есть не основанное на свежей, непосредственной оценке каждого явления, а выведенное из стандартизованных суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений психологи называют стереотипом. Иначе говоря, стереотипизирование состоит в том, что сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ, характеризующие (правильно или ложно) класс таких явлений. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».

Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляет его поведение. Стереотип может быть истинным и ложным. Он может вызывать и положительные эмоции, и отрицательные. Его суть в том, что он выражает отношение, установку данной социальной группы к определенному явлению.

И в национальной психологии существуют такого рода стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое фиксирует ее – действительные и воображаемые – специфические черты. Любая нация интуитивно ассоциируется с тем или иным образом. Часто говорят: «Японцам свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.

Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего собственного народа и есть то, что на языке социальной психологии называется этноцентризмом.

Предубеждение определяется как «враждебная установка по отношению к этнической группе или ее членам как таковым» или же «неблагоприятная установка к объекту, которая имеет тенденцию быть крайне стереотипизированной, эмоционально заряженной и нелегко поддается изменению под влиянием противоположной информации». В «Словаре по общественным наукам», выпущенном ЮНЕСКО, читаем: «Предубеждение – это негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам; она характеризуется стереотипными убеждениями; установка вытекает больше из внутренних процессов своего носителя, чем из фактической проверки свойств группы, о которой идет речь».

Итак, отсюда следует, видимо, что речь идет об обобщенной установке, ориентирующей на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; эта установка имеет характер стереотипа, стандартного эмоционально окрашенного образа – это подчеркивается самой этимологией слов предрассудок, предубеждение, то есть нечто, предшествующее рассудку и сознательному убеждению; наконец эта установка обладает большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.

Известны общества, в которых этнические предубеждени я имели характер официально принятых социальных норм, например, антисемитизм в фашистской Германии, – но это не мешало им оставаться предубеждениями, хотя фашисты и не считали их таковыми.

Ребят, в чистом виде 17 билет в инете не нашла, но здесь вроде не сложно…

Вступление: формирование духовной жизни личности идет через удовлетворение ее духовных потребностей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. – далее начинаете рассказывать билет №12 про дух.потребности)), билет №15 про дух.ценности)), а также билет №14 про дух потребление.

Также важно помнить, Важнейшие составляющие духовного мира человека — мировоззрение, убеждение, вера. Мировоззрение - сложная система взглядов человека на мир, которые разделяются членами его социальной группы (поколения, страны, социального класса, религиозной общины и т.д.). Для мировоззрения характерна комплексность мировосприятия, а также наличие оценочной составляющей, выражающейся в определенном отношении людей к окружающей действительности.

Мировоззрение человека складывается в процессе его социализации и активной жизнедеятельности как члена общества. Социализация предполагает усвоение индивидом ценностей и социальных норм, принятых в данной культуре, и формирование на их основе индивидуальной системы ценностей и эталонов поведения. Именно они становятся важнейшим фильтром восприятия, осознания и понимания человеком реальной действительности. Эта индивидуальная система ценностей и норм является показателем восприятия любых объектов, явлений, процессов. При этом индивидуальный опыт человека, яркие значимые события его жизни могут вносить коррективы в сложившиеся фильтры восприятия.

С течением времени, в процессе накопления эмоционально окрашенных, оценочных суждений об окружающем мире и их систематизации, у человека складывается устойчивая система взглядов на мир — его мировоззрение. Так как в основе формирования мировоззрения лежали общепринятые ценности какой-либо социальной общности, мировоззрение ее членов будет сходно.

Выделяют следующие виды мировоззрения: обыденное, религиозное, научное, гуманистическое.

Обыденное (житейское) мировоззрение формируется стихийно, являясь результатом непосредственного жизненного опыта человека. Оно наиболее субъективно, ненаучно, доходчиво и присуще любому человеку.

Религиозное мировоззрение — это мировоззрение, сформированное на основе осознания и принятия человеком определенного религиозного учения, выстроенной этим учением картины мира. Часто это мировоззрение отражает общечеловеческие ценности, универсальные важнейшие морально-нравственные нормы, однако оно игнорирует, а подчас противоречит научным взглядам на мир.

Научное мировоззрение — опирается на достижения науки, научную картину мира. Его слабость выражается в недостаточной вовлеченности человека в конструируемый им образ мира.

Гуманистическое мировоззрение— мировоззрение будущего, представляющее собой оптимальный синтез отдельных качественно отличных проявлений мировосприятия человека.





Дата публикования: 2014-12-25; Прочитано: 672 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...