Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Общая характеристика средневековой философии.
2. Научная революция XVII в.
3. Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела.
4. Механистический материализм Т. Гоббса.
5. Пантеизм Б. Спинозы.
Западная средневековая философия – это философия христианская по своей направленности и представителям. В ее истории выделяют два больших периода: 1) патристика (II-VIII вв.) и 2) схоластика (IX-XIV вв.)
Патристикой называют совокупность доктрин христианских мыслителей послеапостольской эпохи (т.н.отцов церкви). Они стремятся разработать христианское учение с помощью античной философии, укрепить ее и защитить от язычества и ересей. Наиболее влиятельный представитель – Аврелий Августин (Августин Блаженный) (354-430).
С IX в. начинается период схоластики. Схоластика – это тип религиозной философии, в котором подчинение христианской догме соединяется с рационалистическим методом и интересом к формальной логике.
Ранняя схоластика (XI-XII вв.) – разгорается спор об универсалиях, который продолжается и в последующие столетия.
Высокая схоластика (XII-XIII вв.) - В Европу вернулись произведения греков в арабских переводах, в частности все сочинения Аристотеля. Фома Аквинский (1225-1274) предпринял попытку связать христианское учение с учением Аристотеля.
Поздняя схоластика (XIV в.) прежде всего в лице Уильяма Оккама (1280-1348) критикует метафизические системы старых школ, он кладет начало новому направлению («новый путь»), которое подготовило базу для научного мышления Нового времени.
В западной средневековой философии понимание бытия определялось влиянием двух культурных традиций: 1) христианским откровением (Священным писанием); 2) античной философией (прежде всего Платоном и Аристотелем).
Согласно христианскому догмату Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли и продолжает каждый миг поддерживать бытие мира. Такой взгляд на мир называется креационизм (от лат. слова creatio - творение, создание).
Бог есть высшее бытие, высшее благо, все остальное есть его творение. Строго говоря, подлинным бытием обладает только бог, ему приписываются те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Сотворенные вещи только причастны бытию, или имеют бытие, но сами не суть бытие.
В XI в. в схоластической философии развернулась борьба между номинализмом и реализмом, которая длилась на протяжении нескольких веков. Конфликт был связан с догматом христианской религии о троичной сущности Бога. Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Святой Дух. Полемика вышла за пределы этого вопроса и вылилась в обсуждение природы универсалий. Универсалии – это общие понятия, родовые понятия (например, живое существо, человек) в отличие от конкретных единичных вещей.
Существуют ли универсалии реально? Или реально существуют только конкретные вещи? Для реалистов подлинной реальностью обладают только универсалии, общие понятия, а не единичные предметы. Номиналисты утверждали, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия существуют только в нашем мышлении, это только имена, которые мы даем группам вещей. Согласно концептуализму общие понятия не имеют самостоятельного существования, однако в единичных вещах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом.
Между средневековой философией и философией Нового времени был переходный период – эпоха Возрождения (XIV-XVI). Изменения в обществе в этот период сопровождались изменениями в мировоззрении. Во всех областях культурной и общественной жизни происходил процесс секуляризации (освобождения от власти религии и церковных институтов). Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и философия, наука и искусство.
В XVII в. благодаря открытиям 4 великих мыслителей: Коперника, Галилея, Кеплера и Ньютона - происходит научная революция. Возникает новое естествознание, наука в современном понимании. Её отличает соединение теории, сформулированной с помощью математики (т.е. на языке алгебры и геометрии) с заранее спланированным экспериментом.
Научную революцию характеризуют следующие идеи: (1) важно понимать как устроен мир, (2) для этого надо исследовать сам мир, а не читать Аристотеля или Священное писание; (3) самый плодотворный путь изучения мира - эксперимент (эти идеи была наиболее ясно выражены английским философом Ф.Бэконом (1561-1626), (4) мир есть механическая система, которая может быть объяснена математически – эта идея была наиболее ясно выражена французским философом Р. Декартом.
В центре внимания новой философии – теория познания, поиск истинного научного метода. По вопросу о природе познания философы разделяются на два направления - рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) и эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Эмпирики считали, что единственный источник знаний – это чувственный опыт. Рационалисты считали, что источником знаний являются идеи разума. (см. раздел «Теория познания»)
Рене Декарт (1596-1650) считается родоначальником философии Нового времени. Декарт был разочарован предшествующей философией, поскольку она была противоречивой и запутанной. Для поиска надежных оснований своей философии Декарт использует метод сомнения. Подвергнув сомнению все свои знания, Декарт приходит к выводу, что он может сомневаться во всем, кроме одного: Я мыслю, следовательно, я существую. Cogito ergo sum. Таким образом, в качестве исходной реальности он принимает свои мысли, а не объекты внешнего мира. В этом проявился субъективизм и индивидуализм философии Нового времени.
