Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в



Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизни. В педагогике нарастало внимание к отдельной личности. Как необходимое условие для выработки принципов воспитания и обучения рассматривалось изучение характера, быта, потребностей народных низов. В этот период в России развернулось мощное общественно-педагогическое движение. Борьба против сословной школы и за утверждение светскости образования, догматизма и схоластики, зубрежки и муштры, за образование женщин, уважительное отношение к личности ребенка, разработка на прогрессивных началах дидактических вопросов, требование широкой сети народных школ — таковы были важнейшие вопросы, выдвинутые русской прогрессивной педагогикой 60-х гг. XIX в. Под влиянием общественно-педагогического движения в эти годы развивается педагогическая журналистика и издаются журналы. Педагогическая мысль в Беларуси в XVIII-XIX вв. Вклад в развитие педагогический идей ученых-методистов и деятелей белорусской культуры (К.И.Тихомиров, Ф.А.Кудринский, А.Е.Богданович, Тётка, Я.Колас) В XVIII в. педагогическая мысль Беларуси развивалась на фоне взаимодействия славянских культур - русской, украинской, белорусской и польской. С 1773 г. в Беларуси начала работать Эдукационная комиссия, которая попыталась внести некоторые преобразования в просвещении, разработала социальные и педагогические проекты просветительского характера. Центром науки и культуры края стала Виленская академия, позже реорганизованная в Виленский университет (1803). В конце XVIII в. (1772-1795) Беларусь вошла в состав России, что создавало более благоприятные условия для проникновения достижений прогрессивной русской культуры. Идеи виднейших русских педагогов становятся широко известными благодаря тому, что в школах Беларуси начинают работать выпускники учебных заведений России, используются русские учебные книги. Положительную роль в распространении просвещения в Беларуси и активизации педагогической мысли сыграло открытие двух главных и шести малых народных училищ в Полоцке, Витебске, Могилеве и других городах. С середины XIX в. деятели просвещения и прогрессивные педагоги выдвигают идею о создании белорусской школы, об обучении детей на родном языке. Просветительские идеи были ведущими в творчестве белорусских писателей-демократов (В.И.Дунин-Марцинкевич, Ф.Богушевич, Я.Лучина). В их произведениях особо подчеркивалось уважительное отношение к личности человека труда, необходимость просвещения народа на родном ему языке. В начале XX в. острейшие проблемы народного образования широко обсуждались на страницах белорусской педагогической печати ("Голос учителя", "Белорусский учитель", "Педагогическое дело", "Народное образование в Виленском учебном округе" и др.). В статьях рассматривались такие проблемы учебно-воспитательного процесса, как осуществление межпредметных связей, учет и оценка знаний, взаимоотношения между учителем и учащимися. Важную роль в развитии педагогической мысли сыграли ученые-педагоги, разрабатывавшие проблемы методики преподавания различных предметов. Значительный вклад в развитие школы и педагогической мысли в этот период внесли такие писатели, педагоги и общественные деятели, как К.И.Тихомиров, А.Е.Богданович, Ф.А.Кудринский, Д.А.Сцепуро, Тётка, Я.Колас и др.Клавдий Иванович Тихомиров (1858-после 1920). К.И.Тихомиров стремился осуществлять всестороннее развитие учащихся. Он ввел внеклассное чтение, собеседования по прочитанным книгам, экскурсии. Выступал за расширение содержания образования и ввел предметы естественного цикла (ботаника, зоология, минералогия), древнюю, среднюю и новую историю. Исключил обязательное чтение Евангелия перед первым уроком. Природоведение и географию считал важным средством борьбы с суевериями и предрассудками. Отстаивал и популяризировал важные дидактические правила: всякое обучение начинать с изучения уже известных фактов; переходить к неизвестному только тогда, когда ученики уже хорошо разобрались в предшествующем учебном материале, поняли его и усвоили; на уроке всякое "неумеренное разнообразие и однообразие притупляют внимание, вызывают рассеянность" и поэтому учителю нужно воспитывать в себе чувство меры. Тётка (Алоиза Степановна Пашкевич -1876-1916). Поэтесса, просветительница, проводившая огромную практическую работу среди народных масс, инициатор открытия белорусских школ. Считая первостепенной задачей получение образования народом, Тётка боролась за то, чтобы народные школы были бесплатными. Она понимала, что это откроет белорусскому народу путь к образованию, к культуре. Большое значение для достижения этой цели имели ее статьи в защиту народной школы ("Как нам учиться", "Берегите родное слово", "К школьной молодежи"), а также издание молодежного журнала "Лучынка". По инициативе Тётки в первые годы мировой войны началась работа по открытию народных школ, где преподавание велось на родном, белорусском языке. Она искала учителей, собирала детей, сама руководила школьной работой, преподавала на учительских курсах. Открытие белорусских школ требовало издания книг и учебных пособий на родном языке. Многие учебники, существующие в то время, не соответствовали развитию детей, часто носили схоластический характер. Понимая это, Тётка взялась за создание учебных книг для детей. Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич - 1882-1956). Писатель, поэт, общественный деятель, ученый-педагог, талантливый учитель. Закончил Несвижскую учительскую семинарию. Педагогическую деятельность начал в качестве народного учителя на Полесье. В своей дореволюционной деятельности боролся за демократизацию школы, за расширение прав учителя. За участие в подготовке и проведении нелегального ВЦ съезда учителей Минской губернии Важнейшим трудом Я.Коласа этого периода был его учебник на белорусском языке "Второе чтение для детей белорусов". Создавая книгу, Я.Колас использовал опыт и традиции К.Д.Ушинского в написании аналогичных книг, а также собственный учительский опыт.




Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 456 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...