Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Командная строка Windows. Работа с файловой системой. 2 страница



вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла-

дельца, закрома и амбары с запасами, жилища

слуг и другие постройки. Различными отрасля-

ми хозяйства ведали специальные управляющие

- тиуны и ключники, во главе всей вотчиной

администрации стоял огнищанин. Посадники в

отличии от тысяцких и сотских, которые были

вначале командирами дружины, а затем уже об-

растали административными функциями, явились

сразу же полномочными представителями кня-

жеской власти на местах.я546 я0Будучи представи-

телями князей в том или ином месте, посадни-

ки выполняли функции самого князя.я547 я0Они су-

дили, собирали дань и различные пошлины, ве-

дали помещейскими делами. Посадники и во-

лостели - управители сельскими волостями -

имели ближайших помощников в лице тиунов. В

боярской или княжеской вотчине, как правило,

работали ремесленники, обслуживавшие бо-

ярские хозяйства. Ремесленники могли быть

холопами или находиться в какой-либо другой

форме зависимости от вотчинника. Вотчинное

хозяйство имело натуральный характер и было

ориентировано на внутреннее потребление са-

мого феодала и его слуг. Источники не позво-

ляют однозначно судить о господствующей фор-

ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз-

можно, что какая-то часть зависимых крестьян

обрабатывала барщину, другая платила землев-

ладельцу натуральный оброк. Городское насе-

ление также попадало в зависимость от кня-

жеской администрации или феодальной верхуш-

ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва-

ли часто специальные поселения для ремеслен-

ников. С целью привлечения населения вла-

дельцы сел представляли определенные льготы,

временное освобождение от налогов и т.д.

Вследствие этого такие ремесленные поселения

назывались свободными или слободами. Расп-

ространение экономической зависимости, уси-

ление эксплуатации вызывали сопротивления со

стороны зависимого населения. Наиболее расп-

ространенной формой были побеги зависимых

людей. Об этом свидетельствуют и суровость

наказания, предусмотренного за подобный по-

бег - превращение в полного, "обельного",

холопа. Данные о различных проявлениях

классовой борьбы содержит "Русская правда".

В ней говорится о нарушении границ земельных

владений, поджог бартных деревьев, убийство

представителей вотчиной администрации, кра-

жах имущества.

5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па-

кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали

а) Сельское в основном плугом, или ралом, с

хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе-

зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра-

щивали, главным образом, зерновые культуры

рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп-

ространены были также просо, горох, чечеви-

ца, репа. Были известны двухпольный и трех-

польный севообороты. Двухпольное заключалось

в том, что вся масса обрабатываемой земли

делилась на две части. Одна из них использо-

валась для выращивания хлеба, вторая "отды-

хала" - находилась под паром. При трехполь-

ном севообороте помимо пара и озимого поля

выделялось еще и яровое. На лесном севере

количество старопахотных земель не было

столь значительным, подсечное земледелие

осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домаш-

них животных. Разводили коров, лошадей,

овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно

значительную роль в хозяйстве играли про-

мыслы: охота, рыболовство бортничество. С

развитием внешней торговли увеличился спрос

на пушнину.

б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя-

ются от сельского хозяйства. Даже в условиях

натурального хозяйства совершенствуются при-

емы домашнего ремесла: обработка льна, ко-

нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен-

ное производство насчитывало уже не один

десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч-

ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.

Русское ремесло по своему техническому и ху-

дожественному уровню не уступало ремеслу пе-

редовых европейских стран. Особенно слави-

лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки,

замки.

в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве

была развита слабо, поскольку в экономике

господствовало натуральное хозяйство. Расши-

рение внешней торговли было связано с обра-

зованием государства, обеспечивавшего

русским купцам более безопасные торговые пу-

ти и поддерживавшего их своим авторитетом на

международных рынках. В Византии и в странах

Востока реализовывалась значительная часть

дани, собиравшейся русскими князьями. Из

Руси вывозили продукты промыслов, изделия

ремесленников и рабов. Ввозились в основном

предметы роскоши: виноградные вина, шелковые

ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое

оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались

в городах, количество которых росло. Часто

посещавшие Русь скандинавы называли нашу

страну Гардорикой - страной городов.я548 я0Одна-

ко жители городов еще сохраняли тесную связь

с сельским хозяйством и занимались земледе-

лием и скотоводством.

