Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
От студентов приходится слышать: зачем нам нужна философия?
Подобные вопросы ставились даже многими мыслителями. В частности, в 19 веке русский философии и историк К. Кавелин писал: «Нельзя ли нам обойтись без философии? Что нам в этой философии? Точные науки – другое дело: чему они учили 1000 лет назад, то остается истиной и теперь! А философия?».
Другой философ – великий французский мыслитель, философии и математик Р.Декарт так отвечал на этот вопрос: «Только философия отличает нас от дикарей и варваров».
Он удачно подметил, что люди первобытного общества не нуждались в философии, их образу жизни соответствовало мифологическое сознание, которое предшествовало философии. Будучи включенными в природу, они чувствовали свою слитность с окружающим миром, они миросозерцали, приспосабливаясь к окружающему миру с помощью присваивающий форм хозяйства – охоты, собирательства и рыболовства.
Однако позднее приспособление к условиям жизни сменилось преобразовательным, действенным отношением к миру.
И простое миросозерцание сменяется мировоззрением, вместо мифологии появляется философия, цель которой – понять, объяснить мир, а не просто созерцать его.
Философия является теорией появившегося мировоззрения. Предметом философии является мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру, человека к человеку и выступают в качестве ориентиров его поведения.
В структуре мировоззрения можно выделить 4 основных компонента:
1) Различные знания как совокупность сведений информации о мире, человеке, обществе.
2 типа знаний:
- обыденные – мы получаем в повседневном опыте, в них отражается то, что лежит на поверхности явления. Без обыденных знаний человек существовать не может.
- научные – получаются с помощью специальных исследований и в них отражается внутренние, закономерные, существенные свойства и признаки предметов и явлений.
2) Ценности и оценки – элементы сознания человека, которые определяются его потребностями и интересами.
Потребность – это нужда человека в чем – либо. Ценность – это свойство предмета, явления удовлетворять его потребности.
Ценности выстраиваются в т.н. систему ценностей, для каждого человека она своя. Это зависит от субъективных качеств определенной личности и от условий общественной жизни. На вершине пирамиды ценностей стоят т.н. абсолютные ценности – т.е. общественные идеалы Например, жизнь – это самая большая ценность человека.
Подлинно человеческими являются духовные ценности, поэтому философ Платон считал, что мера духовности – по сути, есть мера человечности.
3). Социальные нормы и идеалы – это устойчивая, повторяющаяся связь человека с миром, оценка человеком его отношений с другими людьми – правовые нормы, моральные нормы, религиозные и т. д. Они регулируют жизнь одного человека и всего общества.
4). Убеждения.
Чтобы знания, ценности и нормы воплотились в жизнь, необходимо их эмоционально- волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, веру, выработка определенной психологической установки на готовность действовать
Мировоззрение является главной движущей силой наших поступков. Оно динамично и изменчиво. Однако с годами у человека изменчивость мировоззрения замедляется и это является причиной конфликта поколений.
По характеру формирования и способу функционирования и способу функционирования можно выделить 2 уровня мировоззрения:
- жизненно – практический уровень - складывается в повседневной жизни, основан на здравом смысле. Этот уровень называют жизненной (практической) философией. Именно на этом уровне мировоззрение включается в жизнь людей, из поколения в поколение передаются обычаи, традиции, навыки и др. Но этот уровень не отличается научностью, глубокой продуманностью, на него влияют национальные, религиозные традиции, уровень интеллекта, и другое. Поэтому на этом уровне много противоречий, других недостатков, которые преодолеваются на > высоком уровне.
- теоретический уровень. Это научный уровень, и здесь присутствует философия. Она видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, изучения.
Таким образом предмет философии – это мировоззрение.
Типы мировоззрения: мифология, религия, философия. наука
1. Мифология (греч.) – «сказание» и «предание». Исторически первая форма мировоззрения. Признаки мифологии:
- эмоционально-чувственное миворосприятие,
- приверженность традициям,
-символизм м аллегоричность;
-мышление не понятийное, а эмоционально-образное, выраженное в художественной форме.
Возникает на самой ранней стадии человеческого развития. Тогда человечество в форме мифов пытается ответить на вопросы происхождения мира, его устройства, объяснить таинственные явления природы: дождь, гроза и т.д., всевозможные опасности для человека.
Большая часть мифов – о природе, есть мифы о достижениях людей (огонь, охота, ремесло),
Таким образом миф – это не первоначальная форма знания, а образное представление о явлениях природы и коллективной жизни людей.
Широко известны мифы древней Греции, где объясняется происхождение земли и др. на принципе одушевления всего существующего – (о Прометее).Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения всего сводилось к рассказу о том, кто кого породил: (Хаос – Земля – Любовь – Мрак – Ночь – Свет) и др. В мифе: рассказ о прошлом совмещался с объяснением настоящего и будущего. Т.е. прошлое связывалось с будущим и это обеспечивало духовную связь поколений. На ранней стадии человеческой истории мифология была не единственной формой мировоззрения.
В этот же период существовала и религия. (лат – благочестие, набожность, святыня).
Признаки религии:
- преобладает чувственное миворосприятие,
- гл признак – «вера» в нечто сверхъестенственное
- система догм
- разум занимает подчиненное положение по отношению к вере
- культ – т.е. обрядовые действия, направленные на установление связи со сверхъестественным.
В отличие от мифа, здесь мировоззрение усложняется. содержит Так, мировоззрение приобретает характер вероучения, поклоняются сначала многим богам (пантеизм), затем одному (монотезм). Широко распространены сегодня в мире 3 монотеистические религии – христианство, ислам, буддизм.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые преходящие аспекты его бытия и возвыситься до чего –то абсолютного, вечного.
Миф и религия - дофилософские формы мировоззрения - не исчезли, а сохранились и сосуществуют с философией.
Философия в отличие от мифологии и религии:
- унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер
- но - это рациональное мировоззрение
- разум ставит выше веры
- мышление понятийное
Наука – наиболее поздняя форма мировоззрения, возникшая из философии. Признаки религии:
- цель – познание истины
- опора на рациональное мышление
- знание носит систематизированный, упорядоченный характер
Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!