Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основное назначение 5 страница



По своим целям, основным принципам и результатам "ТМ" не слишком заметно отличается от "Христианской йоги" и "Христианского дзена", ее отличает в основном простота приемов и философии в целом, а также легкость достижения результатов. Как и эти учения, "ТМ" не требует никакой веры, понимания, моральных принципов или даже принятия идей и философии" (стр 104); это чистая и простая методика, которая "основана на естественном стремлении духа искать все большего счастья и удовольствия... Во время "ТМ" ваш дух должен следовать путем наиболее естественным и приятным" (стр 13). "ТМ" - прежде всего практика, а уже затем - теория. Для начинающего самое важное - не думать, не касаться интеллектуальной области вообще". (стр. 22)

Методика, разработанная Махариши, идентична для всех центров "ТМ", где бы они ни находились: после двух вступительных лекций желающие платят вперед и затем являются для "посвящения", захватив с собой странный на первый взгляд набор предметов, всегда один и тот же, три вида сладких фруктов, не менее шести свежих цветков и чистый носовой платок (стр 39). Эти предметы, помещенные в небольшую корзиночку, приносят в "комнату посвящения", где их ставят перед портретом гуру, от которого Махариши получил посвящение в Йогу; на том же столе горит свеча и возжигаются курения. Ученик находится в комнате наедине со своим учителем, от которого сам до этого должен был получить посвящение и инструкции лично от Махариши. Церемония перед портретом длится полчаса, и в нее входит тихое пение на санскрите (смысл слов посвящаемому не известен) и пение имен прежних "учителей" йоги; в заключение церемонии посвященному дается "мантра" - тайное санскритское слово, которое он должен непрерывно повторять во время медитации и которое никому не известно, кроме его учителя (стр 42).

Посвящаемому никогда не дают английского перевода этой церемонии: он известен только самим учителям и посвящающим. Он содержится в неопубликованной книге, называемой "Священное предание", а теперь его текст появился в виде отдельной брошюры в "Издании духовных подделок", изданной в Беркли. Эта церемония - не что иное, как традиционная индуистская церемония поклонения богам - "пуджа", включающая и обожествление гуру Махариши (Шри Гуру Дев), и целый список "учителей", через посредство которых он сам получил свое посвящение. Церемония заканчивается серией из двадцати двух "приношений" гуру Махариши, причем каждое из них заканчивается словами: "Я кланяюсь Шри Гуру Деву". Сам посвящающий склоняется перед портретом Гуру Дева в конце церемонии и предлагает посвященному сделать то же - только после того, как он получил посвящение. (Поклоны для посвящаемого не обязательны, а приношения обязательны).

Таким образом, современный агностик, обычно ничего не подозревающий, посвящается в практическую индуистскую религиозную обрядность, и совершенно незаметно его заставляют делать то, чему его христианские предки, быть может, предпочли бы пытки и мучительную смерть: он приносит жертвы языческим богам. В духовном плане, может быть, именно этот грех, более чем сама психическая методика, и служит объяснением неслыханного успеха "ТМ".

После посвящения ученик "ТМ" медитирует два раза в день по двадцать минут (точно такое время для медитации рекомендует автор "Христианской йоги"), предоставляя своему полную свободу и повторяя мантру, когда они приходит ему на ум; зачастую ощущения и переживания учеников проверяются учителем. Очень скоро, подчас даже с первой попытки, человек начинает выходить на новый уровень сознания, который представляет собой ни сон, ни бодрствование: это и есть состояние "ТМ". "ТМ" приводит к состоянию сознания, не похожему ни на что известное нам дотоле, и наиболее близкое к тому состоянию, которого дзен-буддист достигает после многих лет упорного труда" (стр 116). "В отличие от других религиозных дисциплин и Йоги, на овладение которыми могут потребоваться годы, чтобы достигнуть результатов, которые дает нам "ТМ", учителя утверждают, что ТМ можно обучить в считанные минуты" (стр 110-111)