6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест-

вовало и церковное право, регулирующие долю

церкви в княжеских доходах, круг преступле-

ний, подлежащих церковному суду. Это церков-

ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер-

ковному суду подлежали семейные преступле-

ния, колдовство, богохульство и суд над

людьми, принадлежащими к церкви. После при-

нятия христианства на Руси возникает церков-

ная организация. Русская церковь считалось

частью вселенской Константинопольской патри-

архии. Ее глава - митрополит - назначал

константинопольским патриархом. В 1051г. ки-

евский митрополит был впервые избран не в

Константинополе, а в Киеве собором русских

епископов. Это был митрополит Илларион, вы-

дающийся писатель и церковный деятель. Одна-

ко последующие киевские митрополиты по-преж-

нему назначались Константинополем. В крупных

городах были учреждены епископские кафедры,

бывшие центрами крупных церковных округов -

епархий. Во главе епархий находились еписко-

пы, назначаемые киевским митрополитом.

Епископам подчинялись все расположенные на

территории его епархии церкви и монастыри.

Князья давали на содержание церкви десятую

часть получаемых даней и оброков - десятину.

Особое место в церковной организации занима-

ли монастыри. Монастыри создавались как доб-

ровольное сообщество людей, отказавшихся от

семьи и от обычной мирской жизни и посвятив-

ших себя служению Богу. Самым известным

русским монастырем этого периода был осно-

ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо-

настырь. Так же как и высшие церковные ие-

рархи - митрополит и епископы, монастыри

владели землей и селами, занимались торгов-

лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо-

вались на строительство храмов, украшение их

иконами, переписку книг. Монастыри играли

очень важную роль в жизни средневекового об-

щества. Наличие в городе или княжестве мо-

настыря, по представлениям людей того време-

ни, способствовало стабильности и процвета-

нию, так как считалось, что "молитвами ино-

ков (монахов) мир спасается". Церковь имела

большое значение для Русского государства.

Она способствовала укреплению государствен-

ности, объединению отдельных земель в единую

державу. Невозможно также переоценить влия-

ние церкви на разные культуры. Через церковь

Русь приобщилась к византийской культурной

традиции, продолжая и развивая ее.

III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом

кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период",

М.С.Грушевский утверждал, что "земская авто-

номная, суверенная община, обнимающая собой

всю землю, и единоличная власть, опирающаяся

на дружину, составляют два элемента, два

фактора, обуславливающие этот строй. Первый

из этих элементов - общинный - вступает в

рассматриваемый период в состоянии ослабле-

ния аторории. Хотя под влиянием внешних

условий он затем возвращается к политической

деятельности, но не создает для себя опреде-

ленных, постоянных функций, а остается в

своей практике, так сказать, органом экстра-

ординарным, текущее же управление ведает

элемент дружинный, причем эти два элемента

иногда конкурируют и сталкиваются."я549

Представления А.С.Грушевского о политическом

строе Киевской земле отрывают общинно-вече-

вую власть от княжеской власти, противо-

поставляя их друг другу, что неправомерно,

поскольку этим разрушается единство социаль-

ной структуры киевского общества, а кня-

жеско-дружинная знать оказывается в изолиро-

ванном от земской среды положении, превраща-

ясь в некую замкнутую надклассовую социаль-

ную категорию. Предполагается рассматривать

вече и князя в Киеве в рамках единой соци-

ально-политической целостности, где вече -

верховный орган власти, а князь - олицетво-

рение высшей исполнительной власти, подот-

четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла-

вой общинной администрации, в то же время

сам представлял собой общинную власть, вы-

полняя разнообразные функции. Вот почему

князь являлся необходимым элементом социаль-

но-политической структуры. В XI-начале

XIIвв. шел процесс образования республики, а

не монархии. Республиканские порядки сложи-

лись в Киеве несколько раньше, чем даже в

Новгороде, республиканский строй которого

незаслуженно признан современной историогра-

фией феноменальным явлением в Древней Руси.

