Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Критика третьей теории



Однако третья теория чужда духу образованного человека, поскольку уничтожает личность и представляет человека в виде машины, действующей и передвигающейся посредством внешних сил. Отсюда следует, что у человека нет никакого свободного выбора в его желаниях, он полностью находится под воздействием сил природы, все действия совершает по принуждению, за его поступки не следует никакого вознаграждения и наказания, так как закон вознаграждения и наказания может распространяться только на имеющего свободу волеизъявления.

Эта теория чужда как религиозным людям, верящим в вознаграждение и наказание Творцом и уверенным в их благой цели, так и нерелигиозным. Ведь согласно этой теории выходит, что каждый из нас предан в руки слепой природы, и мы, обладающие разумом, являемся игрушками в ее руках. Слепая природа ведет нас неизвестно куда! Поэтому и третья теория неприемлема и не принята в мире.

Человеку не очень нравится думать о себе как о марионетке, приводимой в действие посредством внутренней программы или внешнего воздействия.

Бааль Сулам говорит, что эта теория чужда как религиозным, так и нерелигиозным людям, то есть ни одна из теорий, созданных человечеством, все-таки не рассматривает человека, как механизм, не имеющий никакой свободы выбора и приводимый в действие исключительно внешней силой.

В нашем состоянии мы не способны точно определить истинность каждой из этих теорий, поскольку у нас нет возможности видеть, кто мы такие и кто такой Творец, Высшая сила. Мы не знаем, насколько Он облачается в нас и определяет все происходящее, не знаем, оставляет ли Он нам что-нибудь для нашего собственного решения и действия. На протяжении тысяч лет человечество пытается найти ответ на эти вопросы. Нет науки, которая может дать нам ясный ответ на вопрос, кто мы такие, свободны ли мы, что мы должны делать в этой жизни, для чего и почему мы существуем.

Несмотря на то, что эти вопросы находятся внутри нас, ответы на них принадлежат другому уровню осознания. Чтобы исследовать причины нашей жизни, мы должны подняться над ней на уровень причин – туда, где находится наш корень. Тогда мы узнаем, откуда мы пришли, для чего мы существуем, в чем заключается наша возможная свобода, на что мы способны влиять, и в чем мы можем быть самостоятельными.

Поэтому было решено, что тело, которое согласно третьей теории называется машиной, не является истинным человеком, а сутью человека, его «я», является невидимая и неощущаемая духовная вечная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела.

Но как эта духовная сущность может задействовать тело – ведь, в соответствии с утверждением самой философии, у духовного нет никакого контакта с материальным, и оно никак не воздействует на него? Вопрос о душе в философии и метафизике не имеет своего решения.

Вопрос существует, а ответа на него нет. Каббалисты тоже говорят, что невозможно понять ответ на этот вопрос иначе, как только изнутри кли. Ведь что такое понимание? Понимание – это наполнение. У меня есть вопрос – я получаю на него ответ. Вопрос – это кли, недостаток в чем-то, а ответ – это свет, заполнение недостатка. Поэтому если мы спрашиваем о сути жизни, то должно быть и кли, достойное получить внутрь него суть жизни, исследовать, ощутить ее и, исходя из этого, сделать вывод.

Поэтому Бааль Сулам пишет, что на этот вопрос нет ответа ни в философии, ни в метафизике. Сам по себе этот вопрос является духовным. Если мы занимаемся этим духовным вопросом в материальной области, это значит, что мы занимаемся философией и метафизикой. Это означает, что у нас нет средств для исследований этого вопроса, и если мы занимаемся им, то только с помощью интуиции и всевозможных фантазий. Если же мы на самом деле желаем получить ответ, то должны подняться с нашими келим туда, где находится ответ – этот свет, и там получить его, раскрыть его и действительно стать обладателями ответа.

