Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кудеевка в панике



НО ПРАВДЫ ЗНАТЬ НИКТО НЕ ХОЧЕТ

Наша Кудеевка в панике. Люди в шоке, пришло известие, что на нас надвигается гибель», - так начинается письмо в редакцию от пенсионерки Анны Ширяевой. Естественно, редакцию не могли не обеспокоить такие строки.

Как выяснилось, панику в селе посеяло известие, что на Башкир-ском керамическом заводе готовятся начать новое производство – обжиг марганцовистого известняка, разработки которого с начала двухтысячных годов ведутся в нашем же районе, на территории Красновосходского сельсовета близ деревни Тюлька-Тюба. Каким-то образом эта новость моментально обросла слухами, и вот уже в Кудеевке, как рассказывают местные жители, появились листовки, где на фоне костей и черепа описывается, какое это страшное вещество – марганец. По мнению многих кудеевцев, смерть от него неминуема. К тому же, вдруг оказалось, что марганец радиоактивен, а подтверждение тому – опять же слух, что на предприятие, добывающее известняк, берут на работу мужчин только после сорока лет и чтобы детей было у работника не менее двух.

Пришлось, прежде чем отправиться в поселок керамиков, вспомнить химию, обратиться к специальной литературе. Больше всего меня успокоило то, что бледно-розовый раствор марганцовки медики позволяют даже принимать внутрь. В Интернете нашла приказ министерства природных ресурсов РФ от 5.06.2001 года № 511, которым устанавливаются классы опасности отходов для окружающей среды, по степени воздействия на организм и т. д. Оказалось, что марганец входит в группу умеренно опасных веществ, где находятся также алюминий, железо, медь, серебро, фосфаты, этиловый спирт (НЗС-СН2-ОН) и другие.

Пока в Кудеевке я дошла до завода, успела услышать, что переработка марганцевой руды (известняк уже превратился в руду) идет на предприятии в обстановке строгой секретности, по ночам. Под покровом темноты поступает сырье и новое оборудование. Страшная тайна известна всему селу, как говорится, и старым, и малым. Естественно, и я потребовала от директора показать мне, представителю средств массовой информации, где они прячут руду. Директор – Сергей Александрович Афанасьев – болезненно поморщился и поправил: «Не руда, а известняк. Проводились только разовые лабораторные испытания. И эти несколько кирпичиков уже отправлены в Санкт-Петербург. Если качество дегидратирования известняка (удаление влаги из породы) их не удовлетворит, вообще никакого производства здесь не будет. Да к тому же, из Нижнего Тагила уже приезжали. Пытаются перебить заказ». Но журналисты народ настырный. Пришлось директору пригласить своих коллег. Но и начальники цехов М. Петрова, А. Глинцова, инженеры и другие подтвердили, что никакого тайного производства нет и все вместе поудивлялись, откуда эти слухи?

Известно, когда чего-то нет, хочется, чтобы оно было. Поэтому я задала директору следующий вопрос: а что дало бы заводу и поселку открытие дополнительного производства? И услышала следующее.

В настоящее время на БКЗ трудится 190 человек, а когда-то количество рабочих превышало пятьсот. В то же время в Кудеевке официально зарегистрировано 34 безработных, реальная безработица, конечно же, больше. Многие кудеевцы, в основном молодежь, работают в Уфе, Иглино и даже в Челябинской области. Если бы удалось открыть дополнительное производство, появилось бы как минимум 80 рабочих мест. Причем потребовались бы высококлассные специалисты. А это значит, что появился бы шанс найти хорошо оплачиваемую работу в родном селе у молодежи, и она бы знала, куда пойти учиться.

В разговор вступила глава Кудеевского сельского поселения Ирина Александровна Филиппова. Новые рабочие места – это хорошо не только для конкретных людей и их семей, но и для всего поселка. Ведь это и дополнительные поступления в бюджет, а значит – возможность благоустройства, решения социально важных вопросов, которых накопилось множество.