Разумеется, древний князь таил в потенции

монархические качества и свойства. Но для

того, чтобы они получили выход и возоблада-

ли, необходимы были иные социальные и поли-

тические условия. Эти условия возникали за

пределами древнерусского периода отечествен-

ной истории.

2. Община. Сохраняется прежняя суверенность и самостоятель-

ность городской общины, проявляющиеся в

призвании князей. Киевляне призывают Изясла-

ва Давыдовича: "Послаша Кыяне Демьяна Ка-

невского по Изяслава по Довыдовича." Понятно

почему, оправдываясь перед Юрием, Изяслав

говорит: "Посадили мя Кыяне". Интересно, что

в качестве посланца городской общины высту-

пает епископ, видимо церковь становиться

подручной общины.Сохраняются традиции преж-

ней жизни. Но антикиевская борьба вызревших

и развившихся волостей Руси, борьба князей

за киевский стол Сделали свое дело: истощили

силы Киева. Стольный город становится добы-

чей соседних городов государств. Свиде-

тельством этого служит ограбление Киева по

инициативе Андрея Боголюбского. Воинство

враждебных городов-государств опустошило го-

род: "Церквам горящим, крестьяном убиваемом,

другым вяжемым, жены ведоми быша в плен,

разлучаеми нужею от мужа свои, младенци ры-

даху зряще матери своих и взяша именья

множьство и церкви обнажиша иконами и книга-

ми и ризами и колоколы, изнесоше все Смолыя-

не, и Суждльци и Черниговци."я552 я0После упомя-

нутого погрома политические силы киевской

общины были надломлены, и она не смогла уже

полностью оправиться от нанесенного ей уда-

ра. По разграблении Киева его сын Мстислав

Андреевич сажает здесь на столе князя Глеба.

Правда, киевская община не сразу сдает свои

позиции. Но, с возрастанием могущества при-

городов Киевской земли Киевская община, хотя

и ведет себя довольно-таки инертно, все же

больше становится уже лишь орудием в руках

других сил.

IV. Внутренняя 1. Занятие После Олега (879-912гг.) княжил

политика. славян. Игорь, которого называют Игорем Старым (912-

942гг.) и считают сыном Рюрика. Игорь погиб

при своеобразных обстоятельствах. О них под-

робно, очевидно, на основании преданий, так

повествует русская летопись. Дружинники Иго-

ря пожаловались князю на то, что отроки Све-

нельда богаты, а они бедны. Свенельд как раз

вернулся с полюдья в земле древлян, и теперь

по настоянию дружины туда отправился и

князь. Ему удалось собрать дань, но при

возвращении Игорю и какой-то части дружины

показалось, что эта часть невелика. Князь

отпустил большую часть дружины, а с оставши-

мися пошел по дань вторично. Очевидно он на-

рушил пакт (ряд) о соборе полюдья, и на сей

раз древляне не выдержали и, напав на князя,

перебили его и его спутников. После Игоря

страной стала править его жена, теперь уже

вдова, Ольга, которая оказалась вполне на

уровне крупного государственного деятеля.

Ольга провела ряд важных реформ, из которых

самая значительная - административно-налого-

вая: есть основание полагать, что при Ольге

архаичная система полюдья, повсеместно расп-

ространенная прежде, была отменена и замене-

на систематической уплатой дани, которая со-

биралось в административных центрах (по-

гостах) специальными чиновниками прави-

тельства (тиунами). Ольга ездила в Констон-

тинополь в 955г. и приняла там христианство,

однако она имела отношения и с западной цер-

ковью. Возможно это и привело к тому, что,

согласно летописи, в 964г. Святослав "возму-

жая" и отстранил мать от власти. Святослав

был прежде всего князем-воином, стремившимся

приблизить Русь к крупнейшим державам тог-

дашнего мира. Вся его короткая жизнь прошла

почти в непрерывных походах и сражениях: он

разгромил Хазарский каганат, нанес сокруши-

тельное поражение печенегам под Киевом, со-

вершил два похода на Балканы. После гибели

Святослава великим князем стал его сын Яро-

полк (972-980гг.) Своей главной задачей Яро-

полк считал объединение всей державы, и вся-

чески стремился к осуществлению этой цели.

