Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В этот век Римская республика станет Римской империей. 3 страница



Диоклетиан проводит налоговую реформу: основная масса налогов теперь взимается не деньгами, а продукцией. За налоги с колонов отвечают землевладельцы, что еще больше прикрепляет колонов к земле. За налоги с ремесленников отвечают куриалы (члены городского самоуправления). С них и взыскиваются недоимки. Куриалы разоряются, центральные власти насильно превращают в куриалов зажиточных горожан. Стремясь преодолеть неповоротливость обросших землей пограничных легионов, Диоклетиан создает мобильные части, расквартированные в городах. Чтобы было кого в них набирать, он издает закон, по которому каждый землевладелец обязан предоставить определенное количество рекрутов из своих колонов. И эта мера препятствует колонам, желающим покинуть свои участки. Основная масса этих рекрутов слабо романизирована.

В Северное Причерноморье приходят готы [Вернадский, Шелов]. Начав движение с берегов Балтики, вобрали по дороге (ну чтоб не скучно) энное количество встреченных племен и в гости к сарматам пришли сильным племенным союзом. Была война. Сарматы завоеваны и включены в готский союз племен. В это время греческие колонии в глубоком экономическом упадке (во многих городах даже перестали чеканить монету). Связи с Римом прерываются, ибо Большому римскому брату теперь не до них. Готские племена вынуждают боспорцев подарить им свой флот, и, пользуясь им, грабят и разоряют города, с коими Боспор прежде торговал (в частности, Афины) [Шелов].

Славяне заселяют территории между Балтикой, Доном, Черным морем и нижним Дунаем [Вернадский].

IV в.

В Римской империи вследствие упадка производства и обесценивания испорченных медью денег к началу века цены таковы, что массам людей не хватает на самое необходимое. В 301 г. Диоклетиан издает эдикт о твердых ценах и окладах и ставит на рынках плахи, чтобы казнить спекулянтов. Но плахи плахами, а единые цены и оклады в огромной и экономически разнородной Империи – благоглупость. Эдикт с самого начала выполнялся плохо и после отставки Диоклетиана был отменен.

Отдельная песня – отношение императора к христианству, которое к тому времени исповедуют даже его жена и дочь. Церковь многочисленна, хорошо организована и богата. Видимо, нахлебавшийся сепаратизма император усмотрел в мощной неподконтрольной ему структуре опасность, тем более что христиане не признавали культа императора. В 303 г. выходит эдикт, за ним еще несколько: храмы разрушать, книги сжигать, имущество церкви конфисковывать, всем христианам публично отречься и принести жертвы императору и языческим богам, не то – тюрьмы, пытки, казни. Но христианство выдержало удар – что Империя могла предложить взамен? Официозный культ императора, в божественность коего верилось примерно как в победу коммунизма над здравым смыслом? Мешанину замшелых языческих верований с малокровным с рождения римским язычеством во главе? Как только Диоклетиан отошел от власти, все его религиозные эдикты были отменены.

В 306 г., в строгом соответствии с планом, августы торжественно отреклись, цезари стали августами и назначили новых цезарей. Однако тетрархия не сложилась: уже в 307 г. вспыхивает война за власть над всей Империей. Жаль. Может быть, в таком виде она справилась бы с транспортной теоремой как-то более цивилизованно. Но приемники Диоклетиана не обладали его мудростью, зато от недостатка властолюбия не страдали. Так или иначе, из хаоса гражданской войны вынырнул сын августа Западной Империи Констанция Хлора Константин. В 312 г. он правитель Западной империи, а к 324 г. – единовластный император Запада и Востока (деление Империи на четыре части сохранилось как административное – они теперь именуются префектурами). Вестимо, вел ряд пограничных войн.

