Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В ранних гробницах VII в. до н. э. вместе с телами усопших помещали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия, прекрасные чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы. В числе непременных даров было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны отполированы до блеска, а с другой украшены великолепной гравировкой. Темы изображений всегда мифологические, тайно намекающие на судьбу покойного. Всё благодетельное, что совершается на изображениях, подаёт ему надежду на возрождение.
Этрусское зеркало из Вульчи с изображением Калханта. IV в. до н. э. Этрусский Грегорианский музей, Ватикан. |
Но где же те, для кого предназначены дары? В гробницах их останки находят не всегда. Стоят вещи, готово ложе, устроен дом, но нет хозяина. Эту загадку пытались объяснять по-разному. Очевидно, тела покойников не обращались в прах, а просто отсутствовали. Гробницы могли быть символическими — кенотафами (от греч. «кенотафион» — «пустая гробница»). Возможно, некоторых людей хоронили в другом месте или иным образом отправляли в потусторонний мир. Гробница оставалась памятником. Однако чаще «хозяева» в гробницах всё-таки присутствуют. Иногда их представляют большие терракотовые саркофаги, подобные знаменитому Саркофагу супругов из Цере (VI в. до н. э.). Этот памятник изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими улыбками». Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлённо беседуют, устремив взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем для пепла.
Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. VI в. до н.э. |
Известная канопа из Сартеано представляет собой сосуд на ножке и с двумя петлевидными ручками, в которые странным образом продеты изготовленные из глины человеческие руки с сомкнутыми пальцами. Они как будто приглашают зрителя на разговор. Это странное, отчасти пугающее ощущение усиливает голова, служащая крышкой.
Канопа из Сартеано. VI в. до н. э. Археологический музей, Флоренция. |
О том, каким представлялся им переход в загробную жизнь, говорят настенные росписи гробниц. История фресковой живописи — росписи по сырой штукатурке — в Этрурии длилась с VII по III в. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI—V вв. до н. э. Они находились в гробницах Тарквиний — древнейшего этрусского города. Большинство из них снято со стен и хранится в специально созданных условиях в римском Музее Виллы Джулиа.
Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. Фреска. V в. до н. э. Музей Виллы Джулиа, Рим. |
В росписях Гробницы львиц представлена стремительная, бешеная пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в белых одеждах. Этруски, подобно египтянам, критянам и другим восточным народам, различали в живописи мужское и женское тела по цвету. Танец начался после возлияния, об этом говорят кувшин в руке юноши и стоящий за ним на полу ритуальный сосуд с носиком в виде птичьего клюва. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищёлкивают пальцами.
С V в. до н. э. в гробницах стало уменьшаться количество приносимых даров. Богатые погребальные дары стали заменять расписными вазами как собственной, весьма оригинальной работы, так и греческими, которые ценились очень высоко. Самые лучшие, известные ныне во всем мире греческие вазы найдены в гробницах Этрурии.
Роспись гробницы Львиц. Танцоры. VI в. до н. э |
Химера. Бронзовая статуя. V в. до н.э. |
Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города. Однако им не удалось унаследовать их душу. Она хранилась глубоко в памяти народов, населявших эту древнюю землю, возродившись столетия спустя в гении Данте и Микеланджело.
Сатир и менада. Бронзовая курильница. III в. до н. э. |
Интерьер этрусской гробницы с саркофагами в Цере. VI в. до н. э. |
Вопросы для самопроверки
1. По какому принципу объединялись этрусские города? Какой идеей руководствовались этруски при создании своего союза?
2. Кратко охарактеризуйте искусство этрусков.
3. Почему гробницы этрусской имеют круглую форму?
4. Что представляли из себя погребальные дары?
5. Сравните древнеегипетские и этрусский канопы? В чем они схожи и различны?
6. Как представляли этруски загробную жизнь?
7. Что представляли из себя этрусские гробницы? Как они изменяются в III—I вв. до н. э.?
8. Какое влияние оказали этруски на римлян?
[1] Гаруспики — в Этрурии и Древнем Риме жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных; толковали различные явления природы (гром, молнию и др.).
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 851 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!