Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классическая йога о пяти модификациях сознания (читты). Освобождение от колебаний читты: восемь средств йоги



Йога тесно примыкает к системе санкхья. В йоге самое главное – это освобождение, это является целью жизни. Пат а нджали(2 в до н.э-2 в н.э) – основатель системы йога. Его произведение «Йога-сутра»(в ней 4 главы). Вьяса писал комментарии. Его произведение «Вьяса-Бхашья» было написано в 4 в н.э. Комментарии писал Аранья. «Йога» - можно перевести как прекращение модификаций сознания. Йога делится на 4 части – 1)саматхипада(учение о сосредоточении), посвящена природе, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации сознания(читты) и различные методы достижения йоги. 2)садханапада посвящена йоге действия: средствам достижения сосредоточения.3)сибхутипада – дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике.4)кайвальяпада – посвящена описанию природы и форм освобождения. Я познает объекты мира благодаря превращениям сознания-читты. 5 видов(врити) колебаний(модификаций) сознания-читты: 1)истинное познание(прамана) 2)ложное познание(випарьяя) 3)знание слов 4) сон 5)память(смрити).В ложное познание входит сомнение или неопределенное знание. Знание слов – это просто словесная идея, порожденная словами, которым не соответствуют никакие реальные факты. Сон – это своебразная душевная модификация. Он возникает благодаря преобладанию в сознании-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и ощущению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений. Сон предполагает наличие некоторого сознательного душевного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания. Когда читта переходит в то или иное сознательное душевное состояние, «я» отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его слоим состоянием. «Я» отражается в сознании-читте, которое стоит перед ним, как зеркало перед человеком. До тех пор, пока в читте происходят изменения, или модификации, «я» отражается в нем, и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира, отождествляет себя с ним. Если мы хотим добиться освобождения, мы должны прекратить все модификации сознания-читты. Когда волны эмпирического сознания утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, «я» осознает себя как нечто отличное от комплекса «сознание-тело», как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния, посредством прекращения функций сознания-читты. Для очищения и просветления читты йога дает нам 8 средств: 1) я ма-самоконтроль 2)н и яма-самоограничение 3) а сана-положение тела во время медитации 4)прана я ма-контроль за дыханием 5)пратьях а ра-удаление чувств, индрии не действуют, «выключение», отвлечение индрий 6)дх а рана-сосредоточенное внимание 7)дхь я на-созерцание 8)сам а дхи-экстаз или сосредоточение. При регулярном применении на практике этих средств с благоговением и бесстрашием они ведут к достижению йоги(т.е освобождения). Первое правило йоги(яма): воздержание от нанесения вреда живому, от лжи, воровства и скупости. 2-ая дисциплина(нияма) – суть ее заключается в культивировании следующих положительных навыков: очищение тела путем омовения и принятие чистой пищи, а также очищение сознания посредством воспитания хороших эмоций и чувств, умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т.д., размышление о боге и смирение перед ним. Асаны – положения тела, рекомендованные в системе йоги, они являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности сознания. Пранаяма состоит в приостановлении дыхательных процессов или после выдыхания или после вдыхания, или просто при задержании жизненного дыхания. Йога предписывает контроль дыхания для сосредоточения сознания, потому что это способствует устойчивости тела и сознания. До тех пор, пока продолжается дыхание, сознание испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, сознание приходит в состояние ничем ненарушимого сосредоточения. С помощью упражнений в контроле за дыханием, йогин может приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения. Пратьяхара состоит в удалении чувств от соотвествующих внешних объектов и сохранении их под контролем сознания. Когда чувства эффективно контролируются сознанием, ими руководят не соответствующие предметы, а само сознание. Поэтому в таком состоянии сознание не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающих через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувства и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Вышеперечисленные 5 средств достижения освобождения, считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними 3 остальные средства должны считаться внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги. Дхарана – это дисциплина сознания, состоящая в сосредоточении, фиксации сознания-читты на желаемом объекте. Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для перехода на следующую, высшую стадию йоги. Дхьяна – следующая ступень йоги. Она означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это спокойное созерцание объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В рез-те мы получаем ясное представление объекта, и прежде всего – его частей и аспектов. Но с момощью длительного размышления сознание может развить частичное представление об объекте в полное и живое его представление. Самадхи – это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени сознание настолько глубоко поглощено объектом созерцания, что сознание теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В сознании только отчетливо остается объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Эти последние 3 ступени должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют саньяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил.




Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1276 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...