Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
.
М.А. Дерягина. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. М., изд-во УРАО, 1999
Антропология должна служить тем истокам, из которых она возникла, т.е. истории, медицине, философии.
Я.Я. Рогинский 1.1. Предмет и задачи антропологии
Антропология — наука, стоящая на стыке биологических и гуманитарных дисциплин. Термин "антропология" имеет греческое происхождение и означает "наука о человеке" ("аЛИтороз"— человек, "10803"— учение). Впервые этот термин употребил Аристотель применительно к изучению духовной природы человека. С момента своего возникновения антропология принималась и трактовалась двойственно — как наука о человеческом теле и человеческой душе. Одним из первых трудов по антропологии можно считать книгу М. Хундта "Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека, об элементах, частях и членах человеческого тела", вышедшую в 1501 г. в Лейпциге. В 1533 г. появилась книга Г. Капелла "Антропология, или рассуждение о человеческой природе", в которой содержались данные по индивидуальным вариациям в строении человека. В 1594 г. вышли сочинение Касмана "Антропологическая психология, или учение о человеческой душе" и "О строении человеческого тела в методическом описании". Анонимное сочинение "Отвлеченная антропология, или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и анатомических выводах" вышло в 1655 г.
Французские энциклопедисты придавали термину "антропология" очень широкое значение, понимая под ним всю совокупность знаний о человеке. Немецкие философы конца XVIII и начала XIX вв., в частности И. Кант, включали в антропологию вопросы психологии.
В Америке, Англии, Франции укоренился достаточно широкий подход к антропологии как к биосоциальной науке, включающей в себя учение о физической организации человека (физическая антропология) и знания о культуре и быте народов (социокультурная антропология).
в отечественной науке принято разграничение антропологии, археологии и этнографии, причем антропологию относят не к гуманитарным, а к биологическим дисциплинам. По словам основателя антропологии в России А.П. Богданова, естествознание без антропологии остается незавершенным и "только с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих... т.е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории, его существования".
Современная антропология — это раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности, экологию и эволюцию поведения человека. За последние десятилетия термин "антропология" стал применяться и к другим областям человекознания, например, педагогическая, философская, социальная, христианская антропология, датгегративная биосоциальная и биомедицинская антропология и даже поэтическая антропология. В настоящем пособии речь будет идти только об антропологии в классическом понимании этой науки о человеке.
Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей к социальным. В связи с этим антропология занимает особое место в системе наук. Она является биологической наукой, это биология вида Нота зарют, но соприкасается с социальными дисциплинами — первобытной историей, социальной психологией, этнологией, археологией и другими.
Можно представить структуру антропологии схематично в виде древа, на котором главные ветви будут представлять классические разделы антропологии — "три кита", на основе которых она развивается: это эволюционная антропология, общая морфология человека и расоведение (рис. 1).
Эволюционная антропология изучает происхождение и эволюцию предков человека до современных форм. Она включает в себя приматологию, изучающую современных и ископаемых полуобезьян и обезьян, и палеоантропологию, изучающую ископаемые формы человека. Таким образом, эволюционная антропология изучает разнообразие форм при-. матов и человека, существовавшее во времени. Она отвечает на вопросы, как, когда и где возникло человечество, какие факторы способствовали его развитию.
Общая морфология человека решает вопросы, связанные с индивидуальной изменчивостью физического типа, с его возрастными изменениями от стадий эмбриогенеза до глубокой старости. 6
Расоведение изучает классификацию расовых типов, историю их формирования и распространения.
Можно сказать, что антропология изучает полиморфизм (разнообразие) человеческих типов во времени и пространстве. Разнообразие человека, его изменчивость и представляет основной предмет изучения: разнообразие человеческих типов во времени, в эволюции, предшествующее появлению человека современного типа, разнообразие (изменчивость), связанная с полом, возрастом, типом телосложения (конституции), с экологическими условиями обитания и т.п.
За последние десятилетия классические направления дополнились новыми разделами. Этология приматов и человека изучает особенности поведения приматов, включая человека, для решения задач антро-
пологий и позволяет реконструировать ранние этапы эволюции человека, понять истоки его социальности, агрессивности, коммуникации, г также разных форм деятельности в их эволюции. Медицинская антропология изучает связь типов конституций с предрасположенностью «определенным заболеваниям, наследственность заболеваний, их связь с генетикой человека. Экология человека изучает влияние экологических факторов на формирование рас и физических типов. Физкультурная антропология изучает функциональные возможности человека. Генетика популяции человека исследует генетические процессы в популяциях современного человека и др.
При таком широком развитии антропологии она оказывается связанной со многими научными естественноисторическими и гуманитарными дисциплинами, а также с прикладными науками (рис. 2).
