Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВВЕДЕНИЕ. В развитии советской художественной промышленности можно наметить не­сколько этапов



В развитии советской художественной промышленности можно наметить не­сколько этапов. Каждый из них имел свои особенности. Важно хотя бы кратко остановиться на характеристике каждого из них.

С первых же дней Советской власти ставились вопросы художественного качества продукции, подготовки кадров художников-профессионалов для каж­дой отрасли промышленности. Вопрос о роли художников в промышленности с самого начала был связан с дискуссиями о судьбах культуры и искусства в революционной России, о том, каким должно быть искусство эпохи про­летарской революции и о месте художника в новом обществе.

Осуществить соединение искусства с промышленностью был призван создан­ный в августе 1918 года в Москве Художественно-производственный подотдел при ИЗО Наркомпроса. При подотделе существовал специальный инструк­торский аппарат, состоящий из художников, связанных с промышленным производством. С января 1919 года здесь проводились совещания с предста­вителями профсоюзов, художников и научных работников. Постепенно эти совещания вылились в постоянно действующий Совет при Наркомпросе. Совет развивал свою деятельность по разным направлениям: были разработаны по­ложения и устав художественно-промышленных мастерских, организованы Музей образцов художественной промышленности и библиотека по видам художественного производства.

Весной 1920 года подотдел созвал предста­вительную конференцию рабочих, занятых в художественной промышлен­ности. Полугодом раньше, в августе 1919 года, тот же подотдел организовал конференцию по вопросам художественной промышленности и государствен­ных художественно-промышленных мастерских.

По решению Советского правительства в 1921 году при ВСНХ была уч­реждена специальная Художественно-производственная комиссия, главной за­дачей которой стало осуществление повсеместного надзора и объединение мероприятий отдельных главков и наркоматов для подъема художественного уровня производства. Таким образом, в первые же годы Советской власти государственные органы начали работу по реорганизации художественной промышленности.

Во многих случаях В. И. Ленин принимал участие в решении вопросов, связанных со становлением советской художественной промышленности. В цен­тре его внимания всегда были жизненно важные для фабрик и заводов проб­лемы сырья и топлива, подготовка кадров, положение специалистов на произ­водстве и др. В. И. Ленин многократно выступал на съездах работников куль­туры, возглавлял работу комиссии по реорганизации Наркомпроса в 1921 году, знакомился с продукцией Государственного фарфорового завода и т. д.

На первом этапе советская художественная промышленность многими своими сторонами была связана с агитационно-массовым искусством: в ней находили отголосок плакат, тема массового шествия, лозунги первых рево­люционных лет. Часто одни и те же художники оформляли праздничные площади, создавали эскизы новой военной формы или прозодежды, распи­сывали фарфоровые блюда и предлагали рисунки для тканей. Воодушевлен­ные победой революции, началом строительства нового общества, не имею­щего аналогий во всей истории человечества, они старались создавать новое, революционное искусство — и по содержанию, и по формам, и по его взаимо­действию с жизнью.

Целью всех усилий художников была массовая вещь. Искусство, в лице своих крупнейших мастеров, шло в производство, готово было слиться с ним, чтобы затем во множестве экземпляров разойтись по стране, войти в жизнь каждого. Но технический уровень промышленности был отсталым, экономика тех лет не позволяла полностью развернуться этим замыслам.

И до революции стекольная, текстильная, фарфоровая промышленность России решала задачи удовлетворения спроса населения в предметах потреб­ления, но лишь теперь эта проблема, заново поставленная демократической идеей всеобщего равенства, становится неотъемлемой частью общенародной задачи социалистического строительства. Сделать это можно было лишь при реконструкции и дальнейшей механизации традиционных отраслей художест­венной промышленности. Для художественной промышленности после лик­видации острого товарного голода первейшей задачей становится создание массового промышленного ассортимента.

В искусстве 20-х годов нередко переплетались противоположные творчес­кие взгляды и убеждения, боролись многие направления. Выявилась, напри­мер, линия вульгарной социологии, под влиянием которой возникали порой абсурдные проекты чайников в виде паровоза, трактора или заводской трубы, выдвигались теории крайнего функционализма бытовой вещи.

В 1921 году теоретики так называемого „производственного искусства" выпустили сборник статей „Искусство в производстве", характерный своими пролеткультовскими позициями в общих теоретических вопросах, к тому же выраженными в категорической и безапелляционной форме.

Исходя из того, что художественная промышленность базируется на круп­ной машинной индустрии, эти теоретики называли все станковые формы искусства устаревшими, отождествляя их с ручным, „кустарным" трудом, Отвергали они и само искусство, выходящее за пределы узко понятой утили­тарности, и вели дело к его ликвидации как особой формы сознания.

