Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Басменное тиснение



Одним из вариантов металлопластики является самостоятельный вид художественной обработки металлов давлением – басменное тиснение или просто басма.

Басма (тюрк. байса - отпечаток) - один из видов техники тиснения рельефных рисунков с помощью специальных матриц - басманных досок. По сравнению с чеканкой, изготовление рельефных рисунков с применением техники басмы существенно экономит время и повышает производительность труда. Этот вид техники широко использовался в раз-личных направлениях. Так на иконах басманными делались только оклады, то есть каймы образа. По легкости и дешевизне басманное дело было очень распространено. В Москве даже была особая слобода басманщиков - теперь Басманная. Басменное тиснение, которое было известно еще в домонгольский период, широко применялось наряду с чеканкой в городах Новгороде Великом, Пскове, Полоцке. Наивысшего расцвета техника басмы достигла в конце XVI — начале XVII в.

Большое значение басма имела в иконописи. В древнерусском искусстве она употреблялась для украшения икон, киотов и тела иконостаса. Особенно широко басманные оклады были распространены в иконописи в конце XIV—XVI веках. Басманный оклад на иконе закрывает только места, где нет иконописного изображения, органично дополняя художественную часть иконы. Не следует путать басманный оклад с окладом чеканным, который закрывает живопись практически целиком, оставляя окошки только для ликов и рук святых. Таким образом, басманный оклад может быть либо только на полях иконы, либо на полях и фоне иконы. Из басмы также иногда изготовляли венцы, которые налагали по рисунку нимбов. Венцы делали объёмными. Позолоченную и посеребренную басму соединяли в одном художественном произведении. На рис. 3 приведен образец басмы, использованный в иконе.

В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простатой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы (толщиной 0,2 – 0.3 мм) клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, по которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, т.е. тиражировать

изделия.

Рис. 3. «Иоанн Креститель Ангел Пустыни», басманный оклад.

Внешне басманный рельеф мало чем отличается от литого, но поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, - одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басманный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Одигитрии (конец XIV - начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басманным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Фрагмент этого орнамента представлен на рис. 4.

Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому заниматься ею можно даже в домашних условиях. В настоящее время используют басму в тех случаях, когда необходимо получить множество одинаковых узоров, например для багета, идущего на изготовление карнизов и рам.

Басму используют, если нужно изготовить декоративные ручки для мебели или значки, эмблемы, накладные рельефы на призовых кубках и т.д. С успехом эту технологию можно применять в наружной рекламе, а также при отделке офисных помещений, выставок, декораций и т.д.

Рис. 4. Фрагменты оклада иконы Дмитрия Салунского

Современная технология басманного тиснения, как и ранее, предполагает прежде всего изготовление металлических, каменных или деревянные досок (матриц) с рельефом на одной стороне (высота рельефа 2 - 5 мм). Металлические матрицы изготовляют методом литья из медных сплавов, рельеф тщательно обрабатывают различными чеканами и резцами. Толщина матричных досок обычно составляет 10 - 12 мм. На деревянных и каменных матричных досках рельеф получают, вырезая его с помощью зубильцев, штихелей, вращающихся бор, сверл и шлифовальных кругов. Подготовленный таким образом рельеф тщательно обрабатывают шлифовальной шкуркой и полируют.

Процесс тиснения басмы заключается в следующем: на матрицу накладывают листовой, хорошо отожженный материал толщиной 0,2 - 0,4 мм, сверху кладут лист свинца или листовую резину и наносят удары деревянным молотком (можно сжимать этот «слоеный пирог» на винтовом прессе или в мощных тисках), Под действием силы свинцовая подуш-ка вместе с листовым материалом вдавливается во все углубления матрицы. После тиснения заготовку снимают и тонкими чеканами дорабатывают рельеф, подправляют углы, обрабатывают и готовят к дальнейшей сборке.

Следует отметить, что четкость повторения рисунка обратно пропорциональна толщине листа, т.е. басма по четкости рисунка отличается от матрицы в худшую сторону. На басме он получается более мягким, как бы сглаженным. Эта разница обуславливается именно толщиной используемого для тиснения листа. Поэтому, чтобы сделать на басме рисунок более четким, басманные доски чеканятся резче и суше, чем это требуется в окончате-льном виде на изделии.

Заключительной операцией является д екоративная отделка. Готовый басманный рельеф декорируют так же, как и чеканный, покрывая его тонким слоем темной патины. Темный цвет патины приглушает чрезмерный блеск, мешающий восприятию рельефного узора, создает впечатление старого благородного металла. Алюминий можно тонировать коричневой или черной масляной краской. Краску наносят тонким слоем на поверхность рельефа и, не дожидаясь, когда она высохнет, тканевым тампоном или ладонью снимают часть краски, находящейся на выпуклых участках рельефа. Медь патинируют «серной печенью» (см. выше).





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 3201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...