1— зоология — сиотсмшпка — папеоиголопп Эволкхфюнная __ геология атрополопп — папеопсихолопя — геофизика — философия
,— анатомия
—ФИЗИОЛОГИЯ 1— ЭТНОпОПИ — эмбриология — история — психология __ погра^я Общая морфология — психиатрия йсоведение — __ архвопопя человека —педагогика __лингвистка
—спорт — эпюпаиопогия —эргономика __ ^^
^- ^™ 1— биокимия Р и с. 2. Связь разделов •11трополоп1• с другими мушми
Возвращаясь к словам ЯЛ. Рогинского, вынесенным в эпиграф, антропология служит наукам, из которых брала свое начало — истории, философии, медицине. Она тесно взаимосвязана с психологией, археологией, палеонтологией и другими дисциплинами.
Методы антропологии. В основе всех антропологических методик лежит метод антропометрии — измерение размеров человеческого тела. Различают соматометрию — измерение живого человека, остеомет-рию — измерение костей скелета и краниометрию — измерение костей черепа. Помимо количественных измерений, оцениваются и качествен-
ные характеристики: мягкие части лица, особенности строения тела. Имеются шкалы, где в баллах отражены пигментация глаз, волос, кожи, описания форм носа и черепа.
Основы современной антропометрии заложены работами известного французского антрополога Поля Брока (1824—1880), разработавшего подробные программы проведения исследований и предложившего ряд приборов и инструментов для измерений. Им также были составлены таблицы определения пигментации.
Значительно усовершенствовал и расширил эту методику Рудольф Мартин (1864—1925). В его трехтомном руководстве подробно изложены приемы анализа, сводки цифровых данных для вариации сомато-логических и краниологических признаков. Это руководство вышло в 1914 г. Мартин разработал и основной инструментарий, например, антропометр Мартина, скользящий и толстотный циркули. Ряд инструкций для измерений составлены русским ученым В.В. Бунаком, им разработана система точек на теле для унификации приемов измерения.
В антропологии используются методы научной фотографии, пластической реконструкции, дерматоглифики — получение отпечатков пальцев, ладони, стопы, приготовление мазков крови и др. Используется метод вариационно-статистической обработки материала. Антропология пользуется и методами смежных наук, например популяционной генетики, этологии, психологии, экологии и др.
1.2. Краткий экскурс в историю антропологии
Антропология — наука очень древняя, так как первые сведения о сущности человека, представления о его возникновении и развитии появились еще до нашей эры в трудах натурфилософов. И в то же время это наука молодая, интенсивно развивающаяся, как официальная академическая дисциплина она возникла только в конце XIX в.
В истории становления антропологии можно выделить несколько основных этапов ее предыстории и развития как официальной академической науки:
первоначальные натурфилософские представления о природе и происхождении человека (от самых древних — IV, III вв. до н.э. до XIV в.);
расширение, накопление и систематизация антропологических знаний, полученных из трех источников: медицины, географических исследований, искусства (XV—XVIII вв.);
создание антропологии как официальной научной дисциплины (конец XIX в.);
современный период развития антропологии (XX в.).
Первоначальные сведения о природе человека. Этот период охватывает доисторические эпохи, древний мир и средневековье. Вопрос о сущности человека, о том, кто были первые люди на Земле, волновал человечество с древности. Еще древние греки находили остатки ископаемых животных и человека, гигантские зубы, кости, черепа. Для объяснения находок привлекали мифологию. Древние греки считали, что это остатки гигантов, которые осмелились сразиться с богами и были повергнуты. Император Август (14 г. до н.э.) имел при своем дворце палеонтологический музей.
Античные философы пытались понять, как произошли люди. Анак-симандр (610—546 гг. до н.э.) писал, что человек появился на Земле под воздействием солнечных лучей, в полужидком иле сначала зародились рыбообразные существа, которые, научившись поддерживать жизнь на суше, покинули воду и превратились в людей. Демокрит (470—380 гг. до н.э.) и Эмпедокл (490—430 гг. до н.э.) излагают идеи эволюционного превращения человека от его животных предков. Античные философы пытались понять, в чем главное отличие человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н.э.) и Сократ (469—390 гг. до н.э.) считали, что человек обязан своим высоким положением наличию руки. Исократ (436—338 гг. до н.э.) придавал большое значение речи у человека.