Константин ввел твердую золотую монету, что несколько оздоровило экономику. Однако, стремясь в условиях упадка городов обеспечить империю ремесленными изделиями, он идет на чрезвычайно жесткую меру: членство в ремесленной коллегии становится принудительно наследственным. То есть сын башмачника должен быть башмачником, и не колышет. Постепенно в такую зависимость попали и не входящие в коллегии мастера. Константин принимает чрезвычайно жесткие меры к розыску колонов, сбежавших до расплаты по всем обязательствам (а фактически расплатиться в течение жизни было невозможно, и обязательства наследовались). Но он все-таки не прикрепляет, как об этом пишут в учебниках за пятый класс, колонов к земле чем-то большим, кроме подписанных ими же контрактов и долговых расписок. Впрочем, что до колонов, то буйным цветом цветет патрониций – практика добровольного перехода бывших горожан и свободных земледельцев в колоны. Так они спасались от императорских налогов и произвола местных властей. Помимо прочего, теперь еще труднее набирать добровольцев в армию – ибо колоны повязаны землевладельцами, а ремесленники коллегиями.

Гонения на христиан прекратились еще в 311 г. Эдиктами Константина 313 и 315 г.г. христианство уравнивается в правах с другими религиями, конфискованное имущество возвращается церкви или компенсируется, церковные общины получают статус юридических лиц.

Между тем в самом христианстве начинается разброд и шатания. Возникает движение донатистов – противников епископа Карфагена, (якобы?) проявившего в годы гонений недостаточную стойкость. Этими знаменами прикрываются североафриканские сепаратисты и просто бандиты. Возникает также арианство – учение, гласящее, что Христос был не Богом, а лишь посредником между Богом и человеком. Идея такого посредничества пришла из неоплатонизма, весьма известного в образованных слоях общества. В 325 г. Константин собирает Первый Вселенский собор в городе Никее, отчего собор называется также Никейским. Смешно, что Константин в ту пору сам еще язычник, поклоняется Христу вместе с Аполлоном и прочей честной компанией. Но в христианстве он видит новую государственную идеологию и обязательно хочет, чтобы его власть была освящена Богом, а не каким-то там посредником. Под давлением Константина арианство осуждено Никейским собором, Арий проклят и сослан. Ключевой вопрос христианской религии – кем был Христос – решен административными методами. Собор уточнил также церковную иерархию. Клир городов возглавляли епископы, епископы Рима, Александрии и Антиохии провозглашаются архиепископами, причем первые два получают звание пап.

В 330 г. переносит столицу в Византий, который по этому поводу назвали Константинополем. В 337 г. Константин умирает, предварительно приняв ислам христианство. По завещанию Империя разделяется между его многочисленными наследниками, что приводит к 14 годам усобицы, в коей род Константина почти полностью истреблен. К 352 г. власть в руках Констанция II, ярого арианца. Обычные христиане именуются теперь ортодоксами и никейцами и преследуются. Ко времени Констанция христианство уже фактически государственная религия. Маятник качнулся: теперь уже языческие храмы разрушаются, их земли конфискуются, христианская церковь, и без того небедная, получает государственные дотации. Кстати, о христианстве: в 354 г. рождается Августин Блаженный и начинает блаженствовать.

В 361 г. Констанцию наследует Юлиан. Он покровительствует городской верхушке, резко снижает расходы двора и несколько сокращает дворцовую бюрократию – правильные меры, но «Боржоми» пить уже поздно. Юлиан реабилитирует язычество: восстанавливает разрушенные храмы, возвращает им земли, лишает христианскую церковь госдотаций. За что и получает в веках прозвище Юлиана Отступника. Эдикты Юлиана проповедуют веротерпимость (что отличный повод вернуть из ссылки всех еретиков и ослабить церковь раздорами), вот только христиане не допускаются в школы и на высшие государственные посты.

Однако уже в 363 г. Юлиан погибает в войне с персами, и все его религиозные эдикты отменяются. Его наследник Иовиан вскоре умирает, и в 364 г. в Империи вновь два августа, родные братья Валентиниан I (на Западе) и Валент (на Востоке). Валент ревностный арианин и вновь начинает преследование никейцев. Императорам, впрочем, есть чем заняться кроме религиозных вопросов: начинаются опустошительные набеги вестготов и прочих дунайских варваров. В 365 г. вспыхивает восстание племянника Юлиана Прокопия под флагом облегчения налогов, контроля над бюрократией и поддержки курий. Захвачен Константинополь. Однако уже в 366 г. Прокопий разбит и казнен. Братья-августы предпринимают ряд полезных мер: борются с коррупцией, учреждают должность защитника плебса. В 366-369 г.г. новая война с готами с выгодным для Империи миром. В 374 г., однако, Валентиниан умирает, ему наследует полководец Грациан.

