Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие и формы мировоззрения. Специфика мировоззрения. 17 страница



а Подобно миру, который рассматривается во времени, существует горизонт, бесконечный в обоих направлениях.

II. Цель Гуссереля - «феноменологическая редукция» естественной точки зрения:

а Это делается посредством «заключения в скобки» или игнорирования нашей веры в тотальность объектов и вещей, к которым мы относимся с естественной точки зрения, и вместо этого обращения внимания на наши переживания их.

а заключать вещи «в скобки» не означает, что мы сомневаемся в их существовании, а только то, что мы разъединены с ними, оно есть определенное воздержание от суждения.

а это «заключение в скобки», или воздержание, Г. Называет термином «эпохе»

а Осуществление феноменологического эпохе дает возможность мне быть свободным от использования каких-либо суждений, которые касаются поространственно-временного существования. В этом состоит первый этап редукции.

Второй этап заключается в том, чтобы описать структуры, остающиеся после того, как процедура, «заключения в скобки» прошла.

III. Таким образом, посредством феноменологической редукции возникает феноменологическое (чистое) сознание.

И его отличительные особенности определенные сущностные структуры, которые выступают внугренним закономерностями сознания, его принципами, механизмами функционирования.

а рассматривая сознание как совокупность сущностей Г. Понимает его как поток, как нер ушимую целостность.

а Сознание выступает в виде потока переживаний. Элементы переживаш.iй называются феноменологией

а Понять феномен как целостность, интутщией, т.е. непосредственно войти в поток сознания.

а Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит из серии воспороизведений, которые соединяются в единство деятельности самосознания)

б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности интенциального предмета сознания.

а Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью сознания.

I Последняя аксиома Г. «кризис европейских наук»

а Г. рассматривает вопрос о том, в чем состоит кризис современной науки.

а Наука не может отвечать на самые важные жизненные запросы, так как оставляет в стороне проблемы, имеющие большое значение в жизни - вопросы о смысле и бессмысленности человеческого существования. Следовательно Г. Ставит вопрос о связи философии и науки, следовательно понятие «жизненного мира» - сфера известного всем непосредственного, очевидного. <дКизненный мир» выступает своего рода горизонтом, предпосылкой действительности и возможной практически. «Ж. Мир» первичнее любого опыта и научного познания.

25. Психоанализ и проблема бессознательного в философии и медицине (Фрейд, Г. Юнг, Э. Фромм).

ФРЕI’ЩI1ЗМ, общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции

З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отлинать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения — у Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т. п.). 1-IЕОФРЕИдГ4ЗМ, направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Главные представители — К. Хорни, Х. С. Салливан, Э. Фромм. Перенося центр тяжести с внутрiшсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.

26. Позитивистская философия. Влияние позитивистского мышления на медицину.

Во всторой пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом.

З этапа в эволюции позитивизма:

1 Собственно позитивизм (30-7Огг 19в) - Огюст Конт, дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмшариокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг2О) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: позитивной филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергщта.

З Пытается выявить закон З стадий развития познания и соответств типы мировозэрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и i.iндуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествоэн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ гтредполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирнческие обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрелление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1 820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил, но без метафизики. (т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида, Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать ттредлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для вьтясн истинности предл. сравнивать его с друг гтредложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания.

27. Философия древнего Востока (Индии и Китая):специфика, основные учения и идеи, современное значение для культуры, личности и медицины.

