Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В развитии советской художественной промышленности можно наметить несколько этапов. Каждый из них имел свои особенности. Важно хотя бы кратко остановиться на характеристике каждого из них.
С первых же дней Советской власти ставились вопросы художественного качества продукции, подготовки кадров художников-профессионалов для каждой отрасли промышленности. Вопрос о роли художников в промышленности с самого начала был связан с дискуссиями о судьбах культуры и искусства в революционной России, о том, каким должно быть искусство эпохи пролетарской революции и о месте художника в новом обществе.
Осуществить соединение искусства с промышленностью был призван созданный в августе 1918 года в Москве Художественно-производственный подотдел при ИЗО Наркомпроса. При подотделе существовал специальный инструкторский аппарат, состоящий из художников, связанных с промышленным производством. С января 1919 года здесь проводились совещания с представителями профсоюзов, художников и научных работников. Постепенно эти совещания вылились в постоянно действующий Совет при Наркомпросе. Совет развивал свою деятельность по разным направлениям: были разработаны положения и устав художественно-промышленных мастерских, организованы Музей образцов художественной промышленности и библиотека по видам художественного производства.
Весной 1920 года подотдел созвал представительную конференцию рабочих, занятых в художественной промышленности. Полугодом раньше, в августе 1919 года, тот же подотдел организовал конференцию по вопросам художественной промышленности и государственных художественно-промышленных мастерских.
По решению Советского правительства в 1921 году при ВСНХ была учреждена специальная Художественно-производственная комиссия, главной задачей которой стало осуществление повсеместного надзора и объединение мероприятий отдельных главков и наркоматов для подъема художественного уровня производства. Таким образом, в первые же годы Советской власти государственные органы начали работу по реорганизации художественной промышленности.
Во многих случаях В. И. Ленин принимал участие в решении вопросов, связанных со становлением советской художественной промышленности. В центре его внимания всегда были жизненно важные для фабрик и заводов проблемы сырья и топлива, подготовка кадров, положение специалистов на производстве и др. В. И. Ленин многократно выступал на съездах работников культуры, возглавлял работу комиссии по реорганизации Наркомпроса в 1921 году, знакомился с продукцией Государственного фарфорового завода и т. д.
На первом этапе советская художественная промышленность многими своими сторонами была связана с агитационно-массовым искусством: в ней находили отголосок плакат, тема массового шествия, лозунги первых революционных лет. Часто одни и те же художники оформляли праздничные площади, создавали эскизы новой военной формы или прозодежды, расписывали фарфоровые блюда и предлагали рисунки для тканей. Воодушевленные победой революции, началом строительства нового общества, не имеющего аналогий во всей истории человечества, они старались создавать новое, революционное искусство — и по содержанию, и по формам, и по его взаимодействию с жизнью.
Целью всех усилий художников была массовая вещь. Искусство, в лице своих крупнейших мастеров, шло в производство, готово было слиться с ним, чтобы затем во множестве экземпляров разойтись по стране, войти в жизнь каждого. Но технический уровень промышленности был отсталым, экономика тех лет не позволяла полностью развернуться этим замыслам.
И до революции стекольная, текстильная, фарфоровая промышленность России решала задачи удовлетворения спроса населения в предметах потребления, но лишь теперь эта проблема, заново поставленная демократической идеей всеобщего равенства, становится неотъемлемой частью общенародной задачи социалистического строительства. Сделать это можно было лишь при реконструкции и дальнейшей механизации традиционных отраслей художественной промышленности. Для художественной промышленности после ликвидации острого товарного голода первейшей задачей становится создание массового промышленного ассортимента.
В искусстве 20-х годов нередко переплетались противоположные творческие взгляды и убеждения, боролись многие направления. Выявилась, например, линия вульгарной социологии, под влиянием которой возникали порой абсурдные проекты чайников в виде паровоза, трактора или заводской трубы, выдвигались теории крайнего функционализма бытовой вещи.
В 1921 году теоретики так называемого „производственного искусства" выпустили сборник статей „Искусство в производстве", характерный своими пролеткультовскими позициями в общих теоретических вопросах, к тому же выраженными в категорической и безапелляционной форме.
Исходя из того, что художественная промышленность базируется на крупной машинной индустрии, эти теоретики называли все станковые формы искусства устаревшими, отождествляя их с ручным, „кустарным" трудом, Отвергали они и само искусство, выходящее за пределы узко понятой утилитарности, и вели дело к его ликвидации как особой формы сознания.
