Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Регулярные парки



Дневний мир (XXXII век по н. э. - IV век н, э.)

Египет (XXXII век до н. э. - IV век н. э.). За бо­лее чем трех тысячелетний период существования в государстве сложилось свое неповторимое искусство. Первые сады - рукотворные оазисы - создавались на краю пустынь, а впоследствии стали появляться вез­де: при храмах, дворцах, домах состоятельных лю­дей. Вместе с небольшими окрестными рощами и озелененными улицами они составляли природное окружение городов. Видимый с внешних валов или стен, (он) производил впечатление цветущего оа­зиса, из земли которого выступали обелиски и мону­ментальные... храмы».

В планировке садов хорошо просматривались главная композиционная ось, наличие симметрии, водоемов, аллей с деревьями. Подобный подход к ре­шению сада нашел распространение в Сирии, Иране, Индии, древнем Риме.

Ассиро-Вавилония (государство Двуречья, VIII-VII века до н. э.). Характерным для городов Двуречья являлось строительство храмовых сооруже­ний на террасах - искусственных насыпных платфор­мах, возвышающихся над поверхностью земли, где на нижних ярусах высаживались растения, для чего специально устроенные ямы наполнялись плодород­ной землей. Особую известность получили ассирий­ские террасные, или висячие, сады Семирамиды.

Идея террасных висячих садов нашла дальней­шее свое развитие в садах Персии, Италии, много позже в России. В измененной форме этот прием до­шел до наших дней в виде садов на крышах.

В литературных источниках имеются также све­дения о существовавших в Двуречье обширных пар­ков, предназначенных для охоты и прогулок вер­хом, ставших прообразами современных лесопарко­вых зон.

Древняя Греция (ХХ-I века до н. э.). Греческое садовое искусство многое взяло от высокоразвитого зеленого строительства стран Азии и Востока. Его ус­пешнее развитие было связано со значительным рос­том крупных городов, озеленению которых уделялось особое внимание. В Александрии, например, сады, бу­дучи связаны между собой, занимали четверть всей городской территории. В Антиохии вдоль главной улицы через весь город тянулись сады. По одной из сторон улицы шли дома, вдоль другой тянулись зеле­ные насаждения, украшенные беседками, фонтанами.

В отличие от Египта сады в Греции были распо­ложены чаще террасами и характеризовались более свободной композицией, обилием украшений, ви­тых лестниц, фонтанов, приводимых в движение ме­ханизмами, посадками крупных деревьев, массой цветов.

Именно в Древней Греции были для планировки сада разработаны и внедрены ставшие классически­ми принципы золотого сечения (система пропорций), равновесия, ритма, симметрии и другие. Сложились определенные типы озелененных территорий: свя­щенные рощи, спортивные парки, философские сады и другие.

Древний Рим (XIII век до н. э. - IV век н. э.). Садовое искусство античного Рима, расцвет которого приходится на период с I века до н. а. до I века н. э., возникло на основе греческого. Наряду с совершенст­вованием бытовавших приемов создаются свои, та­кие как фигурная стрижка растений, использование скульптуры в убранстве садов, убранство пергол, ал­лей. Формируются новые типы садов: священные ро­щи, связанные с религиозным культом; городские общественные и частные сады - перистили; сады при виллах и дворах, которые еще не отличались единым композиционным решением; плоские партерные са­ды (сад-ксист); сады при ипподромах, правда, в от­личие от греческих они стали исключительно места­ми отдыха горожан.

Традиции римского ландшафтного искусства поз­же нашли свое отражение в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем в регулярных парках Европы.

Средневековье (IV-XIV века). С приходом христианства центрами садоводства в 3ападной Европе становятся монастыри и замки. Озеленяемые территории отличались относительно простой геометрической планировкой. Хотя благо­устроенные сады в Италии имели планировку более изысканную, с бассейнами, фонтанами. Во многих монастырских садах устраивался особый «травяной сад» с целебными растениями, положивший начало ботаническим исследованиям, созданию коллекций живых растений. Первый монастырский ботаничес­кий сад был основан в итальянском городе Салерно в 1330 году. На территории монастырей родился при­ем, занявший впоследствии заметное место в устрой­стве садов и парков различных стилей. Это сады-ла­биринты, в которых запутанные ходы-дорожки раз­делялись стенами стриженой изгороди.

Исключительно важную роль в ландшафтном средневековом искусстве Испании сыграли арабы (мавры), обосновавшиеся на Пиренейском полуост­рове в VIII веке на долгие семь с половиной веков. Взяв все лучшее из практического опыта Египта и Рима, они создали на завоеванных землях мощную гидротехническую систему, что позволило разбить даже в засушливых областях полуострова роскош­ные цветущие сады. В мавританской Испании их на­считывалось около 50 тысяч, сформировался даже новый тип сада - мавританский, нечто вроде неболь­шого дворика (патио), окруженного стенами дома и являющегося как бы продолжением его покоев под открытым небом. Всемирно известные сады Грана­ды, сохранившиеся до наших дней: Альгамбра (с 1231 г.) и Генералифе (с 1319 г.), - при Алькасаре (с 1362 г.) в Севильи и другие представляют собой ком­плекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную планировку дворца.