«Ну, а в вдруг все-таки марганцовистый известняк опасен для окружающей среды и людей?» - вновь усомнилась я.

А. С. Афанасьев в ответ привел неоспоримый довод: в карьере, где добывается известняк, показатели безопасности предельно допустимых концентраций (ПДК) находятся под постоянным контролем. Разработкой карьера занимается серьезная организация – филиал ОАО «АНК «Башнефть» - «Башминералресурс», которая просто не могла бы начать свою деятельность без соответствующих документов.

«Сегодня представители «Башминералресурса» приедут в Кудеевку, - сообщила глава поселения. – Вообще-то собрание жителей мы намеревались провести завтра, но специалисты этой организации тогда не смогут присутствовать. А людям нужна достоверная информация из достоверных источников, а то многие по-настоящему напуганы и хотят знать правду и о предполагаемом производстве и о марганце».

Как выяснилось всего через несколько часов, Ирина Александровна ошиблась: достоверная информация, а тем более правда людям (во всяком случае, многим из тех, кто был в Кудеевском доме культуры) вовсе не была нужна.

Наверное, и невспомнить, когда в просторный зал Кудеевского Дома культуры набивалось столько народа. Страх, посеянный слухами о «смертоносном марганце», собрал не только всегда активных ветеранов. Бросили свои домашние заботы мамы с детьми, пришла безразличная к проблемам взрослых молодежь. Естественно, мест не хватило, стояли в проходах. Представитель инициативной группы от жителей поселка зачитала письмо, направленное Президенту России Д. Медведеву, обращение к местной власти. Прибывший на собрание глава администрации района Р. С. Исхаков поднялся, чтобы ответить на вопросы, содержащиеся в письмах. Но не тут-то было. Его перебил вскочивший со своего места Хасан Идиятуллин, известный жителям района как вечный кандидат в депутаты всех рангов (от сельсовета до Госдумы), а также в президенты, который с завидным постоянством проигрывает выборы. Оказалось, что он, житель с. Улу-Теляк, на сей раз представляет интересы кудеевцев. По мнению Хасана Сагитзяновича и поддерживающих криками его позицию некоторых людей из зала, главный интерес собравшихся состоял не в том, чтобы получить ответы на волнующие вопросы, а в том, чтобы избрать председателя, секретаря собрания и оформить протокол. И хотя секретарь все же сел к столу, в наличии точного протокола приходится сомневаться. Во всяком случае мне, журналисту, привыкшему вести записи в любых условиях – сидя, стоя, на ходу, в помещении и на улице – трудно было уловить бессвязные выкрики толпы, которые перебивали и заглушали то, что пытался сказать участникам собрания глава и другие желающие выступить. Поэтому сразу оговорюсь: при написании этого материала я опиралась не только на свои записи, но и на свидетельства очевидцев, на общее впечатление от происходящего. Правда, имеются видеозаписи собрания, но просмотреть их мне не удалось.

Собрание шло бурно. Стоило залу притихнуть, как тут же мелькала фигура Идиятуллина, вооруженного кучей каких-то бумаг и амбициями, и страсти накалялись с новой силой.

Объяснения главы администрации района, что такое марганец и как марганцовистый известняк будет обрабатываться на заводе, толпа слушать не пожелала. Речь химика также потонула в протестующих криках с мест, и кандидату наук пришлось покинуть сцену. Но вот появился, видимо, «свой» человек: во всяком случае Хасан Идиятуллин и его сторонники позволили в относительной тишине выступить студентке. Красивая, принарядившаяся по такому случаю девушка старательно, как на экзамене, пыталась доказать опасность марганца в процессе переработки. Когда Р. С. Исхаков попытался поправить юную леди, что перерабатывать марганец в Кудеевке никто не собирается, речь идет, попросту говоря, о сушке известняка в печах, его слова снова заглушили возмущенные крики.