Синтез натурфилософии и учения о человеке осуществил Аристотель (384—322 до н.э.). В своих трудах "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О душе" Аристотель закладывает основы изучения животных и человека. Он рассматривает функциональную роль частей тела, классифицирует их, ему принадлежит идея "лестницы существ", на которой животные занимали определенные ступени согласно сложности их организации. Аристотель считает, что человек — вершина совершенствования природы. "Не потому развился ум, что у него [человека] рука, а потому и дана природой рука, что есть разум". Всех животных Аристотель классифицирует на животных бескровных и животных с кровью. Он впервые описывает три формы обезьян — питекос (обезьяна без хвоста, по-видимому, макак магот), кинокефапос (собакоголовые — павианы) и кебос (обезьяна с хвостом, мартышки, мангобеи). Аристотель первый заговорил о сходстве человека с обезьяной, считая их промежуточным звеном между животными и человеком. Он приводит сопоставление сходства у них лица, ушей, ноздрей, ресниц, зубов, сосков, рук. "Хотя обезьяна менее красива, чем лошадь, она больше похожа на человека". Своеобразие человека Аристотель видел в двуногости, большом мозге, членораздельной речи, уплощенной груди, неподвижной ушной раковине,
строении плеча, бедра, окраске глаз. Ученик Платона Аристотель — "отец всех наук" — тем не менее был далек от эволюционистских воззрений на происхождение человека, которые мы находим у Анакси-мандра, Демокрита и других ученых. Во внешнем сходстве организмов Аристотель видел лишь вариации одной первоначальной формы.
Уже в начале нашей эры знаменитый древнеримский ученый и философ Плиний Старший собрал сведения о приматах и отметил, что "бсе породы обезьян среди других животных наиболее близки человеку...". Он описывает некоторые черты в поведении обезьян, как то: ловкость, хитрость, способность к подражанию, забота о детенышах.
Философия была не единственной сферой антропологических обобщений. Другим важным источником, из которого черпала знания антропология, была медицина. Анатомирование животных и человека, изучение их болезней содействовало росту знаний о человеке. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н.э.) — изучал влияние климата на организм; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех соках организма, преобладание каждого из них соответствует определенному темпераменту: крови — для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика. Это учение связано с натурфилософией: милетская школа в учении о четырех мировых стихиях роднит огонь с кровью, воздух со слизью, воду с желтой желчью, землю с черной желчью.
Знаменитый римский ученый, врач, анатом Клавдий Гален (131— 201 гг. н.э.) анатомировал не только трупы людей, но и обезьян, так как вскрывать трупы людей было запрещено. Гален дал обширные сведения по анатомии человека. Его труд "О назначении частей человеческого тела" фиксирует большое анатомическое сходство обезьян и людей. Гален, как и Аристотель, считает, что человек разумен не потому, что у него есть руки, а природа потому и дала ему руки, что он разумен. Однако Гален, описывая анатомию человека, допустил более 200 ошибок, например, он не знал о существовании мышцы, противопоставляющей большой палец, дал неправильное описание руки, некоторых нервов, внутренних органов. Эти ошибки могли возникнуть именно из-за вскрытия обезьян. Тем не менее работы Галена оставили глубокий след в анатомии и медицине. Именно Гален считал обезьян "смешными копиями" людей.
В средние века христианство в течение полутора тысячелетий не допускало иного толкования появления человека на земле, кроме как библейского рассказа о создании Богом Адама и Евы. Людей, осмелившихся думать иначе, предавали казни. Так казнили некоего еретика Ва-
нани, считавшего, что были люди и до Адама. Древнейшие орудия —1 каменные наконечники, которые находили в земле, считали орудием; ведьм. Ранее существовало представление, что это бог Зевс кидает их 1 на землю, и такие наконечники называли "громовники". Тем не менее; путешествия давали новые материалы для знакомства с народами Восточной Европы и Азии. Так, путешествие Марко Поло расширило знакомство европейцев с восточными народами. Афанасий Никитин в XV в., совершил продолжительное путешествие по странам Индии и Востока. Ему принадлежит одно из самых ранних описаний стадной жизни 1 обезьян во главе с вожаком. В Индии обезьяна — священное животное, Никитин называет их "облезиана", что происходит от арабского "абу зина" — отец блуда, на Востоке их считали грязными похотливыми животными, а в Индии и Египте — священными.
Расширение, накопление и систематизация антропологических знаний. Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму церковной догматики средневековья восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Чтобы составить представление о том, с каким восторгом отзывались о человеческом теле, достаточно привести слова скульптора Бенвенуто Челлини своему ученику: "Ты заставишь своего ученика срисовать эти великолепные бедренные кости. Когда ты нарисуешь и хорошо закрепишь эти кости в своей памяти, то начнешь рисовать ту, которая помещается между двух ребер, она прекрасна и называется крестец. Затем ты будешь изучать спинной хребет, который называют позвоночным столбом. Он опирается на крестец и составлен из 24 позвонков... Тебе доставит удовольствие рисовать эти кости, ибо они. великолепны".
Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Леонардо да Винчи сравнивал строение мышц и иннервации их у человека и животных — лошади, обезьяны, медведя, птицы. Человек, согласно Леонардо, — это первое животное среди всего живого. Он изучал строение стопы, кисти у ряда животных и человека. Реформатором анатомии был Везалий (XVI в.). Его труд "Фабрика человеческого тела" составлен на основе тщательного изучения тела человека. Большой вклад он внес в изучение черепа, указал на вариации черепов у народов Европы, обратил внимание на патологии и деформации черепа. Известны имена анатомов Фаллопия, Евстахия, Фаб- ' риция, описавших ряд внутренних органов. ''
Со времени великих географических открытий — в 1492 г. Христофор Колумб предпринял первое путешествие к берегам Америки, в 1497 г. Васко да Гама отыскал морской путь из Европы в Индию, в? 1519 г. Магеллан совершил кругосветное путешествие — поясились; 12 1
„одие сведения об аборигенах, их облике и образе жизни. Так, Колумб описал местное население Америки — индейцев, а также широконосых обезьян, составляющих 1/3 отряда приматов.
