Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конспект лекций по философии 2 страница



Статья 18. Взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Судья вправе осуществлять взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления по вопросам права, законодательства, судебной системы, судебной практики в той мере, в какой это будет восприниматься как высказывание собственной позиции, основанной на личном опыте и знаниях в той области, в которой он специализируется, избегая при этом всего того, что может вызвать сомнения в его независимости, беспристрастности и оказать влияние на него со стороны должностных лиц указанных органов.

2. Судья должен воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководителей этих органов.

3. Судья может принимать участие в деятельности комитетов, комиссий, образованных государственными органами и органами местного самоуправления, за исключением случаев, когда их деятельность не связана с усовершенствованием законодательства, правовой и судебной системы и если участие в их деятельности будет создавать препятствия в выполнении профессиональных судейских обязанностей или подрывать доверие общества к авторитету судебной власти, вызовет сомнения в независимости и беспристрастности судьи.

4. Судья может представлять Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации на церемониальных встречах или в связи с историческими, образовательными и культурными событиями.

Статья 19. Ограничения, связанные с участием в предпринимательской деятельности

1. Судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы.

2. Судья может инвестировать средства и распоряжаться своим имуществом, включая недвижимость, а также извлекать прибыль из других источников, например, от сдачи недвижимости в аренду, если только эта деятельность не предполагает использование судейского статуса.

3. Судье следует воздерживаться от деятельности, предполагающей частые сделки, длительные деловые отношения с лицами, которые являются сторонами или представителями по делам, находящимся в производстве суда, где данный судья состоит в должности.

4. Судья может являться исполнителем завещания или иным доверенным лицом только в отношении имущества или личности члена семьи судьи. При осуществлении полномочий доверенного лица судья должен действовать в рамках тех же ограничений, которые распространяются на его деятельность в таком качестве от своего имени.

Статья 20. Вознаграждение, получаемое в связи с осуществлением внесудебной деятельности

Судья вправе получать вознаграждение и возмещение расходов за осуществление внесудебной деятельности, когда это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и если источник этих платежей не создает видимости влияния на исполнение судьей своих профессиональных обязанностей, а размер вознаграждения судьи сопоставим с размером вознаграждения, получаемого за аналогичную деятельность другими лицами, и не превышает разумных пределов, в частности не превышает размеров денежного вознаграждения, получаемого судьей за осуществление своей профессиональной деятельности.

Статья 21. Ограничения, связанные с участием в политической деятельности

1. Судья не должен участвовать в политической деятельности.

2. Судья не должен состоять, возглавлять или иметь какую-либо должность в какой-либо политической организации; выступать в поддержку политической организации или кандидата на выборную должность, а также публично поддерживать или выступать против кандидата на выборную должность; участвовать в сборе средств, платить взносы или оказывать финансовую поддержку политической организации или кандидату либо посещать мероприятия, спонсируемые политической организацией или кандидатом; публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

Статья 22. Свобода выражения мнения

1. Каждый судья имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

2. Судья должен осуществлять свое право на свободу выражения мнения таким способом, который был бы совместим с ограничениями, накладываемыми на него его статусом. При этом он должен проявлять сдержанность во всех случаях, когда авторитет суда и беспристрастность правосудия могут быть поставлены под сомнение. Судье следует воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности.

Статья 23. Участие в профессиональных организациях

1. Судья обладает свободой создавать ассоциации судей или другие профессиональные организации и правом вступать в них для защиты своих интересов и интересов правосудия, совершенствования статуса судей, профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.

2. Профессиональные организации судей, участие в которых является добровольным, должны способствовать защите прав, предоставленных судьям в соответствии с их статусом, перед органами государственной власти, участвующими в принятии решений, касающихся судебной системы и статуса судей.

3. Мнение судей по вопросам изменения их статуса, определения условий их вознаграждения и социального обеспечения должно быть заслушано на заседаниях органов судейского сообщества.

ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Вступление в силу Кодекса судейской этики

1. Кодекс судейской этики вступает в силу со дня его утверждения VIII Всероссийским съездом судей.

2. Со дня утверждения настоящего Кодекса утрачивает силу Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года.