От картины этого собрания у меня создалось странное впечатление. Оно напоминало ситуацию с человеком, который вдруг оказался на краю пропасти. Парализованный ужасом, он не может отвести взгляда от бездны, которая будто притягивает его. Хотя достаточно оглянуться кругом и, оценив обстановку, сделать шаг-два назад, парализованный страхом человек не в состоянии этого сделать. Близость бездны дурманит мозг и манит к себе, растекаясь ужасом по всему телу. Вот и люди в клубе аплодисментами встречали тех, кто говорил о всяких страхах, пусть даже не проверенных. И отказывались слушать любого, кто хотя бы пытался объяснить реальное положение вещей. Почему, например, не выслушали главного инженера предприятия «Башминералресурс», которое и занимается добычей марганцовистого известняка? Вот у кого можно было получить ответы на многие вопросы, которые будоражат село. Но его буквально прогнали истерическими выкриками. И документы, свидетельствующие о степени опасности производства, смотреть отказались. Зато напряженно внимали человеку, который якобы чуть не умер, лишь прикоснувшись к опытному образцу высушенного в печи марганцовистого известняка. Над этим рассказом можно было бы посмеяться, ведь даже те, кому непосчастливилось быть в первые дни после аварии на Чернобыльской АЭС, заболевали и гибли не сразу, а через месяцы и годы. А тут: «Я только прикоснулся, и мне стало плохо…» Но не стоит смеяться над несчастным человеком, который, действительно, мог умереть. Нет, не от марганца. От страха. Хорошо, если бы, врачи разъяснили кудеевцам опасность паники для здоровья.

Кто и каким образом посеял этот страх, этот ужас в селе? Почему у людей, как это написано в письме в редакцию, от одного слова «марганец» наступает шок? И почему было сорвано собрание в клубе, на котором можно было хоть как-то прояснить ситуацию вокруг намечающегося нового производства на БКЗ?

В зале были и здраво мыслящие люди. Они призывали земляков к порядку, просили дать возможность выслушать приехавших на встречу с кудеевцами главу районной администрации и других представителей власти, директора и главного инженера филиала «Башминералресурс», специалистов. И среди односельчан, тех, кто пришел на собрание, были люди, которые знали о марганце больше, чем основная масса. Например, учителя или тот же кандидат наук, химик, которому почему-то не дали ничего сказать. Кому стало бы хуже от новой информации, ведь прежде чем верить или не верить, ее надо получить. Но кучка враждебно настроенных крикунов не дала этого сделать и, как мне показалось, - преднамеренно. А вдохновителем всей этой вакханалии, скорее всего, выступал Х. С. Идиятуллин, для которого, как, наверное, заметили многие жители района, насолить местным властям – бальзам на сердце. Правда, в настоящее время самостоятельно написать что-то против районной власти Хасан Сагитзянович, наверное, опасается, ведь за свои измышления он уже был осужден судом. Но почему бы не привлечь для этого жителей соседнего села, воспользовавшись их опасениями по поводу нового производства?

На собрании доходило до парадоксов. Пытаясь доказать, что власть также не сторонник вредного производства, участникам собрания напомнили, что отходы имеет любое предприятие, в том числе, керамический завод. Но где будут работать люди, если все закрыть? «Закрывайте! – понеслось из толпы. – Кирпичный закрыли – ничего не случилось. И этот закрывайте!» В зале зааплодировали. Правда, среди крикунов не было представителей завода. Интересно, как бы отнесся коллектив БКЗ к тому, чтобы в угоду толпе закрыть предприятие, на котором они работают?

Настрой толпы никому не верить и в каждом видеть врага привел к естественному результату: собрание завершилось, но ни один вопрос не был прояснен. Наверное, поэтому многие расходились еще более озлобленными, чем пришли. В проигрыше остались и инициаторы обращений. Они также не получили ответов на свои вопросы. Поэтому немало участников собрания на крыльце клуба продолжили свое общение с властью в неформальной обстановке. И тут выяснились удивительные вещи. Оказывается, отношение к администрации вовсе не такое уж плохое. Кудеевцы видят и ценят то, что делается для решения социальных проблем, благоустройства поселка. Если когда-то, в советские времена, вся социалка держалась на предприятии, то теперь, после перестроечной разрухи, ее восстановлением и развитием занимается муниципалитет. Особенно много за последние годы сделано в коммунальном хозяйстве: это и водопровод, и тепловые сети, и ремонт жилого сектора, и наведение порядка во дворах двухэтажек. Поддерживаются в рабочем состоянии школа, детский сад, амбулатория. Вот и сейчас в образовательных учреждениях идет капитальный ремонт.

