Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 15. Русская экономическая мысль IX -XVIII вв



Эволюцию экономических идей на каждом этапе развития общества определяют общее состояние общества, его экономики и характер производственных отношений. Именно поэтому экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. На развитие русской экономической мысли влияли в основном два фактора: феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство.

В IX-XII вв. образуется Киевская Русь - одно из могущественных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождается ростом городов и разделением труда. Экономическая мысль этого периода отражает процессы феодализации на Руси. Она еще не стала самостоятельной ветвью науки, но была составной частью общественной мысли. Экономическую жизнь отражают договоры князей, летописи, церковная литература, законодательство того времени, в котором присутствует налоговая и торговая политика, земельные и долговые отношения, социальный статус общества.

В договоре князя Олега (882-912) с греками в 911 г. упоминается «Закон Русский», текст которого не сохранился.

Первый древнерусский свод законов «Русская Правда», составлявшаяся в XI-XII вв. «Русская Правда» - сборник установлений правды, закона. Это своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения «Правды», свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Как письменный свод древнерусского права «Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степени ответственности представителей разных социальных групп. Права собственности, нормы займа, правила взыскания долгов, принципы наследования, право на имущество, определение наказаний за присвоение чужого имущества занимают существенное место в «Русской Правде».[222]

За нарушения имущественных прав и за преступления против личности широко практиковались денежные возмещения. Из «Русской Правды» мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, игравших роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, ценах на товары. Она позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. [223]

Таким образом, «Русская Правда» - свод юридических норм, экономических понятий; документ, предписывающий правила поведения, установленные законом и обычаем, раскрывающий картину социально-экономических, хозяйственных отношений, экономических идей и представлений древнерусского народа.

Наиболее яркое проявление экономической мысли в XVI веке присутствует в работах талантливого публициста, дворянина Ивана Семеновича Пересветова «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», «Предсказание философов и докторов латинских о царе Иване Васильевиче». В челобитных царю он предлагает программу преобразований. Основные идеи: «государство без грозы, что конь без узды», централизованное государство, опора государя в дворянстве как прогрессивной части общества, возвышение должно быть не по знатности рода, а по заслугам, уничтожение права холопства у вотчинников, перевод воевод, судей и служилого дворянства на жалование.

Идеологом поместного дворянства в XVI в. был также Ермолай-Еразм, хотя его позиция не была столь четкой и последовательной, как у Пересветова.
Сочинение Ермолая-Еразма, в котором изложены его экономические взгляды, называется «Благохотящим царем правительница и землемерие», а короче - «Правительница», как принято называть его в литературе. Написано в 40-х годах XVI в.

По сравнению с Пересветовым, Ермолай-Еразм рассматривал более широкий круг экономических вопросов и глубже критиковал недостатки окружающей действительности. Он был убежденным противником боярского своевластия. Ермолай-Еразм отстаивал независимость церкви от царской власти и доказывал превосходство духовной власти над царской.
В области экономической он был сторонником натурального хозяйства. Поэтому и богатство он рассматривал как массу потребительных стоимостей. Источник богатства он видел в труде и считал, что в основе богатства государства лежит труд крестьян: «В начале же, - писал он, - всего потребны сут ратаеве; от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главизна».[224]

Ермолай-Еразм не выступал против феодальных отношений, а лишь стремился к сглаживанию противоречий феодального строя.

Новый свод законов «Судебник» (1550), принятый при Иване Грозном, внес изменения, соответствующие усилению централизованной власти, в налогообложение, право сбора торговых пошлин передавалось государству, изменялось соотношение форм землевладения в пользу дворянства - опричнина.

XVII- XVIII вв. - это эпоха начала накопления первоначального капитала в России Характерные черты того времени - рост общественного разделения труда, усиление специализации в производстве, товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка и единого экономического пространства Изменения в экономике обусловило появление экономических теорий, направленных на преобразования в хозяйстве и ускорение его развития.

Одним из виднейших представителей экономической мысли XVII в. стал Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащекин (1605–1680) – государственный деятель, советник царя Алексея Михайловича вошел в историю отечественной экономической мысли как главный составитель Новоторгового устава 1667 г., в котором нашли отражение многие положения меркантилизма. В уставе предписывалось взимание повышенных пошлин с иностранных купцов, причем только золотой или серебряной монетой. Вводились территориальные ограничения для иноземных купцов: они могли вести торговлю только в приграничных городах и реализовывать только определенную продукцию, только оптом во время ярмарок. За товары, приобретаемые у персидских купцов, русским потребителям запрещалось платить золотом и серебром, чтобы драгоценные металлы не вывозились из страны. В уставе также предоставлялись некоторые льготы российским купцам, экспортирующим свою продукцию. А.Л. Ордин-Нащекин считал, что важно развивать отечественную промышленность, в том числе и для насыщения внутреннего рынка.[225]

Иван Тихонович Посошков (1652–1726) – российский экономист, писатель, изобретатель. Взгляды И.Т. Посошкова представляют своеобразное сочетание идей, как классической политической экономии, так и меркантилизма. Его «Книга о скудости и богатстве» - первая работа, посвященная полностью проблемам экономического развития России, устранению скудости и умножению богатства. Он предложил план обновления экономики России Основные причины скудости в России, считает он - в тяжелом положении крестьян и неразвитости финансовой системы. Первостепенное значение он придавал внешней торговле - «купечеством всякое царство богатится». Взгляды его близки к западным меркантилистам, хотя он и не знал их работ. Но Посошков шел дальше: в его плане торговля и производство шли рядом, в русле политики Петра. Он не отождествлял богатство с деньгами - государство богато тогда, когда богат его народ, источник богатства народа – труд, причем промышленный и сельскохозяйственный. «Крестьянское богатство - богатство царское» - писал он, на 10-ки лет опередив физиократа Ф. Кенэ.[226]

В 1765 г. по инициативе фаворита Екатерины II графа Григория Орлова в России была основана первая организация экономистов – Вольное экономическое общество. Среди его членов были представители физиократов Андрей Трофимович Болотов (1739-1833) и Дмитрий Алексеевич Голицын (1734-1803). Основная работа А.Т. Болотова «О разделении полей» (1783) содержала рекомендации по рациональному ведению сельского хозяйства (распределению посевных площадей и организации севооборота). Д.А. Голицын думал, что для успешного развития сельского хозяйства в России следует отменить крепостное право и предоставить крестьянам право арендовать или даже покупать землю у помещиков.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) причину экономической отсталости России видел в крепостном праве. Он признавал необходимым освобождение крестьян и наделение их землей. В работе «О стимулирующей роли торговли для промышленного развития России» он выступал за свободное развитие внешней торговли и регламентирование государством внутренней торговли. Источником богатства страны он называл труд, занятый в производстве и земледелии. Исследуя закономерности денежного обращения, Радищев предвидел угрозу инфляции и критиковал чрезмерный выпуск бумажных денег. Он писал, что государь, который деньги делает, есть вор общественный.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 940 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...