Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бегазы-Дандыбаевская культура поздней бронзы. Переход от пастушеского к кочевому скотоводству



На смену андроновской культуре пришла Бегазы-дандыбаевская (кочевое хозяйство). Климат становится значительно суше, зима суровее, а лето короче и жарче. Соответственно развивается кочевое и полукочевое скотоводство, для которого характерны 4 сезонных пастбища (жайляу, кыстау, коктеу, кузеу). Для кочёвок характерны длительные переходы с летовок на зимовки. Переход к кочевому скотоводству обуславливает появление тебенёвки (в X-IX вв. преобладало коневодство). В Западном Казахстане было развито верблюдоводство.

Земледелие было развито только на юге Казахстана (оседлые земледельцы). Использовали, в основном, каменные мотыги, медные и бронзовые серпы. Также были зернотёрки.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей археологической эпохи - раннего железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

7. Политическая история саков

В 530 году до н.э. против саков выступил царь Кир. Киру удалось обманом захватить в плен сына Томирис – Спаргаписа, который, боясь позора, покончил с собой. Получив весть о гибели сына, Томирис с большим войском двинулась навстречу Киру. В 529 году до н.э. на Сырдарье разыгралась кровопролитная битва, в которой персы потерпели страшное поражение, а сам царь Кир был убит.

В 519—518 годах до нашей эры поход против саков предпринял Дарий I. В безводной пустыне войско едва не погибло. По сведениям Полиена, во время похода сак по имени Ширак вошел в доверие к персам и завел их в безводную пустыню, где большинство участников похода погибло. В конечном счете, Дарий подчинил саков, заставил их платить дань и посылать своих воинов для участия в персидских войнах.

Саки в составе войска Кира участвовали в войне с царем Крезом. При Дарий I саки входили в его гвардию, сражались на стороне персов в греко-персидских воинах, в битве при Марафоне в 490г днэ сражались на стороне персов, в битве при Фермопилах в 480г днэ они в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

Другая страница истории саков связана с борьбой против завоеваний Александра Македонского. На завоевание территории саков ему понадобилось 3 г. Вождь саков – Спитамен три года вел партизанскую войну с македонянами.

По приказу Александра на Сырдарье был построен город - Александрия Асхата.

8. социальное устройство, хозяйство и быт саков

Во главе союза саков стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, заключавший союзы, возглавлявший войска, регулирующий отношения между племенами. Царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель. Источники упоминают о царских сатрапах – наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти была военно-племенная аристократия. Далее были жрецы – служители религии. Затем стояла основная масса народа – рядовые воины-общинники (земледельцы, скотоводы) и далее рабы. Предполагают, что существовали маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

В сакском обществе можно выделить три группы населения: воинов; сословие жрецов, атрибутами которых была жертвенная чаша и особый головной убор, и сословие саков-общинников. Каждому из названных сословий соответствовали свои традиционные цвета. Воинам подбирали цвета красные и золотисто-красные, жрецам — белый, общинникам — желтый и синий.

9. Материальная и духовная культура сакских племен

Важнейшим источником материальной, духовной культуре саков являются археологические памятники — могильники. Они встречаются в Западном, Северном, Восточном и Южном регионах Казахстана. Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей.

Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель.

Бабиш – Молда – город, расположенный в Аральском регионе с мощными оборонительными сооружениями и рвом.

Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане «Золотой человек». Курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царь. Ему было примерно 17-18 лет. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран (7-8 века до нашей эры). Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Они изображали их на посуде, одежде.

Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц.

Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь. Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам.

У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане.

10. письменные источники о саках

В Авесте кочевые племена населявшие степные просторы Казахстана именовались туры с быстрыми конями

В древнеперсидских текстах племена периода раннего железа кочевавшие к востоку от Волги назывались именем сака. Например, в 2500 лет назад была сделана Бехистунская надпись иранского царя Дария 1-го, где народы жившие к к северу от Сырдарьи названы саки.

Сведения о древних жителях Казахстана содержится в античных трудах древнегреческих и римских летописцев. И прежде всего в «Истории» отца истории Геродота, состоявший из 9 книг, где 4 выделялись племенам Евразии.Сведения по истории Казахстана можно найти и в работах Полибия, Плинея, Птоломея, Страбона.

Древнегреческие и латинские источники называли саков скифами, упоминали имена племен: массагеты – в междуречье Амударьи и Сырдарьи, савроматы – на Западе Казахстана, а также исседоны, аргиппейи, аримаспы и др.

Сведения о саках содержится в Библии.

Письменные источники о саках можно разделитьна три типа.

Первый – основанные на древнеперсидских надписях и сведениях Геродота.

Второй - источники периода походов Александра македонского.

Третий – сведения греческих и латинских ученых, основанных на сообщениях своих современников, так или иначе связанных с историей саков.

11. государство усуней и кангюй





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...