Люди понимают, что для всего этого требуются средства, а чтобы они были в местном бюджете, должно развиваться производство. А потому в своих обращениях к президенту и местной власти жители поселка ставят вполне нормальные вопросы: насколько опасно для окружающей среды и людей новое производство? Не содержит ли радиации известняк (который по незнанию в Кудеевке именуют рудой)? Не получится ли так, что отходы производства попадут в многочисленные в этой местности пруды? По какой дороге будут возить сырье, ведь единственный путь – через село? Авторы письма не ожидали, что собрание будет сорвано и они не получат ответов на свои вопросы. Многие из тех, кто остался беседовать с представителями районной администрации на крыльце Дома культуры, недоумевали, откуда взялся в клубе вдохновитель беспорядка Хасан Идиятуллин, который, впрочем, почти всерьез считает себя народным защитником. Вспомнили, что когда готовили письмо к президенту, кто-то из сельчан обратился к нему. Говорят, Хасан Сагитзянович пообещал доставить обращение точно по адресу, убедив авторов, что по почте письмо в Москву не дойдет, обязательно перехватят. Отсюда, видимо, и пошло недоверие к местной и районной власти.

И невдомек наивным кудеевцам, что их послания в столицы не потому оказываются в руках местной администрации, что почта работает нечестно. А потому, что высокие чиновники не спешат в глубинку решать мелкие, т.е. местные вопросы. И переправляют письма в города, районы, села и поселки - «для принятия мер». А меры эти надлежит принимать местной власти, и проблемы все разрешать обязана она же. Вот потому, не дожидаясь сигнала из Москвы, в ответ на другое письмо с теми же вопросами, адресованное в муниципалитет, поспешили на встречу с кудеевцами глава администрации района, глава сельского поселения и другие. Но, увы, тут сработала чья-то установка – «Не верить своим!».

В общем-то я не хочу утверждать, что на все свои вопросы участники собрания получили бы исчерпывающие ответы. К примеру, что можно было ответить о дороге, по которой повезут на завод сырье, если еще никто – ни директор предприятия, ни местная власть – не знают, а появится ли вообще новое производство: вдруг первичная обработка (сушка) в кудеевских печах известняка, содержащего марганец, не будет отвечать требованиям? И о чем тогда вообще вести речь? Да и захотят ли инвесторы связываться с селом, жители которого, даже ничего не узнав о новом производстве, уже выступили против него.

Но если все же новое производство окажется возможным, считаю, для этого будут созданы необходимые условия. Ведь по нашим законам даже киоск не открыть без согласования с десятком ведомств – санэпидемстанцией, пожарными, электриками, министерствами природных ресурсов, чрезвычайных ситуаций и прочими. Так стоит ли паниковать раньше времени и тем более хоронить себя заживо? Может, все-таки лучше спокойно выслушать специалистов, представителей местной власти, а уже потом сделать свои выводы.

Вера Старухина.

Иглинские вести, № 83, 18 июля 2009 года,

Иглинские вести, № 84, 21 июля 2009 года

Кстати. Мудрые ветераны, оценив энергию бунтующих против любой информации односельчан, тут же нашли ей мирное и даже полезное применение. «А давайте соберем еще такой же митинг и дружно выступим против тех, кто производит самогон и спаивает людей, - предложила бывшая работница детсада В. Х. Неверович. Рядом стоящие бабушки согласно закивали: да, умирают люди от этого зелья, инвалидами становятся, детей мучают, а не воспитывают. Вот с чем бороться надо - с пьянкой!


взгляд на проблему





Дата публикования: 2014-12-25; Прочитано: 426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...