В 376 г. происходит знаменательное событие: вестготы, теснимые гуннами и аланами, попросили у Империи разрешения жить на ее землях в обмен на самих себя в качестве войск (гунны в 377 г. захватывают Паннонию, но до пришествия Атиллы на этом успокаиваются и часто нанимаются повоевать за римлян). Так до Рима докатываются волны того, что позже назовут Великим переселением народов – движение большой группы племен во главе с гуннами из прикаспийских степей на запад, начавшееся как раз тогда. А вестготов поселили во Фракии. Однако притеснения со стороны римских чиновников и перебои с доставкой продовольствия (готы не занимались сельским хозяйством) вызвали общее восстание вестготов с примкнувшими к ним беглыми рабами. В 378 г. в бою с повстанцами погибает император Валент.

Новым правителем Востока назначается полководец Грациана Феодосий. Призвав в армию всех боеспособных мужчин, кроме рабов и слуг, и одновременно заигрывая с готской знатью, он к 382 г. заключает мир. Вестготы поселяются на землях Империи (но не получают их в собственность – хотя он 1/3 до 2/3 земель у местных землевладельцев конфискуется под жизненное пространство для новоприбывших). Также они получают жалование и продовольствие, им разрешается не оглядываться на императора в религиозных вопросах (кстати, тогдашние вестготы – ариане), и вообще подчиняются они не имперским чиновникам, а своим вождям. Взамен они обязуются выставлять вооруженные дружины по приказу императора. Коренные жители, отметим, подчиняются римским законам, а с пришельцами устанавливаются определенные отношения. Вестготы были первыми федератами на римской земле, но скоро они перестанут быть единственными. Так было положено начало варварским королевствам.

В 380 г. Феодосий издает эдикт «О католической вере» (никейцы уже тогда именуют себя католиками). Арианство и язычество строго запрещаются, вновь разрушаются храмы. В 393 г. прошли последние Олимпийские игры, олимпийские храмы разрушены (да, императоры-христиане разрушали прекрасные языческие храмы с не меньшим азартом, чем варвары). В 382-387 г.г. новый узурпатор на Западе, в 392-394г.г. – еще один, Флавий Юлиан, под флагом язычества. С огромным трудом разгромлены. Грациан растворился где-то в политическом процессе, после чего Феодосий – единственный повелитель Империи. Что забавно, отлучен от церкви за беспричинное избиение жителей Фессалоников в 380 г. – и подчинился решению архиепископа. В 395 г. Феодосий умирает, в последний раз разделив Империю и завещав ее сыновьям: Восток – 18-летнему Аркадию, Запад – 11-летнему Гонорию. Регентом при Гонории ставится полководец Стилихон, вандал по происхождению.

Сожжена Александрийская библиотека. До сожжения в ней хранилось семьдесят трагедий Софокла. До наших дней сохранилось семь. Толпа прихожан Александрийского епископа Кирилла растерзала Гипатию. С этой девушки – математика, астронома, философа – заживо содрали плоть морскими раковинами. Кирилла причислили к лику святых.

Готы создают на завоеванных сарматских территориях союз племен, известный как «держава Эрманариха». Если верить готскому историку VII в. Иордану, у антов уже есть свое государство (остготы напали на антов, «вторгшись в их страну»). Однако к концу века готов (и аланов) покоряют гунны (тюркское племя, по Вернадскому), ведомые Аттилой. Боспорское царство сметено и втоптано в грязь этим нашествием. Херсонес, однако, выстоял и продолжил существование под властью Византии.

В это время в Закавказье (нынешние Грузия, Армения, Азербайджан) собственная высокоразвитая культура (письменность, наука, искусство).