Выводы

1. Все, что человек ощущает, он ощущает в своих пяти органах чувств. Суммарная картина воспринимаемого в органах чувств складывается в мозгу, анализируется, сравнивается с уже известными данными и предстает в нашем сознании, как картина самого себя и окружающего мира.

Таким образом, как свое тело, так и все его окружающее, человек воспринимает как результат ощущений в пяти органах чувств. Ни тела, ни окружающего мира, как таковых, не существует – они являются следствием наших ощущений. Бааль Сулам пишет: «Это я так ощущаю себя – твердым, имеющим размеры, потому что мои ощущения так представляют мне себя...».

2. Если бы мы вообще не имели органов чувств, мы бы не ощущали себя. Если бы мы имели иные по количеству или качеству восприятия органы чувств, мы бы ощущали себя иначе, иначе бы воспринимали свое тело и окружающий его мир.

3. Ощущаемое нами в пяти органах чувств называется «раскрытым». Мера раскрытого у каждого индивидуума своя, она зависит от его чувственного и умственного развития.

Раскрытое бывает:

– частным, индивидуальным;

– общим – в общем раскрытое всему человечеству на каждом конкретном этапе его развития.

4. Еще не раскрытое, но потенциально подлежащее раскрытию в будущем, называется «сокрытым». Сокрытое делится на два вида:

– сокрытое, которое мы сможем раскрыть когда-либо в будущем в наших пяти органах чувств;

– сокрытое, которое мы никогда не сможем раскрыть в наших пяти органах чувств.

5. Нераскрываемое в пяти органах чувств может быть раскрыто в шестом органе. Каждый человек несет в себе зачаток (на языке каббалы – «решимо») шестого органа чувств или души (на языке каббалы – «масах»), из которого он может его развить. Методика развития шестого органа чувств называется каббалой. Ощущение в шестом органе чувств также имеет две составляющие, наподобие ощущений тела и окружающего в пяти органах чувств:

– «телом» называется душа;

– «окружающим» называется Высший мир.

Ощущение Высшего мира воспринимается как ощущение вечности, совершенства, всезнания. Тогда человек видит, что три вышеупомянутые теории: веры, дуализма и отрицания, являются исключительно плодом человеческого воображения, продуктом разума, не достигшего подлинного духовного раскрытия.

Вопросы и ответы

Вопрос: Чем различаются понятия души в первой и второй теориях?

В первой теории во всех действиях тела душа принимает решающее участие, она командует всем и определяет все. Тело без души совершенно безжизненно. В той мере, в какой душа вселяется в материю, материя принимает более одухотворенную форму и становится биологически живой. Это первая теория.

Во второй теории материя существует биологически сама по себе и естественно, из своего биологического состояния, поддерживает себя, знает, как оптимально существовать. В ней есть все, чтобы сохранять себя, развиваться, размножаться. Однако в эту материю приходит дополнительная духовная сущность, называемая душой. Она создает в теле определенные предпосылки.

Тело, допустим, заботится о себе совершенно самостоятельно. Но душа, очевидно, накладывает на тело какие-то дополнительные обязанности, цели, и тогда тело, кроме своих собственных, выполняет еще и указания души. Это то, что понятно из теории дуализма.

Первая теория: только душа ответственна за все. Вторая теория: есть тело и душа, и они вдвоем командуют человеком.

Вопрос: Что такое «точка в сердце»?

Под телом в каббале понимается тело духовного парцуфа, то есть его желания. Другими словами, тело в каббале – это и есть душа. Под телом же в нашем мире мы понимаем физиологическое тело, состоящее из материи нашего мира по отпечатку строения души. Для чего это сделано? Для того чтобы человек, находящийся в нашем мире, в ощущении себя как биологического тела с набором желаний, родился, жил и существовал независимо от воздействия Творца. Именно в этом состоянии у него появляется свобода воли, чтобы самостоятельно развить свою душу. Тогда кроме физиологического тела у него будет и душа. Душа – это внутреннее чувство человека, желание насладиться, наполниться близостью, подобием свойств с Творцом, который является абсолютом, совершенством – но не ради себя, а ради Него. Это можно сравнить с ощущением знакомства с великим и уважаемым человеком, но не просто близости с ним, а подобию свойств, мыслей – это совсем другое чувство.

