Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Телерепортаж в упражнениях и тренингах



Во время практических занятий и самостоятельной работы студенты долж­ны освоить технологию съемок, подготовки текстов, озвучивания, монтажа телевизионных репортажей в программу новостей. С помощью специальных упражнений, системы тренинга, участия в видеосъемках студенты осваивают искусство телерепортажа.

Прежде всего, они должны различать основные виды телерепортажей. Со­бытийный репортаж — главный жанр информационной программы. Это сюжет о событии, явлении, происшествии со словом «сегодня» или «вчера». Проблем­ный репортаж — показ интересного для зрителя регулярно происходящего дей­ствия. Специальный репортаж — особое задание для журналистов. Тема спецре­портажа всегда должна быть для телезрителя открытием или неожиданностью.

Упражнение № 1, Перед съемкой необходимо позвонить тем, кто в курсе со­бытия, узнать всю предварительную информацию, уточнить адрес съемки, убедиться, что взяли все необходимое оборудование (особенно — видео­кассеты и микрофон).

Упражнение № 2. Работа на месте съемки: на месте съемки надо научиться об­щаться с людьми, вовлеченными в событие. Следует постараться, чтобы они помогли работе репортера. На съемке следует всегда находиться в зоне вни­мания оператора, постараться снять не менее трех интервью, во время интер­вью стоять (сидеть) рядом с объективом или, если провести прямую линию от объектива до интервьюируемого, то справа или слева от этой линии на минимально возможном расстоянии. Постараться найти «Жизнь. Действие. Историю» — три кита, на которых держится событийный телерепортаж.

Упражнение № 3. Стендап (работа в кадре) уместен в тех случаях, когда нет картинки, чтобы проиллюстрировать точку зрения редакции; если необ­ходимо связать между собой эпизоды, места событий и т.д. Стандартная длительность статичного плана — 2 секунды. Любая динамика в кадре («отъезды», «наезды», панорамы) должна начинаться и заканчиваться ста­тичным кадром длительностью не менее одной секунды, содержание ви­деоряда должно соответствовать тексту сюжета.

Упражнение № 4. Содержание репортажа должно быть подчинено теме репор­тажа, осмысление автором темы следует выражать в виде четкой формули­ровки, в которой сконцентрировано содержание репортажа. Информация должна быть представлена объективно. Необходимо исключить следую­щие типы некорректного воздействия автора на образ факта: недоговорен­ность (отсутствие важной для понимания положения дел информации), внесение в репортаж информации не по теме («заговаривание зубов»).

Упражнение № 5. Нельзя заменять конкретные предметы и события обобщен­ными — это оставляет ситуацию неопределенной; выдавать гипотезу или точку зрения за истину, навязывать зрителю авторскую оценку ситуации; сопоставлять факты в виде причины и следствия, в то время как причинно-следственные связи между ними отсутствуют.

Упражнение № 6. Рекомендуется в репортаже использовать персонифициро­ванный подход (главный персонаж/персонажи), основную информацию о событии/проблеме передавать через яркие подробности, использовать обоснованные утверждения и выводы. Все части репортажа должны быть подчинены одной, четко сформулированной идее, отражающей содержание репортажа. Первые слова репортажа должны привлекать внимание зрителя. Формулировка, отражающая содержание репортажа, озвучивается в начале текста. Эта формулировка может представлять собой изложение сути собы­тия или основной идеи, через которую раскрывается тема репортажа.

Упражнение № 7. Главные требования к подготовке телевизионного текста, звучащего в эфире, выражаются понятиями: точность, ясность, краткость, интерес. Интересное сообщение привлекает и удерживает внимание зрите­ля. Уверенность — это означает, что текст в эфир нужно произносить уве­ренно, тогда он будет вызывать доверие зрителя. Профессионализм пред­полагает аккуратное исполнение текста, предназначенного для передачи в эфир. Готовый текст обязательно читается вслух, это помогает понять, как он будет звучать в эфире; даже самые опытные тележурналисты прибе­гают к такому приему. Суть дела нужно излагать прямо, простым языком; как правило, рекомендуется придерживаться обычной расстановки членов предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение и т.д.). Начинающему тележурналисту не следует стесняться в случае необходимости переписы­вать готовый текст из-за боязни выглядеть непрофессионалом. Настоящие профессионалы переписывают свои тексты столько раз, сколько требует дело. Нет такого правила, что текст должен получаться с первого раза. В со­бытие можно всматриваться, его изучать, но изменять смысл, адресуя теле­зрителям, нельзя.

Заключение

Итак, вы познакомились с телевизионными жанрами, с методикой подготовки «зрелищных» и «разговорных» передач на телевидении, особенностями коллективного творческого труда, слагаемыми методо­логической культуры — с тем, что составляет суть профессиональной культуры тележурналиста.

Конечно, ни один тележурналист, выезжая на съемку, не объявляет оператору и своей творческой группе, что сегодня он будет использо­вать «преобразовательный вид деятельности, применяя приемы прямо­го конструирования». Они — эти приемы, методы, способы — у про­фессионального тележурналиста «внутри», он пользуется ими так же естественно, как дышит воздухом. Вот когда кислорода не хватает, то дышать трудно. Так и тележурналист, особенно начинающий, не вла­деющий методологическими «секретами» профессии, часто во время создания телематериала сам теряется, «мучает» своих героев, нерацио­нально использует технику, время, силы съемочной бригады. В одном случае не может найти подход к своему герою, в другом — не умеет создать творческую обстановку, в третьем — не в состоянии осмыслить отснятый материал. Наверное, в известном смысле любой творческий процесс, в том числе телевизионный, непредсказуем. Но в этом-то и сила профессиональной культуры, что она срабатывает одновремен­но с интуицией, поиском идей и моментом принятия решений. Обя­зательно срабатывает! Если, конечно, тележурналист, постигая про­фессию, изучал творчество предшествующих поколений, впитывал все самое лучшее, ценное и важное.

Наше пособие дает возможность каждому использовать этот опыт в своем профессиональном становлении. Проверенные временем при­емы, методы и способы телевизионной журналистики в зависимости от творческих устремлений могут стать штампами, но могут быть и стар­товой площадкой на пути к вершинам творчества.

Жизнь не стоит на месте, телевидение в постоянном развитии, творческий поиск — процесс бесконечный.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 695 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...