Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 9. Концепция человека в современной философии……………………125 14 страница



Выход из этой затруднительной ситуации возможен благодаря тому, что вещи окружающего мира все-таки могут находиться и в человеческой голове, но только, конечно, не в своей натуральной форме, а в виде идеальных мысленных образов, возникающих на субстрате человеческого мозга. Сравнение мысли с отражаемыми ею вещами (свойствами вещей) происходит в ходе целенаправленной преобразовательной деятельности человека (то есть в процессе материального труда или исследовательского эксперимента). Человек мысленно просчитывает, как будет протекать исследуемый материальный процесс – например, химическая реакция – и пытается предсказать, каков будет его результат. Затем познающий субъект проводит эксперимент (например, химик проводит реакцию), получает результат и сопоставляет его со своим предсказанием. Материальный процесс (например, упомянутая реакция) происходит по законам природы, никак не сообразуясь с волей, желаниями и знаниями людей. Если в результате получено именно то, что было предсказано, это значит, что мы достаточно точно понимаем действующие в данной ситуации объективные законы, наше знание истинно. Другой пример. Если экономические реформы дают именно те результаты, которые ожидались – можно считать, что подтверждается лежащая в их основе экономическая теория. Можно привести примеры практической проверки на истинность знаний из любых областей науки и техники – о законах физики, биологии или экономики, о химических свойствах веществ, о сопротивлении материалов, о закономерностях управленческой и рекламной деятельности и т.п.

Любая научная теория считается истинной только в том случае, если ее предсказательная функция была всесторонне проверена на практике.

Постановка проблемы истинности знания приводит к необходимости уточнить само понятие истины. Уже в начале XIX века Гегель показал, что истина есть не раз и навсегда завершенное состояние, а диалектический процесс: познание движется от истины приблизительной, неполной и неточной к истине все более полной и глубокой. «Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту», – писал в начале ХХ века В.И. Ленин. В середине ХХ века такие направления, как неопозитивизм и герменевтика, тоже приходят к выводу, что истина не дается человеку сразу, раз и навсегда, а постигается постепенно на всем протяжении истории цивилизации. Поэтому надо выделить различные формы, аспекты, ступени постижения истины.

Современный философский материализм выделяет три основных аспекта понятия истины: существует абсолютная истина, относительная истина и объективная истина.

Абсолютная истина – это предельное понятие, выражающее полное и адекватное знание о всем материальном мире в целом. Ясно, что вследствие бесконечности мира и его постоянного изменения абсолютная истина не может быть достигнута за конечное время существования цивилизации. В материалистической философии понятие абсолютной истины выражает, во-первых, направленность развития познания: человеческая деятельность направлена на все более полное постижение абсолютной истины. Во-вторых, этот аспект понятия истины выражает идею познаваемости мира: вопреки мнению И. Канта, на пути познания к абсолютной истине нет никаких принципиально непреодолимых барьеров и преград.

Понятие относительной истины выражает неполноту и неточность знаний о мире. Классическими примерами относительной истины являются знания о смерти Наполеона или об убийстве президента США Джона Кеннеди. Кое-что в этих трагических событиях установлено абсолютно точно и не вызывает сомнений, другая часть информации скрыта и приводит к неполноте, неточности знания. В любом человеческом знании есть моменты абсолютного знания и моменты неполноты, относительности. Абсолютная истина познается человеком по частям. Относительная истина – это частица, момент абсолютной.

Наконец, объективная истина – это те моменты человеческого знания, которые не зависят от субъекта, то есть адекватно выражают черты объективной реальности – например, законы природы. Объективная истина противоположна заблуждению и субъективным представлениям, которые не соответствуют объективной реальности, реальному положению дел.

Обширная область философских и психологических исследований – изучение ступеней и форм познания.

