Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
О МИРОПОМАЗАНИИ
О таинстве миропомазания господствующая церковь так же, как и относительно крещения, не имеет одинакового учения. Богословские и миссионерские ее творения заключают в себе самые противоречивые понимания таинства миропомазания.
1. “Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной”. Так учит “Пространный Катехизис” (издание 70-е, с. 54). В другой канонической книге новообрядческой церкви говорится о миропомазании: “От сего таинства происходят таковые плоды: во-первых, как чрез крещение мы возрождаемся, так чрез помазание святым миром делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам апостола: спасе нас по своей милости банею, паки бытия обновления Духа Святаго, Его же излия на нас обильно Исус Христом, Спасителем нашим (Тит., 3:5, 6). Во-вторых, силою Святого Духа мы [на]столько делаемся твердыми, крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда душе нашей. Сие таинство не повторяется, разве для тех, которые, отвергнувшись имени Христова, опять обращаются”. Смотря на таинство миропомазания, как на благодатное действие, укрепляющее человека в вере, дающее его душе твердость и силу в духовной жизни, восточная церковь признает возможным и нужным совершать миропомазание и над священными лицами, присоединяемыми к ней от других исповеданий. “Четыре восточные патриарха, — рассказывается в “Православном Обозрении”, — случайно собравшиеся в Константинополе в 1860 г., дозволили униатам иметь свои храмы под управлением их епископов и даже священство униатских пресвитеров признали законным без повторения рукоположения; но в то же время они определили, чтобы епископы униатов, избираемые по их желанию, зависели от патриарха того престола, к которому они принадлежат по месту своих кафедр. Униаты не колебались соединиться с православною церковью, и в 1860 г. 29 ноября торжественно заключено было соединение значительной части греко-униатов с церковью восточною, и уния совершенно ослабла. О. Иван Хабиб и о. Гавриил Жибара, приняв миропомазание, в знак вступления в православную церковь служили с константинопольским патриархом Иоакимом литургию. Антиохийский патриарх почтил первого саном архимандрита престола антиохийского, а александрийский патриарх второго также почтил саном архимандрита престола александрийского”. Совершение миропомазания над этими духовными лицами с оставлением их в иерархическом достоинстве было не случайностью, допущенною восточными патриархами по каким-нибудь тактическим соображениям. Оно вытекало из глубокого сознания и верования восточной церкви, что таинство миропомазания действительно сообщает миропомазуемому лицу укрепляющую в духовной жизни благодатную силу и что оно есть подлинная печать Духа Святого. По поводу настоящего присоединения униатских иереев к греко-восточной церкви московский митрополит Филарет писал в свое время: “Двоякий образ действования видим мы ныне в православной греческой церкви. По строгому суждению, она от приходящих из латинства требует крещения. Но недавно двух мелъхитских священников приняла в свое общение посредством Миропомазания, с сохранением их священной степени ”.Немало было случаев присоединения духовных лиц под миропомазание с сохранением на них священных санов и в русской церкви. Они свидетельствуют, что и русская церковь смотрела на миропомазание не как на акт, разрушающий хиротонию, смазывающий священное достоинство с миропомазуемых лиц, а как на таинство, запечатлевающее их дарами Св. Духа.
Совершенно другого верования относительно миропомазания держатся современные богословы и миссионеры господствующей церкви. Церковь православная учит, заявляет от ее лица современный миссионер-священник о. Д. Александров, что “клирики-еретики, присоединяемые к православию вторым чином чрез таинство миропомазания, должны снова быть рукополагаемы”. “Известно, — доказывает о. Александров, — что православная церковь не признает законным, истинным, благодатным Белокриницкое священство, получившее свое начало от бежавшего из греческой церкви митрополита Амвросия который, никем не посланный, явился в Белую Криницу к раскольникам, и те приняли его, как еретика, вторым чином, чрез таинство миропомазания, а отсюда Амвросий стал, по суду книги Кормчей, простым мирянином. Православные миссионеры в беседах с австрийцами всегда указывали и указывают, что по Миропомазании Амвросий стал простым мирянином ”.