Религиозные системы Индии - если сравнить их с ближневосточно-средиземноморскими монотеистическими - в ряде факторов, особенно в связи с проблемами онтогенеза, изначального единства макро- и микромира, природы и человека т.п., представляется более глубокими и философски насыщенными. Важная особенность индийских религий - их интровертивность, т.е. явственная обращенность вовнугрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможность личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя. Пуёть каждый человек - лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка, ее внутреннее «я», ее духовная субстанция (очищенная от вульгарной телесной оболочки) столь же вечна, как и весь мир. И не только вечна, но и способна к трансформации: потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мировоздания, богами и Буддами. Отсюда акцент на том, что каждый - кузнец своего счастья. Основы религиозных систем I4вдии были результатом синтеза примитивных верований гтротоиндийцев. Центр тяжести их религиозной активности приходится на ритуалы жертвоприношений в честь богов и на связанные с этим культовые отправления. Сложная и со временем все усложнявшаяся практика жертненного ритуала была тем импульсом, который вызвал к жизни священные тексты ариев, оформленные в канонической форме в виде вед. Со временем религия вед заменяется брахманизмом. Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической религии. В брахманах-коментариях делался акцент на существование прямой связи между долголетием и бесмертием, с одной стороны, и количеством и качеством жертв - с другой: жертненная еда - это и есть пища бесмертия. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. В коментариях-брахманах наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимали умозрительные абстракции, элементы философского анализа. Еще больше такого рода абстракций содержалось в лримыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников-аскетов. Араньяки были тем истоком, с которого началась литература угiанишад - философских текстов древней Индии. О каких же проблемах шла речь в уланишадах? В первую очередь, о проблеме жизни и смерти, о мировоздании и космогонии, о тесных взаимосвязях человека и космоса, людей и богов. Что есть носитель жизни? Вода, без вечного кругооборота которой нет и не может быть живого? Пища, без которой живое не может существовать. Огонь, тепло, являющиеся условием жизни? Или, наконец, дыхание, прана - ведь без него нельзя обойтись ни минуты? В уланишадах серьезное внимание уделялось проблеме сна, причем состояние глубокого сна рассматривалось как нечто вроде грани между жизнью и смертью. На этой грани жизненное начало человека (джива) и <щостигает самого себя» и «освобождается от утомления», а духовная субстанция человека, его душа как бы отделяется от него. А что же по ту сторону жизни, там, где душа окончательно покидает бренньте останки некогда живущего человека? Что такое смерть? Идея вечного круговорота жизни, жизненного начала подтолкнула, видимо, древнеиндийских философов к мысли о закономерном круговороте жизни и смерти вообще и человека в частности. Суть этой концепции в том, что смерть - это не конец и тем более достижение блаженства или успокоения. Это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь. Религиозная философия уланишад в середине 1 тысячелетия до н.э. как бы определила основные параметры мировосприятия всей системы ценностей, духовной ориентации в рамках традиционной индийской цивилизации. Широкое массовое восприятие идей угiанишад со временем породило тот иiiдуизм, который стал широко распространенной религией в Средневековой Индии. Однако до возникновения иидуизма индийская религиозно-философская мысль прошла через переходные этапы, характеризовавшиеся существованием различных систем. Речь идет о шести системах - дартланах. Три из них (ньяя - логика; вайшешика - космология; миманса - ритуал) второстепенны.

