Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отдание Пасхи



В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднуется наиболее торжественно, затем – в меньшей степени. И как раз в 39-й день мы празднуем отдание Пасхи по аналогии с двунадесятыми праздниками, попразднство каждого из которых (кроме недели Ваий и иногда Благовещения) завершается днем отдания, когда повторяется все богослужение праздника, кроме паремий, литии, полиелей и антифонов (для Господских праздников). Однако насколько сам праздник Пасхи отличается от двунадесятых праздников, в аналогичной степени и его отдание отличается от отданий других праздников.

Интересно в этом ключе сравнить службу на отдание Пасхи с отданиями двунадесятых праздников. С одной стороны, если в отдания большинства двунадесятых праздников совершается богослужение, посвященное исключительно празднику, то про отдание Пасхи мы такого сказать не можем. Здесь совмещается несколько служб, так что пасхальные песнопения составляют только часть изменяемых песнопений данного дня. Получается, что в этом аспекте отдание Пасхи несколько уступает в своей торжественности отданиям других праздников. С другой стороны, кое в чем отдание Пасхи выгодно отличается от отданий других праздников. В пользу такой позиции говорит совершение в отдание Пасхи праздничной полунощницы, а также добавление на вечерне, утрене и литургии пасхального начала по полному чину. Получается, что отдание Пасхи «проигрывает» отданиям других праздников только в том, что в этом день поются многие «посторонние», т.е. непасхальные песнопения, тогда как в других аспектах служба этого дня превосходит богослужения в отдания двунадесятых праздников.

В современной богослужебной практике присутствуют две совершенно разные традиции совершения службы в отдание Пасхи. С одной стороны, есть уставной чин, зафиксированный в нашем Типиконе и Цветной Триоди, согласно которому в отдание Пасхи совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием, причем совмещаются 3 службы: пасхальная, попразднства Недели о слепом и предпразднства Вознесения Господня. Этот вариант мы далее рассмотрим в первую очередь (вариант А). С другой стороны, очень популярна греческая практика (вариант Б), согласно которой в отдание Пасхи повторяется пасхальная служба (почти в том виде, как она совершается в Неделю Пасхи). Очевидно, появление такой практики связано с желанием «возвысить» статус отдания Пасхи, придать ему бóльшую торжественность.

Какому варианту отдать предпочтение? В современных греческих богослужебных книгах излагаются оба варианта, здесь выбор остается за настоятелем. Безусловно, более торжественно воспринимается богослужение в соответствии с вариантом Б (греческая практика). К тому же не следует думать, что совершение служб по пасхальному чину является «новшеством» последних веков; в русских рукописных и старопечатных Триодях и Уставах засвидетельствован чин, который можно назвать «промежуточным». Так, согласно печатной Триоди 1635 года, вечерня и утреня совершаются по чину, близкому к варианту А (с добавлением песнопений Недели о слепом и канона предпразднства Вознесения), однако про часы и литургию сказано, что они совершаются пасхальным чином (в частности, на литургии поются пасхальные антифоны!)[32]. Так что тяготение к совершению службы пасхальным чином в отдание Пасхи наблюдается уже в русских средневековых богослужебных книгах. Однако в современной редакции Типикона и Триоди отражен только вариант А, потому если исполнять Устав буквально, то предпочтение следует отдать уставной службе. В пользу варианта А можно привести еще такой довод: среда 6-й седмицы – день постный. Но пост со службой по пасхальному чину несовместим (вспомним, что Светлая седмица, когда совершаются пасхальные службы, сплошная). Потому, если мы хотим совершить службу по варианту Б, нам желательно пересмотреть правила о посте в среду 6-й седмицы. Но так как мы, следуя общецерковной норме, соблюдаем в этот день пост, торжественная пасхальная служба в таком случае выглядит несколько искусственной. Впрочем, этот аргумент — весьма условный, ибо ограничение в качестве пищи нисколько не может и не должно мешать духовной радости, вызываемой торжественным богослужением. К тому же наш Устав предписывает на трапезе в день отдания Пасхи «утешение великое, сиречь елеем, рыбою и вином», подразумевая, что трапеза все равно будет праздничной.

Таким образом, практический выбор между вариантами А и Б остается на усмотрение настоятелей. Можно разве что посоветовать каждому попробовать оба варианта служения (естественно, в разные годы), чтобы итоговый выбор был основан на реальном опыте, а не на априорных предпочтениях.

Вариант А: уставной чин.

Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона[33]; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения[34]. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.

Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.

Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.

Вечерня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).

Кафисма рядовая (9-я).

На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.

На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи[35] (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).

Повечерие

Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).

По Трисвятом: кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».

Полунощница

1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);

2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.

Утреня

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

По кафисмам: седальны Триоди.

Канона три: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.

Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.

Катавасия «Спасителю Богу…».

По 3-й песни: кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.

По 6-й песни: кондак и икос Пасхи.

9-я песнь: Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.

По 9-й песни:светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди.

На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.

По славословии: «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.

На часах

Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).

Литургия

Начало пасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.

Антифоны изобразительные.

«Блаженны» на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.

По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».

Прокимен, Аллилуиа и причастен —Пасхи.

Апостол и Евангелие рядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).

Задостойник Пасхи.

По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.

Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331].

После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298].

Вариант Б: повторение пасхальной службы.

В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.

Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).

Вечерня.

Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа — соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:

На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».

Прокимен великий «Кто Бог велий…»

На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).

Утреня.

Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:

— диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.

— каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.

— после стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.

— «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.

Часы совершаются пасхальные без изменений.

Литургия.

Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 4476 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...