В Африке, на севере нынешней Эфиопии, расцвет древнего государства Аксум.

V в.

В этот век Западная Римская империя погибнет. Власть Гонория слаба. Продолжается упадок городов и торговли, ремесло смещается в виллы землевладельцев. Латифундии магнатов, огромные, хорошо укрепленные, с запасами продуктов и ремесленных изделий, с собственной охраной – островки стабильности в гибнущей Империи. Патрониций наращивает масштабы. Богатеет церковь – она теперь владеет огромными латифундиями с собственными колонами и рабами (последнее особенно любопытно в свете христианского милосердия). Распространяется монашество, массово строятся монастыри. Светские и церковные элиты сращиваются – часто епископом становится высокопоставленный чиновник. Другой рукой церковь щедро занимается благотворительностью, обеспечивая себе политическую поддержку в низах. Авторитет церковной власти растет по мере того, как падает авторитет власти светской. Гонорию, в отличие от владык Востока, не удалось поставить церковь – единственную процветающую структуру в распадающейся Империи – под государственный контроль.

Это время коллапса. Церковные земли освобождены от налогов, как и земли тех магнатов, у кого хватает влияния (многие, как мы помним, подсуетились еще в III в.). Добавим опустошение огромных пространств варварами и масштабное казнокрадство – и все это на фоне общего упадка ремесла и торговли. Армия теперь меньше, чем в III в., но все же 140 тыс. пограничных и 125 тыс. полевых войск нужно чем-то кормить – и это еще не считая федератов. Федератов много – по готскому образцу возникают федерации франков, свевов, алеманов, вандалов и т.д. Казна пустеет, вместе с ней слабеет центральная власть. Провинциальная знать и церковь все чаще берут дело подавления восстаний и отражения набегов в свои руки. Конунги федератов все меньше оглядываются на Равенну.

Усиливается религиозное брожение. Возникает пелагианство, отрицающее догмат о первородном грехе и на этом основании – справедливость земных страданий. В провинции Африка вновь вспыхивает донатизм с его крайним крылом – агонистиками (не путать с агностиками). Они называют себя «борцами за истинную веру», но интересует их не вера, а «взять все, да и поделить». Под страхом грабежей и поджогов отпускаются рабы, уничтожаются долговые расписки. Движение подавлено лишь к концу 420-х. Вообще, V в. – время выступлений под самыми разными флагами – политическими, национальными, религиозными, и без флагов вообще, просто против. Против нищеты, налогового гнета, рабства, произвола местных чиновников, против всей тогдашней жизни как она есть.

Центральной власти не до того. В 401-402 г.г. нашествие нарушивших договоры вестготов во главе с Аларихом. В 404-405 г.г. новая волна готов, теперь уже «диких» – дошедшая до Флоренции. Для защиты Равенны от возможных новых набегов Стилихон отзывает часть войск из Галлии и Британии. Это сказывается – уже в 407 г. туда вторгаются аланы, вандалы и свевы. Местная аристократия берет оборону в свои руки, заодно провозгласив себе нового императора. Захватчики вытеснены, но не за Рейн, а в Испанию, где и хозяйничают всласть. Гонорию не до Испании: в 408 г. Стилихон отстранен от власти и убит, договор с Аларихом разорван, он снова ведет готов на Италию и осаждает Рим. Жители города платят огромный выкуп. Аларих пытается перетереть с Равенной за мир, но правящую группировку не устраивают его условия. Гордый гот обижается, и, дабы показать, кто здесь хозяин, 24 августа 410 г. берет Рим.

В 411 г. Равенна смиряется со свершившимся фактом и признает хозяйничающих в Испании свевов и вандалов федератами. В 418 г., дабы удалить из Италии опасных вестготов, их поселяют федератами в Аквитании. В 429 г. вандалы, у коих что-то не сложилось с Испанией, приглашены в Африку. Причем, в отличие от вестготов, установивших с коренным населением и его культурой в целом мирные отношения, вандалы такие вандалы. В Равенне беспомощно взирают на этот беспредел. В 435 г. Вандальское королевство официально признано союзным Империи государством. В 443 г. возникает королевство бургундов в Галлии, в 451 г. – англо-саксов (тогда это еще два племени) в Британии.

