Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика, современное состояние и типология телевизионных жанров



Непременное условие профессиональной квалификации журна­листа — владение теорией жанров. Вне системы жанров профессия не существует.

По определению профессора Б. Я. Мисонжникова, «категория жанра весьма консервативна в онтологическом плане, посколь­ку формировалась в течение длительного периода, вобрала в себя многие константы не только профессиональной, но и общенациональной культу­ры. В то же время ни в коем случае нельзя догматизировать данную кате­горию, она подвержена законам диалектического развития точно так же, как и любая другая система, активно интегрированная в живой творческий процесс. Все это обусловливает необходимость внимательного отношения к феномену жанра и рассмотрения его в свете современных тенденций тео­рии и практики журналистики» [29, с. 3].

Журналистика, в том числе телевизионная, выработала три спосо­ба освоения действительности, воплощенные в трех группах жанров. Основа жанрового деления — мера типизации, уровень постижения жиз­ненного материала:

– информация, фиксируя, констатирует;

– исследовательская журналистика осмысливает;

– художественно-публицистическое творчество типизирует.

Учитываются также:

– способ отражения действительности;

– тематическое своеобразие;

– функциональные особенности передач;

– подходы к изображению реальности:

- фиксация фактов, когда композиция диктуется ходом собы­тия,

- факты используются, исходя из авторской задачи, компози­ция диктуется авторским замыслом,

- сохраняя фактическую основу, автор пользуется для ее осмыс­ления средствами художественной выразительности.

Особенности жанров тележурналистики, обусловленные:

– природой телевидения:

- изобразительность, возможность наглядного предъявления материала, отсутствие описательности в текстах передач,

- репортажность и эклектичность как природные свойства теле­видения,

- персонификация информации,

- программность телевещания;

– возможностями телевизионной техники

- новое качество документализма — звучащая и видимая реаль­ность,

- широкая доступность информации,

- наличие разного уровня зрительскою внимания,

- различная степень участия аудитории в процессе коммуника­тивного общения,

- возможность участия телезрителей в процессе создания пере­дачи,

- многопрофильное взаимовоздействие и взаимовлияние в си­стеме телевидение — кино, телевидение — театр, телевиде­ние — изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

Определяя тележурналистику как синтез общественно-полити­ческой деятельности и творчества с необходимым уровнем профессио­нального мастерства, теоретики указали на зависимость телевизионной практики от степени осмысления общественных функций, выполняе­мых домашним экраном:

– осознания социально-политических задач, выдвигаемых вре­менем;

– понимания социальной значимости информации;

– выбора актуальных проблем и конкретной тематики телепередач;

– определения соответствующих задачам жанровых форм и необ­ходимых изобразительно-выразительных средств.

«Разнообразие жанров, все предоставленные ими возможности опериро­вать фактами позволяют на экране сплавлять в единую картину многие явления действительности, давать аудитории адекватные представления о них.

От умения эти жанры подобрать, а затем сочетать их в телепрограмме за­висит эффективность всего телеканала. Жанры в тележурналистике:

– развиваются и совершенствуются в зависимости от конкретных задач, решаемых автором;

– являются специфической формой отражения действительности;

– на их развитие влияют методы исследования действительности, запро­сы и требования аудитории зрителей и возможности каналов;

– разнообразие жанровых форм позволяет полно освещать в эфире все многообразие реальной жизни» [30, с. 177].

Журналистская практика убеждает в несостоятельности какой-либо застывшей жанровой системы. Становление и развитие, возник­новение новых и отмирание старых жанров — исторически неизбеж­ный процесс. Особенно наглядно он проявляется в структуре жанров телевидения, которые видоизменяются в процессе развития телевеща­ния, в том числе его материально-технической базы, взаимообогаща­ются, активно и плодотворно развиваются, размывая жанровые грани­цы. Исследуя эти процессы, теоретики выделяют основные тенденции в системе жанрообразования:

– процесс перестройки на современном этапе идет за счет смеще­ния одних жанров другими;

– возникновению новых жанров предшествует освоение журна­листами новых методов познания действительности;

– процесс размывания жанровых границ приводит к образованию гибридных форм и к жанровому обогащению;

– изменяясь и трансформируясь, тем не менее, жанры сохраняют свою преемственность и типологические характеристики.

«Никогда новый жанр, рождаясь на свет, не отменяет и не заменяет никаких, ранее уже существовавших жанров. Всякий новый жанр только дополняет имеющиеся. Ведь каждый жанр имеет свою преимущественную сферу бы­тия, по отношению к которой он незаменим.

Но в то же время, каждый существенный и значительный новый жанр, од­нажды появившись, оказывает воздействие на весь круг старых жанров: новый жанр делает старые жанры, так сказать, более сознательными, он за­ставляет их лучше осознавать свои возможности и свои границы» [ 16, с. 45].

Этот процесс, с одной стороны, характеризуется появлением но­вых жанровых единиц (ток-шоу, журналистское расследование, теле­дебаты), с другой стороны — проявлением определенных традиций, связанных с особенностями современного общественного развития и

С природой и выразительными возможностями телевидения. В резуль­тате четко просматриваются основные «векторные» направления жан­рового развития: динамичность вещания (богатейшие выразительные возможности устного слова); репортажность («эффект присутствия», предельная достоверность, документальность); образность.

