Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Новый этап: “аналитическая философия”. Неопозитивизм. 4 страница. 48. Проблема истины в философии




48. Проблема истины в философии.

1. Истина. Истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория истины характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистической концепции истины образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности истины. Проблемы, связанные с условиями постижения и удостоверения истины разрабатываются в теории познания. Различают абсолютную и относительную истину. Абсолютная истина - такое содержание наших знаний которое полностью описывает окружающий мир. Относительная истина неполное совпадение объекта и знаний о нем.

2. Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - оно свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Три аспекта: 1) бытийственный - фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический - нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. 3) праксеологический - истина связана с практикой.

3. Абсолютная и относительная истина - критерии диалектического материализма, характеризующие процесс развития познания и раскрывающие соотношение между: 1) тем, что уже познано и тем, что будет познано в дальнейшем процессе развития науки; 2) тем, что в составе нашего знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего развития науки и тем, что останется неопровержимым. По мере дальнейшего развития познания и практики человеческие представления о природе углубляются, уточняются, совершенствуются. Поэтому научные истины являются относительными в том смысле, что они не дают полного, исчерпывающего знания об изучаемой области предметов и содержат такие элементы, которые в процессе развития познания будут изменяться, уточняться, заменяться новыми. Вместе с тем каждая объективная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины. Не переходимой грани между абсолютной и относительной истиной нет. Из суммы относительных - и складывается абсолютная истина.

4. Конкретность истины - свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существования того или иного явления, зависимость истины от определенных условий места и времени и т. д. Так, истинность или ложность тех или иных предложений не смогут быть установлены, если не оговорены условия, с учетом которых они сформулированы. Предложение “Сумма внутренних углов треугольника равна 2d” истинно лишь для евклидовой геометрии и ложно, например в геометрии Лобачевского. Поэтому нет абстрактной истины, истина всегда конкретна.

5. Критерий истины - средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Критерий истины является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики: в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству общества и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительной истиной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Например, те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Часто практическая проверка осуществляется опосредственным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку некоторых исходных положений той или иной теории, которые в ее рамках специально не доказываются.


49. Понятие общества. Общество как система.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-щие основную направленность соц. развития от низшего к высшему.

Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.

Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.

Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно. Многообразие наук об обществе: Этнография, Юририспруденция, Языкознание, Педагогика, Литературоведение, Экономика.

Структура общества. Социальные образования и исторические формы их эволюции.

Каждому исторически определенному способу производства соответствует свой специфический тип соц. сферы общества: наличие определенных классов и соц. групп (род, племя, народность, нация, семья). Определяющим элементом социальной сферы в любом классовом обществе являются классы. В.И.Ленин: классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли общественной организации труда. В каждом обществе наряду с классами существуют также соц. группы, которые по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют социальные слои, сословия, касты и т.д. Соц. структура современного общества также помимо основных классов включает и определенные соц. группы, куда относятся в основном интеллигенция и служащие. Границы между классами и другими соц. группами общества всегда относительны и подвижны.


50. Философия истории. Специфика философского подхода к анализу исторического процесса. Проблемы философии истории.

Философия истории - область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями, основным направлением развития человечества и историческим познанием. В современной буржуазной Ф.И. особым влиянием пользуются концепции Тойнби и Шпенглера. Философы обычно рассматривают историю как иррациональный поток событий, лишенный внутренней логики, как хаотическое чередование случайностей, отвергают причинность, закономерности в истории и социальный прогресс. В их воззрениях преобладает дух пессимизма и агностицизма.