Накапливаются знания и о человекообразных обезьянах. В 1559 г. англичанин Эндрю Баптиль попал в плен к португальцам, после чего оказался в Анголе. Там он видел "чудовищ", обычных для этих лесов, самое большое на местном языке называется "понго". Вероятно, он имел в виду шимпанзе и гориллу. Впоследствии этим названием обозначили целое семейство человекообразных обезьян — понгиды. Первым научным, хотя и не совсем точным, стало описание шимпанзе голландским анатомом Николасом Тульпом "Об индийском сатире, он же 0гап@и1ап, что означало лесной человек" (1641). Но это, судя по описанию, был не орангутан, а шимпанзе, место отлова — в Африке. Тульп находил у него много черт, сходных с человеком. В 1699 г. английский анатом Эдвард Тайсон написал труд по анатомии шимпанзе "Орангуган или Ното 8у1уе51п8, или анатомия пигмея в сравнении с анатомией обезьян и человека". В работе представлены 43 признака сходства человекообразных обезьян с человеком и 34 признака отличия. Была высказана идея о промежуточном положении этого существа между человеком и животными: "Это не человек, но и не обычная обезьяна, а форма животного между обоими". К 40-м гг. XVIII в. были открыты горилла, орангутан, шимпанзе и гиббон. Ж. Бюффон (1766) дал первое научное описание гиббона, употребил название "орангутан" — азиатской человекообразной обезьяны. Бюффон высоко оценивал уровень развития человекообразных обезьян и даже допускал возможность скрещивания между ними и аборигенами, признавая тем самым их значительное физическое сходство. Отличия он видел в сфере психики. Открьпие гориллы в 1847 г. принадлежит миссионеру Т. Сэвиджу и анатому Д. Уаймену. Ж. Сент-Илер выделил гориллу в отдельный род. Были даны сравнительные измерения тела орангутана, шимпанзе, гориллы, гиббона.
В 1551 г. появился компилятивный труд К. Геснера "История животных". Это были сведения по обезьянам от древних до поздних авторов. Были и весьма сомнительные изображения обезьян, например отвислая грудь и рука, опирающаяся на палку, с гривастой, как у павиана, головой и длинным хвостом. Это изображение еще долго держалось в книгах как символ обезьяны.
В 1735 г. шведский натуралист Карл Линней написал книгу "Система природы" и в разработанной там классификации животного мира поместил человека в один отряд с полуобезьянами, обезьянами, летучими мышами. Он назвал отряд "приматы" — первые, князья животного мира. Человека он выделил в один род с видовым названием
••?• •• щ
Нота харчпз пазее (е 1рзит (ч<
стяо харкпз пазее 1е 1р5ит(чело»ек разумный, познай себя самого). 1 Линней описал все четыре расы. 1
Жан Батист Ламарк в "Философии зоологии" (1809) прямо объявил^ что человек мог произойти от самой совершенной обезьяны типа шим-? панзе под влиянием окружающих условий природы. Он выдвинул идею, что изменения в организме происходят вследствие упражнения; или неупражнения органа. Исчезновение лесов заставило обезьян пере-* двигаться по Земле. Их нога упражнялись в ходьбе и утрачивали хватательные функции, на ногах развивались икры, руки укоротились.? Обезьяна приобретала прямую осанку и расселялась по земле. И тут ж&: Ламарк добавляет — это было бы так, если бы человека не создал Бог. ' 19 июня 1830 г. в Париже состоялся публичный диспут эволюциониста Ж. Сент-Илера с Ж. Кювье, автором теории катастроф, которая явля-! лась повторением библейского потопа. Сент-Илер потерпел поражение,! несмотря на поддержку поэта Гете, который обладал обширными познаниями во многих науках, в том числе и в биологии. 1
В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Происхождение видов пу-! тем естественного отбора". Хотя в ней специально не затрагивается во-, прос о происхождении человека, становится ясно, что человек подво-1 дится под те же законы развития, которые лежат в основе эволюции животного мира. Дарвин показал сходство эмоций человека и человекообразных обезьян. Он посвятил обезьянам 5-ю главу своего произведения, привел особенности 25 видов обезьян, посвятил отдельную работу половому отбору у обезьян. Он предложил использовать обезьян как наиболее близких человеку животных для физиологических иссле-[ дований. Под влиянием идей Дарвина вышла в свет книга Т. Гексли "0\ месте человека в природе" (1863), посвященная проблеме происхождения человека от обезьяноподобного предка. Гексли показал сходство' человекоподобных обезьян с человеком, особенно гориллы и шимпан^ зе: "Какую бы часть животного организма мы ни избрали для сравне-} ния, тот или другой ряд мышц, те или другие внутренности, результат остался бы все тот же: различие между низшими обезьянами и горил-(лой оказались бы все-таки значительней, чем между гориллой и чело^ веком". Гексли особенно тщательно изучил конечности обезьян и пока'1 зал отличия рук и ног, отбросил понятие "четверорукие", показал, что: основные различия человека и обезьян кроются в строении мозга, таза, и нижних конечностей. Следовательно, Линней был прав, поместив по-} луобезьян, обезьян и человека в один отряд. Их нельзя разделять на два, отряда — "четверорукие" и "двурукие", как это делал Бюффон. 1
Немецкий биолог Эрнст Геккель в сочинении "Естественная истори^ мироздания" попытался построить родословное древо человека, впер-
вые отметив существование в прошлом промежуточной формы, связывающей обезьяну и человека. Эта форма питекантроп — обезьяночеловек — пока неизвестна науке, поэтому ее можно назвать "недостающее звено".