Испытавшие это состояние описывают его как "состояние полного удовлетворения", сходное с тем, которое дают некоторые наркотики (стр 85), но сам Махариши описывает его в традиционных индуистских терминах: "Это состояние превыше всего - видения, слышания, прикосновения, обоняния и вкушения - превыше всякого думания и чувствования. Это состояние непроявленного, абсолютного, чистого сознания Сущего и есть наивысшее состояние жизни" (стр 23). "Когда человек развил в себе способность переводить это состояние на уровень сознания на перманентном основании, про него говорят, что он достиг космического сознания, - цели всех, кто медитирует" (стр 25). На более продвинутых стадиях ТМ изучают основные йоговские позы, но они не являются непременным условием успеха основной методики; не требуется также никакой аскетической подготовки. Как только ученик достиг "трансцендентального состояния существования", от него требуется всего лишь по двадцать минут медитации два раза в день, так как эта форма медитации вовсе не представляет собой образ жизни, как это бывает в Индии, а скорее является учение для тех, кто ведет активную жизнь. Махариши прославился как раз тем, что принес это состояние сознания всем и каждому, а не только немногим избранным.

Об успехах ТМ рассказывают многочисленные истории и утверждают, что она оказывает действие почти во всех случаях: наркоманы исцеляются, семьи воссоединяются, человек становится здоровым и счастливым; учителя ТМ непрерывно улыбаются, радость в них так и бьет ключом. Как правило, ТМ не вытесняет другие религии, а усиливает веру почти во все, во что угодно: "христиане", будь они протестантами или католиками, тоже находят, что она придает их верованиям и практическим обрядам большую глубину и значительность (стр 105)

Быстрый и легкий успех ТМ, который сам по себе является симптомом уменьшения влияния христианства на современное человечество, послужил также и причиной ее раннего упадка. Больше, быть может, чем все остальные учения "восточной духовности", это учение носило характер "модного увлечения", и провозглашенное Махариши намерение "посвятить" весь мир было обречено на провал. После максимального взлета в 1975 году списки желающих обучаться ТМ неуклонно тают, так что организация даже объявила в 1977 году открытие новых "продвинутых" курсов обучения, явно придуманных ради того, чтобы подогреть интерес и возродить энтузиазм публики. Эти курсы должны дать посвященным "сиддхи", или "сверхъестественные силы" индуизма: способность проходить сквозь стены, становиться невидимкой, левитировать и летать по воздуху и тому подобное. Эти проекты обычно встречаются с циничной усмешкой, несмотря на то, что в брошюрах ТМ помещается фотография "левитирующего" медитатора (см. журнал "Тайм", 8 августа 1977г., с. 75). Дадут или не дадут эти курсы (стоимостью до 3000 долларов) те результаты, на которые они претендуют и которые являются законной областью традиционных факиров из Индии (см выше стр 36-39) - сама ТМ разоблачает себя как скоропреходящая стадия оккультных увлечений второй половины ХХ века. Опубликованы уже многие примеры того, как и учителей и учеников в равной мере постигают заболевания, обычные для тех,. кто забавляется оккультизмом: умственные и эмоциональные расстройства, самоубийства, покушения на убийство, одержимость демонами.

В 1978 году федеральный суд США вынес решение, что ТМ является по своей природе религиозным течением и не должно преподаваться в общественных учебных заведениях* (*сноска: См. "ТМ" в суде: полный текст решения федерального суда по делу Мальнак против Махариши Махеш Йоги. - Издание духовных подделок, Беркли, Калифорния, 94704 Бокс 4307). Это решение, несомненно, еще более ограничит распространение влияния ТМ, которая, однако, может продолжить свое существование, как одна из многочисленных форм медитации, которые многим кажутся совместимыми с христианством - еще один печальный признак нашего времени.

Глава V. "НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ"

Дух восточных культов в 1970-х годах

Описанные выше три рода "христианских медитаций" - это всего лишь начало; обобщая, можно сказать, что влияние восточных идей и практики на некогда христианский Запад достигло поразительных размеров в 1970-е годы. В частности, Америка, которая каких-нибудь два десятка лет назад все еще была "провинциальной" в религиозном отношении, так как ее духовный горизонт был в значительной степени ограничен протестантством и католицизмом, стала свидетельницей ошеломляющего расцвета восточных (и псевдо-восточных) культов и движений.

