Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ионийская школа философии 6 страница



Возможна и противоположная реакция: забвение нынешних наших ограничений, ложная уверенность в том, что проблески сверхсознательного есть состоявшаяся действительность нашей личности. Подобный оптимизм является результатом смешения личного и надличного уровней. В результате у человека на какое-то время может возникнуть впечатление, что все его проблемы решены, что он достиг просветления и т.д. Да, постигнутое им надличное Я свободно, оно пребывает вне пространственно-временного многообразия этого мира с его противоречиями, не имеет проблем. Но полагать, что это распространяется и на нашу обычную личность, погруженную в повседневную жизнь, – опасное заблуждение. Нередко оно является результатом перевозбуждения эмоциональной сферы потоком сверхсознательного материала.

Когда в сознание врывается несметное количество образов, идей, логических связей и ассоциаций, может произойти также перевозбуждение интеллектуальной сферы. У человека возникает впечатление абсолютной ясности, прозрачности происходящего, всеведения; ему кажется, что он обладает решением всех проблем. Такое интеллектуальное перевозбуждение может вызвать бессонницу и другие психосоматические расстройства.

У мистически настроенных лиц могут возникнуть сложности с возвращением в прозу повседневной жизни, особенно после глубокой медитации. Они находят, что испытанные ими поразительные откровения и ощущение неземного блаженства несовместимы с миром, в который им приходится возвращаться. Нередко у них возникает склонность осуждать этот "плотский" мир, чувство враждебности и отвращения к нему, ощущение заброшенности в ссылку на какую-то чужую планету и тоска по "божественной родине" в сочетании с полнейшей неспособностью функционировать на практическом уровне.

Сходная ситуация описана в древнегреческом мифе об Икаре, воспарившем так высоко, что солнце растопило воск, которым были склеены его крылья, в результате чего он упал в море. Этот миф служит удачной иллюстрацией отношения к делу – и печальных последствий такого отношения – лиц, которые стремятся исследовать высшие этажи сознания, не заложив предварительно надежного личностного фундамента. Мы можем определить подобное отношение как "Икаров комплекс", – тенденцию забывать в своем духовном стремлении о личностных ограничениях.

Как и в случае любого другого важного начинания, на пути сознательной эволюции человек встречается с препятствиями, затруднениями, опасностями и т.п. К счастью, мы располагаем средствами, которые могут помочь нам справиться с проблемами, упомянутыми в настоящей главе. Как обычно говорил Ассаджоли, если вы хотите взойти на высокую гору, вам нужно сперва заняться тренировкой и подготовить себя к восхождению физически. Вам нужно также запастись необходимым снаряжением и изучить свои возможности. Сказанное относится в равной мере и к восхождению на высоты сверхсознательного. Для этого нужно тренироваться и иметь хорошее снаряжение.

Необходимую основу восхождения составляет так называемый личностный психосинтез, нацеленный на формирование дееспособной личности, достаточно свободной от эмоциональных блоков. Такая личность знает, как удовлетворять свои потребности, способна конструктивно использовать свою агрессивную энергию и умеет учиться на ошибках. Она умеет управлять в определенной степени всеми своими психологическими функциями и ясно сознает, где у нее центр. Сформировав такую личность, мы можем безопасно и плодотворно взаимодействовать с высшими сферами своего существа; для нас начинается надличный или духовный психосинтез.

Глава 15

ВАША ЖИЗНЬ, ВАШЕ ТВОРЕНЬЕ

Гусеница становится бабочкой.

Бутон становится розой.

Межзвездный газ, сгущаясь, становится звездами.

Расплавленные минералы, остывая, становятся кристаллами.