Ничто теперь не могло остановить мощное развитие науки о человеке. "Человеку нечего стыдиться, что его предок обезьяна, я скорее стыдился бы происходить от человека суетного, болтливого, который вмешивается в научные вопросы, о которых не имеет никакого представления", — сказал Гексли на диспуте с епископом Вильбельфорским.
Становление антропологии как официальной науки. В XIX в. антропология начинает складываться как наука. Именно в это время возникают первые антропологические общества, и антропология занимает достойное место в Академии наук. Поль Брока — один из основателей академической антропологии, создатель первого антропологического общества в Париже в 1862 г. Второй центр антропологии — Лондонское антропологическое общество;— был создан в 1863 г. В этом же году был организован отдел антропологии и этнографии при Московском обществе любителей естествознания в России. Далее появляются антропологические общества в Германии и Италии. Все они занимались вопросами происхождения человеческих рас, их классификацией, был разработан географический метод изучения признаков. Появились разнообразные шкалы цвета глаз, волос, формы волос, губ, балльные системы их оценок. Брока разработал методику измерений человеческого тела и составил таблицы вариаций признаков. Развивались количественные математические методы исследований. После открытия эволюционной теории Дарвина — главного события этого века — ведущие биолога задумались о месте человека в системе животного мира. Уже в конце столетия центр тяжести переносится на проблемы эволюционной антропологии, которые остаются актуальными и в наше время.
1.3. Развитие антропологических исследований в России
В России, как и в других странах, становлению антропологии как научной дисциплины предшествовал длительный период накопления и систематизации антропологических знаний. Эти знания накапливались в русле эволюционной антропологии, а именно развития представлений о происхождении человека, и в русле расоведения — изучения особенностей (физического типа) народонаселения России.
Эти направления сформировались в среде натуралистов, медиков, анатомов и философов.
В начале XVIII в. на русский язык переводятся основные труды естественной истории, например главы из "Естественной истории" Ж. Бюффона.
В 1775 г. в Лейпциге был опубликован труд натуралиста Афанасия Каверзнева "О перерождении животных", в котором он высказывал мысль о родстве обезьяны с человеком. Эту же мысль поддерживал русский писатель и философ А.Н. Радищев. Им написан трактат "О человеке, его смертности и бессмертии". При этом Радищев придавал особое значение прямохождению человека как его основной отличительной особенности: "Широкая его ступня, большой палец и положение других с движущими ступню мышцами суть явное доказательство, что человек не пресмыкаться должен по земле, а смотреть за ее пределы".
В сочинениях, касающихся быта разных народов, имеются данные и об их физических типах. Накопление таких сведений связано с присоединением Сибири к Русскому государству. С начала XVIII в. появляются первые сочинения о сибирских народах. В.Н. Татищев — один из деятелей русской науки — в 1737 г. составил программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории разных областей России. В программе он уделял внимание и специальным антропологическим вопросам — размерам тела, ширине плеч, форме носа, цвету волос, их длине, форме губ, цвету кожи. Это была самая ранняя этнографо-антропологическая программа в России: "При описании каждого народа состояние телес нужно описать: крупен или мелок или широк; плечи, лица широкие, круглые... Носы острые или круглые, покляповатые или плоские; волосы черные, русые, белые или рыжие и как долга, губы толстые или средние, цветом смуглы или белы, желты..."
Эта анкета была использована в работе Великой Северной экспедиции на Камчатку, антропологическая часть которой содержала вопросы о росте, телосложении, размерах лица и пр. В "Описании земли Камчатской" Крашенинникова (1755) мы находим и антропологическую характеристику народов-камчадалов, каряков, курильцев. Были проведены русские экспедиции на Алеутские острова, Аляску. Накопление данных о физическом типе разных народов России и зарубежных стран шло параллельно с исследованиями этническими, а вопросы происхождения человека, его места в животном мире развивались в тесной связи с естественной историей.