В начале 440-х г.г. гунны, ведомые Атиллой, вторгаются на Балканы, пользуясь тем, что Византия ведет тяжелые войны с персами на Евфрате и с вандалами в Африке. Однако византийцы где мечом, а где золотом отваживают гуннов – и они вторгаются в Галлию. Против них выходят полуприрученные римлянами племена – франки, аланы, вестготы, саксы и т.д., ибо гунны не разбираются, кого резать. В 451 г. гунны разгромлены, а со смертью Атиллы в 453 г. гуннский союз племен окончательно развалился. Но окончательно развалилась и Империя. Вестготы захватывают большую часть Испании, вандалы – африканских провинций. Вандалы строят собственный флот и в 455 г. берут Рим, подвергая его невиданному и бессмысленному разгрому. В Равенне тем временем жестокая и столь же бессмысленная борьба за призрачную власть. В 457 г. император Майоран, последний талантливый правитель погибшей Империи, проводит на подконтрольных территориях ряд удачных реформ, и ему удается укрепить римские позиции в Галлии и Испании. Но возвращения римского владычества там уже никто не жаждет, и в 461 г. Майоран убит. Дальше – только дыхание Чейна-Стокса. В 476 г. последний император Западной Римской Империи низложен.

VI в.

Около 500 г. племена франков объединяются в государство первым королем Хлодвигом (расположено примерно на территории современной Франции). Хлодвиг издает письменные законы.

В Англии племена бриттов – коренных жителей – под предводительством вождя Артура сопротивляются нашествию англов и саксов.

В культуру Европы входят хроники.

В Византии правит Юстиниан. При нем государство, и без того включавшее Балканы, часть Закавказья, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет, подчинило еще Северную Африку, Италию (королевство остготов), часть Испании. Он же возвел Софийский собор в Константинополе. В этом же веке на Византию нападают славяне, славяне же мирно расселяются на Балканах и присягают византийскому императору.

Славяне живут себе от Эльбы до Днепра и от Балтики до Черного моря. Сложилась держава волынян – первое известное государственное образование у славян. Была союзником Византии в борьбе с кочевниками (Вернадский). Росы упоминаются в сирийской хронике VI в.

В Индии в VI – VII в.в. образуется до 70 самостоятельных княжеств во главе с раджами – в каковом состоянии Индия пробудет еще долго. Арьябхата определил число «пи» с высокой точностью и высказал догадку, что Земля – шар, вращающийся вокруг своей оси. Вот так.

VII в.

В Аравии возникает ислам (первая известная проповедь Муххамеда датируется примерно 610 г.). Что характерно, Муххамед стал главой арабского государства. В том же веке арабы оттяпали у Византии Палестину, Сирию и всю Северную Африку с Египтом и частью Аксума, завоевали Иран и Закавказье вместе с его высокой культурой, часть Индии.

От Византии осталась лишь Малая Азия и кусочек Балкан с кусочком Италии – со времен Юстиниана площадь сократилась втрое. В Византии существует начальное образование детей – платное, но без сословных ограничений, хороший ремесленник мог позволить себе обучить своих детей.

Хазары создали свое государство в степях между Доном, Нижней Волгой и Северным Кавказом. Хазары образовались как смесь кочевых тюркских племен болгар (возможно, это остатки аттиловых гуннов), новопришедших тюркских племен с Алтая и аборигенов Северного Кавказа [Вернадский]. Часть изгнанных при завоевании болгар образовала Волжскую Булгарию, другая ушла на Балканы, и, завоевав живших там славян (по Вернадскому, это анты и склавины), создали Болгарию. В итоге та приняла христианство и была достаточно сильной, чтобы временами заставлять Византию платить ей дань (!). А хазары приняли иудаизм, что забавно. Однако, политика. Главным занятием хазар была торговля – перепутье же. Славяне же были союзниками (и, вероятно, вассалами) хазар.