Советником князя стал на первых порах

престарелый воевода Свенельд. Однако осу-

ществить задуманное не удалось из-за военных

действий против Олега, затем против своего

брата Владимира, который и одержал победу в

сражении. А вскоре, во время встречи с побе-

дившим братом Ярополк бы убит двумя варяга-

ми. Владимир остался единовластным правите-

лем державы.

2. Князь и его б) В княжение Владимира Святославича к Древне-

дружина. руссому государству были присоединены червенские

Полюдье. города - восточнославянские земли по обе стороны

Карпат, земля вятечей. Созданная на юге

страны линия крепостей обеспечила более

действенную защиту страны от кочевников-пе-

ченегов. Владимир стремился не только к по-

литическому объединению восточнославянских

земель. Он хотел подкрепить это объединение

единством религиозным, реформировав традици-

онные языческие верования. Из многочисленных

языческих богов он выбрал шесть, которых

провозгласил верховными божествами на терри-

тории своего государства. ПВЛ отмечает: "и

стал Владимир княжить в Киеве один и поста-

вил кумиры на холме за теремным двором: де-

ревянного Перуна с серебряной головой и зо-

лотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стри-

бога, Симаргла, Мокоши. И приносили им жерт-

вы, называя их богами, и приводили к ним

своих сыновей и дочерей, а жертвы те шли

бесами и оскверняли землю жертвоприношениями

своими." Послание другим богам жестоко

преследовалось. Неканонические идолы уничто-

жались. Однако языческая реформа не удовлет-

ворила князя Владимира. Проведенная

насильственным способом и в кратчайшие сро-

ки, она не могла быть успешной. Кроме того,

она никак не отразилась на международном

престиже Древнерусского государства. Христи-

анскими державами языческая Русь воспринима-

лась как варварское государство. Давние и

прочные связи Руси и Византии в конечном

итоге привели к тому, что Владимиром в 989г.

было принято христианство в православном его

варианте. Проникновения христианства на Русь

началось за долго до признания его официаль-

ной государственной религией. Христианами

были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие

христианства уровняло Киевскую Русь с сосед-

ними государствами. Христианство оказало ог-

ромное влияние на быт и нравы Древней Руси,

политические и правовые отношения. Христи-

анства, с его более развитой по сравнению с

язычеством богословско-философской системой,

более сложным и пышным культом, дало огром-

ный толчок развитию русской культуры и

искусства. Прослеживается влияние христи-

анства и на политическую структуру Древне-

русского государства. Но именно здесь отчет-

ливо проявились противоречия между мероприя-

тиями киевских князей, пытавшихся с помощью

новой религии укрепить центральную власть,

и, в конечном счете, реальным ходом социаль-

но-экономического развития, которое вело

"державу Рюриковичей" к неизбежной победе

раздробленности уже на новой основе. Чтобы

укрепить свою власть в различных частях об-

ширного государства, Владимир назначил своих

сыновей наместниками в различные города и

земли Руси. После смерти Владимира между сы-

новьями началась ожесточенная борьба за

власть. Один из сыновей Владимира, Свято-

полк, захватил власть в Киеве и объявил себя

великим князем. По приказу Святополка были

убиты трое его братьев - Борис ростовский,

Глеб муромский и Святослав древлянский. За-

нимавший престол в Новгороде Ярослов Влади-

мирович понимал, что опасность угрожает и

ему. Он решил выступить против Святополка,

призвавшего себе на помощь печенегов. Войско

Ярослава состояло из новгородцев и наемни-

ков-варягов. Междоусобная война между брать-

ями завершилась бегством Святополка в Поль-

шу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович

утвердился в качестве Великого князя Ки-

евского (1019-1054гг.) В 1024г. против

Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутара-

канский. В результате этой усобицы братья

поделили государство на две части: область к

востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а

территория западнее Днепра осталась за

Ярославом. После смерти Мстислава в 1035г.