Истоки этого процветания можно проследить со времени неприкаянного и лишенного иллюзий послевоенного поколения, которое проявило себя с 1950 года бессодержательными протестами и моральной разнузданностью "битников" ("разбитого поколения"). Их интерес к восточным религиям носил вначале скорее академический характер и служил прежде всего признаком их неудовлетворенности "христианством". За ними последовало второе поколение - поколение "хиппи" 1960-х с музыкой "рок" и психоделическими наркотиками, с поисками "повышенного самосознания" любой ценой; теперь же молодые американцы сломя голову бросаются в политические движения, с одной стороны, и в самозабвенное занятие восточными религиями - с другой. Индийские гуру, тибетские ламы, японские учителя дзен-буддизма и прочие восточные "мудрецы" прибывают на Запад и находят там толпы готовых учеников, которые обеспечивают им успех, и не снившийся европеизированным Свами прежних поколений; молодые люди отправляются на край света, даже на высокогорья Гималаев, чтобы отыскать мудрость, или учителя, или наркотик, которые принесли бы им долгожданный "мир" или "свободу".

В 1970-х годах за хиппи последовало третье поколение. Внешне более спокойное, менее увлеченное "демонстрациями" и не столь вызывающее в своем поведении, это поколение глубоко погрузилось в изучение восточных религий, чье влияние стало значительно глубже, чем когда бы то ни было. Для многих из этого новейшего поколения религиозные "искания" уже закончены: они нашли восточную религию по своему вкусу и теперь серьезно занимаются ею на практике. Многие восточные религии уже стали "местными" на Западе, особенно в Америке: сейчас существуют буддийские монастыри, целиком состоящие из новообращенных американцев, и впервые появились американские и вообще западные гуру и учителя дзен-буддизма.

Давайте взглянем всего лишь на несколько иллюстраций - описаний подлинных событий в середине 1970-х годов - которые покажут нам, насколько восточные идеи и практика заполнили большинство молодых американцев (которые являются только авангардом всей молодежи мира). Первые две зарисовки показывают поверхностное увлечение восточными религиями и являются, быть может, лишь остатками движения 1960-х годов; два последующих обнаруживают более глубокую заинтересованность, характерную для 1970-х годов.

1. Хари Кришна в Сан-Франциско

"На улице, примыкающей к парку Золотых ворот, в районе Хайт-Ашбюри (Сан-Франциско), стоял храм Самосознания Кришны... Над входом в храм двухфутовыми буквами было написано: "Хари Кришна". Громадные окна-витрины были затянуты полотнищами с красными и оранжевыми узорами.

Звуки песнопений и музыки разносились по улице. Внутри стены были украшены десятками ярких рисунков, пол покрыт толстыми красными коврами, и все было окутано туманной дымкой. Этот дым шел от курений, непременно употреблявшихся во время церемоний, одна из которых была в полном разгаре. Публика в помещении тихонько напевала едва слышные санскритские слова. Комната была полна почти до отказа, и примерно пятьдесят человек - на первый взгляд одна молодежь - сидели прямо на полу. В передних рядах сидели около двадцати человек, одетых в длинные, свободные одеяния оранжевого и шафранно-желтого цвета, у которых носы были выкрашены белой краской. Многие мужчины выбрили головы догола, оставив только пучок волос на макушке. У присутствующих женщин носы тоже были выкрашены белой краской, а на лбу были нанесены маленькие красные точки. Остальные молодые люди не отличались по внешнему виду от типичных обитателей Хайт-Ашбюри: украшенные головными повязками, длинными волосами, бородами и целым набором колец, колокольчиков и бус, они с энтузиазмом участвовали в церемонии. Человек десять, сидящих в задних рядах, по-видимому, были новичками.