Суть теорий „производственников" состоит в вульгаризаторской подмене идеологических форм искусства предметно-материальными.

Сущность этих заблуждений вскрыл В. И. Ленин в своих заметках на полях статьи пролеткультовца В. А. Плетнева, опубликованной в „Правде" 7 сентября 1922 года. По этим заметкам видно, в частности, что Ленин отвергал утверждения пролеткультовцев, будто бы искусство нового мира может быть только искусством индустриальным, а пролетарский художник будет одновременно и художником и рабочим. В. И. Ленин согласился с мыс­лью Плетнева, что „будуарный херувимчик нелеп на фасаде грандиозной электрической станции, гирляндочки цветочков смешны на перекинутом через ширь реки мосту. И станция и мост красивы своей красотой мощи, силы конструкции огромных масс стали, железа, бетона, камня", но заметил: „Верно, но конкретно (Эренбург)". Иначе говоря, В. И. Ленин предостерегал про­тив возможности неверных выводов из правильной посылки. Именно в этой связи был упомянут И. Эренбург как автор книги „А все-таки она вертится", идеолог так называемого „вещизма"—одной из разновидностей теории произ­водственного искусства.

С подробной критикой пролеткультовцев выступил Я. Яковлев в большой статье в „Правде" от 24 и 25 октября 1922 года, явившейся ответом на ста­тью Плетнева и, видимо, еще в рукописи прочитанной и одобренной В.И.Ле­ниным*.

Широкий общественный интерес к вопросам развития художественной промышленности нашел отражение в статьях и докладах А. В. Луначарского. В 1922 году им была опубликована в газете „Известия ВЦИК" серия статей „Советское государство и искусство"; в то же время Луначарский сделал доклад на тему „Промышленность и искусство". В этом докладе говорилось: „Если мы посмотрим самым широким образом на производственные задачи искусства, то перед нами вырисуются бесконечные горизонты: строительство новых городов, проведение каналов, разбивка парков и садов, устройство народных дворцов во всем их внутренне многозначительном великолепии, убранство клубов, обстановка жилищ, реформа и поднятие на высшую сту­пень изящества и радости человеческой утвари, человеческой одежды и т. п, В конечном счете это перестройка всей окружающей нас естественной среды. Конечно, сейчас мы умопомрачительно бедны, и говорить о серьезных рабо­тах в этом направлении... нам еще не приходится... но из этого еще не следует, чтобы мы могли пройти равнодушно мимо производственных задач искусства. Наоборот, нам приходится заняться ими сейчас же и вплотную".

Луначарский говорил о необходимости развивать искусство и как идео­логию, и как производство вещей (художественную промышленность).

„ Художественная промышленность и есть один из способов переделки материальной части мира. Прорезывание перешейков, изменяющее вид земного шара, строительство городов и т. д.— все это, вплоть до новых моделей стаканов, заключает в себя художественное производство". Активно выступая против попыток ниспровержения станкового искусства, всячески отстаивая его значение, Луначарский вместе с тем писал о законо­мерном изменении эстетических представлений людей в связи с прогрессом техники, о постепенном осознании красоты инженерных сооружений: „Огне­дышащие заводы не кажутся нам безобразными. В фабричных трубах мы видим своеобразную красоту. Железная дорога, не только потому что мы передвигаемся по ней с необычной быстротой, но и как элемент пейзажа, стала для нас по-своему дорогой. Мы с интересом и чисто эстетическим внутренним движением смотрим на несущийся вдали поезд, и многие железно­дорожные мосты мы готовы отнести к своего рода шедеврам строительного искусства, равно и некоторые вокзалы"12.

Во второй половине 20-х и в начале 30-х годов центром теоретических дискуссий становится проблема „искусство и быт". Это был новый этап в развитии теории художественной промышленности в нашей стране.

