Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Детские игры организуются самими детьми или организуются для них взрослыми. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой»
Игра — один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра, являясь важнейшим компонентом технологии воспитания детей; становится полигоном для их социальных проб, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих проблем межличностных отношений.
В игре складывается особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.
В играх присутствуют самые разнообразные ситуации:
■ выборе игровой роли, способе участия в игре (один, в составе группы); выборе позиции в отношениях с другими участниками;
■ разрешение трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;
■ успех и неуспех;
■ другие, в которых происходит изменение самооценки и коррекция собственного поведения участниками игры.
Перечисленные ситуации затрагивают как ролевые отношения, складывающиеся в процессе игры, так и отношения, возникающие по поводу игры и в связи с игрой.
Несмотря на большое многообразие игр, С. А. Шмаков выделяет четыре главные черты, присущие их большинству:
■ свободная развивающая деятельность, предпринимае- мая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от его результата (процедурное удовольствие);
■ творческий, значительно импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
■ эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, эмоциональное напряжение);
■ наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
С. А. Шмаков анализирует различные попытки классифицировать игры и предлагает разделить игры на три большие группы: 1) игры с готовыми (жесткими) правилами; 2) игры (вольные), правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; 3) игры, в которых есть и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ходу. Автор также различает каждый вид по следующим внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию аксессуаров. К внутренним признакам игры относят способности индивида к игре и в игре: обособление, воображение, подражание, состязание, импровизацию, имитацию и т. д., и соответственно различают игры заданного типа и импровизационные, самобытные и подражательные, обособленные или открытые, пассивного типа или активного и т. п.
Не отрицая других подходов к классификации игр, С. А. Шмаков предлагает взять за ее основу человеческую деятельность и разделить все игры на следующие виды:
■ физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтные игры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия);
■ интеллектуально-творческие игры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); строительные, трудовые, технические, конструкторские; электронные, компьютерные игры, игры-автоматы (кнопочные игры); игровые методы обучения;
■ социальные игры: творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные);
■ комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность).
Подробнее остановимся на социальных играх, которые в большей мере сориентированы на социализацию ребенка.
Наиболее ярко особенности этого типа игр С. А. Шмаков раскрывает в своих характеристиках сюжетно-ролевой игры. Мы приводим- их близко к авторскому тексту. Итак, ролевая игра имеет социализирующий эффект, поскольку она:
■ представляет собой форму моделирования ребенком прежде всего социальных отношений;
■ воссоздает социальные отношения в материальной, доступной ребенку форме;
■ выступает активной формой экспериментального поведения.
Для данного типа игр наиболее адекватным мы считаем понятие социально-ориентирующей игры. Социально-ориентирующая игра — это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все. В этих играх создаются ситуации выбора, в которых ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. То ли он идет к цели один, то ли со своим другом, то ли с большой группой детей.
Главный педагогический смысл этих игр — создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социально-ориентирующая игра имеет свои особенности. Так, в ней, помимо взаимоотношений, которые разыгрываются детьми в соответствии с принятым сюжетом и взятой на себя ролью, возникают другого рода отношения — уже не изображаемые, а действительные, реальные. Эти виды отношений тесно взаимосвязаны, но не тождественны и могут расходиться друг с другом.
Каждая игра имеет свои отличительные признаки.
1. Вариативность, выбор ее участниками своей роли в игре. Для детей возникает комплекс проблем: в качестве кого участвовать в игре — ведущего или ведомого; идти с командой или самостоятельно отстаивать свои интересы; какие испытания пройти.
2. Имитация реальных социальных проблем, с которыми дети сталкиваются в жизни или могут встретить в будущем.
3. Комплекс правил и стимулирующих факторов, которые создают соревновательный эффект.
При конструировании социально-ориентирующих игр необходимо руководствоваться следующими принципами.
Принцип индивидуальной избирательности игры с учетом возрастных особенностей ребенка. При разработке игровых программ организаторы детских объединений должны быть сориентированы не на массу детей, а на конкретного ребенка с его интересами, взглядами, жизненной позицией, социальным статусом в системе отношений с друзьями. Каждая игра — это возможность создания благоприятной ситуации для развития стремлений, жизненных установок и ролей, которые выбирает ребенок.
Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе, т. е. место, где живет ребенок, семья, в которой он воспитывается, — все это имеет значение для выбора самого разнообразного набора игр. В игре ребенок опирается на собственные социальные установки, знания, ведь в жизни он играет роли, виденные им однажды. Важно помочь ребенку сориентироваться в быстро меняющихся ситуациях, найти основания для личностного роста.
Принцип рефлексивного последействия предусматривает многоаспектный анализ собственных действий. Задавая себе вопросы и пробуя разобраться в них, каждый участник игры учится находить обоснование жизненным поступкам. Кто он? Какую роль выполнил в игре? Почему он проиграл или выиграл и от чего это зависело?
Ориентация на гуманистический характер игр. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать, просчитывать складывающиеся отношения, анализировать причинно-следственные связи возникающих конфликтов и проблем.
Соотношение в игре управления и самоуправления. Этот принцип предполагает процесс саморазвития игры. Данное принципиальное положение раскрывается в нахождении так называемого мотива объединения, т. е. самореализации ребенка в доступной для него деятельности. Взрослый занимает не столько организаторскую позицию, сколько позицию консультанта, советника, умело ориентирующегося в разнообразных детских интересах. Игру и ее правила можно предлагать детям, но нельзя навязывать. Еще лучше, если игра создается под руководством взрослых.
Организацию игр можно представить следующими этапами (О. В. Соловьев).
1. Организация работы педагогов по разработке стратегии игры, определению целей игры и способов их достижения; характеристика ожидаемого результата игры. Итогом этой работы является модель игры и план создания инициативных групп по разработке правил и условий игры.
2. Организация работы инициативных групп, состоящих из педагогов и детей, по определению правил и условий игры; создание оргкомитета игры. Результатом деятельности являются правила и условия игры, механизм запуска игры, распределение обязанностей членов оргкомитета игры.
3. Запуск игровой модели на основе альтернативного включения детей в игру. Итог этого этапа — определение своей роли каждым участником игры, формирование групп.
4. Координация действий участников игры согласно правилам и условиям развития игры, направленная на принятие своей роли участниками игры, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализацию потребностей и интересов детей.
5. Подведение итогов игры, организация рефлексии — определение перспектив, дальнейших совместных действий, новых форм, способов взаимодействия детей.
6. Последействие — закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива.
Специфика этой технологии заключается в том, что на первых двух этапах педагог выступает как руководитель игры и его деятельность направлена на непосредственную организацию и обеспечение целевой направленности игры. На следующих этапах руководство игрой осуществляется инициативными группами и оргкомитетом игры. Основная деятельность педагога в игре на этих этапах — регулирование взаимодействия подростков через сотрудничество и сотворчество педагогов и детей в игре.
При организации игры от воспитателя требуется особая тактичность и точность инструментовки. Большой воспитательный потенциал для социального развития детей имеют игры, которые создаются самими участниками под руководством педагога. В то же время необходимо, чтобы в практике воспитания использовались разнообразные игры. Это сделает жизнь детей интересной и содержательной.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1786 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!