Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Слой (страта) социокультурный — социокультурная единица, характеризующая объединение людей, сходных по социальному положению, образу, качеству, стилю жизни, объединенных социально-сетевыми связями.
Смысл — контекстуальная окрашенность значения определенного знака; роль, функция значения в конституировании содержания сообщения.
Социализация — освоение людьми элементов социокультурного окружения: социального и культурного пространства и времени, функциональных объектов, технологий
деятельности, взаимодействия, коммуникации, символических структур, нормативных образований. Продолжается всю жизнь.
Социальность. — врожденное свойство животных, в т. ч. и человека, находиться в отношениях взаимодействия и коммуникации с представителями своего и других видов, базирующееся на фундаментальных метаболических связях организма со средой существования.
Социобиология — область социально-научного познания, связанная с изучением биологической обусловленности социальных и символических форм существования популяций животных..
Статус социальный — социальная позиция индивида, оцениваемая с точки зрения характерных для нее объемов власти и авторитета.
Стереотип социальный — устойчивое, принимаемое без доказательств представление о какой-либо категории людей, формирующееся благодаря типологизации в соответствии с индивидуализирующими элементами (раса, этническая и конфессиональная принадлежность, возраст, пол). Они складываются в процессах коммуникации в качестве символических обобщений и становятся социальными, когда разделяются большинством членов сообщества.
Стиль речи — метасообщение, определяющее контекст, в котором следует принимать и интерпретировать вербальное сообщение. Он несет в себе тональную окраску сообщения и выражается через оттенки выразительности, в том числе невербальной, через последовательность разработки темы в дискурсивном процессе.
Стратификация — расслоение Животной популяции, разделение ее на группы, под которыми понимаются любые совокупности особей, непосредственно взаимодействующих друг с другом. Группы обусловлены распределением популяции по признакам пола, возраста, функциональных ролей, характеристик поведения. Группы могут быть различными по количеству особей, длительности существования, структурной сложности, интенсивности контактов и т. д. Стратификация имеет физическое, пространственное воплощение и является неотъемлемым свойством животной популяции. У людей социальная стратификация определяется расслоением общества по признакам социальных позиций и статусов, характеризующим сходства и различия в образе, качестве, стиле жизни. Члены групп, составляющих социальные слои, связаны сетевыми межличностными отношениями.
Структура социальная — категория, обозначающая установления отношений между людьми в процессе их совместной жизни. Согласно А. Радклиф-Брауну, это постоянно действующая организация общественных отношений, определяемых и контролируемых с помощью институтов, т. е. социально установленных норм и паттернов поведения.
Структурализм — направление в культурной антропологии, искусствоведении, лингвистике, связанное с рассмотрением культуры как организации представлений, знаний, упорядочения знаков, значений в символической форме. Оно сформировалось под влиянием идей структурной лингвистики, семантики. В его рамках осуществляется анализ семантических культурных порядков, знаковых и символических систем как на специализированном, так и на обыденном уровнях культуры.
Структурный функционализм — теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, относящееся к изучению социокультурных систем. Основывается на допущениях о реальности, целостности, единстве таких систем. Каждая из них рассматривается в концептуальном пространстве, определяемом четырьмя измерениями: биологическим, психологическим, социальным, культурным. Предполагается, что все компоненты системы находятся в отношениях взаимозависимости, взаимоподдержания, взаимообмена услугами и вознаграждениями. Этому отвечает концепция функции: решение задач, связанных с поддержанием системы как целого. Структурный функционализм предназначен для установления фундаментальной соотнесенности условий и процессов совместной жизни людей в ее социальном качестве. Этому отвечает понятие структуры, т. е. институциональных способов объяснения и механизмов поддержания взаимодействий и коммуникаций социокультурных групп, составляющих общество.
Тема культурная — совокупность представлений, оценок, выраженных в символической форме, относящихся к осмыслению членами общества определенной социально значимой проблемы, к оправданию стандартных способов поведения в проблемной ситуации.
Территориальность — активный механизм разобщения особей и групп популяции, обусловливающий выделенность занимаемого ими участка жизненного пространства, неприкосновенность его защищаемых границ. Она не является диагностическим видовым признаком: способность
индивида переходить от территориального к нетерриториальному поведению позволяет рассматривать ее как механизм быстрого приспособления к непосредственному окружению.
Технология социальная — система взаимосвязанных обменов действиями и информацией, предназначенная для достижения определенной цели в сфере человеческих отношений.