Индивидуальное познание, к которому способен любой психически здоровый человек, подразделяется на две ступени: чувственное познание и логическое познание. Кроме индивидуального познания в эпоху становления классового общества возникла особая сфера человеческой деятельности – научное исследование, специально направленное на добывание и использование знаний. Наука выработала и продолжает совершенствовать особый набор приемов познавательной деятельности. Научное познание также подразделяется на две ступени – эмпирическое и теоретическое. С различными ступенями и формами познавательной деятельности мы постоянно имели дело при изучении как классической, так и современной философии. Кратко опишем, как они понимаются в современном философском материализме.

Чувственное и логическое познание.

Существуют три ступени, или формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Познание начинается с ощущения. Ощущение обычно определяется как отражение в мозгу отдельных качеств, свойств, сторон материальных предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Кроме пяти видов ощущений, соответствующих пяти органам чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) существуют ощущения внутреннего состояния организма – чувства равновесия, голода, жажды, боли и т.п. Материалистическая философия обращает внимание на то, что ощущения являются субъективным образом объективного мира. Уже античные скептики заметили, что ощущение всегда существует в субъективной форме – разные люди и животные воспринимают одни и те же объективные явления по-разному. Агностики – особенно И. Кант – утверждали, что субъективная форма ощущений приводит к необратимому искажению в человеческом познании объективных свойств вещей. Поэтому вещь-в-себе в принципе непознаваема, человек знает только мир явлений (какими вещи нам кажутся после субъективных искажений человеческими ощущениями их истинной природы). У агностиков получается, что ощущения отгораживают человека от окружающего мира непроходимой пропастью. Однако современная наука убедительно свидетельствует о надуманности и ошибочности такого вывода. Чарльз Дарвин блестяще показал, что эволюция животных шла в направлении все более совершенного приспособления организма к условиям среды. В этом процессе эволюции органы чувств были не невесть почему свалившимся на организм божьим даром, а средством ориентации организма в окружающем мире, координации его действий с природными явлениями и процессами. Если бы органы чувств только и делали, что обманывали своего владельца (как считал И. Кант), ни высшие животные, ни люди – включая самого немецкого мыслителя – вообще не могли бы существовать. Биологическая функция органов чувств даже у животных состояла в предоставлении организму достаточно точной, адекватной информации о среде, и без этой информации организм был бы совершенно нежизнеспособен. У человека появилась возможность еще одним способом проверить правильность показаний органов чувств – он осуществляет это в практической трудовой деятельности. Какой бы ни была субъективная форма получения чувственного опыта, само существование животных и людей доказывает: в ощущении содержится объективная информация, достаточная для жизнедеятельности животных и для практической деятельности человека по преобразованию окружающего мира. Все человеческое знание является, в конечном счете, результатом переработки и осмысления того содержания, которое есть в ощущении. В этом современный материализм согласен с Джоном Локком: все человеческое знание начинается с ощущений.

Человек редко получает отдельные, изолированные ощущения – это происходит обычно в экспериментальных условиях (зажигание лампочки или звуковой сигнал в темной комнате, куда не проникают посторонние звуки, и т.п.). В реальной жизни мы чаще всего имеем дело с восприятиями, то есть целостными комплексами ощущений. Восприятие – это целостный образ материального предмета, воздействующего в данный момент на органы чувств. Человек может одновременно видеть, слышать, обонять предмет, может его щупать или попробовать на вкус.

Представление – это чувственный образ предмета, который в данный момент не воздействует на органы чувств, но в прошлом воспринимался субъектом. Представляемый образ произвольно, по своему желанию вызывается человеком из памяти.

Особая, промежуточная между чувственным и рациональным познанием форма психической деятельности – воображение. Воображение – это комбинация различных представлений, в результате которой строится фантастический, вымышленный образ предмета, которого человек никогда не воспринимал и который, скорее всего, вообще реально не существует. В простейшем случае воображение проявляется, например, в создании образов сказочных существ (Змей Горыныч и т.п.). В более сложных вариантах творческое воображение – обязательное условие целенаправленной деятельности, так как результат процесса труда необходимо вообразить, наглядно себе представить еще до начала практических действий. И картина художника, и изобретение инженера, и комбинации биржевого спекулянта – результат работы творческого воображения.