Ярослав стал единодержавным князем Киевской

Руси. Время Ярослава - это время расцвета

Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших

государств Европы. Самые могущественные

государи стремились в это время к союзу с

Русью.

3. Вотчинная в) Носители верховной власти в

собственность. Киевской державе считался весь княжеский род,

а каждый отдельный князь считался только

временным владельцем княжества, которое

доставалось ему по очереди старшинства.

После смерти великого князя на его место

"садился" не его старший сын, а старший в

роду между князьями. Его освободившийся удел

доставался также следующему по старшинству

среди остальных князей. Таким образом князья

передвигались из одной области в другую, из

менее в более богатую и престижную. По мере

мере увеличения княжеского рода расчет по

старшинству становился все труднее. В отно-

шения князей вмешивалось боярство отдельных

городов и земель. Способные и даровитые

князья стремились подняться выше своих роди-

чей. После смерти Ярослава мудрого Русь

вступила в период княжеских усобиц. Однако о

феодальной раздробленности в это говорить

еще нельзя. Она наступает, когда окончатель-

но сформировываются отдельные княжества-зем-

ли со своими столицами, а на этих землях

закрепляются свои княжеские династии. Борьба

же между сыновьями и внуками Ярослава Мудро-

го была еще борьбой направленной на поддер-

жание принципа родового владения Русью.

Ярослав Мудрый перед смертью разделил

Русскую землю между своими сыновьями. Княже-

ние последнего из сынове Ярослава, Всеволо-

да, было особенно беспокойным: младшие

князья ожесточенно враждовали из-за уделов,

половцы часто нападали на русские земли. Сын

Святослава, князь Олег, вступил в союзные

отношения с половцами и неоднократно приво-

дил их на Русь. Занятия славян и их социаль-

ная организация. Основой хозяйства восточных

славян было пашенное земледелие. Применялись

пахотные орудия с железными рабочими частями

- рало (в южных областях), соха (на севере).

Подчиненную роль в хозяйстве играли ското-

водство, охота, рыболовство, бортничество.

Хозяйственной ячейкой была преимущественно

малая семья. Низшим звеном социальной орга-

низации непосредственных производителей,

объединявшим хозяйства отдельных семей, слу-

жила соседская (территориальная) община -

вервь. Переход от кровнородственной общины и

патриархального рода к соседской общине и

малой семье произошел у славян в ходе рассе-

ления VI-VIII вв. Члены верви совместно вла-

дели сенокосными и лесными угодьями, а па-

шенные земли были поделены между отдельными

крестьянскими хозяйствами. На основе по-

лянского союза племенных княжеств к началу

IX в. сложилось политическое образование,

носившее название Русь. Распространено мне-

ние о привнесении этого термина в Восточную

Европу скандинавскими дружинниками (имено-

вавшимися на Руси варягами). Но его первое

достоверное упоминание на юге Восточной Ев-

ропы (в так называемом "Баварском хроногра-

фе", составленном между 811 и 821 гг.,-Ruzzi

названы после хазар, обитавших между Доном и

Волгой) относится ко времени, когда

присутствие норманнов в этом регионе еще не

прослеживается. Вопрос остается дискуссион-

ным, но наиболее вероятно, что это название

имеет местное, южное (при этом, скорее все-

го, неславянское в основе) происхождение и

восходит ко времени во всяком случае раннее

IX в. В Этом же столетии оно выступает как

обозначение этнополитического образования,

не совпадающего территориально ни с одним

славянским союзом племенных княжеств: "Русь"

в IX в. включала помимо земли полян значи-

тельную часть территории северского союза.