Трансакция — принцип изучения взаимодействий и коммуникаций, при котором подразумевается, во-первых, внешняя и внутриличностная обусловленность отбора и использования информации; во-вторых, взаимовлияние участников друг на друга, обмен определениями ситуации. Преимущество такого подхода состоит в особом внимании к тому, что происходит между участниками, а не к их внутренним состояниям и механизмам социального взаимодействия.
Универсализм — способ категоризации людей и объектов, при котором они соотносятся с общими категориями, стандартизируются.
Универсалия культурная — культурная черта, структурная единица, форма активности, встречающаяся во всех культурах.
Универсалия эволюционная — структурно-функциональное образование, складывающееся в процессах взаимодействия людей с окружением и увеличивающее степень их адаптированности, повышающее уровень организации общества. Находит широкое распространение в других культурах благодаря действию диффузионных механизмов.
Фантазм — представление, порождаемое внутренними состояниями организма, переживаниями, не соотносимыми ни с какими внешними стимулами, реальными событиями.
Функционализм — теоретическое направление в социологии и культурной антропологии, в рамках которого основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, интересов, запросов людей. Его проблемное поле определяется поиском ответов на вопросы: как существуют и поддерживаются устойчивые формы социальных отношений; каковы механизмы их сохранения; как работают эти механизмы.
Функция социальная — система действий, взаимодействий, коммуникаций, направленная на решение определенной социальной задачи (удовлетворение потребности, интереса, запроса; поддержание социальных отношений; сохранение жизненной среды).
Черта культурная — структурно-функциональная единица, паттерн социокультурных отношений, символическое образование, носящее культурообразующий характер.
Эволюционизм — философское и социальнонаучное направление в изучении макродинамики общества и культуры, основывающееся на концепции эволюции, предполагающей, что необратимые социальные и культурные изменения осуществляются в направлении количественного приращения разнокачественных элементов с последующей интеграцией и повышением уровня организации сложившейся в результате целостности. Человеческая культура рассматривается как совокупность процессов адаптации людей, организованных в сообщество, к их природному окружению.
Эволюция общая — эволюционные универсалии и процессы, рассматриваемые на уровне культуры всего человечества, или панкультуры. Складывается в результате межкультурных взаимодействий и обменов, в процессе которых происходит отбор и распространение адаптационных культурных черт.
Эволюция специфическая — изменения в культуре, происходящие благодаря повышению уровня адаптации ее носителей к особенностям непосредственного окружения. Порождают культурно-специфические черты, из которых могут сформироваться эволюционные универсалии.
Этнос — культурная единица, характеризующаяся общностью языка, нравов и обычаев, этноидентификации.
Этология — наука о поведении животных.
Язык — категория, обозначающая самое существенное из культурных образований, выражающих социальную природу человека. Язык принято рассматривать в двух основных аспектах: философо-феноменологическом и лингвистическом. В первом случае речь идет о символической реальности, имеющей собственное бытие, обусловленное необходимостью социального взаимодействия и коммуникации. С этой точки зрения, язык — это развертывающаяся во времени и пространстве активность языкового коллектива, объединенного общими социокультурными условиями, обусловленная социальной природой людей, их потребностью и способностью обмениваться информацией в форме интерсубъективно разделяемых знаков и значений. Во втором случае язык рассматривается прежде всего как лингвистическая система, абстрагированная от процессов общения и речевой коммуникации. Речь идет об идеально-типических принципах организации
вербальных единиц в коммуницируемые речевые или письменные тексты. С формальной позиции язык принято представлять в тех основных аспектах, которые отражают его интерсубъективностьи стандартизованность: морфология (строение языковых форм), грамматика (способ организации языковых единиц), фонетика (способ звукового выражения языковых единиц).
Языки культуры — условное название искусственно созданных людьми систем выражения своих переживаний и отношений с окружением. Помимо вербального, можно выделить такие «языки», как жестовой, графический, образный, формализованный. Для них характерна возможность разными способами расчленять и объединять представления людей. В сфере социального взаимодействия языки культуры предстают в качестве медиаторов, проводников, средств и среды, позволяющих придавать интерсубъективную, культурную форму интрасубъек-тивному опыту; транслировать социально значимые представления и придавать им общезначимый, разделяемый смысл. Различие таких языков обусловлено не только необходимостью выражать разные представления, но и возможностью с разных сторон осветить одно и то же представление. Они позволяют людям объединять многообразные и изменчивые события и элементы окружения в устойчивые и последовательные целостности, из которых складывается дифференцированный и в принципе упорядоченный жизненный мир.