А человек – он тоже развивается по некоему внутреннему плану, становится чем-то определенным, или жизнь наша – сплошная случайность? По-видимому, разумно будет предположить, что мы подобны остальным созданьям. И если так, то каждому из нас нужно пытаться выявить свой изначальный план развития, свой замысел, как его называют в психосинтезе, или цель своей жизни. У нас уже есть эта цель, мы изначально несем ее в себе; более того, своя цель есть и у каждого этапа нашей жизни, каждой ступеньки становления тем, кем мы можем быть, осуществления нашей идеальной формы.

Понятие идеальной формы, которая пытается проявиться в глубине нашей души и явить себя миру, позволяет переосмыслить понятия психотерапии и личного роста. Психотерапия при таком подходе превращается из самоцели в ряд этапов более широкого процесса, призванных помогать человеку осознать цель своей жизни, устранять препятствия на пути ее достижения и способствовать последнему. Личный рост как таковой отныне также не является самоцелью.

В каждый данный момент у нас существует практически бесконечное количество возможностей развития: мы можем начать учить арабский язык, заняться культуризмом, отправиться путешествовать и узнать, как живут люди в других странах, учиться прыгать с парашютом и т.д. Но рассматривая эти возможности с точки зрения проявляющейся в нас идеальной формы, мы можем оценить, какие из них лежат в русле действительного роста нашего неповторимого существа.

Вместе с тем подходить к выявлению своего замысла, своей внутренней идеальной формы нужно очень мягко. Это постепенный, последовательный процесс, осуществляемый путем проб и ошибок. Никакая поспешность здесь неуместна, ибо приводит в подавляющем большинстве случаев к отрицательным результатам, разочарованию и унынию или, того хуже, измышлению некой искусственной идеальной формы, самозаточению и тюрьму перфекционизма.

ИДЕАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Поэтому давайте для начала пойдем по более безопасному, безличному пути – начнем с упражнения, которое позволит нам открыть для себя красоту идеальных форм вообще:

Подумайте о какой-нибудь форме, которая, на ваш взгляд, достигла совершенства и красоты идеала.

Это может быть форма из мира неживой природы, например, какой-то кристалл или драгоценный камень.

Или из растительного мира, например, цветок или лист.

Или из животного мира, например, лошадь, дельфин или птица.

Или из мира природных явлений, например, радуга или звезда.

Или из мира искусства, например, стихотворение, картина, музыкальное произведение.

Рассмотрите несколько таких форм.

Живо и ясно прочувствуйте каждую из них, испытав радость от соприкосновения с силой и красотой идеала.

Если мы посмотрим теперь на себя и на людей, окружающих нас в повседневной жизни, то обнаружим скорее всего, что такого рода идеальные формы являются здесь скорей исключением, что гармоничное раскрытие своего замысла у людей, как правило, заблокировано или предано забвению. Почему это происходит? Основная причина тому скрыта внутри нас: движение к воплощению идеальной формы сдерживается нашим воображением.

Наши представления о себе, наш образ себя может как способствовать, так и препятствовать нашему приближению к идеалу. Нет нейтральных образов, все образы обладают определенной движущей силой. И проблема состоит в том, что сквозь обманчивую вуаль наших субличностей мы зачастую видим искаженный образ того, кто мы и кем можем стать.

"Сон разума рождает чудовищ", – так называется знаменитый офорт Гойи. Можно сказать, что неверно используемое воображение также рождает чудовищ, если подразумевать под чудовищем нечто, ставшее иным, нежели ему суждено было быть. Когда воображением овладевают иррациональные силы бессознательного, они дают жизнь извращенным подобиям идеальных форм.

К счастью, образы воображения могут оказывать на нас не только отрицательное воздействие. Образы могут и сковывать, и освобождать. Ясно представляя свои возможности, мы приближаем их к действительности. Следовательно, мы можем целенаправленно использовать образы для того, чтобы способствовать осуществлению своего замысла, полнокровному воплощению своей идеальной формы. Для этого мы можем думать о следующем шаге, который нам предстоит сделать на пути саморазвития.

ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

В этом упражнении вы будете живо представлять то, чего хотите достичь на данном этапе саморазвития: представлять идеальную модель того, кем вы действительно можете стать. Для начала лучше работать с идеальными моделями каких-то психологических качеств, таких как любовь, стойкость, понимание, радость и т.п. Упражнение состоит из четырех шагов:

Выберите качество, которое, как вы чувствуете, в настоящее время будет способствовать осуществлению постепенно раскрывающегося замысла вашей жизни.

Теперь представьте, какими бы вы были, если бы обладали этим качеством во всей его полноте. Позвольте этому образу себя сформироваться во всех деталях. Посмотрите, как это качество проявляется в его взоре, положении тела, выражении лица. (Поначалу образ может быть не очень устойчивым, размытым, появляться и исчезать. Но и в этом случае он окажет сильное воздействие на ваше бессознательное.) Несколько мгновений удерживайте в уме этот образ, призывая его все полнее проявлять выбранное вами качество.

Представьте, что вы входите в этот образ и образуете с ним одно целое, – как если бы оделись в новую одежду. Слившись с ним, почувствуйте, что выражаемое им качество стало частью вас. Представьте, как ощущается полнота обладания этим качеством. Почувствуйте, что оно наполняет ваше тело. Почувствуйте, что оно проникло в каждую клетку, что оно течет по жилам, пропитывает все ваше тело. Представьте, что это качество пронизывает ваши чувства, образ мысли и движущие вами мотивы.

Наконец, представьте себя в одной или нескольких ситуациях повседневной жизни, проявляя это качество больше обычного. Подробно представляйте, как разворачиваются эти ситуации.

В упражнении с идеальной моделью можно использовать не только психологические качества, но и социальные роли, которые вы хотите улучшить: идеальный партнер, идеальный учитель, идеальный друг и т.п. Как и в первом случае, не нужно оказывать на себя никакого давления, не нужно принимать никаких мрачных решений ("все, после Нового года начинаю новую жизнь"); не нужно даже ожидать каких-то положительных результатов. Здесь требуется только работа воображения.

Наконец, следует упомянуть об одном высказываемом иногда безосновательном опасении. Некоторые люди считают, что создав такую идеальную модель, они надели бы на себя смирительную рубашку, лишили себя непосредственности и свободы движений. Подобные опасения являются результатом неверного понимания функции идеальных образов. Образ, пробуждающий возможности человека, никогда не станет для него тюрьмой, если только он сам не навяжет себе его, не "вменит в обязанность". Идеальная модель не привносится извне, а присутствует внутри нас, ожидая, когда мы ее обнаружим и приведем в действие. Обращая внимание на эту внутреннюю идеальную модель, мы позволяем ей выйти на поверхность сознания и проявить себя в нашей жизни. Идеальная модель подобна скульптуре, которая "ждет", по словам Микельанджело, в глубине мраморной глыбы, чобы скульптор "раскрыл" ее, убрав лишнее.

Пробуждая одно за другим качества нашей идеальной формы, мы постепенно создаем таких себя, какими нам суждено было быть и какими мы собираемся стать. Тем самым мы становимся творцами своей жизни.

Глава 16

ЧЕМ МЫ ЖИВЫ

У Толстого есть рассказ об ангеле, который ослушался Бога и был наказан: лишенный крыльев и облачений, он был низвергнут зимою на кладбище у какой-то глухой деревушки. Проходивший мимо бедный сапожник, не ведая о божественном происхождении ангела, подобрал его и не дал замерзнуть: он одел его, накормил и оставил у себя жить, сделав своим учеником.

Прошло несколько лет. И однажды ангел улыбнулся так, что горница озарилась ярким светом. Пораженный сапожник спросил его, кто он и почему сияет. Ангел открылся ему и пояснил: чтобы возвратиться в рай, он должен был понять, благодаря чему люди живы на этой Земле. Он начал понимать это, когда в обличье человека рисковал замерзнуть на кладбище. Теперь, продолжал ангел, я окончательно понял, что люди не могут жить сами по себе, что они нужны друг другу и что люди живы любовью.