Логическое познание или абстрактное мышление включает в себя три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.

Мышление обычно определяют как главную функцию человеческого мозга, состоящую в опосредованном, отвлеченном и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон, связей и отношений. Совсем кратко мышление можно определить как движение понятий, цепь понятий. Необходимый признак мышления – понимание.

Понятие является исходной клеточкой, простейшей структурной ячейкой абстрактного мышления. Понятие – это отражение предметов и явлений в их общих и существенных признаках. Так, в понятия «дом», «человек», «дерево» включаются главные, существенные признаки всех домов, людей и деревьев, а не индивидуальные особенности каждого отдельного предмета. Образовывать понятия умеют только люди (и в очень ограниченных пределах – некоторые высшие животные в результате обучения по специальным методикам). В процессе мышления понятия объединяются в суждения. Суждение – это мысль, в которой о каком-либо предмете что-либо утверждается или отрицается. Простейшие примеры суждений: «Все люди смертны», «Все лебеди белы», «Некоторые люди – англичане», «Все металлы проводят электричество». К понятию характеристика истинности еще неприменима: истинным или ложным, строго говоря, может быть только суждение. Так, из приведенных суждений ложным является второе – «Все лебеди белы». В то же время понятия «лебедь» и «белизна», как и любое другое понятие, сами по себе не истинны и не ложны.

Умозаключение – это форма мысли, выражающаяся в том, что из нескольких исходных суждений выводится новое суждение. Простейший вид умозаключения – силлогизм (в нем из двух суждений логически следует третье). Учение о понятиях, суждениях и умозаключениях начал разрабатывать создатель формальной логики Аристотель. Вот приводившийся им типичный пример силлогизма:

Первое суждение: Все люди смертны.

Второе суждение: Сократ человек.

Вывод: Сократ смертен.

При всем бесконечном многообразии содержания знаний человеческая мысль по своей форме выражения выглядит довольно просто. Она всегда состоит из одних и тех же компонентов: понятий, суждений и умозаключений.

Эмпирическое и теоретическое познание.

Эмпирический уровень научного исследования использует два основных метода – наблюдение и эксперимент. Главная задача эмпирического исследования – накопление научных фактов и их первичная обработка – выявление простейших эмпирических закономерностей.

Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное восприятие действительности, при котором исследователь стремится как можно меньше вмешиваться в протекание изучаемых процессов, не оказывать на них возмущающего воздействия. Эксперимент – изучение предметов путем их целенаправленного изменения, варьирование условий протекания исследуемых процессов. Современный тип науки называют экспериментальным, так как именно эксперимент позволяет скомпенсировать действие случайных, затемняющих сущность обстоятельств и наиболее эффективно раскрывать законы природы и общества.

В современной науке играет особую роль модельный эксперимент. Модель – это некая реально существующая или мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится с ней в отношениях сходства (подобия), благодаря чему изучение модели позволяет получить информацию об оригинале. Модели могут быть материальными или мысленными. Материальные модели создаются из материальных элементов и функционируют по объективным законам природы (действующая модель ткацкого станка, паровоза, самолета и т.п.). Мысленные модели не состоят из действующих материальных элементов (блоков, деталей), а теоретически конструируются в сознании исследователя, который совершает операции с ними только в своей голове.

В современной науке и технике стали играть особую роль компьютерные модели, помогающие изучать и предсказывать поведение сложных систем.