Сотворенный Богом мир Декарт делит на две субстанции: материю и дух. Основным атрибутом материи является протяженность. Основным атрибутом духовной субстанции является мышление.
Протяженную материю Декарт отождествляет с природой. Декарт предлагает радикально новую онтологию, т.е. радикально новое понятие того, что реально существует. Средневековые схоласты, следуя за Аристотелем, потратили немало энергии, чтобы классифицировать природные явления на роды и объяснить поведение той или иной вещи в терминах существенных признаков натурального рода, к которому относится эта вещь.
Выражая дух научной революции XVII в. Декарт утверждает, что для понимания природного явления мы должны вместо этого принять новый подход. Для научного объяснения имеет значение не различия в родах, а количественный анализ, который может быть выражен в терминах строгих математических законов. Отсюда вместо традиционного множества индивидуальных субстанций, принадлежащих к различным натуральным родам, мы находим у Декарта только один род: вся вселенная состоит из единственного протяженного материала, все явления должны быть объяснены количественно, в терминах размера, очертаний и движения их частей.
В резком противоречии со средневековой физикой Декарт пытается свести все качественное разнообразие природных явлений к материи (тождественной с пространством) и ее механическому движению. Такой взгляд называется механистическим. Все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки – механики. Из природы Декарт полностью изгоняет понятие цели, на котором основывалась вся аристотелевская физика.
Движение возникает в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Механическое движение передается от одного тела к другому и не исчезает из Вселенной. Природа - это гигантская механическая система. Первоначальный толчок ей придал Бог. Бог сотворил мир и сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил при его творении.
Законы механики Декарт распространил и на объяснение живых объектов. Организм животного - это сложный механизм, машина, все что в нем происходит сводится к механическому взаимодействию составных частей.
Согласно Декарту, человек - разумное живое существо, в котором соединяются две субстанции. Тело принадлежит материальной субстанции. Разум же есть свойство другой субстанции - духовной. Субстанции по определению не могут воздействовать друг на друга. Декарт все же допускает взаимодействие души и тела. При этом возникает проблема: как нематериальный ум может приводить движение тело, которое полностью подчинено физическим законам? Декарт не смог решить эту проблему.Некоторые последователи Декарта предложили решение проблемы, которое называется параллелизм. Ум в действительности не вызывает движения тела. Когда я хочу поднять руку, мое желание только кажется причиной того, что рука движется. На самом же деле имеются две серии событий, одна – серия психических событий, другая – серия событий материальных. Мое желание поднять руку и движение руки совпадают. Поэтому кажется, что мое желание вызвало движение руки. Почему эти два события совпадают? Потому что Бог координирует психические и материальные события.
Согласно материалисту Томасу Гоббсу (1588-1679), все вещи состоят из материальных частиц, и все изменения сводятся к движению. Отсюда главный принцип метафизики Гоббса: всё есть тела в движении. Движение есть переход из одного места в другое. Согласно Гоббсу существует два главных типа тел: физические тела и политические тела. Отсюда два раздела философии: философия природы и политическая философия.
Рационалист Барух Спиноза (1632-1677) пытается преодолеть противоречия, которые возникли в метафизике Декарта. Спиноза соединяет две субстанции в одну: существует только одна субстанция - Бог. «Бог» в понимании Спинозы не является личностью как в иудаизме и христианстве. Бог – это сумма всего, что существует. Это реальность, природа. Не случайно Спинозу считали атеистом. Но Спиноза не был атеистом, он был пантеистом. Бог есть всё.
Поскольку существует только одна субстанция, то мышление и протяжение являются атрибутами не двух разных субстанций, как думал Декарт, а одной субстанции. Спинозу называют нейтральным монистом, поскольку он пытается создать философию на основе субстанции, которая не является ни материей, ни духом.
Все, что происходит, с необходимостью вытекает из природы Бога. Все было, есть и будет именно таким, каким должно быть. Свобода воли согласно Спинозе является иллюзией.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое креационизм?
2. Что такое секуляризация?
3. Какие две традиции служили источниками для средневековой философской мысли?
4. В чем суть разногласия между номинализмом и реализмом?
5. В чем видят отличие между бытием и существованием средневековые философы?
6. Что такое схоластика?
7. Что понимают под научной революцией XVII века?
8. Что такое материализм? Назовите представителей.
9. Что такое дуализм? Назовите представителей.
10. Что такое нейтральный монизм? Назовите представителей.
11. Что такое идеализм? Назовите представителей.
12. Какой взгляд на мир называют механистическим?
13. В чем состоит психофизическая проблема?
14. Как Декарт решает психофизическую проблему?
15. Какое решение психофизической проблемы называют параллелизмом?
16. Почему учение Спинозы о субстанции называют нейтральным монизмом?
Литература
Основная литература:
1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Ч. I. Гл. 3, 4, 5.
Дополнительная литература:
1. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.
2. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.
3. Реале Д., Антисери Д. Новое время. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.3. – СПб. 1996.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!