Пока человек не развил в себе душу, он имеет так называемую «витальную силу», энергию, как у любого живого существа. Она обеспечивает ему существование, из которого он может с нуля начать свое духовное развитие. Однако эта «витальная сила» не имеет никакого отношения к душе. Она называется земной и такой отпечатывается в наших пяти органах чувств. Весь наш мир представляет собой низшую духовную ступень и существует только как ее отпечаток, только в эгоистическом материале. Поэтому между духовным и материальным нет прямой связи, существует лишь причинно-следственная связь.

Душа в человеке должна развиться. Она ждет, когда человек будет готов ее развивать, то есть пройдет такие состояния в этом мире, которые, с одной стороны, убедят его, что внутри его тела, его эгоистических желаний нет наполнения, а с другой стороны, когда в нем пробудится так называемая точка в сердце. Это уже точка его духовной составляющей, которая может меняться в соответствии с его собственным выбором, собственным усилием, собственным желанием развивать себя духовно. Эту точку человек и начинает развивать. Изначально точка в сердце присутствует, подобно зародышу, внутри желаний. Желание получить, единственное творение, проходит многие кругообороты, а точка в сердце, или зачаток будущей души, как бы ждет своего часа. После того, как желания тела прошли все свои метаморфозы и развились до такого состояния, когда человек начинает понимать, что дальше ему развиваться некуда, когда он осознает порочность эгоистического развития, направленного лишь на поглощение в себя, тогда и начинает проявляться точка в сердце. Тогда в человеке образуется сила, отталкивающая его от такого мировосприятия. И одновременно у него появляется стремление к духовному миру.

Тест

1. Согласно теории веры, «душа и тело» это:

а. – неделимое целое;

б. – душа – внешняя, а тело – внутренняя часть;

в. – душа – это желание отдавать, а тело – желание получать;

г. – душа является вечной частью, а тело – преходящей.

2. Согласно теории дуализма:

а. – душа есть только у человека;

б. – тело является порождением и продолжением души;

в. – душа является порождением и продолжением тела;

г. – тело и душа – две независимые части.

3. По теории отрицания, человеком управляет:

а. – душа человека;

б. – тело человека;

в. – мозг человека;

г. – неизвестная внешняя сила.

4. Какая из теорий верна?

а. – теория веры;

б. – теория дуализма;

в. – теория отрицания;

г. – все эти теории неверны.

5. Наука каббала принимает знания, если они получены:

а. – опытным путем;

б. – путем логических заключений;

в. – путем «духовных» доказательств;

г. – даны свыше.

6. Предмет исследований теорий дуализма, веры, отрицания:

а. – право, человек и государство;

б. – человек, его душа и тело;

в. – отношение человека к природе;

г. – отношения в семье.

7. На каких данных основаны выводы науки каббала?

а. – знание о Высшем мире получено учеными-каббалистами в результате непосредственных опытов и исследований на себе;

б. – на теоретических рассуждениях;

в. – Знание о Высшем мире основано на представлениях человека в своем разуме;

г. – Знание о Высшем мире основано на изучении каббалистических книг.

8. Мозг человека выстраивает картину окружающего мира на основании:

а. – ощущений в пяти органах чувств;

б. – на основании событий, происходящих вокруг человека;

в. – на основании импульсов, поступающих из окружающего мира;

г. – на основании различных теорий и учений.

9. Что на самом деле существует в реальности:

а. – энергия;

б. – материя;

в. – желания;

г. – нет правильного ответа.

10. Состояние, когда человек способен воспринимать реальность без ограничений, это:

а. – мир Бесконечности;

б. – мир Адам Кадмон;

в. – мир Ацилут;

г. – духовный мир.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 172 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...