В начале XIX в. появились работы по антропологии великого естествоиспытателя К. Бэра, который больше известен как эмбриолог. Особый интерес вызывает его доклад "О происхождении и распространении человеческих племен", в котором он высказывает мысль о монофи-летическом (едином) происхождении рас и считает, что все их различия сформировались уже после разделения и расселения из общего центра под влиянием разных природных условий. В 1824 г. Бэр опубликовал лекции по антропологии в 3 частях, 1-я часть посвящена анатомии и
(физиологии, 2-я — сравнению человека с другими животными, 3-я — описанию внутривидового единства человека. В Петербурге Бэр встал во главе анатомического кабинета Академии Наук, где хранилась коллекция черепов и коллекция уродов Петра 1. Бэр пишет труд "О папуасах и альфурах", о деформированных черепах, краниологическом типе славян и др. По его инициативе собирается конгресс антропологов в Геттингене в 1861 г., на котором Бэр предложил методику и программу для краниологических исследований.
Огромный вклад в антропологию внес Н.Н. Миклухо-Маклай. Он изучал народы Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана. Он считал, что различия между народами кроются в условиях цх существования. Первая экспедиция ступила на берег Новой Гвинеи в 1871 г. 15 месяцев жил Миклухо-Маклай среди папуасов, не видавших до того белого человека. Он поставил цель — на материалах по антропологии доказать равноценность человеческих рас и общность их происхождения. Он показал, что вариации в строении черепов велики в пределах одной расы. Существует мнение, что у папуасов первый палец стопы отстоит, как у обезьян, Миклухо-Маклай показал, что это лишь следствие особых трудовых операций и проявляется больше на правой ноге.
В 1863 г. произошло важное событие в развитии русской антропологии. Было основано Общество любителей естествознания при Московском университете. Инициатором его создания и руководителем был профессор Московского университета А.П. Богданов (1834—1896). Анатолий Петрович Богданов — ученик выдающегося профессора Московского университета К.Ф. Рулье, основателя русской школы зоологов-эволюционистов. Богданов, окончив курс, был назначен в 1863 г. профессором по кафедре зоологии и одновременно заведовал Музеем зоологии. Вокруг Богданова собрался небольшой кружок преподавателей и студентов-естественников. 15 октября 1863 г. Богданов выступил перед ними с проектом нового естественноисторического общества. Был принят Устав общества, которое получило название "Общество любителей естествознания". Главную задачу общества его создатели видели в популяризации естественнонаучных знаний, просветительской и научной работе. 14 мая 1864 г. состоялось первое заседание Общества любителей естествознания. Антропологическая тематика стала одной из ведущих в работе общества. 4 ноября 1864 г. был основан Антропологический отдел, а в 1867 г. Богданов организовал этнографическую выставку, на которой были представлены и антропологические мате-Р"^ы — 600 черепов разных народов, инструменты для измерений, Фотографии. В этом же году он опубликовал работу по антропологии курганного периода Московской губернии. Богданов понимал антропо-
2 Зак. 200 17
логию как комплексную науку о физическом типе человека и его культуре. Еще в 1864 г. Богданов выступал с проектом организации "публичного курса антропологии". Им была разработана программа преподава-; ния антропологии как университетской дисциплины. В январе 1880 г. в^ Московском университете на коммерческие средства была организова- ' на кафедра антропологии. Заведовал этой кафедрой ученик Богданова Д.Н. Анучин, но новая кафедра просуществовала недолго. В 1884 г. она была расформирована, так как университетский устав не принял ее. 1
После "богдановского" периода в истории русской антропологии наступил "анучинский". Д.Н. Анучин (1843—1923) был не только антропологом, но и географом, создателем Географического музея, Институ-; та географии Московского университета. Первой антропологической' работой Анучина была статья, посвященная человекообразным обезья-1 нам, их сравнительной анатомии, затем монография по антропологии^ айнов, по аномалиям черепа. В 1879 г. Д.Н. Анучрн организует вторую 1 этнографическую выставку, на базе которой был создан Антропологический музей при Московском университете. В 80-е гг. антропологиче-1 скис общества возникли в Петербурге, Казани, Томске, Харькове, Дер-! пте, но центром антропологии оставалась Москва. Главное внимание? Анучин уделял краниологическим исследованиям. Была опубликована' целая серия трудов антропологического отдела. В 1900 г. был основан? "Русский антропологический журнал". По ходатайству Анучина в 1919 г. в; Московском университете была учреждена кафедра антропологии и в^ 1922 г. Институт антропологии, которым руководил В.В. Бунак. Рас-1 ширяется антропологическая тематика (физическое развитие, возраст тная антропология, конституциональная антропология), появляются новые методики (биометрический анализ). С 1932 г. и по наши дни выходит специальный антропологический журнал, разрабатываются темы, связанные с филогенией (историческое развитие) приматов и гоминид.