Действительно, любовь дает нам жизнь. Но она также ослепляет нас, заставляет страдать и мучить друг друга. Возможно, прав был Данте, когда говорил, что любовь – единственная причина всех радостей и страданий человечества. Спрашивается, что есть любовь? Одно мы можем сказать со всей определенностью: любовь есть великое таинство. Любовь столь же сложна, как сама жизнь, и никакие определения не исчерпают ее. Но мы можем в какой-то мере проникнуть в эту тайну. Не умаляя величия любви как таковой, мы можем найти пути, которые позволили бы нам рассмотреть особенности своей любви.

Как мы уже делали это прежде, начнем с упражнения, которое позволит нам рассмотреть наличное положение вещей, а также исследовать их неявные связи и смыслы.

ИЗМЕРЕНИЯ ЛЮБВИ

Представьте закрытую дверь. На двери написано "Любовь". Дверь открывается в мир любви, и за ней можно встретить самых разных людей, существ, предметы, воспоминания, ситуации и состояния сознания. Уделите какое-то время тому, чтобы живо представить эту дверь, ручку двери, надпись.

Теперь откройте эту дверь, и пусть из-за нее появятся первые непроизвольные впечатления. Не загадывайте наперед, что это должно быть. Они могут возникнуть в любой форме, – в форме образа, физического ощущения, чувства, звука, запаха и т.д.

Постепенно привыкайте к миру за дверью. Исследуйте его. Что бы вы ни обнаружили, приятное или неприятное, поступайте следующим образом:

Воспринимайте это со всей ясностью без каких-либо оценок или толкований; не бегите дальше, но задерживайтесь у каждого возникающего образа. Позвольте ему раскрыть вам себя полностью.

Сознавайте, что этот образ – лишь одно из великого множества проявлений, имеющих отношение к любви. Скажите себе: "В мире любви есть и это". Затем переходите к другому образу.

Выйдите и закройте дверь. В завершение упражнения подумайте о явившихся вам образах. Возможно, вам захочется понять, в чем их смысл, и как они связаны с любовью и вашей жизнью. Чтобы легче было проникнуть в их суть, можете записать свои переживания или зарисовать, что вы видели.

Рекомендуется также видоизменять это упражнение, визуализируя на двери вместо надписи "Любовь" надпись "Сексуальность". Сексуальность, даже в самых грубых и примитивных ее проявлениях, можно рассматривать как форму любви, стремления к единению с другим человеком.

Исследуя свое ощущение сексуальности, мы нередко выходим на более глубокие, первоначально скрытые от нас уровни содержания. Опыт чистой, беспримесной сексуальности доступен немногим. У большинства из нас она несет какую-то дополнительную функцию, будучи средством, например, снятия напряжения, ухода от одиночества или действительности вообще, проявления власти над другим человеком или снискания его любви. Зачастую сексуальность обслуживает какие-то невротические потребности. Кроме того, сознательно исследуя сферу своей половой любви, человек может яснее осознать, какой у него образ себя и какое чувство самоуважения. Мы обнаружили также, что на самом деле отношение людей к сексу отражает их отношение к жизни вообще.

Любовь можно исследовать также, обратившись к сфере своих межличностных отношений. Как мы относимся к людям? Каковы наши сильные стороны и ограничения в данной сфере? Никакая связанная с любовью работа над собой не может обойти эти вопросы. Чтобы облегчить протекание любви по каналам общения, следует выяснить, чем обусловлен рельеф этих каналов.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

Приведенное ниже упражнение может помочь вам прояснить для себя характер ваших наиболее значимых взаимоотношений.

Составьте список значимых для вас лиц, с которыми вы поддерживаете отношения. Затем выберите из этого списка пять человек.

Возьмите большой лист бумаги и изобразите на нем простую фигуру (Рис. 4):

Рис. 4

Точка в центре – это вы. Остальные пять точек – это люди, с которыми вы поддерживаете значимые для себя отношения.

