Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственная музейная сеть и ее современное состояние



Совокупность музеев, существующих на определенной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музеев одного профиля, одного типа или одной ведомственной принадлежности: сеть художественных музеев, сеть музеев под открытым небом, сеть музеев Министерства культуры РФ.

Музейная сеть России формировалась на протяжении трех столетий, и начальные этапы этого процесса носили в значительной степени стихийный характер, хотя объективно они отражали экономические, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и секуляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти.

В настоящее время государственную музейную сеть России формируют музеи системы Министерства культуры и ведомственные музеи. Анализ музейной сети Министерства культуры, включавшей 1602 музея по состоянию на 1994 г., дает следующие ее характеристики.

Около 40 музеев являются музеями федерального значения, то есть обладают особо ценными коллекциями и непосредственно подведомственны министерству, которое финансирует их в полном объеме и назначает директоров. В 1995 г. 17 из этих музеев Указом Президента получили статус особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Этот статус предусматривает специальные меры государственной поддержки, в том числе преимущества в области финансирования. В список вошли пользующиеся мировой известностью музеи — Эрмитаж, Историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русский музей, Третьяковская галерея, Исторический музей, Политехнический музей, Музей Востока, Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная поляна», Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», музей-заповедник «Ростовский Кремль», Научно-исследовательский музей архитектуры им А.В. Щусева.

Другие музеи подведомственны региональным и местным властям, но Министерство культуры осуществляет нормативно-методическое руководство, приобретает для них наиболее дорогостоящие экспонаты, осуществляет финансирование в рамках федеральных программ и централизованных мероприятий (например, организация выставок).

Примерно половину музейной сети составляют музеи комплексного профиля (797 музеев, или 49,7%) Следующая по численности профильная группа — исторические музеи (323 музея, или 20%), достаточно значительно и количество литературных музеев (151 музей, или 9,4%). Художественных музеев насчитывается 234 (15%), и этот показатель в сравнении с другими европейскими странами считается довольно скромным. Остальные профильные группы музеев, в том числе естественнонаучные, архитектурные, отраслевые, составляют в среднем по 1% от общего количества музеев

Для того чтобы нагляднее представить характер развития музейной сети России, интересно сопоставить следующие цифры. В 1982 г Международный совет музеев (ИКОМ) провел исследование с целью установить соотношение количества музеев и численности населения в различных странах мира. Оказалось, что из учтенных 26700 музеев две трети находятся в индустриально развитых странах. В Африке один музей приходился на каждые 1,3 млн. жителей, в то время как в Европе это соотношение составляло 1:43 тыс. В конкретных странах эта пропорция выглядела следующим образом В Австралии один музей приходился на 14 тыс. жителей, в Канаде 1-23 тыс., США 1.41 тыс., Франции 1:43 тыс., Великобритании 1:55 тыс., Японии 1 77 тыс., СССР 1 189 тыс., Индии 1:1 млн. 831 тыс..

В последнее десятилетие ушедшего столетия, несмотря на трудности экономического характера, государственная музейная сеть России продолжала сохранять тенденцию к росту, хотя темпы роста по сравнению с предшествующим периодом замедлились. В 1990 г в системе Министерства культуры насчитывалось 1257 музеев, в 1992 г — 1379 музеев, в 1994 г. — 1602 музея.

На формирование музейной сети оказывает влияние целый ряд факторов. Главные из них — изменение общественных потребностей, развитие науки и искусства, новые технологии в области реставрации и консервации, новые подходы в теории и практике музейной работы, в частности, расширение понятия «музейный предмет». Развитие представлений о том, что сохранять и экспонировать следует не только сами памятники, но и их функциональные связи с другими объектами.

Ответьте на вопросы:

1) Когда и где впервые появилось понятие «музей»?

2) Какие предметы принято называть предметами музейного значения?

3) Какими основными свойствами обладает музейный предмет?

4) Назовите социальные функции музея.

5) Что такое профиль музея?

Литература к теме 1.Музей как социальный институт.

1. Газалова К.М. Музей как социальный институт в России XX в. // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство: Тр. ГИМ. Вып. 104. М., 1999.

2. Гнедовский М.Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе: Сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1985.

3. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности.

4. Гнедовский М.Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей — культура, общество: Сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1992.

5. Григорян Г.Г., Винокурова Л.В. Особенности коммуникации в научно-технических музеях // Музей — культура, общество: Сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1992.

6. Динамика социальных функций музеев различных профилей в современных условиях. Научные рекомендации для аспирантов. Сост. Д. А. Равикович. М., 1986.

7. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности // Памятниковедение. Теория, методология, практика: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1986.

8. Дукельский В.Ю. Терминологические проблемы теории музейного предмета // Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. / ЦМР. Москва, 1986.

9. Камерон Д. Ф. Музей: храм или форум // Музей — культура, общество. Сб. науч. тр. // ЦМР. М., 1992.

10. Закс А.Б. Динамика социальных функций музеев СССР // Музееведение. Музеи мира. М., 1991.

11. Кондратьев В.В. Свойства музейного предмета и пути его использования // Музееведение. Проблемы использования и сохранности музейных ценностей: Сб. науч. тр. № 136/НИИкультуры. М., 1985.

12. Кузьмин А.С., Кузьмина Е.Е. О диалектике функций историко-культурного музея (Музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии} // Музееведение. Музеи мира: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1991.

13. Портер Д. Роль музея как средства коммуникации // Museum 1983. №138.

14. Ровикович ДА. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987.

15. Стронг Р. Музей и коммуникация // Museum. 1983. № 138 (№ 2).

16. Туманов В.Е. Общественные музеи: Современное состояние и перспективы развития // Музей — культура, общество: Сб. науч. тр. / ЦМР. М., 1992.

Тема 2





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2513 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...