Если представители производственного искусства в начале 20-х годов го­ворили о воздействии производства на социально-бытовую организацию об­щества, то к началу 30-х годов широкая полемика по вопросам нового быта развертывается уже в рамках собственно художественной промышленности и главным образом в плане борьбы с мещанским декором на фарфоровых изделиях, коробках с парфюмерией и замены его более „идеологически выдер­жанными" изображениями. Размежевываясь с „производственниками", Д. Аркин писал: „Бытовая вещь не. ограничивается лишь техническим обслуживанием своего потребителя, она обслуживает его и в идеологическом смысле, в гро­мадном большинстве случаев вещно-бытовой комплекс несет в себе и опре­деленное художественное содержании". Большое значение имели специальные постановления, в частности о текстиле, о фарфоро-фаянсовой и стекольной промышленности,-например, постанов­ление ВЦИК и СНК РСФСР о реорганизации фарфоро-фаянсовой промыш­ленности от 14 ноября 1927 года, постановление коллегии НК РКИ СССР об улучшении работы фарфоро-фаянсовой промышленности от 9 августа 1928 года, постановление президиума художественного совета „Росфарфор" об изъятии из производства антихудожественных рисунков от 10 мая 1930 года, поста­новление СНК СССР об организации управления легкой промышленностью от 23 июля 1932 года, постановление СНК СССР от 17 декабря 1933 года о запрещении использовать в искусстве бытовой вещи рисунки, не отвечаю­щие своему назначению, и др Не менее важными для формирования творческого лица советской худо­жественной промышленности были правительственные решения, касающиеся задач идеологического и специального художественного воспитания, затраги­вающие развитие самых разных областей искусства. Таковы постановления ЦК ВКП(б) от 11 марта 1931 года „О плакатной литературе", решения Пле­нума ЦК партии 1931 года, XVII партийной конференции 1932 года, в которых поднимались вопросы контроля широкой общественности за качеством произ­водства, вставал вопрос о роли художников в промышленности, а деятельность их направлялась на решение больших творческих проблем. В начале 30-х годов интенсивно ведутся поиски политически заостренной тематики в росписях посуды и тканей. Темы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, культурной революции, обороны СССР, пионерской организации, спорта и т. п. становятся основными.

Однако увлечение тематической росписью в 30-е годы соседствует порой с утратой чувства формы и специфики декоративной росписи. Подчас серь­езная тема дискредитируется неуместным использованием на бытовых массо­вых вещах. Все это приводит к необходимости принять специальное поста­новление правительства о запрещении использовать в искусстве бытовой вещи рисунки, не соответствующие своему назначению (постановление СНК СССР от 17 декабря 1933 г.). Значительное воздействие на сложение эстетических принципов и на худо­жественную практику последующих лет оказала проведенная в 1933 году Союзом советских архитекторов дискуссия об освоении художественного на­следия. Дискуссия была развернута вокруг доклада Д. Аркина „Творческие задачи советской архитектуры и проблема архитектурного наследства", где был сформулирован призыв начать новый этап развития советской архитек­туры и искусства на основе обращения к мировой классике.

Художественная промышленность 30-х годов, опираясь на достижения социалистического строительства и индустриализации, получила гораздо боль­шие возможности для выпуска массовых изделий, для проникновения в быт, Только теперь проблема массового ассортимента начала реально претворяться в жизнь. В конце 30-х годов блестящий расцвет переживает наше художест­венное стеклоделие. Тогда же появляются первые массовые выпуски специ­ально разработанной одежды, декоративных тканей, фарфора и других худо­жественных изделий.

В процессе развития советской художественной промышленности изменя­лось ее соотношение с другими видами декоративных искусств. В 30-е годы переживают подъем изобразительное искусство и народные промыслы. Свойственная кустарным изделиям система оформления вещи оказывает влияние и на художественную промышленность. Усилия художников все чаще направ­ляются на создание вещей дорогих, предназначенных специально для выста­вок, для уникального общественного интерьера. Массовая продукция в боль­шинстве случаев теперь старается подражать уникальным образцам.

Сказанное не исчерпывает всего многообразия путей развития советской художественной промышленности. Прогрессивная линия развития советского декоративного искусства формировалась в борьбе против различных извра­щений. На всех этапах его становления наше декоративное искусство обога­щалось лучшими традициями прошлого и творческими завоеваниями после­революционного искусства.

Для того чтобы проследить этот процесс во всем его богатстве, надо обратиться к рассмотрению конкретного материала. Спады и подъемы в тех или иных видах художественной промышленности были связаны с рядом объективных обстоятельств, но многое зависело и от усилия, неустанной ини­циативы самих творческих работников. В первую четверть века своего развития предприятия советской художе­ственной промышленности располагались в основном на территории РСФСР. Хотя фабрики и заводы легкой индустрии строились и уже начали работать и в других союзных республиках, до 40-х годов еще трудно говорить об их ощутимом художественном вкладе в развитие отечественной промышленности. Изделия, созданные в других республиках в этот период, рассматриваются вместе с соответствующей отраслью художественной промышленности РСФСР. Материал данного раздела группируется по тем видам художественной промышленности, которые, с одной стороны, связаны с общественным бы­том (посуда декоративная и бытовая из фарфора, керамики, стекла и других материалов, мелкая пластика и т. д.), а с другой — с самим человеком, с его одеждой (ткани, моделирование одежды, ювелирные изделия)





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 721 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...