В пространстве между центральной и каждой из пяти точек сделайте свободный рисунок, который бы отражал характер ваших отношений с данным человеком. Вы можете изобразить что угодно, не заботясь о мастерстве исполнения.

Закончив рисовать, запишите любые соображения, которые придут вам в голову в связи с этими отношениями. Тем самым вы дополните их визуальный портрет словесным. Благодаря такому многомерному осознанию у вас может возникнуть какое-то решение и, возможно, план изменения этих отношений к лучшему.

Теперь мы можем рассмотреть любовь в плане ее отношения к центру личности, который в психосинтезе называется человеческим "я". Любовь, исходящая из центра, объективна в том смысле, что не искажена личными пристрастиями. Поэтому она позволяет нам отождествляться с другим человеком без риска оказаться в его зависимости или стать жертвой его манипуляций. Поскольку она не зависит от реакции другого лица или желания снискать его признание и благодарность, она не ведает страха.

С другой стороны, существует любовь, исходящая с периферии. Она может сопровождаться очень приятными чувствами, так что ее подчас нелегко отличить от центральной любви. Но между ними большая разница. Периферическая любовь ожидает признания и поддержки со стороны другого лица и посему живет в страхе не получить их.

Вместе с тем было бы большой ошибкой чересчур разграничивать эти две формы любви. Во-первых, существует не две, но великое множество форм любви, соответствующих разным стадиям развития человека. Во-вторых, периферическую любовь вовсе не обязательно противопоставлять центральной любви, ее можно рассматривать как начальную форму последней.

Как мы уже видели в главе, посвященной субличностям, любые наши психологические качества могут развиваться. Следовательно, любое качество можно рассматривать как преходящую стадию его развития. Усвоив эту точку зрения, мы сознаем, что на начальных стадиях развития все выглядит достаточно примитивно, не только любовь.

Важно также учитывать, что у многих людей периферическая любовь соседствует с центральной, так что в какие-то моменты на передний план выходит первая, а в какие-то вторая, – или обе могут присутствовать одновременно в той или иной пропорции. Более того, для многих людей даже периферическая любовь является большим достижением.

Тут возникает естественный вопрос: а можно ли научиться любить? Да, можно. И те, чья любовь незрела, и те, кто, по-видимому, вообще неспособен ее испытывать, могут учиться любить, если находят для себя такую задачу достаточно важной.

Как это делается? Любви научаются, обращая на нее внимание, изучая ее, рассматривая с разных сторон, экспериментируя с ней. Любовь присутствует во всех людях независимо от того, сознают они ее или нет. Все мы когда-то и в какой-то мере испытывали любовь и можем пробудить ее, начать взращивать ее вновь.

СОЗНАВАНИЕ ЛЮБВИ

Вспомните время, когда вы испытывали любовь. Не просто думайте о ней, но вновь проживайте ее в своем воображении, как если бы это происходило сейчас. Вновь испытывайте происходившее во всех деталях – обстановку, звуки, эмоции, мысли и т.д.

Событие это относится к прошлому. Осознайте, однако, что ожившая в вас любовь не обусловлена временем, что способность испытывать любовь присутствует в вас постоянно.

Теперь, основываясь на осознании этого и на опыте любви, живущем в глубинах вашего существа, соприкоснитесь – пусть на один короткий миг, пусть поначалу очень смутно – с качеством любви в ее чистой сущности. Или по крайней мере представьте, насколько можно полнее, какая она, эта любовь.

Теперь пусть возникнет образ, символизирующий для вас такую любовь. Это может быть что угодно – пейзаж, человек, абстрактный узор и т.д. Удерживая его перед своим внутренним взором представьте, что он говорит вам что-то – словами или без слов – о вас или любви вообще. Откройтесь ему.

В конце запишите, что вы испытали, выполняя это упражнение.