Философия истории может рассматриваться в контексте исторического развития общественного способа производства. Тогда можно предложить такую классификацию:

1. Земледельческая

2. Индустриальная

3. Постиндустриальная или Информационная

А. Тойнби (1889 – 1975). Философия истории есть особый подход к историческому материалу, когда само содержание всей целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Философия итории – это изучение взимосвязи исторического Бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души. Т. подчеркивает, что история всецело не подчиняется человеческому произволу, но развиваясь через человека имеет человеческое лицо. Бытие в историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности, оно воссоздается и спасается в ней и через нее. Подчеркивая человеческое, личностное слдержание исторического процесса, Т. вместе с тем, стремиться утвердить основные принципы христианского философского мировоззрения. По Т. объектом изучения философии истории не может быть человечество в целом или какие-либо конкретные национально-государственные образования, а только определенные культурно-исторические типы, которые он называет обществами или цивилизациями. Каждое общество проходит в своем движении определенные стадии: генезис, рост, надлом и разложение. Жизнеспособность цивилизации определяется уровнем освоения жизненной среды и развитием духовных основ данного общества. Критерий роста – это прогрессивное движение в направлении самоопределения цивилизации на основе развития самоопределения личности.

К.Ясперс (1883-1969) делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Однако, нацно доказать это положение, по мнению Я., невозможно, как невозможно доказать и противоположное. Допущение этого единства он называет постулатом веры. История имеет свой конец и начало. Ее движение определяется силой Провидения. Т.о., Я. Возвращается к линейной схеме истории. Вера является основой и смыслом истории. Я. убежден, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Но ее не следует противопоставлять знанию. Понятие иторической ситуации – ключевое в философии истории Я. Содержание исторической ситуации он связывает с такими понятиями как “время” и “эпоха”. Особая роль философии: Философия, с помощью философской веры, открывающец смысл и предназначение истории, призвана объединить человечество на общих духовных основаниях.

Современная философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Философия истории рассматривает несколько важнейших проблем: 1) направленность и смысл истории, 2) методологические подходы к типологизации общества, 3) критерии периодизации истории, 4) критерии прогресса исторического процесса.


51. Понятие общеcтвенно-экономичеcкой формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.

Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и всей человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего.

Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди, но вместе с тем в ней осуществляется некоторая объективная логика. Ступени истории - это этапы самопознания мирового духа, прогресс в создании свободы. При этом каждая ступень находит наиболее адекватное выражение в духе определенного народа, который и реализует эту ступень своей истории. Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. В основу его периодизации были заложены критерии, в известной мере отражавшие логику исторического процесса. Одновременно он видел и всю сложность отношений каждого исторического типа с реальностью: разные страны в разной мере воплощают сущностные характеристики того или иного исторического общества.

К.Маркс предложил метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественноисторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. К.Марксу принадлежит заслуга открытия и разработки методологии исследования истории как закономерного процесса развития и перехода от одного типа общества к другому.

Типы ОЭФ по Марксу: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций.

Понятие ОЭФ позволяет: 1) отличить один период истории от др. и вместо рассуждений об "обществе вообще" исследовать исторические события в рамках определенных формаций; 2) вскрыть общие и существенные черты разных стран, находящихся на одинаковой ступени развития производства; 3) в противовес теориям, рассматривающим общество как механическую совокупность общественных явлений, а как исторический процесс – как результат влияния различных факторов. Понятие ОЭФ позволяет рассмотреть чел. общество в каждый период его развития как единый "социальный организм", включающий в себя все общественные явления в их органическом единстве и взаимодействии на основе способа производства. 4) ОЭФ позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

Понятие ОЭФ не дает конкретных знаний об истории той или иной страны, отдельного региона или человечества в целом, он оно формулирует основные теоретико-методологические установки, требующие последовательного научного анализа фактов истории.

Каждая ОЭФ имеет свои особые законы возникновения и развития. Вместе с тем в каждой формации действуют общие законы, связывающие их в единый процесс мировой истории.


52. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры.

