Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Систематизация словесных приемов
Виды | Разновидности | Особенности |
Рассказ | 1. Сюжетный | Об истории науки; жизни ученых, передовиков |
2. Иллюстративный | Рассказ по иллюстрациям | |
3. Информационный | Об открытиях, событиях, явлениях, новинках | |
4. Проблемный | Рассказ с вопросами | |
5. Комментирующий | Краткий рассказ о действиях, событиях | |
6. Вводный | Посвящен введению (целеполагание, мотивация) | |
7. Обучающий | Посвящен ИНМ | |
8. Заключительный (итоговый, финальный) | Подведение итогов, обобщение | |
9. Описательный | О предметах в пространстве | |
10. Излагательный | О событиях, явлениях во времени | |
11. Докладный | По узкому вопросу | |
12. Объяснительный | Строгий, краткий, с вопросами | |
13. Инструктивный | Самый краткий, точный, строгий -это краткое объяснение | |
14. Обсуждающий (обсуждение) | ||
Сочетания | ||
15. Сюжетно-иллюстративный | ||
16. Сюжетно-информационный | ||
17. Информационно-иллюстративный | ||
Лекция | 1. Академическая | Высочайший научный уровень |
2. Учебная | Понятийно-фактологический уровень | |
3. Учебно-методическая | Учебно-методический характер | |
4. Научно-популярная | Доступность для широкой, неподготовленной аудитории | |
Беседа | А) в зависимости от дидактических задач этапа урока: | |
1. Проверочная (контрольная, учетная). | ||
2. Объясняющая (ИНМ). | ||
3. Закрепляющая (ЗНМ). | ||
Б) в зависимости от места урока в теме: | ||
1. Вводная. | ||
2. Обучающая. | ||
3. Обобщающая. |
Рассказ и лекция должны сочетаться с другими методами: беседой, объяснением, наблюдением, экспериментом, практической работой. Такое сочетание активизирует познавательную деятельность, снижает утомляемость. Некоторые части своего рассказа учитель иллюстрирует зарисовкой на доске, некоторые выводы предлагает записать в тетради. Таким образом, устное изложение время от времени должно прерываться и внимание учащихся должно переключаться на другой метод работы. И чем меньше возраст учащихся, тем короче должен быть рассказ и тем чаще он должен чередоваться с вопросами, записями. Рассказ не следует перегружать большим количеством фактов, цифр. Все новые термины необходимо разъяснять, выписывать на доске. Рассказ может быть иллюстрирован отрывками из научно-популярной и художественной литературы, сопровождаться стихами. Основными элементами рассказа являются завязка, кульминация и развязка. Длительность рассказа определяется возрастом и подготовленностью учащихся, объемом и степенью сложности изучаемого материала. Так, для учащихся 5-7 классов рассказ должен быть не более 10-15 мин, ибо ученики утомляются.
В зависимости от логического подхода и построения рассказ, как и всякий вид методических приемов, может строится индуктивно, когда из ряда рассматриваемых и анализируемых фактов вытекает (синтезируется) обобщение, или дедуктивно, когда общее, притом известное учащимся положение анализируется и подтверждается фактами, или традуктивно, когда логическое построение рассказа осуществляется на основе рационального и оптимального сочетания индуктивного и дедуктивного подходов к построению рассказа.
Лекция, ее значение и отличие от других словесных методов
Она относится к одной из эффективных форм интенсификации учебно-воспитательного процесса. От рассказа и других монологических словесных приемов (доклада, сообщения) лекция отличается: большей продолжительностью (25-45 мин), композицией и главное - функцией. Давая знания, лекция по своей функции призвана формировать мировоззрение, воспитывать, направлять на определенную деятельность. Главной целью или сверхзадачей является воздействие на умы и сердца слушателей, активизация эмоциональной (духовной) сферы личности, а через нее и выход на рациональное. Убедить, склонить, привлечь к чему-то - задача лектора. Лекцию в отличие от доклада надо не читать, а только произносить, свободно общаясь с аудиторией.