Выполняя это и другие психосинтетические упражнения, важно не спешить и не насиловать себя, пытаясь побыстрее взять штурмом высшие уровни сознания. Как и любое наше качество, любовь находится в процессе развития, и мы пытаемся сотрудничать с этим процессом. Неприятие нынешней, действительной стадии своего развития, и обусловленные этим неприятием попытки тащить себя за волосы, чтобы ускорить свой рост, рано или поздно приводят к результатам прямо противоположным ожидаемым. Поиск гармонии, сонастроенности с естественным процессом синтеза – гораздо более продуктивный подход.

Глава 17

ПРЕКРАСНОЕ

Наше истинное существо прекрасно. Нам нужно только осознать этот фундаментальный факт. И здесь нам может помочь следующее упражнение:

ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА

Подумайте о какой-то прекрасной, на ваш взгляд, черте своего характера, способности или установке. Она не обязательно должна быть проявленной и активной. Она может быть лишь предрасположенностью, о которой никто кроме вас не знает.

Некоторое время сознавайте этот элемент личности, наслаждаясь его эстетическим созерцанием. Затем пусть перед вашим внутренним взором возникнет образ, символизирующий этот элемент – произведение искусства, пейзаж, животное, что угодно.

Созерцайте этот образ, пусть он явит вам всю свою красоту, может быть даже что-то сообщит – словами или без слов. В самом деле, любой образ может говорить с вами, если вы предоставляете ему такую возможность. Уделите какое-то время, чтобы полностью усвоить качество этого образа.

Возьмите еще одну прекрасную черту, качество, способность или сторону своей личности и повторите шаги 2 и 3. Затем проделайте то же с другими сторонами личности, которые вам нравятся. Выполняйте это упражнение до тех пор, пока не наберется достаточно большой список вещей, которые вы в себе цените. Вы сами удивитесь, как много их откроете, – в особенности, если всмотритесь поглубже и не поддадитесь внутренним голосам уныния, неполноценности и скептицизма.

У всех нас есть какой-то опыт общения с прекрасными сторонами своей души, и каждый из нас может развивать свою способность соприкасаться с эстетическим измерением своей личности. Тем самым мы добьемся двух результатов: во-первых, заложим прочный фундамент самоуважения, которое представляет собой нечто весьма отличное, едва ли не противоположное нарциссизму и комплексу величия, – а без такого глубокого, искреннего самоуважения невозможна интеграция личности, – во-вторых, откроем врата восприятия внешней красоте.

Как можно усилить свою способность воспринимать прекрасное? Ответ все тот же: нужно приучать себя открываться ему. Вместе с тем мы можем занять и более активную позицию, целенаправленно стремясь отыскать красоту во всем – в лице человека, музыкальном отрывке, дереве. Станиславский говорил об этом как о "проникновенном" поиске красоты.

Скоро мы обнаружим, что прекрасное существует не только на уровне чувственно воспринимаемых форм физического мира, но и на субъективных уровнях: мы можем видеть прекрасные установки других людей, чистоту их побуждений, утонченность их натуры и т.д. Мы можем радоваться гармонии и содержательности прекрасных человеческих отношений. И, самое важное, мы можем соприкасаться с красотою внутреннего существа другой личности.

Это ощущение красоты внутреннего существа человека не ограничено каким-то конкретным индивидом; однажды возникнув, оно может помимо от нашей воли распространиться на все человечество.

И наконец, есть ощущение красоты нашего психосинтеза. Гармония и ритм жизни, порыв в неизвестное, преобразование и синтез элементов личности, яркие проявления надличного Я – все это может складываться в прекрасную живую картину.

Память о былом наслаждении красотою – решающий фактор, позволяющий нам наслаждаться ею в будущем. Приведенное ниже упражнение нацелено на то, чтобы пробудить и вернуть к жизни драгоценные воспоминания о соприкосновении с прекрасным. Оно начинается с воспоминаний о безобразном, потому что сравнение с безобразным – не только физическим уродством, но и уродством внутреннего распада, конфликта, глупости, злобы – помогает нам понять природу прекрасного и подчас резко усиливает наше стремление к нему.