Центром Руси стал Киев. Факт присутствия на

Руси в IX-X вв. скандинавских дружинни-

ков-варягов и летописный рассказ о варяжском

происхождении древнерусской правящей ди-

настии (Рюриковичей) породили длительную (с

XVIII в.) дискуссию между норманистами и ан-

тинорманистами. Первые отстаивали точку зре-

ния о создании Древнерусского государства

скандинавами, а вторые отрицали это. В

настоящее время у отечественных и зарубежных

исследователей не вызывают сомнения как

местные корни восточнославянской госу-

дарственности, так и активное участие в про-

цессе складывания Киевской Руси (главным об-

разом, в формировании господствующего слоя)

выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохра-

няется и ряд разногласий по частным вопросам

этой проблемы, в том числе о призвании Рюри-

ка. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель

Руси в первой половине IX в. принял в допол-

нение к общеславянскому титулу князь восточ-

ный титул "каган" ("хакан"), у тюркских и

монгольских народов обозначавший верховного

правителя ("хан ханов"). Это событие имело

большое значение. Во-первых, титулом "каган"

именовался правитель Хазарии - государства,

созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и

Дона тюркскими кочевниками - хазарами. Часть

восточных славян (поляне, север, радимичи и

вятичи) были вынуждены выплачивать хазарско-

му кагану дань. Принятие киевским князем ти-

тула кагана символизировало, таким образом,

независимость нового государства - Руси - от

хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верхо-

венство русского князя над князьями других

крупных славянских общностей, которые в то

время носили титулы светлый князь и великий

князь (эти титулы сохранялись, наряду с ти-

тулом кагана, и за киевским князем в IX -

первой половине X в.). IX-X века были време-

нем постепенного вовлечения в зависимость от

Киева восточнославянских союзов племенных

княжеств. Ведущую роль в этом процессе игра-

ла военно-служилая знать - дружина киевских

князей. Дружинный слой у славян фиксируется

по византийским источникам и данным археоло-

гии уже в эпоху расселения, в VI-VII вв. К

IX в. он несомненно выдвигается на ведущие

позиции в обществе. Для некоторых из союзов

племенных княжеств подчинение киевским

князьям проходило в два этапа. На первом

этапе союз сохранял внутреннюю "автономию",

будучи обязан лишь выплачивать подать -

дань. Дань собиралась киевскими дружинными

отрядами, которые объезжали территории под-

чиненного союза; такой объезд со сбором дани

именовался полюдье. Взималась дань в X в. в

фиксированных размерах, в натуральной или

денежной форме. Существовали единицы обложе-

ния: дым (т.е. крестьянский двор), рало,

плуг (эти термины обозначали в данном случае

единицы земельной площади, соответствующие

возможностям одного крестьянского хо-

зяйства). Есть данные, что социальные про-

цессы, свойственные среднеднепровской

"Руси", происходили и в других союзах пле-

менных княжеств (складывание системы сбора

дани, выдвижение на ведущие роли в обществе

военно-служилой знати). Опережающее развитие

Руси выразилось в вынесении даннической

системы за рамки "своего" союза, переходе к

эксплуатации "чужих" общностей. Вторым эта-

пом было непосредственное подчинение союза

племенных княжеств, ликвидация местного кня-

жения и посажение в качестве князя-наместни-

ка представителя киевской династии. При

этом, как правило, строился новый град, ста-

новившийся центром территории вместо старого

"града" "племенного" центра. Целью такой

смены центра была нейтрализация сепара-

тистских тенденций местной знати. Древляне

были обложены данью еще в IX в., но полное

их подчинение относится к 945-946 гг. В 945

г. древляне восстали против киевского князя

Игоря, нарушившего установленные нормы взи-

мания дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга,

мстя за смерть мужа, учинила жестокий разг-

ром Древлянской земле. Для земель дрегови-

чей, радимичей и кривичей первый этап подчи-

нения относится к IX в., второй - к концу X

в., вятичей - соответственно ко второй поло-

вине X и второй половине XI в.(эта восточ-

нославянская общность дольше всех боролась

за свою самостоятельность). Покорение волы-

нян и хорватов было одноэтапным: в конце X

в. они были сразу же непосредственно подчи-

нены Киеву. Что касается уличей и тиверцев,

то их земли в X в. были заняты тюркскими ко-

чевниками - печенегами. Особый случай -

включение в состав Киевской Руси земли сло-

вен. В этом регионе к середине IX в. сложи-

лось полиэтничное политическое объединение,

включившее помимо словен часть кривичей и

финноязычного населения (чуди). Входили в

него также и переселенцы из Скандинавии.

Около 60-х годов IX в. на княжение в это





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.067 с)...