Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предмет правового регулирования



Для этого необходима определенная система которая называется мировой валютной системой - система организации мировых валютных отношений и их регулирование национальным законодательством.

Право и религия. Религия (от лат. "religio" - набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. По предположению ученых, религия возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества.

На первоначальной стадии человеческой истории религия выступает как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. Маркс утверждал, что "религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм". Однако "история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества и никогда не приносит пользы праву и правовому порядку, ибо, в конечном счете, и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия" (проф. Е.А. Лукашева). На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных мононорм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В рамках мононорм были тесно переплетены моральные, религиозные, мифологические представления и правила, содержание которых определялось сложными условиями выживания человека того времени. В период распада первобытнообщинного строя происходит дифференциация (разделение) мононорм на религию, право, мораль. В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась "юридическим мировоззрением", в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества.

Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

Правовые и религиозные нормы могут совпадать с точки зрения своего морально-нравственного содержания. Например, среди заповедей Нагорной проповеди Христа - "не убий" и "не укради". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.

24.Происхождение права. Основновными концепциями правопонимания являются:

1) Естественно-правовая. Логически наиболее завершена в период буржуазных революций 17-18 веков. Ее представителями были: Гоббс,Локк, Радищев и другие мыслители. Основные идеи: разделяется право и закон (наряду с законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием позитивного права, так как не всякий закон содержит в себе право.), отождествляется право и мораль(такие ценности, как право, мораль и свобода составляют ядро права, определяют правотворческие и правоприменительные процессы.), источник права человека содержится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, права приобретаются от рождения либо от Бога.

2) Историческая школа права. Логически наиболее завершена в конце 18-начала 19 века. Представители: Гуго,Савиньи, Пухта и др.

Основные идеи:

· Право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-то указанию, а возникает и развивается постепенно,незаметно,стихийно.

· Право – это прежде всего правовые обычаи. Законы же производные от права обычного, которое произрастает из недр национальго духа, глубин народного сознания.

· Представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, так как в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его естественные права.

3) Нормативистская теория. Логически наиболее завершена в в 20 веке. Представители: Штаммлер,Новгородцев,Кельзен.

Основные идеи:

· Исходным является представление о праве как о системе(пирамиде) норм, где на самом верху находится суверенная, основная норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы.

· Бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Юридическая наука должна изучать право в чистом виде, вне связи с политическими, экономическими и другими оценками.

· В основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания и так далее, которые тоже должны соответствовать основной норме.

4) Марксистская теория права. 19-20 века. Маркс, Энгельс, Ленин.

Основные идеи:

· Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление.

· Содержание выраженной в праве классовой воли, в конечном счете, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках гос.власть.

· Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно – нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

5) Психологическая теория права. 20 век. Петражицкий, Росс, Рейснер.

Основные идеи:

· Психика людей – фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство.

· Понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – эмоции людей.

· Все правовые нормы делятся на два вида – эмоции позитивного(установленного государством) и интуитивного(личного, автономного права). Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное права в отличие от позитивного является регулятором поведения и поэтому должно рассматриваться как «действительно право».

5) Социологическая теория. 20 век. Эрлих, Жени, Муромцев.

Основные идеи:

· Разделяют право и закон, хотя не так, как идеологи естественной доктрины. Если закон находится в сфере должного, то право в сфере сущего.

· Под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.д. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц.

· Формулируют «живое право», прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они наполняют законы правом и выступают субъектами правотворчества.

Предмет правового регулирования

Предметом правового регулирования являются те общественные отношения, которые подвергаются правовой регламентации. Иными словами, каждая отрасль права контролирует свой особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений.

В качестве более конкретного предмета правового регулирования иногда называют общественно значимое поведение людей. Однако понятие «общественное отношение» богаче по содержанию, так как включает, в частности, разнообразные связи между людьми.

Общественные отношения, подвергаясь правовому регулированию, не теряют своих свойств, т.е. они остаются социальными, духовными, экономическими, политическими и т.д. Правовому регулированию подвергаются только те общественные отношения, в которых есть волевой, сознательный элемент. Это означает, что общественные отношения в той или иной мере должны зависеть от воли людей. Чем меньше отношение от этого зависит, тем меньше возможностей его урегулировать. Например, экономические отношения, связанные со спросом и предложением, установлением стоимости товара, объективны и мало зависят от воли конкретных лиц. Поэтому попытки «отменить» такие отношения приводят к тому, что они все равно существуют, развиваются по своим законам, как это показал советский период истории нашей страны.

Метод правового регулирования — сложное, системное образование, которое включает ряд составляющих элементов, в первую очередь средства и способы воздействия на общественные отношения и отвечает на вопрос «как регулируются отношения?» (рис. 1).

26. Система права. Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной иерархической связи. Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично “включить” его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования - институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство; - она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; - имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей. Понятие “система права” не следует отождествлять с понятием “правовая система”. Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...