В 1922 г. был создан Сухумский приматологический центр, где работали такие специалисты, как Н.А. Тих, Н.Ю. Войтонис, Л.В. Алексеева;' создана лаборатория физиологии и поведения высших приматов в Кол-1 тушах (Ленинградская область) при Институте физиологии им. И.П. Пав^ лова, в которой изучается поведение и высшая нервная деятельность ^ обезьян. В исследованиях Н.Н. Ладыгиной-Котс, НА. Тих, Н.Ю. Войтоний; Г.З. Рогинского, Э.Г. Вацуро и других рассматривались вопросы "пр^ дыстории" интеллекта и общества, изучались биологические предп^ сылки антропогенеза. М.Ф. Нестурх — блестящий антрополог^ приматолог — рассматривал вопросы морфологии, систематики, фил^ гении приматов. В.П. Якимов изучал ранние этапы антропогенеза авст^ ралопитековых. В.В. Бунак — основоположник многих направлен^
Современной антропологии. Его последняя книга "Род Ното, его возникновение и последующая дифференциация" стала настольной книгой антропологов. Я.Я. Рогинский также один из основоположников антропологической науки в России. Спектр его научных интересов крайне широк — проблемы расоведения, эволюционной антропологии Для психологов большой интерес представляют его работы о'связи типа телосложения и характера, о происхождении искусства.
В настоящее время в России имеются три основных центра развитая антропологии: Кафедра антропологии МГУ, НИИ и Музей антропологии МГУ, НИИ этнологии и антропологии РАН. Исследователи занимаются разнообразными проблемами — возрастной антропологией, эндокринологией, краниологией, этологией приматов, конституциональ-ной и прикладной антропологией, одонтологией, дерматоглификой и другими отраслями науки, связанными с разработкой вопросов как классической, так и современной антропологии. Известны имена таких блестящих ученых, как проф. Е.Н. Хрисанфова, проф. А.А. Зубов, чл.-корр. Т.И. Алексеева, и многих других.
~" ПИЗаЦИЯ; МвКВТерЫв 1»Г^1ВНЦИИ ччмчпмм^м ..^,. -.-г-— матов.
Приматы сохраняют основной план строения тела млекопитающих, например пять пальцев на кисти и стопе. Эти сегменты конечностей стали гораздо болев подвижными, за счет чего приматы приобрели возможность умелого захвата предметов и манипулирования кистями и стопами. Глаза сближаются во фронтальной плоскости, что обеспечивает развитие бинокулярного зрения, морда укорачивается в связи с утратой обоняния (рис. 3).
2. СОВРЕМЕННЫЕ И ИСКОПАЕМЫЕ ПРИМАТЫ
Настоящее изучение человечества есть изучение приматов, включая человека.
Р. Йвркс •
2.1. Кто такие приматы? Определение и характеристика приматов
; Классическое определение отряда приматов дал английский зоо*; лог С.Дж. Миварт в 1864 г. Признаками, определяющими принадлежность к приматам, можно считать следующие: наличие хватательной конечности и развитой ключицы, кисть хорошо сгибается и разгибается, первый палец противопоставлен остальным, на пальцах имеются ногти (но могут быть и когти). Глазница окружена костным кольцом и отделена от височной ямы, глаза направлены вперед, зубы четырех типов (7— резцы, С — клыки, Р — предкоренные, М— коренные), высокоразвитый мозг имеет затылочную долю и шпорную борозду. Имеется плацента, семенники расположены в мошонке, два млечных соска у самок (у некоторых видов больше). Для самок обезьян характерен менструальный цикл.
СО Р. Фоули. Еще один неповторимый вид. С. 23.^
Приматы — это группа животных, которая по большинству биологических характеристик не отличается от современных человеческих популяций, а ее эволюционные пути разошлись с путями человека позже, чем у всех остальных животных. Общие характеристики человека и приматов служат как доказательством эволюции человека, так и источником идей и сомнений. Приматы создают контекст для изучения эволюции человека.
Приматы представляют собой отряд класса млекопитающих, характеризующихся сохранением некоторых примитивных черт и прогрессивным развитием более специализированных признаков, связанных с древесным образом жизни и высокой степенью специа*
' Выходные данные цитируемых источников приводятся в списке использовая-ной литературы.
Характеристика приматов наиболее детально составлена Дж. Хар-рисоном с соавторами (1979). Переработана и дополнена нами. Большинство признаков приматов связано с их преимущественно древесным образом жизни.
Развитие хватательной конечности. Эта способность была необходима для передвижения по ветвям, т.е. связана с локомоцией. При этом первый палец кисти и большой палец стопы противопоставляются таким образом, чтобы их ладонная сторона была обращена к ладонной стороне других пальцев.