Я-концепция — представление индивида о себе, основанное на допущении о наличии внутриличностного ядра — «я» — отбирающего и интегрирующего значимую и отбрасывающего незначимую для него информацию. Под понятием «я» подразумевается системообразующее начало в отношениях индивида с окружением.
Литература
Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. — М.: Прогресс, 1972.
Баньковская СП. Инвайронментальная социология. — Рига: Зинатне, 1991.
Беспалов В.Е., Сальников Л.В. Введение в функционалисти-ку. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
Бутенко И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии. — М.: Наука, 1987.
Ван-Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация. — М.: Прогресс, 1989.
Волновые процессы в общественном развитии / В.В. Василькова и др. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1992.
Динамика культурных и социальных связей. — М., 1992.
Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. — М., 1989.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. — М.: Наука, 1984.
Карпинская P.C., Никольский СЛ. Социобиология: Критический анализ. — М: Мысль, 1988.
Коган В.З. Теория информационного взаимодействия: Фило-софско-социологические очерки. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1991.
Концептуальные основы социологического анализа культурных изменений / Редкол.: Л.Г. Ионин (отв. ред.) и др. — М., 1991. (Социодинамика культуры. Вып. 1).
Леви-Строс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1985.
Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (Логико-методологический анализ). — М.: Мысль, 1983.
Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. — М.: Наука, 1988. (Этнографическая библиотека / АН СССР. Ин-т этнографии им. H. H. Миклухо-Маклая).
Моль А. Социодинамика культуры. — М.: Прогресс, 1973.
Монсон П. Современная западная социология: Теории, традиции, перспективы. —СПб.: Изд-во Нотабене, 1992.
Новое в лингвистике: Сборник статей—Вып. 1-25. — М.: Изд-во иностр. лит., 1960 - 1989.
Новые направления в социологической теории. — М.: Прогресс, 1978.
Орлова Э.А. Социокультурные проблемы и формы их решения. Парадигмы социального взаимодействия. — М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
Орлова Э.А. Конфликты и переговоры. Парадигмы социального взаимодействия. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.
Панов E.H. Поведение животных и этологическая структура популяций. — М.: Наука, 1983.
Постмодернизм и культура: Сб. — М., 1991.
Пригожин А.И. Перестройка: Переходные процессы и механизмы. — М.: Наука, 1990.
Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. — М., 1989.
Современная зарубежная социальная психология: Тексты. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
Социальная структура и социальная стратификация: Сб. — М., 1992.
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. — Вып. 1-5. — М., 1992-1993.
Тернер Д. Структура социологической теории. — М.: Прогресс, 1985.
Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977.
Черри К. Человек и информация (Критика и обзор). — М.: Связь, 1972.
Этнологическая наука за рубежом: Проблемы, поиски, решения / Отв. ред.: СЯ. Козлов, П.И. Пучков. — М.: Наука, 1971.
Этнология в США и Канаде. —М.: Наука, 1989.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие...................................................................................3
ЧАСТЬ I. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ..........17
Факторы, обусловливающие развитие культурной и социальной антропологии....................................................18
Предмет и объект социальной и культурной антропологии……… 23
Определение понятия «культура».............................................27
Отличие социальной и культурной антропологии от других наук о человеке......................................................................33
Современные проблемы динамики культуры в социальной и культурной антропологии................................................37
Глава 2. СОЦИОБИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ.............49
Этологическая и социобиологическая трактовка социальной организации......................................................52
Сигнальное поведение и социальность....................................63
Обучение и его адаптивная функция.......................................67
Исследовательское поведение в освоении окружения..........72
Игра и ее влияние на изменение поведения.............................75
ЧАСТЬ II. ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОРОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ФЕНОМЕНОВ
ГЛАВА 3. ПОРОЖДЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМ
СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ....................................83
Основания структурно-функционального анализа...............83
Концепция потребностей...........................................................87
Концепция социального действия................................ 91
Концепция социальной системы...................................... 95
Структурный функционализм. Общие представления 99
Структура социальной системы...........................................101
Концепция социального (культурного) института............ 104
Моральные нормы и их институциональные динамические функции............... 106
Нормы и дополнительность.....................................................110
Социальная дифференциация как процесс........................... 115
Источники динамики социальной системы...................... 120
Эвристические возможности структурно-функционального анализа.................................................................................. 126
Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ. СТРУКТУРАЛИСТСКИЙ ПОДХОД....................132
Трансформация стимулов во внутренние концепты, представления....................................................................... 134
Трансформация представлений в знаки и символы............141
Формирование символических объектов.............................147
Языки культуры и культурные порядки............................... 151
Эвристические возможности структурализма в изучении динамики культуры.............................................................170
ЧАСТЬ III. ДИНАМИЧЕСКОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ НОЛЕ КУЛЬТУРЫ
Глава 5. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СИМВОЛИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА......................181