Под научными фактами, установлением которых занимается наука на эмпирической стадии познания, имеют в виду два рода явлений. Факты в первом смысле – это объективные явления и процессы, вошедшие в сферу человеческого познания и существующие объективно, независимо от него (отсюда и выражение: «факты – упрямая вещь»). Факты во втором смысле – это эмпирические знания, описания реальных событий. Логической формой выражения научных фактов являются фактофиксирующие предложения. С изучения фактов начинается любое научное исследование.

Известную поговорку – «факты – воздух ученого» – иногда продолжают так: «Но нельзя жить одним воздухом». Действительно, знание фактов еще не позволяет науке выполнять объяснительную и предсказательную функции. Для объяснения действительности необходимо раскрытие эмпирических закономерностей, а затем – создание научных теорий.

Теоретическая ступень научного исследования начинается с постановки научной проблемы – то есть вопроса о сущности сложных, непонятных явлений и закономерностей, объяснение которых требует применения специальных научных методов и приемов. Проблема представляет собой противоречивую мысленную конструкцию – своеобразное знание о незнании. Для ее решения выдвигается гипотеза – предположение о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, о возможных причинах наблюдаемых явлений. Гипотеза, прошедшая проверку на истинность, то есть позволяющая делать правильные предсказания (предвидения) превращается в научную теорию. Теория имеет довольно сложную структуру. Она проверяется и уточняется путем сопоставления сделанных на ее основе выводов с реальными фактами.

В теоретическом исследовании используются общенаучные методы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, идеализации, формализации, математизации и моделирования. Кроме того, в основе любой познавательной деятельности лежат философские методы и принципы. Анализ фундаментальных теорий современной науки приводит к интересному выводу. Большинство крупных научных теорий опираются на методы материализма и диалектики – независимо от того, осознают это их создатели, или нет. Методы познания, предлагаемые другими философскими направлениями, оказываются не столь эффективными.

ЛИТЕРАТУРА

При подготовке курса лекций наряду с классическими трудами по философии были использованы следующие учебники и учебные пособия:

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.

Философия: Учебник для юридических вузов / Под. ред. В.П. Сальникова и др. – 2-е изд. – СПб.: Санкт-Петербург. ун-т МВД России, 1999.

Орлов В.В. Основы философии. Ч.1. Общая философия. Вып. 1: Учеб. пособие / Пермский ун-т. – Пермь, 1997. Вып. 2. – Пермь, 1997.

Этими работами можно пользоваться как учебниками по всему курсу философии в целом. Назовем еще несколько учебников, дающих целостное представление о философии:

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Логос, 1999.

Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-н/Д: Феникс, 1997.

Введение в философию. В 2 ч.: Учебник для вузов / Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989.

История мировой философии излагается более подробно в следующих работах:

Краткий очерк истории философии. – М., 1980.

История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1991.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994-1997. – [Т.1. Античность. – 1994; Т.2. Средневековье. – 1994; Т.3. Новое время. – 1996; Т.4. От романтизма до наших дней. – 1997].

Рассел Б. История западной философии. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998.

Наиболее известные учебники по истории русской философии:

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX – XIX веков. – 2- е изд. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.

Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

Большинство из приведенных учебных пособий издавались многократно и продолжают выходить новыми изданиями.

Дополнительная литература по отдельным темам курса:

Глава 1.

Асмус В.Ф. Античная философия: Учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М.: Высш. школа, 1976.

Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1982.

История античной диалектики. – М.: Мысль, 1972.

Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. – М.: Наука, 1989.

Платон. Сочинения: В 4 т. – М., 1968-1991.

Аристотель. Метафизика: Сочинения в 4 т. Т.1. – М., 1976.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

Глава 2.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – В книге: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Изд. 2-е – Т.21.

Глава 3.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – Изд. 2-е. – М., 1984.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Августин Аврелий. Исповедь. – М.: Республика, 1992.

Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.

Глава 4.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. – М., 1974.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVIII века. – М., 1973.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII века. – М., 1986.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. – М., 1981.