Процессы трансформирования жанров журналистики (в том числе телевизионных) находят свое отражение в теории. Претерпевает измене­ния и их классификация. Классическую систему жанров, основой кото­рой являются три принципа подхода к изображению действительности (информационность, аналитичность, документальная образность), до­полняют новые разработки. В одних эта система расширяется: к при­вычным жанрам в каждую группу включаются гибридные жанровые формы, разновидности делового стиля, некоторые жанры литературы и фольклора (А. А. Тертычный). В других — более четко определяется место «переходных» жанров, уточняется терминология (Л. Е. Кройчик). В третьих обнаруживаются новые подходы к жанровому структурирова­нию (Г. В. Лазутина, Е. И. Пронин, С. И. Гуревич, М. Н. Ким).

Несмотря на различие подходов к классификации жанров в каждой из этих разработок есть свои достоинства, свои опорные точки, позво­ляющие более точно «определим, место для каждою жанра в ряду дру­гих жанровых разновидностей, выделить его общие и отличительные признаки, а также установить его родовые или видовые связи с други­ми жанрами» [20, с. 9].

Предлагаемые структурные модели все разработаны на базе пе­чатной журналистики. И хотя некоторые исследователи считают, что в теории аудиовизуальных СМИ «сохраняются более консервативные представления о системе жанров, чем в теории газетно-журнальной прессы» [16, с. 76], необходимость четкого структурирования телеви­зионного продукта очевидна.

Изучив новые жанровые классификации и опираясь на собствен­ный практический опыт работы в тележурналистике и опыт педагоги­ческой работы, авторы данного пособия разработали систему телеви­зионных жанров с учетом основных их особенностей, телевизионной специфики и современной практики телевещания.

Признанный теоретик журналистики профессоре. Г. Корконосенко писал: «теория журналистики интересует нас как внутренне целостное образо­вание. Но эта целостность включает в себя способность к развитию, т.е. в нее заложены моменты неясности, противоречивости и дискуссионности. Такая модель — не догма и не прокрустово ложе для исследователей, она — предложение согласиться с определенной методологией и стилем сотрудничества во имя приближения ко все более полному и практически ориентированному знанию» [22, с. 200].

Именно таким предложением является разработанная нами ти­пологическая таблица жанров телевизионной журналистики (табл. 1). Ее основой стала структурная модель журналистских жанров, разра­ботанная профессором Воронежского государственного университе­та Л. Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам.

Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо опреде­ления «аналитические» он вводит в научный оборот более точное — «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, любую журналист­скую работу можно назвать исследованием, если под этим термином понимать поиск ответа на вопрос. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологии.

Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привыч­ную для телевидения классическую систему жанров (именно эта си­стема представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения дей­ствительности. Разбивка всех жанров на пять групп вместо традици­онных трех уточнила местонахождения вновь образованных и так на­зываемых «гибридных» жанров:

– оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) — это всегда сообщение о событии;

– в основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, ре­портаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий;

– исследовательско-новостные жанры (корреспонденция, коммен­тарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро переда­ваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы;

– исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базиру­ются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются проти­воположные точки зрения;

– в исследовательско-образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и пере­живания действующих лиц, создается галерея образов.

В-третьих, в характеристику жанров вводится определение «опе­ративность», что для тележурналистики имеет принципиальное значе­ние [23, с. 139-167].

В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчи­ка на язык телевидения типологическая система жанров телевизион­ной журналистики представлена следующими группами:

– оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет;

– оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс-конференция, телерепортаж, телевизионный отчет;

– исследовательско-новостная (в данном случае термин «новост­ная» обозначает не информационную программу, а наличие со­бытия как новостной основы жанра): комментарий, журналист­ское расследование;

– исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа;

– исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, теле­фельетон, телепамфлет.

В качестве сопоставительных параметров взяты следующие кате­гории: определение жанра, жанроформирующие элементы (предмет, авторская задача, методы), социальная функция (категория, разрабо­танная Г. В. Лазутиной), жанровые особенности (табл. 1).

Необходимость разработки предлагаемой системы продиктована самой жизнью. Специфика преподавания дисциплин специализации по тележурналистике в Южно-Уральском государственном универ­ситете состоит в том, что усвоение теории происходит одновременно с практическим освоением приемов и способов создания передач на университетском телеканале.

Снимая репортаж или очерк, работая над интервью и т.д., журна­лист всегда существует в конкретном жанре, Однако сегодня телеви­дение демонстрирует стремительное нарождение новых, пограничных жанровых образований. И в связи с этим возникает вопрос, на который крайне затруднительно ответить: что собою представляет современная тележурналистика?

В эфир выходят передачи разных жанров, и чтобы делать их грамот­но, необходимо владеть целой палитрой не только общежурналистских методов, но и приемами создания телевизионной образности — для каждого жанра своими, необходимо знать возможности жанрового вза­имопроникновения и взаимовлияния, закономерности процесса пере­стройки жанровой системы, причины жанровых трансформаций, про­блемы жанровой преемственности, так как без системного взгляда на жанр трудно разобраться во всех его видоизменениях, а значит, и в тех новых возможностях, которые у него появляются.

По мнению Э. Г. Багирова, с вторжением телевидения в наш быт у человека появилось две жизни, две реальности. Первая жизнь — ре­альность, которая дана ему в ощущениях: семья, дом, дети, работа, со­служивцы — словом, весь тот эмпирический мир, в котором он живет. Вторая жизнь — телевизионный экран, который, после работы и сна, отнимает у него больше времени, чем все остальное. Именно экран формирует в сознании человека модель мира, вторгается в его ценност­ную ориентацию, влияет на его поведение и выбор в широком смысле слова. Ответить на этот вопрос: какой мир представлений и через какие «содержательные формы» внедряет телевидение в сознание современ­ного «массового человека» — крайне важно.

Таблица I

Система телевизионных жанров





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...