Заметьте: “по миропомазании” стал мирянином, а до этого был митрополитом. На протяжении целой сотни страниц своего “разбора” миссионер Александров повторяет эту мысль на разные лады десятки раз. “Наша церковь, при присоединении к ней, принимает старообрядческих клириков не в сущем сане, а как простых мирян, потому что родоначальник вашего священства м. Амвросий принят был в Белой Кринице беглым попом Иеронимом как еретик, вторым чином, чрез таинство миропомазания, отсюда, по суду книги Кормчей (3 гл., л. 290 об.), Амвросий стал “потщаливым мирским человеком”. “Мы и говорим, что по миропомазании клирика-еретика, его нужно снова рукополагать ”. То же утверждают и другие миссионеры. “Митрополит Амвросий, — вторит за Александровым миссионер Н. Гринякин, — принят в раскол чрез Миропомазание. И архиерейскую благодать он мог получить (по 293 л. “Кормчей”) лишь после нового рукоположения ”.
На книгу “Кормчую” миссионеры ссылаются совершенно неосновательно. Мы уже неоднократно заявляли, что в задачу настоящего сочинения не входит полемика с миссионерами и богословами господствующей церкви. Наша цель лишь указать (и то бегло) на взаимные противоречия в богословских верованиях господствующей церкви и ее богословов и на то, что по собственному их суду, они — еретики. Признавая, что миропомазание уничтожает хиротонию, “смазывает” ее, как выражаются миссионеры на публичных беседах с старообрядцами, они становятся в полное противоречие с своей же восточной церковью, которая, как мы выше показали, иначе смотрит на таинство миропомазания. Было бы еще понятно, если бы миссионеры утверждали, что от еретиков второго чина совершенно не принимается хиротония, потому что у этих еретиков нет совсем священства. Но этого-то миссионеры и не говорят. Напротив — они очень ясно и определенно утверждают, что присоединяемые от еретиков второго чина клирики становятся мирянами именно через миропомазание. У себя-то, в среде еретиков, они действительно клирики, имеющие на себе настоящие священные саны; но как только их помажут “православным” миром, они превращаются в “простых мужиков”. Таково, по учению миссионеров, свойство самого мира, и именно их “никонианского” мира. Неразумно приписывают они это свойство и старообрядческому миру. За всеми же другими мирами, где бы они ни совершались, миссионеры и богословы господствующей церкви не признают этого сокрушающего хиротонию свойства. Известно, что, например, в римской церкви рукоположение в иерархическое достоинство совершается с миропомазанием. Никола Кавасиль, архиепископ солунский, говорит: “В церкви латинской рукоположение священника совершается так, что по возлиянии мира на главу рукополагаемого совершитель таинства молится о нисшествии на него обильной благодати Святаго Духа”.
Блаженный Симеон Фессалоникийский заявляет: “Латиняне вводят нечто новое, при рукоположениях помазуясь по ветхому закону миром и рукополагаясь не у престола”.
И никоновская “Скрижаль” свидетельствует: “В церкви западных, внегда бывает священнодействие архиереово, отнележе пролиют Mиpo на главу рукополагаемого, он иже рукополагает, молит, да снидет благодать Пресвятаго Духа богатно на него”.
Так же хиротония совершается и у старокатоликов. В книге “Старокатолицизм”, в описании действий, совершенных при рукоположении старокатолического епископа Рейкенса в 13 г., говорится: “Затем посвящаемый удалился в алтарь и по возвращении оттуда в митре и с епископским крестом преклонил колена пред рукополагавшим, который во время пения молитвы “veni kreator”, вместе с генерал-викариями Гаарлема и Утрехта возложил на него руки со словами “Assipe Spiritum sanctum” (то же, что “Божественная благодать” и проч.). Потом следовало с чтением известных молитв, положенных по римско-католическому чинопоследованию, Mvpo-помазание посвящаемого на челе, кругом головы, на обеих ладонях и на больших пальцах обеих рук, дарование ему Евангелия, пастырского жезла и перстня” (гл. 2, с. 154). Но у латин и старокатоликов господствующая церковь признает действительность и даже благодатность хиротонии. Очевидно, латинское и старокатолическое миропомазание не обладают уничтожающей священство силой. Она присуща миру, совершенному только в господствующей церкви. По суду собора 1667 г. латиняне есть еретики второго чина, т.е. подлежащие миропомазанию при присоединении их к грекороссийской церкви. Собор определил помазывать их миром. “Согласно судихом вси, — законополагает собор, — яко неподобно латин покрещевати, но точию по проклинании своих им ересей, и по исповедании согрешений, и подаяний рукописания помазовати их святым великим миром и сподобляти святых и пречистых тайн и тако приобщати святой соборней и апостольской восточной церкви”. Следовало бы по этому определению и духовных лиц, присоединяющихся от латинства к господствующей церкви, помазывать миром. Однако над ними этого не совершают. Нельзя — ведь “смажется” хиротония, и они превратятся в мирян.
