Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схоластика. Антропология Фомы Аквинского



Схоластика – направление средневековой философии, пытавшееся обосновать теоретически, религиозную веру. Для этого они использовали идеи античной философии. Схоластика – то направление, которое считало, что бог есть, но его существование надо понять.Схоластику исторически, разделяют на несколько периодов:

1. Ранняя схоластика (XI-XII вв.) – характерно влияние неоплатонизма. Главный представитель - Эриуген.

2. Классическая (зрелая) схоластика (XII-XIII вв.) – «христианский аристотелизм. Основные представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Абеляр и др.

3. Поздняя схоластика – выступает против томизма, противопоставляет ему теорию двойственной истины. Главным представителем является Дунс Скот.

Фома Аквинский (1225 – 1274 г.). Родился в Италии. В процессе работы и обучения пишет несколько книг («Философская сумма», «Теологическая сумма» и др.), в которых и формулирует свои идеи. В основе его философии (томизм) лежит принцип преационизма (или творения) из ничего. Согласно его философии главное – доказать, что бог есть, а каков бог это уже не важно. Фома Аквинский выдвигает пять доказательств существования бога:

1. Доказательство от производящей причины гласит, что в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, т.е. от бога. Ведь невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной, иначе оно бы уже существовало раньше себя. Т.е. не может быть и бесконечной цепи действующих причин. В любом случае есть какая-то абсолютно первая причина, из которой уже затем следуют средние, и, наконец, последние.… И это абсолютно первую причину все называют богом.

2. Доказательство от движения, исходит из того, что вещи движутся, а что их движет? В понятие движения входит то, что движется и то, что движет. Это нечто, приводящее в движение, само должно быть недвижимым, ведь в противном случае, оно должно было бы приводиться в движение чем-нибудь третьим (ведь цепь двигателей не может быть бесконечной, иначе бы не могло быть первого двигателя, а соответственно и последующих). Первым двигателем может являться только бог, по Фоме Аквинскому.

3. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют веще не являющиеся обязательными, необходимыми, т.е. имеют случайный характер. Т.е. если эти вещи могут не существовать, то они изначально не существовали в природе, а соответственно невозможно, чтобы они возникли сами собой.

4. Доказательство от степени совершенства исходит из того, что в вещах проявляются различные степени совершенства. Но о степени совершенства можно говорить лишь в сравнении с чем-либо наиболее совершенным. Т.е. должно существовать что-то самое лучшее, что-то обладающее наивысшей степенью бытия. И эту «наивысшую» сущность мы называем богом.

5. Доказательство от божественного руководства миром исходит из того, что в мире существ, а также в вещах и явлениях наблюдается целесообразность деятельности и поведения. Т.е. есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем богом.

Философия Фомы Аквинского относят к объективному идеализму. Т.е. он считал, что первичным является дух – бог, а материя уже вторична. (В идеализме различают две категории: во-первых – объективный идеализм, полагающий, что окружающая нас действительность существует независимо от нас, но является продуктом идеального начала; во-вторых – субъективный, согласно которому материальные тела, мир являются комплексом наших ощущений). Однако есть мнение, что томизм относится к реализму. О природе человека Фома Аквинский говорит, что душа и тело – не две замкнутых субстанции, а они должны существовать в соединении, т.е. главное гармония духовного и телесного. Он продолжает христианскую традицию о том, что каждая душа индивидуальна, но она соизмерима телу, т.е. индивидуальность остается даже после смерти тела. Он отстаивает тезис о превосходстве мыслительного начала над волевым. Фома признает за человеком право на счастье, а высшее благо для человека – познание бога. Но при всем этом человек обладает волей, волей выбора между добром и злом.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2146 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...