Суть теорий „производственников" состоит в вульгаризаторской подмене идеологических форм искусства предметно-материальными.
Сущность этих заблуждений вскрыл В. И. Ленин в своих заметках на полях статьи пролеткультовца В. А. Плетнева, опубликованной в „Правде" 7 сентября 1922 года. По этим заметкам видно, в частности, что Ленин отвергал утверждения пролеткультовцев, будто бы искусство нового мира может быть только искусством индустриальным, а пролетарский художник будет одновременно и художником и рабочим. В. И. Ленин согласился с мыслью Плетнева, что „будуарный херувимчик нелеп на фасаде грандиозной электрической станции, гирляндочки цветочков смешны на перекинутом через ширь реки мосту. И станция и мост красивы своей красотой мощи, силы конструкции огромных масс стали, железа, бетона, камня", но заметил: „Верно, но конкретно (Эренбург)". Иначе говоря, В. И. Ленин предостерегал против возможности неверных выводов из правильной посылки. Именно в этой связи был упомянут И. Эренбург как автор книги „А все-таки она вертится", идеолог так называемого „вещизма"—одной из разновидностей теории производственного искусства.
С подробной критикой пролеткультовцев выступил Я. Яковлев в большой статье в „Правде" от 24 и 25 октября 1922 года, явившейся ответом на статью Плетнева и, видимо, еще в рукописи прочитанной и одобренной В.И.Лениным*.
Широкий общественный интерес к вопросам развития художественной промышленности нашел отражение в статьях и докладах А. В. Луначарского. В 1922 году им была опубликована в газете „Известия ВЦИК" серия статей „Советское государство и искусство"; в то же время Луначарский сделал доклад на тему „Промышленность и искусство". В этом докладе говорилось: „Если мы посмотрим самым широким образом на производственные задачи искусства, то перед нами вырисуются бесконечные горизонты: строительство новых городов, проведение каналов, разбивка парков и садов, устройство народных дворцов во всем их внутренне многозначительном великолепии, убранство клубов, обстановка жилищ, реформа и поднятие на высшую ступень изящества и радости человеческой утвари, человеческой одежды и т. п, В конечном счете это перестройка всей окружающей нас естественной среды. Конечно, сейчас мы умопомрачительно бедны, и говорить о серьезных работах в этом направлении... нам еще не приходится... но из этого еще не следует, чтобы мы могли пройти равнодушно мимо производственных задач искусства. Наоборот, нам приходится заняться ими сейчас же и вплотную".
Луначарский говорил о необходимости развивать искусство и как идеологию, и как производство вещей (художественную промышленность).
„ Художественная промышленность и есть один из способов переделки материальной части мира. Прорезывание перешейков, изменяющее вид земного шара, строительство городов и т. д.— все это, вплоть до новых моделей стаканов, заключает в себя художественное производство". Активно выступая против попыток ниспровержения станкового искусства, всячески отстаивая его значение, Луначарский вместе с тем писал о закономерном изменении эстетических представлений людей в связи с прогрессом техники, о постепенном осознании красоты инженерных сооружений: „Огнедышащие заводы не кажутся нам безобразными. В фабричных трубах мы видим своеобразную красоту. Железная дорога, не только потому что мы передвигаемся по ней с необычной быстротой, но и как элемент пейзажа, стала для нас по-своему дорогой. Мы с интересом и чисто эстетическим внутренним движением смотрим на несущийся вдали поезд, и многие железнодорожные мосты мы готовы отнести к своего рода шедеврам строительного искусства, равно и некоторые вокзалы"12.
Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов центром теоретических дискуссий становится проблема „искусство и быт". Это был новый этап в развитии теории художественной промышленности в нашей стране.