Церемония песнопений (мантр) постепенно набирала громкость и темп. Вот уже две девушки в длинных шафрановых платьях танцуют под пение. Руководитель хора начинает выкрикивать слова (из санскритских песнопений)...Вся группа повторяет слова, стараясь подражать интонации и ритму, заданному руководителем. Многие из участников играют на музыкальных инструментах, дирижер отбивает ритм напева на ручном барабане. Две раскачивающиеся в танце девушки аккомпанируют себе на ручных цимбалах. Один молодой человек дует в морскую раковину, другой бьет в бубен... На стенах храма более дюжины рисунков, представляющих сцены из Бхагавадгиты.

Музыка и пение стали очень громкими и быстрыми. Барабан гудел, не затихая. Многие из молящихся начали выкрикивать какие-то свои слова на фоне общего пения, простирая вверх руки. Руководитель встал на колени перед портретом "духовного учителя" группы, стоявшим на маленьком алтаре в передней части комнаты. Напев достиг оглушительного крещендо, затем в комнате воцарилась тишина. Молящиеся встали на колени, касаясь лбами пола, пока руководитель произносил краткую молитву на санскрите. Затем он пять раз провозгласил: "Слава всем собравшимся здесь верующим!", и остальные повторили это восклицание, прежде чем поднять головы"* (* сноска: Чарльз Глок и Роберт Белла. Новое религиозное сознание. - изд. Калифорнийского университета, Беркли, 1970, с. 31-32)

Так выглядит одно из обычных молитвенных собраний движения "Самосознание Кришны", которое было организовано в Америке бывшим индийским бизнесменом А.Ч. Бхактиведанта, с целью принести индийское учение бхакти дезориентированной и ищущей молодежи Запада. Более ранняя фаза интереса к восточным религиям (50-е - начало 60-х годов) опиралась на интеллектуальное изучение, не особенно настаивая на личном участии; теперешняя, новейшая фаза требует полной отдачи. Бхакти-йога означает соединение с избранным "божеством" путем любви и поклонения ему, причем весь образ жизни меняется ради того, чтобы это поклонение стало основным занятием человека; посредством вне-рациональных способов почитания (пение, музыка, танец, поклонение) ум "расширяется", и достигается "самосознание Кришны", которое - при условии, что этим будет заниматься достаточное количество людей - должно положить конец нашему беспорядочному веку и ввести нас в новую эру мира, любви и единства.

В Сан-Франциско яркие одеяния "кришн" стали привычным зрелищем, особенно в тот день, когда ежегодно колоссальный идол их "бога" везут через парк Золотых ворот к океану, сопровождая всеми церемониями индуистских поклонений - сцена, типичная для языческой Индии, но несколько непривычная в "христианской" Америке. Из Сан-Франциско движение распространилось по всей Америке и Западной Европе; к 1974 году в мире было 54 храма Кришны, многие из них - рядом с колледжами и университетами (почти все участники движения очень молоды)

Недавняя смерть основателя движения поставила под вопрос его дальнейшее существование; действительно, его последователи, хотя и очень бросавшиеся в глаза, довольно немногочисленны. Но как "знамение времени" значение этого движения совершенно ясно, и оно должно глубоко встревожить христиан: множество молодых людей в наши дни ищут "бога", чтобы ему поклоняться, и они не останавливаются даже перед самой вопиющей формой язычества.

2. Гуру Махараджи на Хьюстонском стадионе

К осени 1973 года многое множество восточных гуру новейшей школы, с легкой руки Махариши Махеш Йоги с его ТМ, водворились на Западе и собрали толпы последователей, только для того, чтобы исчезнуть с глаз публики после короткого и яркого царствования в огнях рекламы. Махараджи-джи был наиболее эффектным и, можно добавить, наиболее возмутительным из этих гуру. Когда ему минуло пятнадцать лет, он уже был провозглашен "богом", его семья (мать и трое братьев) была "Святым семейством", а его организация ("Миссия божественного света") имела общины (ашрамы) по всей Америке. 80 000 его последователей ("преми"), подобно почитателям Кришны, должны были отказаться от мирских удовольствий и медитировать, чтобы достигнуть "расширенного" сознания, которое сделало бы их идеально спокойными, счастливыми и "блаженными" - это состояние духа, в котором все кажется совершенным и прекрасным именно в том виде, в каком существует. При специальном посвящении, когда они "получают знание", ученикам показывают яркий свет и три других знака внутри них, на основе которых они смогут позже медитировать самостоятельно (см. Новое религиозное сознание, стр 54). Вдобавок к этому "знанию" учеников объединяет вера в то, что Махараджи-джи и есть "Господь Вселенной", сошедший к ним, чтобы провозгласить новый век мира для рода человеческого.