Развитие разнообразных движений конечностей, таких как способность к пронации (положение руки ладонью вниз) и супинации (ладонь обращена вверх). При таком подвижном образе жизни необходима бы-^ ключица, чтобы предотвратить вывих конечности.
Развитие передней конечности как органа осязания. Пальцевые по-Душечки уплощаются, на них появляются ногти и дерматоглифические
узоры, они появляются не только на подушечках пальцев, но и на всей киста и представляют собой выросты кожи с чувствительными клетками, т.е. органы осязания. Такая конечность используется не только при передвижении, но и при сборе плодов и другой пищи и обследовании ее.
Усиление зрения свойственно всем животным, обитающим в трехмерном пространстве. У приматов глаза не только увеличиваются, но и перемещаются на переднюю поверхность черепа, развивается бинокулярное стереоскопическое зрение. Острота зрения изменяется и в связи с особенностями перехода к растительному образу питания. Они должны различать и цвет и мелкие детали объекта, чтобы получить информацию о его пригодности к пище.
Уменьшение роли обоняния. Большинство приматов — микросмати-ки — слабообоняющие животные. У них нет удлиненных мордочек, как у полуобезьян. У долгопятов и человекообразных приматов число обонятельных раковин невелико, а выстилающий их эпителий слабо развит. Из "мира запахов" они переходят в "мир света".
Развитие мозга. В связи с развитием органов чувств — осязания и зрения — у приматов происходит развитие областей мозга, связанных с сенсорным восприятием, увеличиваются и двигательные центры коры. Значительно увеличиваются полушария переднего мозга и число борозд в коре. Развивается шпорная борозда, связанная с ассоциациями и зрительными образами. Усложняется и височная доля в связи с дифференциацией звуковых сигналов. Таким образом, увеличивается объем мозга и емкость черепной коробки.
Полицикличное размножение и малая плодовитость. Отсутствие приуроченности размножения к определенному сезону, циклы у самок следуют один за другим. Уменьшение плодовитости является следствием увеличения мозга. Рождается один, реже два-три детеныша, беспомощных, но с крупным мозгом, требующих максимальной материнской
заботы.
Удлинение периода созревания (постнатального онтогенеза) является, на наш взгляд, ключевой особенностью в характеристике приматов, так как увеличиваются их способности к научению. Все сложные формы поведения не врожденные, а усваиваются экстрагенетическим путем, т.е. научением. Эта тенденция ярче всего выражена у человека, период обучения (детства) которого наиболее растянут.
Перестройка социальной системы является следствием предыдущего пункта. Материнский вклад не может обеспечить обучение детеныша по полной программе, поэтому социальная система перестраивается таким образом, что центром ее становится маленький детеныш. В его
воспитании принимают участие взрослые самцы и самки-тетки, старшие детеныши. Детеныш становится центром социума. Сложная соци-} альная жизнь, разнообразные формы коммуникации являются яркой { характеристикой приматов.
\ 2.2. Приматы как представители типа хордовых,
1 класса млекопитающих животных \
\ Отряд приматов относится к типу хордовых, подтипу позвоноч-? ных, классу млекопитающих. Тип хордовых наиболее высокоорганизованный тип животного царства. Для него характерны следующие признаки:
скелет образован хордой — сильно вакуолизированной соединительной тканью, хорда обязательно присутствует хотя бы на одной из стадий онтогенеза, например в эмбриогенезе; центральная нервная система в виде трубки со щелью;. в передней части пищеварительной трубки — глотке — расположены жаберные щели;
для всех хордовых типичен общий план строения систем органов — кишечник находится под хордой, а она под нервной трубкой. Типичный представитель простейших хордовых—ланцетник.
К подтипу позвоночных относятся следующие классы: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие. Всех их объединяет наличие челюстного аппарата, активный образ жизни, т.е. активные поиски пищи и полового партнера. При активном передвижении появляются конечности: у рыб — это плавники, а у других представителей — конечности пятипалого типа. В связи с ориентацией появляются органы чувств, головной и спинной мозг и появляются защищающие их череп и позвоночник. У всех позвоночных животных интенсивный обмен веществ, замкнутая кровеносная система, сердце, органы дыхания и выделения.
Класс млекопитающих характеризуется живорождением, вынаши-ванием детеныша в матке и вскармливанием его молоком. Млекопитающие имеют гетеродонтную зубную систему с разными типами зубов, отражающую их пищевую специализацию — резцы, клыки, пред-коренные и коренные. Молочные зубы сменяются постоянными. Все млекопитающие животные — гомойотермные, с постоянной темпера-^Р°й тела и высоким уровнем обмена веществ. Тело их покрыто волосами, которые являются производными кожи. Самки имеют молочные железы. У всех млекопитающих, помимо внутреннего и среднего, есть еще и наружное ухо.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2787 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!