Если представители производственного искусства в начале 20-х годов говорили о воздействии производства на социально-бытовую организацию общества, то к началу 30-х годов широкая полемика по вопросам нового быта развертывается уже в рамках собственно художественной промышленности и главным образом в плане борьбы с мещанским декором на фарфоровых изделиях, коробках с парфюмерией и замены его более „идеологически выдержанными" изображениями. Размежевываясь с „производственниками", Д. Аркин писал: „Бытовая вещь не. ограничивается лишь техническим обслуживанием своего потребителя, она обслуживает его и в идеологическом смысле, в громадном большинстве случаев вещно-бытовой комплекс несет в себе и определенное художественное содержании". Большое значение имели специальные постановления, в частности о текстиле, о фарфоро-фаянсовой и стекольной промышленности,-например, постановление ВЦИК и СНК РСФСР о реорганизации фарфоро-фаянсовой промышленности от 14 ноября 1927 года, постановление коллегии НК РКИ СССР об улучшении работы фарфоро-фаянсовой промышленности от 9 августа 1928 года, постановление президиума художественного совета „Росфарфор" об изъятии из производства антихудожественных рисунков от 10 мая 1930 года, постановление СНК СССР об организации управления легкой промышленностью от 23 июля 1932 года, постановление СНК СССР от 17 декабря 1933 года о запрещении использовать в искусстве бытовой вещи рисунки, не отвечающие своему назначению, и др Не менее важными для формирования творческого лица советской художественной промышленности были правительственные решения, касающиеся задач идеологического и специального художественного воспитания, затрагивающие развитие самых разных областей искусства. Таковы постановления ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года „О плакатной литературе", решения Пленума ЦК партии 1931 года, XVII партийной конференции 1932 года, в которых поднимались вопросы контроля широкой общественности за качеством производства, вставал вопрос о роли художников в промышленности, а деятельность их направлялась на решение больших творческих проблем. В начале 30-х годов интенсивно ведутся поиски политически заостренной тематики в росписях посуды и тканей. Темы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, обороны СССР, пионерской организации, спорта и т. п. становятся основными.
Однако увлечение тематической росписью в 30-е годы соседствует порой с утратой чувства формы и специфики декоративной росписи. Подчас серьезная тема дискредитируется неуместным использованием на бытовых массовых вещах. Все это приводит к необходимости принять специальное постановление правительства о запрещении использовать в искусстве бытовой вещи рисунки, не соответствующие своему назначению (постановление СНК СССР от 17 декабря 1933 г.). Значительное воздействие на сложение эстетических принципов и на художественную практику последующих лет оказала проведенная в 1933 году Союзом советских архитекторов дискуссия об освоении художественного наследия. Дискуссия была развернута вокруг доклада Д. Аркина „Творческие задачи советской архитектуры и проблема архитектурного наследства", где был сформулирован призыв начать новый этап развития советской архитектуры и искусства на основе обращения к мировой классике.
Художественная промышленность 30-х годов, опираясь на достижения социалистического строительства и индустриализации, получила гораздо большие возможности для выпуска массовых изделий, для проникновения в быт, Только теперь проблема массового ассортимента начала реально претворяться в жизнь. В конце 30-х годов блестящий расцвет переживает наше художественное стеклоделие. Тогда же появляются первые массовые выпуски специально разработанной одежды, декоративных тканей, фарфора и других художественных изделий.
В процессе развития советской художественной промышленности изменялось ее соотношение с другими видами декоративных искусств. В 30-е годы переживают подъем изобразительное искусство и народные промыслы. Свойственная кустарным изделиям система оформления вещи оказывает влияние и на художественную промышленность. Усилия художников все чаще направляются на создание вещей дорогих, предназначенных специально для выставок, для уникального общественного интерьера. Массовая продукция в большинстве случаев теперь старается подражать уникальным образцам.
Сказанное не исчерпывает всего многообразия путей развития советской художественной промышленности. Прогрессивная линия развития советского декоративного искусства формировалась в борьбе против различных извращений. На всех этапах его становления наше декоративное искусство обогащалось лучшими традициями прошлого и творческими завоеваниями послереволюционного искусства.
Для того чтобы проследить этот процесс во всем его богатстве, надо обратиться к рассмотрению конкретного материала. Спады и подъемы в тех или иных видах художественной промышленности были связаны с рядом объективных обстоятельств, но многое зависело и от усилия, неустанной инициативы самих творческих работников. В первую четверть века своего развития предприятия советской художественной промышленности располагались в основном на территории РСФСР. Хотя фабрики и заводы легкой индустрии строились и уже начали работать и в других союзных республиках, до 40-х годов еще трудно говорить об их ощутимом художественном вкладе в развитие отечественной промышленности. Изделия, созданные в других республиках в этот период, рассматриваются вместе с соответствующей отраслью художественной промышленности РСФСР. Материал данного раздела группируется по тем видам художественной промышленности, которые, с одной стороны, связаны с общественным бытом (посуда декоративная и бытовая из фарфора, керамики, стекла и других материалов, мелкая пластика и т. д.), а с другой — с самим человеком, с его одеждой (ткани, моделирование одежды, ювелирные изделия)
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!