другие три оказали немалое влияние на развитие религиозно-культурных традиций Индии. Санкхья - одна из этих трех. В центре системы два безначальньтх активно взаимодействующих начала: гтракрити (первичный материальный субстракт, материя, энергия) и пуруша (духовное начало). Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ, это сознательное, но инертное начало. Пуруша воздействует на пракрити, лишенную сознания материю, придает ей форму и духовную субстанцию. Это взаимодействие согласно системе санкхья, и является первогтричиной возникновения и существования всего феноменального мира. Цель, основной смысл философии санкхьи сводится к тому, чтобы помочь пуруше освободиться из плена материи, избавиться от состояния сансары (земной жизни и перерождений), покинугь тела, в которых он заключен, и обрести состояние блаженства и освобождения. К числу методов и способов, которые позволяют достичь этой цели, относятся и те, что впоследствии получили разработку в рамках другой системы - йога. Основная цель та же, что и в системе санкхья: отделить пурушу от пракрити и тем самым добиться освобождения. Потому-то и весь характер йоги - в отличие от санкхьи - направлен не столько в область спекулятивньтх абстракций, туманных рассужцений о слиянии и реализации, сколько в область практической реализации поставленной цели. Главное в системе йоги - практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активность и таким образом подготовить себя к встрече с Пурушей. Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - «невьгразимое, высшее блаженство». Этот источник - вне качеств и атрибугов, он един и неделим. А коль так, то и духовное <(Я» каждого индивида, его Атман, тождественно ему. В то же время это духовное «Я» в веданте не противостоит телу, ибо в отличие от санкхьи веданта отрицает дуальность мира, не видит различий между пурушей и пракрити. Здесь все едино, все - Iрахман. Тело же и даже мысль, как и весь феноменальный материальный мир, мнимы, иллюзорны. Итак, Брахман - единственная реальность. Материальная реальность мнима, она является результатом действия майи, эманации рахмана. для реализации конечного отождествления с Брахманом тот, кто стремится к этому, должен нравственно и материально очищаться, отказываться от желаний и страстей и быть готовым отринугь все во имя великой цели. Познав свой Атман, человек достигал покоя; его внугреннее «Я» отождествлялось с Бракманом. Система веданта сыграла очень важную роль в истории индийской религиозно философской мысли. Ее построения были восприняты в национальной традиции Индии, повлияли на облик индуизма и даже являлись одной из духовных основ в период возрождения древних традиций, в эпоху критического переосмысления основ индийской цивилизации. Во многом аналогично было становление древнекитайской философии. Здесь также ломка традиционных общинных отношений, вызванная экономическим прогрессом, появлением денег и частной собственности, рост научных знаний создали благоприятную почву для духовных перемен.

Основные направления философсiсой мысли древнего IСитая.