“культура” от лат. “возделывание почвы”, ее “культивирование”, то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры—заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. В дальнейшем слово “культура” получило более обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. В таком понимании культуры действительно отражаются ее существенные черты. Культура предстает как сотворенная человеком “вторая природа”, надстроенная над природой естественной, как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Этим определением утверждается также принцип, что не следует искать особой “сферы культуры”. Там, где есть человек, его деятельность отношения между людьми, там имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру, при этом не противопоставляя их друг другу. Предметы материальной и духовной культуры можно использовать по разному. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека, что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и духовную. Материалистический подход к культуре заключается в признании ее органичной связи с развитием всего общества. Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком в том, что, во-первых, культура при этом может восприниматься односторонне, лишь как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой культуры, соотношение общества и культуры. Трактовка культуры как системы ценностей отграничивает культуру от природы и одновременно не позволяет отождествлять ее с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не снимается и важная проблема соотношения культуры и общества. Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс созидания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Кроме того, подобное понимание культуры еще слишком общее и допускает различные интерпретации в зависимости от того, как понимается сама ценность. Определяя существо культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Взятое обособленно от человека, материализованное “тело культуры” лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура неотделима от общественного человека—субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объектным миром. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т. д. Биологически же человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру создавая новое, опредмечивая свои знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую сущность. Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.


53. Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе.

История общества – развитие человеческой цивилизации, проходившей определенные этапы и закономерные стадии социального прогресса. Цивилизация - универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе выделения основных исторических этапов развития общества. Цивилизация - способ или технология воспроизводства общественных отношений, социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь. Цивилизация - обобщающая характеристика содержания всех остальных социальных общностей, институтов и других элементов способа общественной жизнедеятельности. Она обеспечивает понимание единства исторического процесса, определяет его логику, смысл и направленность развития. Основа единства - технологический способ воспроизводства материальной и духовной жизни общества.

Четыре подхода в интерпретации понятия “цивилизации”:1) культурологогический; 2) социологический; 3) этнопсихологический; 4) географический. Влияет географическая среда. В целом преобладает культурологический подход.

Цивилизационный анализ - средство изучения социальной системы наряду с формационным, социологическим, сравнительно-историческим и другими подходами. Совокупность социокультурных факторов в их взаимодействии - механизм функционирования цивилизации, особенности которого проявляются в этнонациональных, религиозных, психологических, поведенческих и иных способах жизнедеятельности данного человеческого сообщества. Цивилизация постоянно развивается. Качество цивилизации определяется положением человека в обществе, его социальным и духовным благополучием, способностью социальной системы к прогрессу. Кризис цивилизации наступает в тех случаях, когда то или иное общество не в состоянии дать ответ на вопросы, которые возникают в процессе исторического развития. Кризис цивилизации - невозможность ее дальнейшего развития в прежних социокультурных формах, исчерпанность последних для дальнейшего социального прогресса. Основы понятия цивилизации: деятельностный подход, отводящий решающую роль в цивилизационном процессе субъективному фактору и духовной культуре. Глобальные трансформации в современном обществе по-новому ставят вопросы общественного развития: о качественно новой роли субъективного фактора, содержании социальных общностей и политических институтов, критериях периодизации социальной жизни и др. На этапе становления информационной цивилизации ее развитие осуществляется в многообразных формах, структуру которых составляют национально-этнические особенности, специфические для каждого народа исторические традиции и обычаи, религиозные верования, национальный язык, уровень духовной культуры в целом. Отличие информационной цивилизации от предшествующей техногенной цивилизации состоит в том, что идентификация осуществляется уже не в национальных границах, а на уровне межнациональных образований – суперэтносов. На сегодняшний день российский народ одна из форм суперэтноса, состоящего из целого ряда далеко не близких по своим этническим характеристикам народов. Из-за многообразия форм современного цивилизационного процесса мировые цивилизации делятся на: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую. Определяя нынешнее состояние и прогнозируя будущее человечества как результат взаимоотношений между этими глобальными цивилизациями. Процесс модернизации современного общества на информационно-технологической основе происходит различным образом в странах и регионах с различными национально-культурными особенностями. Новая российская модель должна быть разработана и экономически обоснована на реальных условиях и возможностях развития российского материального и духовного потенциала с учетом мировых цивилизационных тенденций.


54. Особенности современной цивилизации и ее противоречия.