Основные требования к лекции: идейность, актуальность, научность, доступность, эмоциональность изложения, единство формы и содержания, органическая связь с другими методами обучения.
Типы лекций:
1) в зависимости от места в теме - вводные, основные (обучающие), заключительные.
2) по воздействию на слушателей - информационные (для специалистов), убеждающие, призывающие, комбинированные.
3) в зависимости от языка и характера лектора (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик) - а) спокойная, плавная, монотонная, убаюкивающая, неторопливая характерна для сангвиника; б) эмоциональная, полемическая, взрывная, захватывающая, будоражащая свойственна холерику; в) комбинированная (плавно-эмоциональная).
4) в зависимости от состава слушателей (аудитории) - академическая, учебная (для школы), учебно-методическая, научно-популярная (для трудовых коллективов).
5) в зависимости от степени сложности и проблемности -
7) контакт лектора со слушателями устанавливается путем -а) использования разнообразных средств наглядности - иллюстративные, натуральные, технические; б) рационального использования доски (рисунки, схемы, формулы, примеры, малопонятные и незнакомые слова, термины, словосочетания и т.д.); в) создания проблемных ситуаций при помощи вопросно-ответной (индуктивной, открывающей, творческой) формы преподнесения учебного материала; г) шутки-разрядки, связанной с темой лекции; д) сочетания с другими методами, приемами; е) приведения оригинальных фактов, примеров.
8) восприятие лекции - а) невнимательно, рассеянно слушать -усвояемость не более 5-10%; б) внимательно слушать - усвояемость 10-20%; в) внимательно слушать и конспектировать - усвояемость 20-40% и более; г) внимательно слушать, конспектировать, бегло просматривать и анализировать в тот же день в течение 15-20 мин -усвояемость максимальная, не менее 70-80%.
9) манера поведения лектора при чтении лекции - а) рассеянно, мало кого замечая и никого не выделяя, смотрит, точнее скользит своим взглядом по лицам слушателей; б) словно приклеившись, неотрывно, неизвестно почему смотрит на одного (чаще одну) слушателя; в) воззрившись своим взглядом в потолок, отрешившись от своих слушателей (аудитории); г) от начала и до конца читает весь текст своей лекции, ни на секунду не отрывая от нее глаз; д) сочетает краткое зачитывание основных мыслей и положений с комментариями и вопросами (беседой) к слушателям.
3. Значение и виды наглядности по биологии. Принцип наглядности в обучении. Требования к хранению и демонстрации средств наглядности.
О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но жизнь, практика показывает, что один и тот же предмет можно воспринимать и видеть по-разному. Это и породило в народе не менее мудрую пословицу: смотреть в книгу и видеть фигу. В этой связи одна из задач методики преподавания биологии в том и состоит, чтобы научить учащихся выделять в книге и в других средствах наглядности главное. Поэтому применительно к группе наглядных методов методика как учебный предмет должна дать четкий ответ на вопрос: что, когда и как из многочисленных средств наглядности использовать в школьной практике, чтобы получить максимальный эффект, обеспечить реализацию всех задач, которые учитель ставит перед уроком. Все разнообразие средств наглядности, применяемое в процессе преподавания биологии, можно условно разделить на 3 вида: опыты, изобразительные средства и натуральные объекты (табл. 4). Демонстрация этих трех видов наглядности и составляет суть ее практического использования. Эти 3 вида надо не противопоставлять, а рационально сочетать. Их умелое сочетание приносит наибольший эффект и служит показателем творческого подхода учителя к учебному процессу, показателем его педагогического мастерства. Следует иметь ввиду и то, что на одних уроках наибольший эффект дает демонстрация опытов, на других - изобразительных пособий, на третьих - натуральных объектов, на четвертых - разное их сочетание. В связи с этим рассмотрим эти виды наглядных методов в отдельности и в сравнении.
Таблица 4
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 337 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!