Примечательно, что и в Китае первыми «оппозиционерами» выступали аскетовавшие бродячие мудрецы, подготовившие в эпоху «Чжань го» («борющихся государств») наступление «золотого века» китайской философии. Хотя отдельные философские идеи можно обнаружить в еще более древних памятниках культуры, каковыми в Индии были Упанишады и отчасти Ригведа, а в Китае - «Ши цзин» («Канон стихов») и <И цзин» («Книга перемен»), философские школы и в том и другом регионе складываются примерно в IУ веке до н.э. Причем в обоих ареалах философия, достаточно длительное время развмвавшаяся анонимно, отныне становится авторской, будучи связанной с именами Гаутамы Шакьямуни-Будды, основателей джайнизма - Махавирьи, адживики - Макхали Госала, первого китайского философа - Конфуция, даосского мудреца - Лао цзы и т.д. Если в Индии многочисленные философские школы так или иначе соотносились с ведизмом, то в Китае - с конфуцианской ортодоксией. Правда, в Индии размежевание на отдельные школы не привело к официальному признаншо приоритета какого-либо одного из философских направлений, в то время как в Китае конфуцианство в II веке до н.э. добилось официального статуса государственной идеологии, сумев сохранить его до нового времени. Наряду с конфуцианством наиболее влиятельными в соперничестве «ста школ» были даосизм, моизм и легизм. Бытие и не-бытие: их сущность и взаимосвязь. Мифологическая картина мироздания, представлявшая собой бессознательно-художественную переработку фантазий природы и общественных форм, не различала реальное от иллюзорного, не выделяла человека из окружающего мира, а, напротив, одешевляла последний, очеловечивая его. В воображении древних китайцев из бесформенного мрака родились два духа, угюрядочившие мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь - землей. Пока человек сталкивался пщвным образом со злом как проявлением сил природы, он относил его исключительно за счет сiерхъестественных сил. Но когда носителем зла все чаще становились сами люди, это заставило усомниться в традиционных представлениях. Человеческое страдание - в различных его проявлениях - было стимулом к раздумьям, поискам глубинных смыслов. Симнолична в этом смысле легенда о Будде. Постепенно китайские философы, отказываясь от мифологического объяснения < угверждали «причишiость» возникновения мира. В классической китайской философии, по мнению многих сшюлогов, понятие бытия, как такового, вообще отсутствует. Внимание первых китайских философов было сосредоточенно не столько на анализе субстанции вещей, сколько на их ценностном отношении, нормативной иерархии. Правда, последователи Лао-цзы (У1-У века до н.э.) - даосы под иероглифом ю» (дословно «иметьсЯ», «наличествовать») и «у» (дословно <шет», «не иметься»), видимо, различали существование вещей, «наличное бытие», от существования, <ше бытия», К разряду последнего относилось дао (дословно <.лугь»), понимаемое как сверхбытие, великое единое, предельная реальность. дао - вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно праотец всего сущего. «Все сущее в мире рождается из бытия, а бы-гие рождается из небытия». Философы древиости не просто констатировали существование первоначала, но и пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявив его субстрат и даже структуру. делали они это по разному, выводы их отличались не только отсутствием единообразия, но и были зачастую взаимоисключающими. Так, продолжив теистическую тенденцию Упанишад, ведантисты отстаивали монистическую модель, в соответствии с которой Брахман - идеальное Единое, причина мира. Санхьяяки и йогины, склонзыись к дуализму: они признавали непроявленное пракрити, обладающее не поддаюпщмися определению - гунами. Последние условно можно соотнести с такими свойствами, как активность, стабильность и инерция. Через проявление гун мыслилось развертывание единого в многообразии мира. В то же время индийские дуалисты наряду с реальностью признавали в качестве независимого первоначала психические элементы - ггурушу, некий чистый субъект.Локаятики или черваки - индийские материалисты - утверждали, что первоначалу присущи четыре великие сути»: земля, вода, огонь и воздух. Представители ньял и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов. Атомы вайшешиков отличались чувственной конкретностью. Они имели вкус, цвет, запах, температуру, но в то же время были единообразны по форме и величине. Вайшешики усматривали причину существующего мира не в движении атомов, как это утверждали гречиские атомисты, а считали, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон - дхарму.Человек в философии и культуре древнего Востока В Китае единое - «великое начало, способное родить, наделить и погубить» человека, обожествлено в Небе - <Тянь». В <Ши цзине> («Канон стихов>)) Небо - всеобщий прародитель и великий управитель:

рождает на свет человеческий род и дает ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно. Освещение общественных устоев, их сохранение и поддржание - важнейшая социальная функция куль-га Тянь. <Этикет» помимо норм негiреходящей ценности, вроде правдивости, доброты, смелости, морального императива «то, чего я не хочу, чтобы делали мне, я не хочу делать другим», включал в качестве первостепенных принципов добродетельности уважение и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных ролей. Конфуцианство, заложившее с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации - ли, что означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а, следовательно, и процветаiшя в государстве. Аналогичным образом в Индии «образующий реальное и нереальное Брахма» не только «вечный творец существ», но и определяющий для всех <шмена, род деятельности (карму) и особое положение». Ему приписывается установление кастового деления и требование безусловного его исполнения.

28. Понятие бытия как всеохватывающей реальности.

Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще.

Первый аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вогiр. о единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть, кот. имеет внугр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана соэн ю, действию отд. Индивiщов.

Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небьттие, уграчивая данную форму Б.

Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) 6. вещей (тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сос-г. природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) 6. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) 6. духовного (идеального), кот. дел. на индия. дух. и объективиров. (вНешптдивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индия. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния, целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от соэн. ч-ка - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Д прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

29. Понятие материи. Основные структурные уровни материи.