ПАМЯТЬ О ПРЕКРАСНОМ

Это упражнение принесет какой-то результат лишь в том случае, если вы ярко оживите в памяти соответствующие события, подключив к тому все свои чувства, – как если бы вы действительно испытывали происходящее, а не просто вызывали его из глубин памяти.

Оживите в памяти моменты соприкосновения с безобразным. Вновь ощутите отвратительное, разрушающее влияние безобразного на ваше тело и душу. Помните, что это может быть безобразное любого толка, не обязательно физическое уродство.

Теперь оживите в памяти несколько моментов соприкосновения с прекрасным. Это может быть красота природы, взаимоотношений, развития, понимания и т.д. Вполне прочувствуйте то необычное воздействие, которое оказывает на вас прекрасное.

Некоторое время наслаждайтесь этими моментами, пусть они проникнут в глубину вашей души, чтобы вы могли понять, оценить и усвоить их, вновь убедиться, что они присутствуют в вас.

Теперь уделите какое-то время тому, чтобы ощутить открытость всего своего существа прекрасному, осознать свою восприимчивость и живой интерес к прекрасному во всех его проявлениях.

Глава 18

СИНТЕЗ

Гармоничное единство противоположностей – это состояние, к которому в той или иной степени может приблизиться любой человек. Но для этого сперва нужно выявить свои наиболее ярко выраженные противоположности и изучить различные возможные пути работы с ними. Проделав такой анализ, мы затем сможем приступить к синтезу.

К числу общераспространенных противоположностей внутреннего мира человека можно отнести любовь и волю, практичность и идеализм, чувства и разум, Эрос и Логос, чувственность и духовность, деловитость и игривость, интуицию и логику, пессимизм и оптимизм, мужественность и женственность, консерватизм и радикализм, интроверсию и экстраверсию.

Игра этих противоположностей дает нам возможность обогатить свой опыт, свою деятельность и, в конечном счете, свой синтез. У некоторых людей трудно обнаружить хоть какое-нибудь противоположное качество. Создается впечатление, что они всецело обусловлены какой-то одной стороной своей личности: человек, например, может быть только работником, и совершенно не уметь развлекаться; или он может быть интеллектуалом, начисто выключенным из эмоциональной жизни – и так далее. Обычным результатом такой односторонности является застой в развитии.

Впрочем, подобная односторонность и ограниченность зачастую бывает поверхностной: люди, отождествленные с одним полюсом своей личности, могут быть щедро наделены противоположным качеством, но подавлять его.

Еще чаще встречаются случаи колебательного проявления противоположных качеств, когда человек по очереди отождествляется то с одним, то с другим.

Проблема возникает тогда, когда мы отождествляем себя лишь с каким-то одним из своих противоположных качеств за счет другого. Затем мы постепенно становимся пленниками избранного нами качества и соглашаемся ограничить себя им. Наше поведение обедняется, поскольку мы в своем ослеплении не видим противоположной половины спектра существующих у нас возможностей.

Очевидно, разрешение этой проблемы состоит в том, чтобы сознавать оба полюса, не отождествляясь ни с одним из них: необходимо достичь состояния творческого напряжения, динамического равновесия между полюсами. Чтобы достичь этого, можно воспользоваться методом самоотождествления, то есть отождествления с самим собою, с "я", независимым от обеих сторон. Свобода "я" позволяет нам оценить по достоинству их дарования и богатство, регулировать их взаимодействие и решать, какую из сторон уместно будет проявить в той или иной ситуации.

По мере того, как мы все лучше и глубже знакомимся с этими противоположностями, мы видим, что контраст между ними слабеет. В конечном итоге они сходятся и сливаются в синтезе.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...