Бэкон Ф. Новый Органон: Сочинения в 2 т. Т.2. – М., 1972.

Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.2: Правила для руководства ума. Рассуждения о методе. Первоначала философии. – М.: Мысль, 1989.

Беркли Д. Сочинения: Трактат о началах человеческого знания. Три разговора между Гиласом и Филонусом. – М., 1978.

Гольбах П.А. Система природы. – М., 1941.

Вольтер. Философские сочинения. – М.: Наука, 1988.

Глава 5.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

История диалектики. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1978.

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике // Сочинения в 6 т. – М., 1965. – Т. 4.

Гегель Г.В.Ф. Энцикллопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Сочинения в 2 т. М.: Наука, 1995. – Т.1.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – В книге: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Изд. 2-е. – Т.21.

Глава 6.

Позитивизм и наука: Критический очерк. – М.: Наука, 1975.

Пуанкаре А. О науке. – М.: Наука, 1990.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995.

Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы. – В книге: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Изд. 2-е. – Т.20.

Маркс К. Тезисы о Фейербахе. – Там же. - Т.3.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. – Там же. – Т.42.

Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. – Т.26.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Там же. – Т.18.

Андерсон П. Размышления о западном марксизме. На путях исторического материализма. – М.: Интер-Версо, 1991.

Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М.: Политиздат, 1991.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. – М., 1991.

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. – М.: Искусство, 1990.

Одуев С.Ф. Тропами Заратустры: (Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию). – Изд.2-е. – М., 1976.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.

Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Психоанализ и религия. Искусство любить. Иметь или быть? – Киев: Ника-Центр, 1998.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – Минск: ООО «Попурри», 1999.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

Сартр Ж.П. Проблемы метода. – М., 1994.

Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. – М.: Республика, 2000.

Камю А. Творчество и свобода. – М.: Радуга, 1990.

Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990.

100 лет социального христианского учения. Дом Марии. – М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Глава 7.

Архипцев Ф.Т. Материя как философская категория. – М.: Изд-во АН СССР, 1961.

Солопов Е.Ф. Материя и движение. – Л., 1972.

Орлов В.В. Материя, развитие, человек. – Пермь, 1974.

Философский материализм и современность. – Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1986.

Сафронов И.А. Человек. Вселенная. Время: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1997.

Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. – М.: Политиздат, 1974.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М.: Наука, 1982.

Глава 8.

Материалистическая диалектика как общая теория развития. Философские основы теории развития. – М., 1982.

Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. – Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1985.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1. Главы XII, XIII. – В книге: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Изд. 2-е. – Т.20. – С.122-146.

Энгельс Ф. Диалектика природы. Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике. – Там же. – С. 364-372.

Шептулин А.П. Система категорий диалектики. – М.: Наука, 1967.

Диалектическое противоречие. – М.: Политиздат, 1979.

Диалектика отрицания отрицания. – М.: Политиздат, 1983.

Орлов С.В. Теория развития и современная наука. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1992.

Глава 9.

Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1988.

Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека. – Новосибирск: Наука. Сибир. отд-ние, 1991.

Сафронов И.А. Русский космизм: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998.

Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. – М.: Молодая гвардия, 1985.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. – Изд. 6-е. – М.: Наука, 1987.

Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М.: Языки русской культуры, 2000.

Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М.: Политиздат, 1991.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л. и др. Пределы роста: Доклад по проекту Римского клуба «Сложное положение человечества». – Изд. 2-е. – М.: Изд-во МГУ, 1991.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М., 1999.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1966.

Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.: Мысль, 1971.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Изд. 4-е. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

Дубровский Д.И. Проблема идеального. - М., 1983.

Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М.: Мысль, 1994.

Материалистическая диалектика: В 5 т. Т.2: Субъективная диалектика / Под общ. ред. Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. – М.: Мысль, 1982.

Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. – Киев: Ника-Центр, 1997.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – Изд. 2-е. – М.: Проспект, 1999.

Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...