Конспект лекций по философии


1. Философия и ее роль в жизни общества................... 2

2. Проблема происхождения философии...................... 3

3. Античная философия, основные этапы ее развития и особенности. 4

4. Ранняя греческая философия: милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит. 5

5. Учение Демокрита........................................................... 6

6. Жизнь и философствование Сократа....................... 7

7. Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании. 8

8. Философская концепция Аристотеля. Роль Аристотеля в становлении науки и философии. 9

9. Бог, человек и мир в средневековой христианской философии. 10

10. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. 11

11. Рационалистическая метафизика XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 12

12. Эволюция английского эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм). 13

13. Социальная философия Просвещения................... 14

14. Теория познания и этика Канта............................. 15

15. Философская концепция Гегеля............................... 16

16. Антропологический материализм Фейербаха.... 17

17. Философия классического марксизма................... 18

18. Позитивизм (общая характеристика и эволюция). Позитивизм и наука. 19

19. Волюнтаризм А.Шопенгауэра. Мир как воля и представление. 20

20. Неокантианство XIX века (проблематика, школы, представители). 21

21. Философские взгляды Ф.Ницше............................... 22

22. Психоанализ и философия неофрейдизма............ 23

23. Э.Гуссерль и основные идеи феноменологической философии. 24

24. Экзистенциализм (основные положения, проблемы, понятия). 25

25. Философская герменевтика. Г. Гадамер............... 26

26. П.Я.Чаадаев о российской истории и историософии. 27

27. Славянофилы, западники и евразийцы о путях развития России. 28

28. Материализм в России XIX века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев). 29

29. Ф.М.Достоевский о свободе и ответственности человека. 30

30. Религиозная философия В.С. Соловьева (общая характеристика и основные понятия). 31

31. Русская религиозная философия начала XX века. 32

32. Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева. Свобода и творчество. 33

33. Марксистская философия в России...................... 34

34. Проблемы бытия. Основные формы бытия......... 35

35. (НЕТУ) Проблема единства мира и основные пути ее решения. 36

36. Реальность объективная и субъективная. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. 37

37. Пространство и время. Эволюция представлений..... 38

38. (НЕТУ) Философское понимание системы. Самоорганизация и системность. 39

39. Движение и развитие. Основные формы движения и модели развития. 40

40. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель............................. 41

41. Природа неживая и живая. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Понятие ноосферы. 42

42. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации. 43

43. Происхождение человека. Труд, общение и речь как основные факторы антропосоциогенеза. 44

44. Человек и его место в мире. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. 45

45. Сознание, его структура. Сознание и бессознательное. Проблема идеального. 46

46. Природа позновательного отношения. Субъект и объект познания. 47

47. Чувственное и рациональное познание. Познание как “отражение” и познание как “конструирование” действительности............................................................ 48

48. Проблема истины в философии.............................. 49

49. Понятие общества. Общество как система....... 50

50. Философия истории. Специфика философского подхода к анализу исторического процесса. Проблемы философии истории................................................................................ 51

51. Понятие общеcтвенно-экономичеcкой формации и способа производства в историко-материалистической модели социальной реальности.................................................... 52

52. Философское понятие культуры. Социальные функции культуры. 53

53. Понятие цивилизации, процесса ее становления и развития. Многообразие форм цивилизации. Россия в мировом цивилизационном процессе............................................. 54

54. Особенности современной цивилизации и ее противоречия. 55

55. Индивид, личность, индивидуальность. Свобода и ответственность личности в обществе. 56

56. Характерные черты и многообразие научного знания. 57

57. Проблема идеала научности в философии науки. 58

58. Средства и методы эмпирического и теоретического познания. 59

59. Взаимосвязь научных и технических революций. 60

60. Дифференциация и интеграция в науке. Методологическое единство и многообразие современной науки. 61

61. Этика наука и ответственность ученого............ 62

62. (НЕТУ) Эволюционизм в современно науке. Принцип антропоцентризма в концепции глобального эволюционизма.................................................................................................. 63

63. Исторические типы научной рациональности... 64

64. (НЕТУ) Модель науки и научного процесса в логическом позитивизме. 65

65. Концепция развития научного знания в критическом рационализме. (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд).................................................................................................. 66

66. (НЕТУ) Наука и религия, их взаимодействие...... 67



1. Философия и ее роль в жизни общества.