Общая концепция коммуникации......................................... 185
Субъекты социокультурной коммуникации........................ 192
Коммуникация как средство снижения уровня
неопределенности ситуации.............................................. 197
Речь в структуре социокультурной коммуникации............203
Структура построения дискурса в ситуации социального
взаимодействия....................................................................208
Стиль речи (или вербальной коммуникации)........................213
Невербальные аспекты социокультурной коммуникации... 216
Концепция коммуникации в изучении динамики культуры...............................................................................222
Глава 6. ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.................................228
Тема «культура и личность»: основные направления исследования........................................................................232
Формирование личности; общие представления
о социализации и инкультурации.....................................235
Первичная социализация (ранний этап)................................241
Социализация после раннего детства.....................................249
Этологические основания идентичности..............................256
Норма и отклонение..................................................................259
Парадигмы взаимодействия в напряженных ситуациях.....264
Проблемы социализации и инкультурации в изучении динамики культуры.............................................................268
ЧАСТЬ 1. ИДЕИ НЕОБРАТИМОСТИ И ОБРАТИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
ГЛАВА 7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ. ИДЕИ ЭВОЛЮЦИОНИЗМА...............................................280
Основания классического эволюционизма...........................286
Характеристики культурной эволюции................................289
Детерминанты культурной эволюции....................................296
Антропологические, имманентные детерминанты..............297
Внешние детерминанты..........................................................301
Общие направления современных эволюционистских исследований........................................................................306
Экологическая антропология..................................................312
Культурная единица в исследовании специфичной эволюции. Этнос..................................................................316
Культурная черта в изучении общей эволюции. Эволюционная универсалия..............................................324
Пределы роста............................................................................329
Использование эволюционистских идей в исследовании
динамики культуры..............................................................333
Глава 8. ВОЛНООБРАЗНЫ (ЦИКЛИЧЕСКИЕ) КОНЦЕПЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ.....................................339
Общая характеристика волновых процессов.......................342
Гуманитарная трактовка социокультурных циклов………….349
Концепция длинных экономических волн……………………356
Модель «длинной» экономической волны...............................360
Направления изменений социальной структуры на разных фазах длинных экономических волн........... 363
Закономерности длинных волн.......................................... 366
Волновые процессы технологических инноваций...............369
Эвристический смысл обращения к волнообразным процессам.............................................................................374
Познавательные возможности изучения волнообразных процессов в обществе и культуре.....................................377
ЧАСТЬ V. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ
Глава 9. ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ ПОЗНАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ. ПОСТМОДЕРН........389
Плюральность жизненного мира человека...........................395
Неоднородность социокультурного пространства.............402
Многослойность символических объектов..........................408
Концепция децентрированной (расщепленной) личности.... 415
Идеология постмодерна..................................................................431
Глава 10. НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРНЫХ ЕДИНИЦ....................438
Типология по антрополого-философским основаниям......439
Типология по основанию социального действия..................441
Типология по основанию форм мышления...........................443
Типология по шкале «индивидуализм—коллективизм»......444
Зависимость от контекста как основание типологии..........445
Толерантность к неопределенности.......................................446
Дистанция власти.......................................................................447
Мужественность—женственность.......................................448
Новые акценты в изучении социокультурной динамики... 449
Заключение.................................................................................455
Глоссарий....................................................................................460
Литература.................................................................................474
Учебное издание Орлова Эльна Александровна
КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ
Компьютерная верстка
И. Белюсенко
Корректоры
И. Королева, Н. Кондратович
ООО «Академический Проект»
Изд. лиц. № 04050 от 20.02.01.
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
Санитарно-эпидемиологическое заключение
Департамента государственного эпидемиологического надзора
№ 77.99.02.953.Д.0086.63.11.03 от 28.11.2003 г.
По вопросам приобретения книги просим обращаться
в ООО «Трикста»:
111399, Москва, ул. Мартеновская, 3
Тел.: (095) 305 3702; факс: 305 6088
E-mail: [email protected]
http://www.aprogect.ru/
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-093, том 2; 953000 — книги, брошюры.
Подписано в печать 24.03.2004. Формат 84 х 108/32.
Гарнитура Балтика. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 25,2.
Тираж 3000 экз. Заказ № 1657.
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленных диапозитивов в ОАО «Дом печати — ВЯТКА».
610033, г. Киров, ул. Московская, 122.
Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||
update 16.04.07
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!