Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура 1940 - 1950-х годов



Реалистические принципы, которые утвердились в белорусской скульптуре в 1930-е годы, нашли ещё большое развитие в военное время. В годы Великой Отечественной войны З. Азгур создал более 40 портретов Героев Советского Союза, генералов, офицеров, партизан. В каждой из работ скульптор пытается передать индивидуальные черты каждого героя, особенности его характера и обязательно натурную схожесть.

В одной из первых работ военного цикла – портрете Героя Советского Союза Н.Ф. Гастэло (1942) З. Азгур ищет особые средства решения героического в портрете, в основе которого лежит подвиг и смерть героя. Стремление скульптора к абстрактной героизации образа конкретного человека находит логическое воплощение в строгой композиции бюста, тщательной обработки его поверхности, выбора постамента.

Галерею живых героев открывает портрет Героя Советского Союза Вл. Вл. Талалихина (1942) созданный с натуры портрет молодого лётчика как бы погружает в суровую обстановку военных лет. Вернувшийся с боевого задания пилот кажется несколько усталым, хотя образ не лишён героических черт.

Наиболее последовательным в поисках ёмких образных характеристик героев З. Азгур выглядит в группе портретов белорусских партизан. Рядом с глубоко индивидуальными характеристиками художественного образа, скульптор достигает его психологической завершённости. Почти одновременно З. Азгуром были созданы наиболее значимые произведения военных лет – портреты белорусских партизан М.Ф. Сильницкого, М.П. Шмырёва и снайпера Ф. А. Смолячкова.

В образе знаменитого снайпера Ф.А. Смолячкова (1943) нет ничего героического, что настраивало бы зрителя на восприятие грозного народного мстителя. Наоборот, мы видим щуплого, отзывчивого юношу, гордо выставившего вперёд грудь, на которой красуется высшая награда Родины – Золота Звезда Героя. Лёгкая усмешка несколько оживляет статичный образ, по-юношески натянутая на уши шапка, свисающий на лоб кончик волос – всё это приметы жанровой трактовки образа признаны смягчить и приглушить чувство суровости и внутренней собранности человека военного времени.

Живому, непосредственному восприятию образа Ф.А. Смолячкова способствует и характер лепки портрета – то гладко моделированные, то резко очерченные скульптурные формы. Тщательно вылепленное лицо, оживлённое резким взлетом бровей и глубоким рельефом зрачков. Расстегнутая гимнастёрка, небрежно наброшенная на плечи накидка, неровная лента портупеи – все эти детали достаточно интересно смотрятся в бронзе. Разноплановость характеров и непохожесть человеческих судеб часто являются тем отправным пунктом, который является источником вдохновения для скульптора, положенных им в основу художественного образа.

Отличительной особенностью портретов военного цикла, созданного З. Азгуром, является их завершенность. В большинстве случаев скульптор придерживается классической традиции решения бюста и его основания. Акцентирование самого главного в человеке, отказ от случайного, стремление к обобщённой пластической характеристике образов можно обнаружить в портретах военного времени.

Принципиально новое решение художественного образа можно заметить в портрете Героя Советского Союза Н.Ф. Гастэло (1943) скульптора Андрея Бембеля (1905 – 1986). В динамично-экспрессивной композиции автору удалось передать кульминационный момент самопожертвования лётчика, который обрушивает свой пылающий самолёт на врага. Скульптор делает упор не на портретное сходство, а на необычный жест рук, поворот головы, тем самым, придавая художественному образу определённую экспрессию.

Достаточно оригинальна композиция этого произведения. Боковые срезы торса, которые сходятся внизу и прямая линия плечей, создают правильный треугольник, повёрнутый одним углом вниз, и как бы с силой вонзённый в гранитную глыбу-основание. Чувству стремительного движения способствуют и «уши» пилотского шлема, и одежда, которая срывается потоками встречного ветра, и поднятая в энергичном взмахе рука над головой. Однако в этом порыве лицо пилота остаётся спокойным и сосредоточенным. Напряжённый взгляд как бы корректирует полёт, ищет вражескую цель. Оригинальность композиции, смысловое напряжение сюжета, величина подвига о котором повествует А. Бембель, сделали рассмотренную скульптуру одной из самых значимых работ в белорусском искусстве.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1368 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...