Признает господствующая церковь действительность хиротонии у еретиков даже первого чина. Например, московский собор 1655 г. признал англикан еретиками первочинными, подлежащими перекрещиванию. “Отцы собора объявили, — говорится в “Истории” Макария, митрополита московского, — что вторичное крещение поляков незаконно... так как поляки веруют и крещаются во Св. Троицу, и не настолько разнятся от нас, как прочие еретики и лютеране, например, шведы, англичане, венгры и другие франкские секты, которые не соблюдают постов, не поклоняются иконам, не творят на себе крестного знамения и проч.”. Но “русская церковь, — заявляет “Церковный Вестник”, — никогда не подвергала сомнению действительность англиканского священства”. Помазать же миром англиканского клирика, подлежащего крещению, господствующая церковь не смеет. Как же — хиротония уничтожится!
К старообрядческой иерархии синодальная церковь относится, как известно, совершенно отрицательно. Признавая все существующие на свете иерархии всех еретических обществ действительными и приемлемыми, господствующая церковь делает исключение только для одной старообрядческой иерархии. Только подлинное Христово священство ненавистно ей. В последние годы миссионеры ее стали утверждать, что даже и старообрядческую иерархию, столь ненавистную им, может, наконец, господствующая церковь признает действительной. Но опять-таки под непременным условием отмены миропомазания. “Теперь она, — свидетельствует рязанский епархиальный миссионер И.П. Строев, — принимает к себе старообрядческих клириков вторым чином, чрез помазание св. миром, причем за клириками их священного сана не признается. Если же старообрядцы вразумятся и захотят примириться с св. церковью, то церковь может и не помазать их миром, а ограничиться простым их раскаянием, оставив притом за их клириками теперешние их саны ”.Заметьте: “теперешние их саны”. Духовные саны на старообрядческих священнослужителях и теперь есть. Но только миро господствующей церкви уничтожает эти саны. А перестаньте помазываться миром, и саны останутся. Не правда ли, диковинное миро? Такого мира, с таким удивительным свойством, сокрушающим дотла священство, нигде и никогда и ни у кого не было. Не знала его и древняя Церковь. Много было всяких ересей в церковной истории, на какие только нелепости и кощунства не были способны еретики. Но и они не могли додуматься до поразительного открытия, что миро уничтожает хиротонию. Честь изобретения этой чудовищной ереси принадлежит современным богословам и миссионерам господствующей церкви. Они исказили самую природу таинства миропомазания. Самые врата ада могут позавидовать их изобретению. Священство вечно и неуничтожимо, учит св. Церковь. И врата ада не могут уничтожить его. Пустяки, возражают миссионеры, вы помажьте его легонько нашим миром, и от него и следа не останется.
Mиpo в учении миссионеров получает значение орудия борьбы с иерархией. Они любят называть хиротонию благодатью священства. Но стоит только прикоснуться к этой благодати миром, как она исчезнет, “яко дым”. Mиpo, по понятию миссионеров, не только не сообщает благодати миропомазуемому лицу, оно, напротив, смазывает благодать, стирает ее до последней капли. Это не печать Духа Святого, а какая-то смерть священству, подобно яду: “смерть чернилам”, или: “смерть мухам”. Что может быть преступнее этого кощунственного понимания таинства миропомазания! Академические богословы господствующей церкви учат, что дар священства, подобно крещению, неизгладим. Что хотите, вы делайте с действительно крещеным человеком, предавайте его каким угодно анафемам, опустите его в самое дно ада, печать крещения все равно с него не снимется. Будь он самым наизлейшим богоотступником, он все же останется крещеным. “А также, — говорят богословы господствующей церкви, — и рукоположение ставится наряду с крещением и признается, как оно, неповторяемым вследствие своей особеннейшей значимости”. И его ничто не может уничтожить: ни анафемы, ни богоотступничество, ни другое что-либо подобное. Первочинные ереси, по учению господствующей церкви, не в силах прекратить у еретиков преемственную хиротонию. Только одно миро в состоянии в прах сокрушить какую угодно хиротонию, будь она вовсе беспорочна и чиста, как Сам Учредитель ее. По понятию миссионеров о своем мире, оно нечто более ужасное, чем все анафемы и все богоотступничества. Как бы священнослужитель ни вел себя позорно, какие бы чудовищные преступления он ни совершал, пусть это будет смертельный грех и даже что-либо ужаснее этого греха, он не лишается чрез это дара священства. Сожгите его на костре, раздробите его на части — и этим способом вы не уничтожите на нем священный сан. Опустите его в самую нечистую и зловонную клоаку — и это не может сгладить с него хиротонию. Но... помажьте его миссионерским миром. И этого, одного только этого достаточно, чтобы он в один миг превратился в простого мирянина. Миро, как волшебство какое, моментально снимет с священнослужителя священный его сан. Вот какое ядовитое значение приписывают миссионеры своему миру. Оно страшнее смерти, ядовитее всех разрушительных средств.