Ренессанс (XIV-XVI века). В эту эпоху искусство создания садов переживает подлинный расцвет. Особенно ярко это проявлялось в Италии – на родине непревзойден-ных мастеров живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля... Сады разбивались, как правило, на холмистой местно­сти и террасами спускались вниз. Подпорные стены террас спускались вниз, непременно облицовывались камнем: по краю стены шла балюстрада. В углубле­ниях стен устраивались ниши, гроты, устанавлива­лась скульптура. Все это составляло структурную ос­нову сада, части которой связывались воедино богато украшенными лестницами и пандусами (плоскость без ступенек, заменяющая лестницу).

Композиционными центрами садов становятся различные водяные устройства. Вода направлялась с верхних частей парка в различные его точки, то устремляясь из фонтанов вверх, то стекая вниз кас­кадами, то останавливала свой бег, наполняя бас­сейны.

3еленые насаждения сосредоточивались в основ­ном в боскетах, которые придумали именно итальян­цы. Боскеты представляют собой обособленный учас­ток квадратной или прямоугольной формы, ограни­ченный дорожками. Их внутреннее пространство занято деревьями и обрамлено рядами кустов, дере­вьев, образующих зачастую подобие живой изгоро­ди. Достигло своего совершенства топиарное искус­ство - искусство художествен-ной стрижки растений.

Жемчужное ожерелье итальянского ландшафт­ного искусства составляют: «самый богатый, пыш­ный и красиво украшенный сад Европы» вилла Ме­дичи (с 1538 г.) и сады Боболи (с 1549 г.) во Флоренции; вилла д'Эсте (с 1550 г.) в Тиволи близ Рима; сказоч­ный, странный, полный таинственности сад «Сакро Боско» (с 1552 г.) в Боморцо; вилла в Капрароле (с 1557) при замке кардинала Фарнезе; один из самых совершенных в мире садов - вилла Ланте (с 1568 г.) в Баньяя и другие. К итальянским шедеврам регу­лярного стиля следует отнести также английский сад Хэмптон-корт (с 30-х годов XVI века), располо­женный близ Лондона, и французский сад Шенонсо (с 1551 г.).

Барокко (XVII век). Это новое художественное направление, отличав­шееся обилием украшений, излишней пышностью, динамикой, стремлением удивить всех, проявилось и в садово-парковом искусстве. 3ародившись в Италии (сад виллы Альдо-брандини во Фраскати, с 1598 г.), оно завоевало Францию, Германию, Россию и другие ев­ропейские государства. Франция к этому времени становится одним из самых могущественных госу­дарств, законодательницей мод.

Расцвет садово-паркового искусства, который произошел в середине XVII века, во многом был обя­зан таланту садовника - художника А. Ленорта (1613-1700) и по­кровительству короля Людовика XIV (правившего с 1643-1715 г.г.). Будучи королевским садовником (с 1632 г.), Ленорт создал целый ряд изумительных, не­превзойденных парковых ансамблей: Тюидьри (с 1655 г.), Во-ле-Виконт (с 1655 г.), Версаль (с 1661 г.) и дру­гие. Создававшиеся на ровном месте, они больше по­ходили на целые города из зелени, где были свои за­лы, театры, лабиринты, колоннады, бассейны, фон­таны, каскады, подстриженные на особый манер деревья...

Парки, созданные по его проекту, стали образцом для подражания, и естественно, что у Ленорта нашлись многие последователи в других европейских странах, в том числе и в России. Наиболее известные из них: парковые ансамбли Шенбрунн (с 1690 г.) и Бельведер (с 1714 г.) в Австрии; Сан-Суси (с 1745 г.) в Германии; сады Измайлова (с 1663 г.), московского Кремля (с 1663 г.), в Коломенском (с сер. XVII века) в России и т. д.

Век XVIII. В историю зеленого строительства Европы он во­шел как век.зеленой революции», которая заключа­лась в формировании нового, английского пейзажно­го стиля и закате французского, геометрического. К концу века пейзажный стиль распространился по всей Европе, захватив и ее окраины. Парки класси­ческого, регулярного стиля порой перепланировыва­лись заново в пейзажном стиле.

Зато для России этот период, связанный с именем великого реформатора Петра I (1672-1725), стал по­воротным в градостроении и садово-парковом искус­стве. 3накомство Петра I с европейскими садами, привлечение лучших мастеров садовых дел, обуче­ние за границей своих специалистов способствовали формированию отечественного садово-паркового ис­кусства. Появляется целый ряд великолепных регу­лярных парков.

Создание первых парадных дворцово-парковых комплексов началось чуть раньше в Москве (с 1703 г.). Это были Лефортовские и Головинские сады- (послед­ний практически не сохранился).

Из петербургских первым стал Летний сад (с 1704 г.), резиденция царя, планировка которого осуще­ствлялась по чертежам самого Петра I. Поэтапное строительство его велось в течение многих лет. На­чальный этап (1710-1750) возведения дворцово-пар­кового ансамбля в Царском Селе (небольшой летней резиденции императрицы Екатерины I) также свя­зан с созданием регулярных садов.

Вдоль дороги Петербург - Кронштадт, получив­шей в петровские времена название Петергофской, расположенной на высокой морской террасе южного берега Финского залива, сооружаются ансамбли в парке Пе­тергоф (с 1714 г.), «водный сад» Стрельна (с 1717 г.), Ораниенбаум (с 1710 г., ныне город Ломоносов).

Из поздних московских регулярных садов выде­ляются родовое поместье графов Шереметьевых - Кусково (с 1743 г.) и имение сподвижника Петра I Д. М. Голицына - Архангельское (с 1767 г.).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...