В ноябре 1973 года "Миссия божественного света" на три дня арендовала Хьюстонский Астродром (громадный стадион под куполом), чтобы представить "самое священное и важное событие в истории человечества. Должны были собраться "преми" со всех концов света, чтобы поклониться своему "богу" и приступить к обращению всей Америки (через СМИ, представителей которых предусмотрительно пригласили) в свою веру, начав таким образом новую эру в истории человечества. В соответствии с этим собрание было названо "Тысячелетие 73"

Типичным представителем преданных учеников Махараджи-джи был Ренни Дэвис, участник левых демонстраций в 60-х годах, один из "чикагской семерки", которых судили за учиненное на Национальном демократическом съезде в 1968 году беспорядки. Лето 1973 года он посвятил пресс-конференциям и речам, возглашая на всю Америку: "Он - величайшее явление в истории, а мы позволяем себе спать в его время... Мне хочется кричать на улицах. Если бы мы понимали, кто он такой, мы бы проползли на коленях через всю Америку, чтобы коснуться головой его ног"* (* сноска: Роберт Гринфилд. Духовный супермаркет. - Сатердей Ревю Пресс, Нью-Йорк, 1975, с. 43)

И в самом деле, поклонение Махариджи-джи заключается в том, что перед ним простираются ниц, произнося санскритскую хвалебную фразу. Его появление на "Тысячелетии 73" было встречено бурной овацией, он воссел на высокий трон, голову его венчала огромная золотая "корона Кришны", на световом табло стадиона засветилось слово "БОГ". Молодые американские "преми" рыдали от счастья, другие танцевали на сцене, оркестр играл "Господь Вселенной" (переделку старого протестантского гимна"* (*сноска: Роберт Гринфилд. Духовный супермаркет. - Сатердей Ревю Пресс, Нью-Йорк, 1975, с 80, 94).

Все это происходит - повторим - в "христианской" Америке. Это уже нечто большее, чем простое поклонение языческим "богам". Каких- нибудь несколько лет назад такое поклонение живому человеку казалось бы неслыханным в любой христианской стране; теперь же оно стало привычным для многих тысяч "богоискателей" на Западе. Перед нами - предвестие поклонения антихристу в конце века сего - тому, кто "в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес.2,4)

"Тысячелетие 73" было, как видно, вершиной популярности Махараджи-джи. Собственно говоря, на торжестве присутствовало всего 15000 последователей (значительно меньше ожидаемого числа), и не произошло никаких "чудес" или "знамений", которые показали бы, что "новая эра" и вправду началась. Движение, которое настолько зависело от рекламной шумихи и от популярных вкусов определенного поколения (вся музыка "Тысячелетия 73" была в основном скомпилирована из популярных песенок "контр-культуры" 1960-х годов), неминуемо должно было довольно скоро выйти из моды; а то, что Махараджи-джи недавно женился на своей секретарше, нанесло еще более значительный урон его популярности в качестве "бога".

3. Тантрическая йога в горах Нью-Мехико.

На покрытой травой возвышенности, на высоте 7500 футов в горах Джемез на севере штата Нью-Мехико, собралась тысяча молодых американцев (большинство в возрасте от 20 до 25 лет) на десять дней в период летнего солнцестояния в июне 1973 года, чтобы заниматься духовными упражнениями. Каждый день они встречают в четыре утра и собираются на рассвете (закутавшись в одеяла, так как утром холодно), рассаживаясь рядами и перед сценой, построенной снаружи. Все вместе они начинают день с мантры и пенджаби (язык из группы санскрита), чтобы настроиться на духовные упражнения, которые им предстоят.