Ф. - это такая обл. дух. деятельности, кот. основывается на особом, фил. типе мышления, лежащем в основе ф. познания, и на самостоятельности предмета ф. Ф. не обладает таким же предметом как например естеств. науки, в том смысле, что предмет ф. не локализован в пределах той или иной конкретной обл. знания. Однако предмет у ф. есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составл. его специф. особенность. Ф. возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. Античная ф. включала в себя нек. состав научного знания, кот. в последствии отошел к ест. наукам. И все же уже в ант. говорилось о онтологии - учении о бытии и о гносеологии - учении о познании, и о логике - учении о формах мышления. Все ф. вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема “мир-человек”, по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой ф. проблемы. Вот почему она может быть в опр. смысле названа осн. вопросом ф.

Философия – есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания, опирающийся в своем развитии не на одну какую либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.

Сущность философии - в размышления над всеобщими проблемами, в системе “Мир-Человек”. Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру. 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. Следует разделение функций философии на мировоззренческие и методологические. Соотношение мышления к бытию, отношение человека к миру. Проблемы философии всеобщи, предельны – предельны для бытия человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры.

Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Более широких проблем, чем мировоззрение не бывает.


2. Проблема происхождения философии.

На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Философия - любовь к мудрости, особая система знаний предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании, историческом познании, и в повседневной производственной и политической деятельности. Зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет).

Классическая форма - Древняя Греция. Понятие введено Пифагором. В качестве особой науки выделена Платоном. Hеобходимые (но не достаточные) предпосылки возникновения философии: разделение умственного и физического труда, создание прибавочного продукта, pецептуpно-технологические знания (“смотри на меня, делай как я, делай лучше меня”), наличие развитых текстовых сообщений (указы, эпосы, мифы).

Требуется определенное развитие уровня абстрактного мышления. Наличие денег. Функции языка: сигнальная, коммуникативная, описательная, аpгументивная (критика).

Три необходимых предпосылки. Структура мышления. Отсутствие тоталитаризма. Должен быть плюрализм, демократический режим. Особенности мифа: принципиально новый уровень мышления (субъективно-объективный), ориентирован на стабилизацию самого себя (догматическое мышление).

Философия делает акцент на новациях, то есть акценты смещаются. Проблема устройства мира. Существует большое число мифов, посвященных этой теме. Инициирование ученика на то, чтобы он шел дальше своего учителя. Hадо рассуждать критически.

Сначала философия включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире.

Разделы философия: онтология (бытие и его сущности), гносеология (познание), логика (мышление, законы и формы), этика (мораль), эстетика (прекрасное), социальная философия (человеческое общество), история философии.

Предметом философия являются всеобщие свойства и связи.

Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”. ОВФ – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию фил. учений, их принадлежность к одному из двух гл. направлений в ф. – материализму и идеализму. М.- одно из гл. ф. направлений, кот. признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и незав. от сознания и выступающей первоосновой действительности. И. – одно из гл. напр. ф.; исходит из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического. Функции Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая.


3. Античная философия, основные этапы ее развития и особенности.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в. н.э.).

Натурфилософы (Фалес (6 в. до Р.Х Милет) и его ученики Анаксимандp (6 в. Милет), Анаксимен (6 в. Милет)) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы вода, воздух неопределенное вещество - апейрон. Пифагорейцы видели ее в математических атомах; элеаты усматривали основу мира в едином, незримом бытии.

Природа - (возникнуть, быть рожденным) то что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Природа - первоначальная сущность (ядро вещи). Противоположность природе дух.

Логос - (первоначально слово, речь, язык; позже мысль, понятие, разум). У Гераклита (530-470 до Р.Х. Эфес) и стоиков - мировой разум, идентичный с безличной возвышающейся даже над богами закономерность Вселенной. Логос - единый для всего существования закон. По Гераклиту огонь и логос едины. Иногда, уже у стоиков Логос понимается как личность, как Бог.