В Китае утвердилась династия Тан. Вся земля принадлежит императору, никаких феодалов.

В Индии, как было сказано, начались мусульманские завоевания. И так будет еще долго.

В Африке, в Аксуме, после нападения арабов началась феодальная раздробленность.

VIII в.

При короле франков Карле Мартелле появляются дворяне.

Карл Великий превращает королевство франков в империю, занимающую почти всю Европу (распалась после его смерти). При нем имеет место быть Каролингское Возрождение – открываются школы, переписываются книги, создается «Дворцовая Академия».

Первое известное нападение норманнов на Англию (и вообще на Европу) – 793 г.

Арабский халифат продолжает расширяться. Завоевано королевство вестготов (почти вся нынешняя Испания и Португалия), Афганистан, часть Индии, непрочная власть установилась над Северным Кавказом. Столица халифата – Дамаск, затем свежепостроенный Багдад. Арабы напали и на франков, но Карл Мартелл им навалял. Однако уже к середине века халифат начинает распадаться, выделяется независимый Кордовский эмират.

Хазары потерпели сокрушительное поражение от арабов в 737 г. Вернадский предполагает, что после этого славяне утратили веру в способность хазар защитить их и стали искать новых союзников, коих и нашли в варягах.

Скандинавская колония вокруг Ярославля, Ростова и Суздаля (археологические находки явно свидетельствуют о скандинавском происхождении) [Вернадский]. Комментарий Л. С. Клейна: «"Скандинавская колония" - это чересчур сильное определение. Но скандинавских древностей и скандинавских погребений в этих Верхневолжских могильниках порядочно, больше, чем славян, если ограничить рассмотрение ранним временем (перед XI веком) и только определимыми погребениями (а почти половина вообще без этнических признаков). Но большинство определимых - не скандинавы и не славяне, а местные финно-угры. Если судить по материальной культуре.
Чисто скандинавские могильники на наших землях есть. Например, могильник Плакун в Приладожье. Или многие курганы под Смоленском - в Гнездове. Вообще скандинавские древности и целые комплексы рассыпаны по всей ранней Руси - так же, как по всей Европе того же времени.» [http://trv-science.ru/2011/03/01/akademik-rybakov-i-partijnaya-liniya/#comments].

Около 750 г. шведы проникают в Южную Россию и смешиваются с иранским по происхождению племенем россов. Россами теперь называется гремучая ирано-шведская смесь, коя выплескивается из Крыма на Таманский полуостров. Воспользовавшись новым наступлением арабов, таманские россы объявляют себя независимым от хазар Русским каганатом. Он отобрал у хазар часть международной торговли. Меха из северных лесов накапливаются в Старой Руссе (ныне Новгородская область), сплавляются по Дону и попадают в Византию и Багдад (о неоднократном посещении Багдада русскими купцами говорят арабские хроники XI в.).

В Китае, в столице, выходит ежедневная (!) печатная (!!!) газета «Столичный вестник». Нужный текст нацело вырезался на деревяшке и оттискивался на бумаге. В VIII – IX в.в. в Китае творят около двух тысяч поэтов (!).

IX в.

В Англии почти не осталось бриттов, это страна англосаксов. Теперь идет война с датчанами, захватившими пол-Англии. На рубеже IX и XX в.в. датчане изгнаны и Англия стала единым государством.

В Скандинавии начинают складываться свои королевства, в т. ч. упомянутая Дания.