Цивилизация - форма существования и развития общества. Типы цивилизаций: космогенная, техногенная или индустриальная и формирующаяся в настоящее время информационная цивилизация. Космогенная цивилизация основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами. Техногенная цивилизации: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наёмный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. Преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формироваться вместе с развитием информационной технологии, составляющей содержание процесса становления цивилизации нового типа –информационной. Источником прогресса становятся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Значение приобретают научно-информационные ресурсы, уровень социально-политического сознания, нравственные критерии, духовно-культурные установки и другие элементы духовной жизни, которые определяют технологию воспроизводства всего общества и характер общественного прогресса. Формирование и развитие информационной цивилизации превратилось в глобальный мировой процесс. Формирующаяся общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии - общество социальной справедливости, которому в настоящее время нет альтернативы. Социальная справедливость – один из универсальных общесоциологических и этических принципов организации общественной жизни. Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества. Её аспекты: наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора; трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, сильная социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться; демократические формы организации во всех сферах общественной жизни; государственное управление всеми социально значимыми процессами; высокий уровень науки и культуры, особенно правовой и нравствен-ной. Общество социальной справедливости – гражданское общество, определяющее положение индивида в зависимо-сти от количества и качества труда. Характеризуется более высокими показателями в социально-экономической, политической и духовной сферах, по сравнению с капитализмом и социализмом. Смена цивилизаций – продолжение жизни в новых социокультурных условиях. В ходе эволюции социокультурных факторов жизнедеятельности цивилизация обеспечивает не только непрерывность общественного процесса, но и его преемственность. Цивилизация в процессе своего развития формирует механизм поддержания преемственности между прошлым, настоящим и будущим. Глобальные интеграционные процессы, возрастающие масштабы взаимодействия экономических, этнонациональных, политических и других субъектов социального действия выводят современную цивилизацию на новый уровень развития человечества.


55. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе.

Индивид (атом) – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода человеческого.

В настоящее время сущ. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел. и личность как его сущностная характеристика. Первая коцепция опирается на понятие соц. роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел., фиксируя только его внешнее поведение, кот. не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл. более глубокой.

Личность - индивидуальное выражение общ. отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм. Личностные кач. чел. в таком случае есть производное от его соц. образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность состоит из трех основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц. факторов и ее психосоциального ядра - “Я”. Главным результирующим свойством личности явл. мировоззрение. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности.

Каждый чел. биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом чел., сколько с его внутренним дух миром. Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность. У каждого конкретного чел. всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему оценить ситуацию и себя в ней. Индивидуальность не есть абсолют. Она изменяется и одновременно остается неизменной на протяжении жизни человека.

Ответственность – категория, отражающая особое социальное и морально правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Эта категория обнимает философско-социологическую проблему соотношения способности и возможности человека выступать в качестве субъекта (автора) своих действий и более конкретные вопросы: способность человека сознательно выполнять определенные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи; совершать правильный моральный выбор; достигать определенного результата, а так же связанные с этим вопросы правоты или виновности, возможности одобрения или осуждения, вознаграждения или наказания. О. рассматривается в связи с философской проблемой свободы.

Необходимость и свобода. Вопрос о отношениях своб. и необходимости извечен. Люди обладают знач. свободой в определении целей своей деятельности, средств для достиж. этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ. возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Своб. воли - это способность чел. принимать решения и совершать поступки в соотв. со своим интересами, целями, оценками и идеалами, выражающаяся в его избирательной деятельности, основанной на познанных им объективных свойствах и отношен вещей, законом связей явлений и событий объективного мира. Т.о. каждое действие чел. есть сплав своб. и необход. => Свобода личности, общества закл. не в воображ. независим. от объект. законов, а в способности выбирать, принимать решения.

Как же свобода соотносится с необходимостью? С одной стор. своб. присутствует в необход., т.е. необход. реализуется только через свободу, в виде бескон. цепи выбора в деятельности людей, кот., однажды начавшись, привела к данному общ. состоянию. Это означает, что в истор. процессе необход. не только сознается, но и создается. С др. стороны необход. содержиться в своб. в виде объективно даных истор. обстоятельств, объек. условий деят. людей. В общем свобода есть осознанная необходимость.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 216 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...