Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
щие психологические импульсы, вызывающие «эстетическое настроение» [Филипьев, 1971, с. 36]. Способность художественной структуры переходить в «психологический код» [Филипьев, 1971, с. 59] определяет интеллектуальное и эмоциональное сопереживание автора и читателя.
Структурирование сигналов эстетической информации обусловлено коммуникативным намерением автора — его интенцией, творческим замыслом. С этим связана коммуникативная стратегия текста — его развертывание как определенной иерархии целевых программ [Дридзе, 1976; 1984]. Для их раскрытия необходим анализ особым образом организованных речевых средств, приобретающих статус регулятивных, которые должны «управлять» познавательной деятельностью читателя. Наибольшая нагрузка лежит на лексических регулятивных средствах и лексических регуляти-вах (микро- и макроструктурах разного типа) [Болотнова, 2001; 2002].
При этом знания и дешифровки одного языкового кода недостаточно, так как эстетический смысл текста имеет системный многоуровневый характер, «ключ» к которому связан с дешифровкой других кодов.
Языковой код, т.е. зашифрованная в системе языковых средств и способов их сочетаемости языковая информация, коррелирует с содержа-тельно-фактуальной информацией и поверхностным смыслом текста. Глубинный же смысл формируется в процессе усвоения содержательно-концептуальной и подтекстовой информации (термин И.Р. Гальперина) на основе найденных адресатом «ключей» не только к предметному, но и к другим кодам текста.
В процессе смысловой интерпретации произведения значимы различные регулятивные средства. Они выступают информативными и прагматическими сигналами, стимулирующими речемыслительную деятельность читателя, дают «ключ» к последующей сборке ментальных структур-концептов. Формирующиеся на основе регулятивных средств регулятивные структуры позволяют свернуть полученную информацию в модели сознания (фреймы). Их связь в процессе текстового развертывания на основе характерного для него способа регулятивности, мобилизации информационного тезауруса читателя и осознания им коммуникативной стратегии автора формирует представление об общем эстетическом смысле литературного произведения.
В качестве иллюстрации обратимся к анализу одного из стихотворений А.А. Ахматовой.
Я улыбаться перестала, Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало, Одною песней больше будет.
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!