Хазарский каганат, построивший с помощью византийских инженеров на Дону мощную крепость Саркел, разрывает торговые связи между Старой Руссой и Таманью. Русский каганат пытается искать правды у византийского императора, но не находит. Однако жители северных лесов близ озера Ильмень зело обеспокоены тем, что меха больше некому продавать. Нужны войска, чтобы восстановить торговый путь, но собственных сил на это нет. По мнению Вернадского, это и стало причиной призвания Рюрика. Рюрик, известный франкам как Рорик (сегодня считается, что аутентично его звали Хрёрик [http://polit.ru/article/2013/06/15/pchelov/]), был правителем маленькой области в нынешней Дании. В будущих Новгородских землях он основал резиденцию в ныне не существующем городе, который археологи называют «Рюриково городище». Сам Новгород был основан веком позже и именно потому и называется Новым городом [Л. С. Клейн, ТрВ №132, 2 июля 2013, http://trv-science.ru/2013/07/02/fingal-pod-levym-glazom-puteshestvie-v-devyatyjj-vek/ ]. Рюрик, однако, восстановлением торговых путей к Тамани не интересовался, его больше занимали дела в Западной Европе. Купцы с его санкции организовывают собственную экспедицию, успешно добравшуюся из Старой Руссы до Киева, соединившуюся там с местными россами и в 860 г. напавшую на Константинополь. Византия, впрочем, даже и в тогдашнем плачевном состоянии была славянам не по зубам. Однако с отступавшими россами ушли миссионеры, и к 861 г. значительная часть русских окрещена. У таманских россов появляется свой епископ, обосновавшийся, предположительно, в Тмутаракане. Около 873 г. Рюрик умирает. Спустя пять лет его сын Олег захватывает Киев. Так образуется Киевская Русь. Русь активно торгует с Византией. Набор стандартный: ромеям – меха, воск, мед, рабов, славянам – предметы роскоши. Пятнадцать веков назад у скифов с греками было нечто подобное. Вообще Русь была отчетливо торговым государством, могущество ее стояло на контроле над торговым путем по Днепру.

Возможно, начинаются первые русские летописи: московские историки XVI в. сохранили выписки из летописи князя Аскольда.

У западных славян возникает Великоморавская держава, зависимая от франков, потом – от Германии. Именно сюда (а не на Русь) в 863 г. были отправлены болгары по национальности, подданные Византии Кирилл и Мефодий. Они построили храмы, открыли школу, перевели несколько книг.

Арабский халифат разваливается окончательно. Египет, Иран, Афганистан отделились, потеряна и Средняя Азия. От халифата осталась лишь Месопотамия, но и ее подчинили правители Ирана.

В Китае военачальники и чиновники присваивают земли вместе с крестьянами и облагают их тяжелыми оброками. В связи с этим крестьянская война 874 – 884 гг. под предводительством Хуан Чао. Захватили столицу и провозгласили последнего императором. В итоге были разгромлены – ну, через десять лет. Также в это время там изобретен наборный шрифт (в Европе до него додумаются через 600 лет), но применения не нашел. Иероглифы, однако.

X в.

Король Германии Оттон I провозглашен императором того, что позже назвали Священной Римской Империей (в нее входили всего-то Германия и часть Италии).

Норманны захватывают часть Северной Франции (она становится герцогством Нормандия). Выходцы из Нормандии позже завоевали Сицилию и часть Италии, образовав Сицилийское королевство.

В Италии в X – XI в.в. Милан, Пиза, Болонья, Флоренция становятся независимыми от феодалов, императора Священной Римской и Папы (тоже Римского). Ими правят купцы.

При храмах в больших городах Европы начинают открываться соборные школы, где изучались «семь свободных искусств».

Кордовский халифат процветает и высококультурен, население Кордовы – до полумиллиона человек.

У западных славян распадается Великоморавская держава, на ее месте возникают Польша и Чехия.

Россы совершают набеги на Византию (в т.ч. знаменитый поход Олега 907 г.) и Хазарский каганат – иногда чисто пограбить, иногда вступиться за своих купцов. Ольга сожгла Искоростень, после чего крестилась под именем Елена. В 964 г. князем становится ее сын Святослав. Уже в 965 г. он в пух и прах разоряет хазарское государство, захватывает главные города – Итиль (привет Толкину) на Волге и Саркел на Дону. В отличие от предыдущих князей, воевавших по принципу «пограбим и уйдем», Святослав считает завоеванные земли своими. В Итиле он, впрочем, не засиделся, и в 967 г. воюет уже с Волжской Булгарией. Булгария завоевана, и под рукой Святослава невиданная пропасть земель – от Новгорода до Каспия, от Дона до Дуная.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...