Категория «материя» введена в ф-ю для обозначения объективной реальности. Существует множество определений этой философской категории, в качестве исходного: Материя — это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. На гтуги своего формирования понятие «материя» прошло несколько этапов; на первом этапе материя отождествлялась с той или иной природной стихией (огонь — у Гераклита, вода — у Фалеев, воздух — у Анаксимандра и тд.); на втором этапе материя отождествлялась с атомами, веществом, с комплексом их свойств (Демокрит, Гольбах, Гельвеций); на третьем — с объек тивной реальностью (В. И. Ленин). В философском понимании категории «материя» можно вы делить и четвертый этап, где эта категория лредстает как совокупность многих и многих атрибугов и (в определенной мере) в «снятом» виде содержит указанные ее трактовки. Это так на зываемое субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое берет свое начало в середине нашего столетия. На разных этапах развития научного познания существовали различные модели материи. Наиболее известными из них являются: • атомистическая модель (демокрит); ‘эфирная модель (декарт); вещественная модель (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является абстракцией. Не существует материя вообще, как не существует человек вообще, стол вообще, белизна вообще и т.д. Однако категория «материя» имеет под собой объективное основание: существование многообразной действительности НЕЗАВИСИМО от сознания и воли человека. Материя - это единственно существующая субстанция. Она вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима. Она есть сап цi, причина самой себя (Б.Спиноза). Все эти свойства неотделимы от материи и потому называются атрибугами. Известны и такие ее свойства, как отражение и движение, пространство и время, гтричинность и взаимодействие, качество и коли честно и др. Кроме атрибугов, неразрывно связанных с материей, различают еще и ее модусы — такие свойства отдельных видов материи, которые характеризуют их различные состояния или структурные уровни развития (теллопроводность и электропроводность, получение или передача информации и т.п.). Материя немыслима без движения точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то», а не движение «само по себе», движение «ничего». <Щвижение, рассматриваемое в самом общем смысле слова т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собой все про исходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» — писал Ф.Энгельс.

Итак, движение — это всякое изменение вообще. Покой есть частный случай движения, его момент. Движение абсолютно, покой относителен. Не существует вечного состояния равновесия, состояния покоя. Это состояние когда-нибудь обязательно нарушается. движение существует в различных формах, которые кроме общих свойств имеют и весьма существенные качественные отличия. Можно выделить четыре основные формы движения материи, неразрывно связанные между собой: 1) ФИЗИЧЕСКАЯ Простое механичестое перемещение, изменение местоположения обьектов, движение элементарных частиц вкутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, элекiромагнитные и оптические и др. процессы 2) ХИМИЧЕСКАЯ Неорганические химические реакции, реакции,лриводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др. 3) БИОЛОГI4ЧЕСКАЯ Различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственносгь, гтриспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.п. 4) СОЦИАЛЬНАЯ Материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях Особым видом движения, изменения является развитие. Развитие — это такое количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

ЗО. диалектика части и целого, элементов и систем. Типы целостных материальных систем. Единичное характеризует отдельный предмет. явление, процесс, отличающийся по своим ттростр. временным и др. свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов. Общее - объектйвно существующее сходство характеристик единичньих предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и тойже группе явлений или единой системе связей. Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы, процессы. Реальные предметы единичны, не бывает абсолютно одинаковых предметов (индивидуальность, неповторимость). диалектика единого и общего проявляется в их неразрывной связи. Общее не существует сао по себе. Оно неразрывно связано с единичным. диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем мощной способностью обобщения Вметсе с тем язык обладает механизмами индивидуализации предметов, событий, указания на конкретные, единичные явления. Своеобразие и сходство предметов может колебаться в диапазоне «индивидуальное неповторимое - типовое». Наиболее ярким проявлением индивидуального является уникальное Противположностью индивидуального неповторимого является типовое Предельный случай типизации технических устройств - стандартизация

другой подход к осмысленшо всеобщих связей бытия связан с осмыслением поверхностных и глубинных уровней действительности. С т.зр. мат. диалект. Явление и сущность - разные уровни объективной реальности. Сущность - внугренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совок. Черт и др хар. Явление - это внешние наблюдаемые обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность, как правило, не совпадают. Гегель - непосредственное бытие вещей - это корона или завеса, за которой скрывается сущность.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 162 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...