Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные проблемы немецкой классической философии



Немецкая классическая философия развивалась в той духовно-интеллектуальной атмосфере, которая началась в 80 х годах 18 века и продолжалась почти столетие. Основные представители немецкой классической философии: Кант, Гегель, Фейербах, Фихте, Шеллинг. Важную роль в формировании немецкой классической философии сыграли достижения естествознания и общественных наук. Главные особенности немецкой классической Философии выражают специфику одного из направлений философской мысли новейшего времени и могут быть определены как: сходное понимание роли философии, как основы научного осмысления картины природы, общества, человека; выдвижение на первый план идеи развития как теории и метода познания действительности / разработка диалектической концепции развития/; создание концептуальных основ, изложенных в абстрактно-логических формах; разработка философии как широкой специальной системы дисциплин, идей и понятий; формулирование общих принципов и подходов к проблеме исторического развития; видение в философии "критической совести эпохи"; рассмотрение антропологической проблематики с позиций общечелове­ческих ценностей; отстаивание принципа свободы и других гуманистических принципов. Кант считал, что прежде чем исследовать проблемы философии, бытия, морали, необходимо изучить возможности человеческого познания и установить его границы, отмечал, что условия познания заложены в разуме и составляют основу знания. Тем самым Кант осуществил своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, которая протекает по своим законам. Кант различал, воспринимаемые человеком, явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Он говорил, что мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей /феномены/. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. И только силы разума приводят этот хаос в единство и порядок» То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, которую вносит разум в мир явлений, то есть наш разум предписывает природе законы. У Канта миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Их абсолютное познание невозможно. Отвергнув притязание науки на познание "вещей самих по себе", он указал человеческому рассудку его пределы. Кант, по его словам, ограничил знание, чтобы дать место ВЕРЕ. Вера в бессмертие души, свободу и Бога является основанием того, что человек призван быть нравственным существом. Таким образом, у Канта сфера нравственного действия оказалась отделенной от научного познания и поставленной выше него. Основным законом нравственности провозгласил «категорический императив». Поступок морален только тогда, когда совершен из уважения к нравственным законам. Его учение о долге – деонтология – концентрируется вокруг понятия личнности как высшей ценности. Всякая личность самоцель и не может быль средством. Счита, что моральные требования несводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Утверждал, что долг содержит в себе измерение независимости.

Гегель является автором концепции "абсолютного идеализма", основой всего существующего выступает "мировой дух", а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявление. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом производит ту же схему. Иными словами, человек в философии Гегеля - это действительность мирового духа. Совершенно противоположная трактовка человека представлена в философской системе Фейербаха. Человек, у Фейербаха- это единство души и тела, понимаемое как психофизическое единство. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает гегелевскую идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо» Человеческая природа, по Фейербаху, - это биологически отдельный индивид, звено в развитии человеческого рода. Фейербах, давая определение человеку, упускает из виду роль практики, как в ходе исторической жизни человека, так и в процессе познания.

№26. ВОЛЮНТАРИЗМ ШОПЕНГАУЭРА.

Одним из наиболее ярких представителей философии иррационализма является Шопенгауэр, который пытался дать в своей философской концепции истинное воззрение на мир. Он утверждал, что окружающий нас мир есть только мировой феномен, наше представление о нем, поэтому он существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представленный им исчезнет. Воля основное понятие ф-ии – волюнтаризма. Сущностью мира является воля, она безусловна, абсолютна, свободна и не зависит от времени и пространства, она есть слепое, бессознательное стремление, исключающее всякие цели. всякое движение, всякое удов­летворение. Будучи источником борьбы и несогласия, всепожирающая воля движет мир изнутри и влечет его. Человек как и все живое, есть объективация/осуществление, реализация/ его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное универсальное стремление к жизни, желание жить, во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни. Воля и есть источник всех стремлений и желаний человека: он делает и хочет только то, чего хочет воля, объективацией которой он является. Воля первична по отношению к интел­лекту. Интеллект - это "фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает". Человек, у Шопенгауэра - это вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя. Человек способен понять всю трагичность и бессмысленность видимого мира, осознать, что смерть-это погибель интеллекта, но для каждого индивида всегда остается конечная жизнь в облике воли, В целом, отмечает Шопенгауэр, жизнь людей - это безнадежное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир-это скорбь. Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской фило­софии, зовущей человека к отрицанию бессмысленного мира, к стремлению к покою, к "нирване". История у Шопенгауэра лишена смысла, ибо в ней нет никакого разумного обоснования. Наука постоянно заходит в тупик, когда пыта­ется обосновать мир из законов разума. Из-за развития науки и техники мир не стал лучше» последствие НТР становятся все большим злом. Время враждебно человеку» оно безжалостно и неутолимо. Таким образом, Шопенгауэр приходит к "пессимизму", к характеристике человека как существа, живущего не по законам общества и морального прогресса. к отрицанию возможности познать мир / так как у воли. разлитой в мире, нет законов/, а также создать справедливое и разумное общество. В заключении следует отметить, что Шопенгауэр своей концепцией критиковал традиционный рационализм и "разум" как его понимала классическая философия, в результате чего рационализму был противо­поставлен волюнтаризм.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 712 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...