Эйдос - (образ, вид) понятия идея. Учение об эйдосе - учение о сущности. У Платона (427 –347 до Р.Х.) мир идей, эйдосов - истинное бытие из которого проистекает наш мир, как отражение.

Душа – совокупность побуждений сознания живого существа, особенно человека, тесно связанные с организмом психические явления. Древние представления – дыхание из вне. По Платону, душа является нематериальной и предшествует существованию. Аристотель называет ее первой энтелехией (форма которая осуществляется в веществе) жизнеспособного тела.

Основные представители (до Сократа):

Фалес (6 в. до Р.Х., Милет) – натурфилософ, все проистекает из воды.

Анаксимандр (6 в. до Р.Х., Милет) – айперон (вакуум).

Анаксимен (6 в. до Р.Х., Милет) – воздух.

Пифагор (6.в до Р.Х., о. Самос) – числа, переселение душ.

Гераклит (5 в. до Р.Х., Эфес) – учение о логосе, борьба противоположностей, все изменяется.

Ксенофан (6 в. до Р.Х., Колофон) – земля произошла из моря, монотеист, скептик; единое и недвижимое –бог (природа).

Парменид (5 в., Элея) – разграничение рационального и чувственного.

Софисты – Протагор(5 в. до Р.Х.) и другие – учителя мудрости. “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют”.


4. Ранняя греческая философия: милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит.

Специфика греч. ф. - стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представителей милетской школы называли физиками.

Фалес (625-547 донэ) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политический деятель. Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего во воде. Фалес первый попытался найти физическое начало без посредства мифов. Вода как естественное начало оказывается носителем всех изменений и превращений. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Анаксимандр (610-540 донэ) основная идея: бесконечность миров. Первооснова - айперон – неопределенная и бесконечная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Анаксимен (585-525 донэ). Первооснова - воздух, мыслил его как бесконечное и видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей. Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос “Из чего?”. Именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего, к идеи субстанции, т.е. первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.

Пифагор (580-500гднэ). Сам ничего не писал. Учения его претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц. учение о порядке. В общ. жизни порядок - власть аристократов. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матер. первоначало, а числа, кот. образуют космический порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли колич. стороны явл. природы. Все вещи состоят из противоположностей – чет., нечет. Однако их противоположности не переходят друг в друга. Особое значение – предел. и беспредельное. Идеи бессмертия души и переселения душ.

Элейская школа. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое.

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречивости бытия – изменение вещей, текучесть сущего. Первоначало - огонь: огненная стихия - самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако его диалектика, еще не свободна от образно - метафорической формы. В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Диалектика у него не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, а скорее отдельные гениальные наблюдения.

Подвергая критики гераклитовское учение, Ксенофан, Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей.

Ксенофан (ок. 565-473 до н.э.) –философ, поэт – изложил свое учение в стихах, осуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения “знания по мнению” и “знания по истине”. Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость: “над всем царить мнение”, “людям не истина, а лишь мнение доступно”. Единое Бог. Это центр бытия, это само бытие, оно есть Единое, недвижимое.

Парменид (конец 7-6 в. до н.э.) – философ и политический деятель, провозгласил главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Разграничивает истину (вслед за Ксенофаном), основанную на рациональном познании, и мнении, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей. Ф. разделил на ф. истины и ф. мнения, назвав критерием истины разум. Центральная идея - бытие, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего мы не найдем мысли. Бытие не возникло: оно непреходяще. Только Бытие есть, небытия нет.

Зенон Элейский (ок. 490 – 430 до н.э.) – философ и политический деятель. Вся его жизнь - борьба за истину и справедливость. Он развивал логику как диалектику. Опровержение движения в знаменитой апории “Ахиллес”.


5. Учение Демокрита.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества, раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.


6. Жизнь и философствование Сократа.

В 5 вднэ на смену полит. власти аристократии и тирании во мн. городах Г. пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных учреждений (нар.собрания и суда), породило потребность в подготовке людей, влад. искусством судебного и полит. красноречия, умеющих убеждать. Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть "софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Сократ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя много учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а также выступления самого С. против дем. строя восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксенофонт, Платон, Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя. (самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Родоначальник диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Его метод диалектических споров заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 201 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...