Сначала несколько часов занимаются кундалини-йогой - это последовательность трудных физических упражнений, песнопений и медитации, целью которых является достижение сознательного управления телесными и духовными процессами и приготовление к "реализации Бога". Затем происходит церемония подъема двух флагов: американского и "Флага народа водолея" (Аквариуса) (это народ, как подразумевается, - мирные люди "эры Водолея", или тысячелетия, к которому этот культ готовит людей) в сопровождении гимна "Боже, спаси Америку" и молитвы за американский народ. После вегетарианской трапезы (это типично почти для всех культов) и лекций на теоретические и практические темы все готовятся к долгим занятиям тантрической йогой.

До сих пор в Западном мире очень мало слышали о Тантра-йоге и почти не занимались ею. Все авторитеты сходятся во мнении, что это в высшей степени опасные занятия, всегда производимые вместе мужчиной и женщиной, которые пробуждают чрезвычайно мощную психическую энергию и требуют внимательного контроля и наблюдения. Считается, что на Земле единовременно живет только один учитель Тантра-йоги. Упражнениями на "Солнцестоянии" в Нью-Мехико руководил "Великий Тантрик" наших дней, йоги Бхайян.

Все, одетые о одинаковые белые одежды, рассаживаются длинными прямыми рядами, мужчины против женщин, тесно соприкасаясь плечами с соседями по ряду и спинами - со следующим рядом. От сцены расходятся около десяти прямых рядов длинной по 75 футов; ассистенты следят за безукоризненной прямизной рядов, чтобы обеспечить правильное "течение" йогического магнитного поля".

Начинается пение мантр, со специальными строфами, посвященными покойному гуру, который является "личным покровителем" йоги-Бхайяна. Сам йоги - впечатляющая фигура, ростом с метр девяносто сантиметров, с окладистой черной бородой, облаченная в белые одежды и увенчанная белым тюрбаном - появляется на сцене и начинает говорить о своей мечте "о новом прекрасном творческом народе" Америки, которая может быть построена путем духовной подготовки людей в наши дни; тантрические упражнения - основное звено этой подготовки - поднимают людей от их обычного "индивидуального сознания" до "группового сознания", а затем и до "вселенского".

Начинаются упражнения. Они крайне сложны, связаны с серьезными физическими усилиями и болью и пробуждают сильнейшие эмоции: страх, гнев, любовь и т.д. Все должны делать точно то же совершенно синхронно; трудные позы сохраняются в полнейшей неподвижности длительное время; сложные мантры и упражнения должны выполняться в строгой координации с партнером и со всеми в данном ряду; каждое отдельное упражнение может занимать от 31 до 61 минуты. В этой интенсивной групповой деятельности исчезает самосознание индивидуальности и наступают сильнейшие сопутствующие эффекты - физическое истощение, иногда даже временные параличи, эмоциональная истощенность или экзальтация. Кроме того, никто на "Солнцестоянии" не имеет права разговаривать с кем бы то ни было, так что нет возможности рационально осмыслить испытанные ощущения,. обсудив их с другими; целью является радикальное преобразование личности человека. После дневных занятий по таким темам, как восточные школы самозащиты, практическая медицина и диетология и устройство ашрамов, начинается вечерняя сессия (после второй трапезы): "распеваются санскритские мантры на музыку популярных народных и "рок" песенок, некая смесь "рок-фестиваля" и "радостной молитвы" - это входит в приемы йоги Бхайяна, задавшегося целью сделать свою религию "исконно американской" (Новое религиозное сознание, с 8-18).

Описанная выше религия - не что иное, как современная переделка религии сикхов из Северной Индии в сочетании с некоторыми практическими школами йоги. Эта организация, получившая название "З-Эйч-О (3HO:HEALTH - HAPPINESS - HOLINESS ORGANIZATION, то есть, "Здоровье-Счастье-Святость"), была основана в 1969 году в Лос-Анджелесе йоги Бхайяном, который, собственно говоря, приехал в Америку, чтобы стать педагогом, и только случайно сделался основателем религиозного культа, когда обнаружил, что занятия йогой пользуются успехом среди хиппи Южной Калифорнии. Комбинируя "духовные" искания хиппи с собственными познаниями об индийских религиях, он сформировал "американскую" религию, которая отличается от большинства восточных религий тем, что придает особое значение практической, мирской жизни (подобно сикхам в Индии, которые в большинстве своем занимаются торговлей); от всех последователей требуется, чтобы они состояли в браке, имели прочную семью, состояли на службе и участвовали в общественной жизни.