В древней Церкви иногда выполнялся тяжелый и сложный чин извержения духовного лица из сана. Теперь же этот чин можно упростить. К лицу, заслужившему извержение, стоит только прикоснуться миром, как с него снято всякое духовное достоинство. Академические богословы синодальной церкви утверждают, что изверженное духовное лицо остается все же духовным лицом. В нем не действует благодать священства, он лишен всех священнослужительских прав, но он не простой мирянин, это — изверженный священнослужитель. Изверженные священнослужители никогда снова не хиротонисались. По возвращении из ереси, они признавались священными лицами, правоспособными совершать таинства. “Когда свв. отцы и учители Церкви Христовой, как светила, блиставшие в разные времена и все устроившие к душевному спасению людей в силу епископской власти “О Духе Святом”, поставившим их к этой самой цели, позволяли, как мы видели, обращающих из ереси клириков принимать с тою же священною ступенью, какую они имели, получив хиротонию так же, как и крещение, от еретиков. Когда сами нередко многих таких приняли в общение Церкви, хотя они были рукоположены и крещены еретиками, несомненно низложенными и с соборного решения осужденными, то они поступали так, обращая внимание на правильность и законность совершения таинств (“ибо не суть крещены не крестившиеся в то, что нам предано”, как говорит св. Василий Великий) и, следовательно, на неизгладимость и неотъемлемость этих специальных даров Св. Духа ”.Даже соборное низложение, по учению восточной церкви, не в силах сгладить неотъемлемый дар священства. Миропомазание же действительнее всякого низложения. Оно, по понятию миссионеров, превращает священное лицо в подлинного, первобытного мирянина, на котором нет и не было и малейшего следа хиротонии. Такое перерождающее действие совершает миропомазание только в одной господствующей церкви. Таким необычайным свойством отличается только ее миро.
Веруя, что миропомазание уничтожает хиротонию, миссионеры подписывают этим смертный приговор всему священству господствующей церкви. Еще при Никоне патриархе оно было уже “смазано”. Вот что мы читаем об этом: “Страстная неделя. Все дни этой недели русские проводили в молитвах и поклонах. В великую среду патриарх (Макарий антиохийский) давал всем разрешение, а в Великий четверг совершил обряд освящения мира... Тут патриарх Никон спросил Макария: надлежащим ли образом совершается этот обряд? Патриарх Макарий сделал лишь одно замечание, что следовало бы возлить вино на елей... Никон согласился с этим замечанием... Оба патриарха сошли с амвона и подошли к сосуду с елеом, а остальные архиереи держали над их головами раскрытое Евангелие. Никон стал мешать большою серебряною ложкою миро в сосуде, причем опускал ее до самого дна сосуда, чтобы благословение могло, так сказать, проникнуть всю массу... Оба патриарха взаимно помазали друг друга, а потом стали миропомазыватъ всех присутствующих, начиная с архиереев... ”.
Это миропомазание должно было превратить и Никона, и Макария, и всех русских архиереев в “простых мужиков”. Относительно митрополита Белокриницкого Амвросия миссионеры говорят иногда, что он был помазан “простым маслом”. Это обязывает их признать, что на Амвросии не могло быть “смазано” рукоположение. За маслом, как увидим ниже, миссионеры признают иное значение. Но о Никоне и своих архиереях они не могут этого сказать. Они были помазаны не маслом, а настоящим миром, тем самым, которые, по их учению, уничтожает хиротонию.
