Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
КОНСПЕКТ 3
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА
После смерти пророка Мухаммеда в 632 году было создано государство, получившее название Праведный халифат. Халифат последовательно возглавляли четыре халифа, особо почитающихся мусульманами и называемых праведными: Абу Бакр (572–634), Умар (Омар) ибн аль-Хаттаб (585–644), Усман (Осман) ибн Аффан (574–656) и Али ибн Абу Талиб (600–661). Территория халифата включала Аравийский полуостров, Сирию, Палестину, Кавказ, часть Северной Африки от Египта до Туниса и Иранское нагорье. Праведный халифат положил начало Арабскому халифату.
В 30-х годах VII века халифат нанёс своим главным противникам – Византии и Персии – сокрушительное поражение. В 639 году начался поход арабов в Египет, завершившийся полным его завоеванием. После убийства двоюродного брата и зятя Мухаммеда халифа Али в 661 году трон халифата заняла династия Омейядов и столица халифата была перенесена в Дамаск.
В результате дальнейших арабских завоеваний ислам распространился на Среднем и Ближнем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. В 711 году арабы вторглись на Пиренейский полуостров, однако при дальнейшем продвижении по Европе на север они в 732 году потерпели поражение под Пуатье (Франция) и остановили своё продвижение вглубь Европы.
В VIII–IX веках в исламе возникло мистическое течение – суфизм.
Суфизм – мистико-аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии.
В начале IX века арабы вторглись в Сицилию и владели ею, пока в конце XI века не были изгнаны норманнами.
К началу X века от Арабского халифата откололись Северная Африка, Пиренейский полуостров и восточные территории от Ирана до Индии.
Тяжелые испытания выпали на долю ислама в XIII веке в связи с монгольским нашествием, разрушившим среднеазиатские мусульманские государства и положившим конец существованию Арабского халифата. Но монгольские завоеватели уже во второй половине XIII века приняли ислам, а в XIV веке их держава прекратила существование.
В XV веке реконкиста привела к падению мусульманских государств на Пиренейском полуострове, но в то же время возникла могущественная Османская империя, под влиянием которой в период расцвета в XVI–XVII веках оказалась территория включающая Малую Азию (Турцию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы.
К концу XIX века в исламе наметились две тенденции — консервативная и модернистская. Консерваторы призывали возвратить ислам к его исходному основанию, вернуться к буквальному пониманию священных текстов и завещанной пророком теократической власти. Модернисты стремились приблизить отдельные положения ислама к реалиям современного мира.
К концу XIX в. почти все мусульманские страны были превращены либо в колонии европейских стран, либо в зависимые от них государства. Борьба против колониализма привела к небывалой политизации ислама, процесс которой занял почти весь ХХ век. Возник политический ислам (исламизм). Он укрепил свои позиции после исламской революции 1978–1979 годов в Иране. Радикализация мусульман привела к появлению исламистского терроризма.
По мнению некоторых религиоведов, в настоящее время ислам является «наиболее быстро растущей религией в мире». Общее количество мусульман составляет, по разным оценкам, от 1,2 миллиарда до 1,57 миллиарда (в 1990-е годы число последователей ислама достигло одного миллиарда человек). Быстрыми темпами растёт мусульманское население традиционно христианских регионов – Западной Европы и Северной Америки. С 1950 по 2000 год доля мусульман в населении Западной Европы утроилась, а в американском – выросла в 14 раз. Сейчас в Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 до 20 миллионов мусульман, то есть от 4 до 6 % населения. Продолжается экспансия ислама и в Африке, например, очень заметно растёт число мусульман на традиционно христианском юге Нигерии.
Увеличение численности мусульман в Западной Европе происходит в основном за счёт иммиграции и естественного прироста мусульманского населения. Но также происходит обращение в ислам немусульман. Французские статистические органы склонны считать, что в Европе каждый год обращается в ислам не меньше 50 тысяч человек. В США число новообращенных в ислам растёт гораздо быстрее при более скромных масштабах мусульманской иммиграции. По данным Американского мусульманского альянса, ежегодно в ислам обращается 135 тысяч человек, в основном афроамериканцы.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА.I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БОГЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
Утверждает ли религия веру в единого Бога? | Да. «Верую во Единого Бога» (начало Символа Веры). «Нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4). | Да. Нет Бога кроме Аллаха (часть шахады – арабского свидетельства веры). |
Отрицает ли религия язычество (многобожие, идолопоклонство)? | Да. «Мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8, 4), а язычники «заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим. 1, 25). | Да. Отрицается многобожие и идолопоклонство как придание Аллаху товарищей (равных). |
Считает ли религия Бога невещественным Духом? | Да. Бог есть Дух Вездесущий, Неограниченный, Беспредельный и Всесовершенный. «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24). «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем. 1, 7). «Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем. 12, 1). | Нет. Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха. В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил. |
Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога? | Да. Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа — единой соприродности и божественности» как сказал о Святой Троице св. Григорий Богослов. | Нет. Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение об Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует. При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5, 73*; 5, 116). |
Считает ли религия, что Бог изначально желает мучений в аду для определенной части людей? | Нет. Бог не желает погибели людей. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11). Бог воплотился, стал Спасителем мира (само имя Иисус означает «Господь – спасение»), чтобы спасти от погибели и ада все человечество. Через Боговоплощение раскрылось совершенное человеколюбие Божие. | Да. Аллах не желает спасения всем людям, «Если бы Нам было угодно, то мы наставили бы на прямой путь каждого человека, однако стало истиной Мое слово: "непременно Я наполню ад джиннами и людьми - всеми вместе!"(32, 13) Часть живых существ Аллах создал для ада, наделив их свойствами худшими, чем у скотов (7, 179). |
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!