Со времени своего основания "3НО" разрослась до более чем 100 ашрамов (общин, которые служат местом сбора для приезжающих последователей) в американских городах; несколько таких ашрамов есть в Европе и а Японии. Несмотря на отчетливое внешнее отличие от других восточных культов (полноправные члены культа формально становятся сикхами и всегда носят традиционный тюрбан сикхов и одеваются в белое), "3НО" объединяет с ними одинаковый успех среди бывших хиппи, а также то, что его целью является "расширенное" сознание (или "вселенское", "трансцендентальное") и то, что они сами себя считают "авангардом", который приблизит новую "духовную эру" (многие группы называют ее "Эра Водолея").

И хотя этот культ провозглашает относительно нормальную жизнь человека в обществе, он является таким же "знамением времени", как и индуистские культы, насаждающие явный эскапизм (стремление убежать от действительности); он подготавливает нас к "здоровой, счастливой, святой" Америке, ни словом ни обмолвившись о Христе. Когда убежденные и счастливые американцы безмятежно разглагольствуют о Боге и о своем религиозном долге, не упоминая о Христе, воистину убеждаешься, что "пост-христианская эра" наступила.

4. Тренировки дзен в Северной Калифорнии

В лесистых горах на севере Калифорнии, в тени громадной горы Шаста - "священной" горы местных индийских племен, давнего средоточия оккультных поселений и деятельности, которые ныне вновь оживились, с 1970 года возник монастырь дзен-буддистов. Дзеновские храмы были задолго до 1970 года в крупных городах западного побережья, где жили японцы; были и попытки организовать монастыри в Калифорнии, но "Аббатство Шаста", как его называют, является первым успешно организованным американским монастырем (в дзен-буддизме "монастырь" - это прежде всего школа обучения и тренинга дзеновских "священнослужителей" обоего пола).

Атмосфера Аббатства Шаста очень упорядоченная и деловая. Посетители (которым разрешают экскурсии под руководством гида в определенное время, но запрещается общаться с обитателями) видят монахов или учеников в традиционных черных одеяниях и с выбритыми головами; каждый явно знает, что ему следует делать, и отчетливо ощущается общая серьезность и углубленность.

Тренинг представляет собой курс, рассчитанный на пять (и более) лет, который дает право окончившим его стать "священнослужителями" и учителями дзен и отправлять буддийские церемонии. Как и в мирских школах, ученики платят за помещение и стол (175 долларов, вносимых ежемесячно за месяц вперед - это уже способ отсева несерьезных претендентов), но сам образ жизни скорее монашеский, чем студенческий. Одежда и поведение предписываются строгими правилами, общие вегетарианские трапезы проходят в полном безмолвии; вся жизнь сосредоточена вокруг зала для медитации, где ученики не только медитируют, но и едят и спят; все не-дзеновские религиозные обряды запрещены. Жизнь чрезвычайно интенсивна и заполнена, и каждое дело обыденной жизни сопровождается особой буддистской молитвой, которая произносится про себя.

Хотя Аббатство и принадлежит к "реформированной" секте Сото Дзен, чтобы подчеркнуть ее независимость от Японии и приспособленность к американскому образу жизни - все обряды и церемонии следуют традициям японского дзен-буддизма. Это церемония посвящения в буддисты, обряды, приуроченные к равноденствию и празднующие "преображение личности", церемония "кормления голодных духов" (поминовения усопших), "День основателя", когда возносятся молитвы тем, кто передавал традицию дзен, вплоть до сегодняшнего учителя, фестивали, посвященные просвещению Будды, и тому подобное. Поклонение выражается в поклонах перед изображением Будды, но главное во всем обучении - это учение о "естестве Будды" внутри каждого человека.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 211 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...