2. Приписывая миропомазанию господствующей церкви качество, уничтожающее неизгладимую печать даров Св. Духа на священнослужителях, миссионеры в то же время признают, что еретическое миропомазание имеет несомненную святость, что оно сообщает миропомазуемому еретику св. дары и что оно совершается в еретическом обществе не в противность Церкви Христовой, а по присущему этому обществу праву, признаваемому за ним господствующей церковью. “Признание церковью на приходящем к церкви еретике даров св. миропомазания, — говорит миссионер Строев, — указывает на то, что за его обществом церковь признает право не только помазывать миром, но и крестить истинным крещением”. Понятно отсюда, почему господствующая церковь не миропомазует приходящих к ней еретиков даже первого чина. Во-первых, она признает, что они еще в еретическом обществе получили уже “печать св. миропомазания”. Во-вторых, зачем же мазать их сильнодействующим миром, которое, по свойству своему, разрушит и сотрет все прежние “печати”. Это было совсем “в убыток себе”. Другое дело — старообрядческие священнослужители. Их непременно нужно помазывать. Самая трудная и серьезная задача у господствующей церкви — стереть с лица земли старообрядческую иерархию. А чем ее стереть? Только миром. Поэтому и пользуется синодальная власть каждым случаем, чтобы хотя на некоторых лицах старообрядческой иерархии смазать священные саны. Быть может, только в этих расчетах синодальные богословы и миссионеры и миро свое сделали таким уничтожающе действующим на хиротонию средством. Как бы то ни было, но кощунственное учение о смазывании миром хиротонии ниспровергает катехизическое определение миропомазания как таинства, утверждающего и укрепляющего людей в духовной благодатной жизни, и противоречит принятому в восточной церкви способу принятия в ее среду еретических клириков.
3. Противоречия в учении современных богословов о миропомазании идут еще дальше. “По учению православной церкви, — богословствует свящ. К. Околович, присяжный обличитель латинства, — таинство миропомазания могут совершать не одни только епископы, но и священники. И только освящение мира для таинства предоставлено, согласно древнему учению, праву одного епископа. По учению же католической церкви, таинство миропомазания, называемое ею конфирмациею, или попросту “бижмованием”, должно быть совершаемо исключительно епископом, а ксендзам этого права не предоставлено”.
Обстоятельнее об этом латинском заблуждении говорится в “Опыте догматического богословия” еп. Сильвестра: “Церковь западная, вопреки своим собственным древним, основывавшимся на апостольском предании постановлениям, право не только освящения мира, но и совершения самого миропомазания, присвоила одним епископам, лишив его всецело священников, к чему, как известно, прямой и решительный шаг сделан был ею еще в IX веке в допущенном ею факте повторения ее епископами миропомазания над миропомазанными греческими священниками болгарами”. “Следует заметить, — поясняет епископ Сильвестр, — что сами римские епископы впоследствии стали волею-неволею сознавать непростительную в сем отношении ошибку своих предшественников и пытались отчасти смягчить и поправить ее время от времени (с XV в.), ставши, ввиду особенных обстоятельств, снабжать полномочиями на совершение миропомазания и священников, вследствие чего стала оказываться в учении о совершителях миропомазания только та разность между восточною и западною церковью, что тогда как в первой священники чрез самую хиротонию свою получают право совершать миропомазание, в последней они получают таковое право случайно, по требованию особенных епископских полномочий, являясь, таким образом, только случайными или чрезвычайными совершителями миропомазания, тогда как, наоборот, совершителями его постоянными признаются одни епископы”.
Но не тем ли самым заблуждением страдают и миссионеры господствующей церкви? Ни в одном их сочинении вы не найдете этой православно-канонической мысли, что в самой хиротонии дается священнику право совершать таинство миропомазания. Напротив, миссионеры настойчиво утверждают, что сам по себе священник — ничто. Без епископа он не в праве делать что-либо: ни крестить, ни миропомазывать, ни исповедовать он не может без епископской воли. Только по особому повелению епископа (“особому полномочию”, как выражено у Сильвестра) священники, по объяснении миссионеров, получают право миропомазывать. А где нет епископа, там священник, несмотря на то, что имеет на себе вполне законную хиротонию, не может совершить таинство миропомазания. “У старообрядцев, — говорит синодальный миссионер Крючков, — 180 лет не было епископов и, следовательно, не было лиц, имеющих законное право освящать миро, а потому и таинство миропомазания у них не могло быть совершаемо”, хотя у них были законно поставленные иереи. “Св. миропомазание, — повторяет о. Крючков, — за отсутствием епископов, не могло быть совершаемо” именно священниками и при наличности освященного благочестивыми святителями мира.
