Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 17. Философское понимание человека



П л а н

1. Проблема сущности человека в истории философии.

2. Философия o происхождении человека и о его природе.

1. Проблема сущности человека в истории философии

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: собственно антропологией, исследу­ющей естественно-историческое происхождение человека и челове­ческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой — наукой о воспитании человека, а также психологией, изучающей особенности индивидуаль­ного поведения.

Отличие философского учения о человеке от других наук состоит в том, что оно исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими пробле­мами являются проблемы антропосоциогенеза (от греч. genesis про­исхождение, возникновение) — происхождения человека и человече­ского общества, смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной личности, свободы и необходимости в человеческих действиях и т. п.

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке, или философия человека.

Философская антропология — направление, занимающееся изуче­нием человека, его природы и сущности. Для того чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философ­ской антропологии, необходимо представить себе те результаты, кото­рые были достигнуты в истории философии, поскольку есть некото­рая традиция, преемственность взглядов на сущность человека.

Какие же образы человека существовали в истории философской мысли?

В античной философской мысли человек рассматривался преимуще­ственно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человече­ских проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе, поэтому можно говорить, что образ человека в античной философии космоцентричен. Даже основу всего сущего античные философы милетской школы, с которой фило­софия и началась, видели обязательно в чем-то вещественном: в огне, воздухе, воде. Античные греки открывают «душу», но понимают под ней нечто скрытое внутри вещи и приводящее ее в движение. Поэтому душой обладает не только человек, но и животное, и растение. Не случайно Аристотель относит науку о душе, психоло­гию, к биологии.

Греки говорили, что человеком можно считать того, кто умеет чи­тать и плавать. Для них человек мыслит всем телом, следовательно, для того чтобы хорошо мыслить, надо уметь бегать, метать диск, стре­лять из лука, бороться. Было естественно то, что такой величайший философ, как Платон, мог одновременно быть олимпийским чемпио­ном.

Всистеме христианского мировоззрения человек стал восприни­маться как существо, в котором изначально неразрывно и противоре­чиво связаны две вещи: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Человек, считал Фома Аквинский, существо, промежуточное между ангелами и животными. Плоть человеческая с точки зрения христианства — арена низменных страс­тей и желаний, порождение дьявола. Бессмертная душа и смертная плоть человека противопоставлены друг другу. Заботиться нужно толь­ко о спасении души, в том числе и при помощи обуздания тела. Бог и душа влекутся друг к другу, говорил святой Августин, и нет ничего кроме этого, ровно ничего.

Средневековый образ человека теоцентричен, а не космоцентричен, как в античности. Человек не верит в себя, он верит в Бога. Его глаза обращены к потустороннему миру. Идеальным образом челове­ка оказывается образ святого. Посюсторонний мир, как и сам человек, рассматриваются не такими, как в действительности, а лишь как мо­мент движения человека к Богу. Христианин стремится освободиться от дьявольских пут и постичь божественный свет истины. Христианство выдвинуло вместо разума античности иной главный признак человека — сердце и главный признак человечности — лю­бовь. Однако не любовь человека к другому человеку, а любовь к Богу. Христианскому сознанию была чужда мысль о конечности человече­ского бытия: вера в бессмертие души скрашивала суровое земное су­ществование.

Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего, его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологиче­ского диктата христианства, преуспело в натуралистических исследо­ваниях природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек теперь верит в себя. Происходит второе — после античности — рождение рационализма, поло­жившее начало экспериментальной науке. Главная сфера человеческой деятельности в эпоху Нового времени — познание. Отношения человека с природой — это отношения господства и под­чинения.

В XIX в. основное внимание философов было сосредоточено на ис­следовании сознания, духовного начала в человеке, сущность которого могла отождествляться с рациональным (Гегель) или же иррациональ­ным (Шопенгауэр, Ницше) .

В философии марксизма человек рассматривался как предметное существо: он всегда имеет дело с предметами, поэтому нельзя сводить деятельность человека лишь к мышлению (сознанию).

Человек, однако, не только природное, предметное существо, но и общественное существо, живущее в обществе. Общество, с одной стороны, создается человеком, с другой — формирует человека, социа­лизирует его. Не только сам человек, но и его чувства — зрение, слух, обоняние — культурно ориентированы. К тому же наряду с этими чув­ствами возникают принципиально новые чувства, к которым можно отнести волю и любовь.

Марксизм в своей трактовке человека во многом сохранил просве­тительский характер: человек мыслился как существо рациональное. Иррациональность его поведению придают «нечеловеческие» об­щественные условия, которые Маркс считал «предысторией челове­чества». Сторонники марксизма надеялись, освободив общество от частной собственности, эксплуатации и социального неравенства, из­менить и самого человека, который должен был стать в будущем уни­версально развитым и гармоничным. В таком «проекте» человека ска­зался утопизм марксизма, как и всего просветительского подхода в целом.

Иррационалистическое представление о сущности человека стало наиболее распространенным в XX в. Именно эту позицию занимали представители не только фрейдизма и неофрейдизма, но и русские религиозные философы, а также экзистенциалисты. Согласно экзистенциализму, человек живет в чуждом ему мире. Его бытие иррационально, бессмысленно и непостижимо. Смысл жизни человека — в мистическом общении с Богом, с узким кругом «духов­ной» аристократии, в переживании «подлинности» индивидуальной жизни.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 3720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...