Обличая латин в беззаконном лишении священников принадлежащего им по хиротонии права совершать миропомазание, современные богословы господствующей церкви осуждают, собственно, свою церковь и ее миссионеров, зараженных погрешностями римлян. И тут они противоречат сами себе, произносят приговор над собственным богословием и верованием.
4. На иркутском миссионерском съезде было предложено одним наиболее типичным миссионером провозгласить старообрядчество еретичеством, так как старообрядцы-де держатся страшной и зело вредной ереси вещеверия: они придают большое значение разным церковным вещам — всякой видимости, обрядности. Это ли не ересь, — ужасались миссионеры на иркутском съезде. Но вот тем же миссионерам приходится говорить с старообрядцами о разбавлении мира елеем. И тут они обнаруживают чрезвычайно любопытное и курьезное вещеверие. В греческой “Кормчей” говорится: “Позволительно прибавлять к остаткам мира елей, дабы достаточно было его для совершения освящения нуждающихся в нем, т.е. если эти нуждающиеся находятся в опасности и негде взять другого мира”. Старообрядцы в нужных случаях так и делали.
Обличая старообрядцев в разбавлении мира, богословы и миссионеры господствующей церкви принялись с необыкновенным усердием за математические вычисления, стараясь доказать, что благодатная сила в мире уничтожается такой простою вещью, как елей. “О, это великая вещь — деревянное маслице, — глубокомысленно рассуждают миссионеры. — Вот стоит его побольше влить в миро, как последнего совсем не станет”. Благодатную силу мира миссионеры заключают в материалистические частицы, из которых состоит миро. Дух Святый, по их понятию, совсем бессилен освятить человека, если миро разбавить елеем. Этому маслу они придают такое огромное значение, что оно в их представлении является более сокрушительной силой, чем само миро.
Как мы видели, миссионеры признают за миром страшное свойство — уничтожать священство: в нем миро, по безбожному учению миссионеров, убивает даже Духа Святого. Казалось бы, что можно противопоставить столь чудовищной силе. “Да видите ли, — делают новое открытие миссионеры, — эту силу очень легко уничтожить простым елеем”. Мы, христиане, верили и веруем, что одна капля св. мира делает освященным весь елей, с которым она соединяется. Миссионеры веруют обратно: отбросив в сторону благодатную силу Духа Святого, преподаваемую чрез миро, они веруют в силу простой вещи — елея. “Здесь, — свидетельствует епископ Михаил, — лишнее доказательство того математически-атеистического воззрения на таинство и Церковь, какое живет в государственной церкви”. Здесь, прибавим мы, логический вывод из миссионерского понятия о мире. Раз оно имеет свойство, по учению миссионеров, не сообщать дары Духа Святого, а разрушать их, сглаживать с миропомазуемого духовного лица печать священства, то что же стоит такое миро. В нем, очевидно, не действует Дух Святой, иначе как бы оно могло разрушать печать того же Духа Святого? А такое миро, конечно, очень легко уничтожить чем угодно. Оно само по себе ничтожно — только смесь материальных веществ. Таким удивительным миром обладает только одна господствующая церковь, и таким диким вещеверием изъедены только ее миссионеры.
Прежде чем отправиться на иркутский съезд и сделать там предложение провозгласить старообрядчество вещеверною ересью, редактор “Миссионерского Обозрения” г. Н. Гринякин напечатал в своем журнале следующее рассуждение о “вещах”: “Материя” таинств церковных — вода, вино, хлеб, миро и т.п. — настолько существенна в таинствах, что без них недействительны они и безблагодатны ”. Известно, что “рассуждавшие” иначе осуждались св. Церковью как еретики. Ведь вода (в крещении), вино и хлеб (в причащении) и миро (в миропомазании) — это “материалистические частицы”, подлежащие общим законам химии и физики. Однако древняя Христова Церковь обращала строгое внимание на количественно-математическую меру элементов материи таинств. Кого же придется синоду проклинать за вещеверие и объявлять еретиками?
Сколько, посмотрите, у современных богословов во всех их богословствованиях и верованиях всякой путаницы и противоречий, диких и смешных!
Если бы их миро обладало целебным свойством уничтожать вот эти страшные болезни и злокачественные наросты на душе миссионеров и богословов господствующей церкви, то их всех следовало, бы подвергнуть миропомазанию. Может быть, тогда они хотя на одну каплю поумнели бы.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!