Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литературоведение как наука. Цели, задачи изучения, структура курса. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины



Литературоведение как наука. Цели, задачи изучения, структура курса. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Литературоведение – наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества. Предмет литературоведения – это литература и литературные явления. Основные литературоведческие дисциплины и вспомогательные. К основным относят теорию литературы, историю литературы и литературную критику. История литературы изучает литературу как процесс, её прошлое. Литературная критика занимается сегодняшним состоянием литературы. Отдельные образцы литературоведческого анализа остаются образцами на протяжении долгого времени. Теория литературы изучает понятийный аппарат, сущность литературных явлений, структурные элементы художественного произведения и закономерности литературного процесса. Поэтика – составная часть теории литературы, наука о системе поэтических средств, о формах свлоесно-образного выражения. Все дисциплины между собой связаны. Теория литературы – это база для других. Теория литературы решает 2 задачи: определяет философские основы литературоведения в целом, методологию и методы исследования литературных явлений. 2 задача: внутри теории литературы вырабатывается язык с его категориально-терминологическим аппаратом.

Вспомогательные дисциплины: Библиография – информация о художественной литературе и трудах по литературоведению. Источниковедение – источники истории и теории литературы. Текстология – установка точного текста литературных памятников и исторических документов для их научного издания. Археография – памятники письменности. Палеография – памятники древней письменности с целью их прочтения и определения времени и места создания

Три учения, лежащие в основе литературоведческой науки: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении, учение о литературном процессе.

Теория литературы взаимодействует с лингвистикой, философией, эстетикой, психологией (психология не только творчества, но и восприятия).

Действительность => художник => оценка.

2.Искусство – образное воспроизведение действительности. Н.Г.Чернышевский о соотношении искусства с действительностью.

Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности - живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., Они являются специфическими - художественно-образными - формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово "Искусство" относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

В своей диссертации Чернышевский: сначала он разбирает господствующие идеалистические представления о цели и предмете искусства, а именно понятия о прекрасном. Затем он провозглашает свой тезис «прекрасное есть жизнь». Провозглашая данный тезис Ч. Брал жизнь во всей безграничности её проявлений, в значении радости бытия (лучше быть, чем не быть). Он трактовал жизнь в её социально-классовых проявлениях. Ч. Говорил, что имеются различные представления о красоте у крестьян и у господ. Например красота сельской девушки и светской барышни. Он выдвинул классовый принцип понимания проблемы прекрасного. Так же Ч. Указал, что не следует ограничить сферу искусства одним прекрасным, «общеинтересное в жизни – вот содержание искусства». Кроме задачи воспроизведения действительности, искусство имеет назначение давать объяснение жизни, быть учебником жизни. Таково внутреннее свойство самого искусства. Цель искусства по Ч. Заключается в воспроизведении действительности, в объяснении её и в приговоре над ней. Некоторые критики считают, что Ч. Возвращается к идеям Беллинского. Особое место в его диссертации имеет место тезис о приговоре над жизнью. Но в дессер-ии Ч. Есть и упрощения. Он утверждал: искусство вторично, а действительность первична(«выше искусства»). Однако, сопоставление образов искусства с живыми предметами Ч. Проводит не в том плане, что искусство соотносится с жизнью, как «вторая действительность». Ч. Признаёт за искусством только право средства информации, комментария, «суррогата действительности». Даже выражение «учебник жизни» имеет узкий смысл – справочник жизни, сокращённое её изложение. Ч.полагал, что хотя суждении о действительности и входит в намерение писателя, он всё же не поднимается до обобщений учёного, а произведение искусства до научного сочинения. По мнению Ч. Разница только в том, что история, например, говорит о жизни человечества и жизни общества, а искусство об индивидуальной жизни человечества. Ч. Указывал в своей диссертации на то, что искусство может легко восполнить неполноту картины действительности, и оно имеет в этом смысле превосходство перед действительностью. Но всё же Ч. Не считал эти возможности искусства существенными и тут же ограничивал их значение (пейзаж – лишь рамка, аксессуар). Воображение писателя только украшает, придумывает новые комбинации, разнообразит сочетания тех элементов, которые предоставляет ему дейст-ть.

3.Специфика искусства: его предмет и содержание, формы отражения. Отличие искусства от науки.

Художественное творчество существует, чтобы удовлетворять потребность людей к прекрасному. Для чего предназначено искусство? Объяснить необъяснимое. Искусство – это форма духовного освоения действительности. Для того чтобы можно было творчески преобразовывать этот мир.

Поскольку искусство – это освоение мира с точки зрения человека. Оно создано для того, чтобы человек мог упорядочить свои отношения с миром. Космос – это мироздание, где всё создано по законам, порядку. А хаос – это полный беспорядок. Человек, благодаря искусству, может воспринимать мир либо как космос, либо как хаос. Изображая мир как хаос, герой тоскует о космосе. Содержанием искусства – вся жизнь человека, всё, что его окружает, мир как эстетическая ценность; освоение ценностного бытия человека. Предмет искусства – человек. Форма отражения в искусстве – это художественный образ. В науке обобщение опыта происходит с помощью понятий и рассуждений ценою абстрагирования. В науке движение от частного к общему. Художник воспроизводит жизнь в форме самой жизни, наглядно, предметно, образно, обращаясь к воображению и к чувству читателя, зрителя, слушателя. В искусстве обобщение опыта происходит путём конкретизации. Художественный образ всегда обобщает, но с конкретных позиций, путём индивидуализации и конкретизации.

Искусство и наука: общее: 1.Являются знаковыми системами познания человеком природы и самого себя, для этого используют эксперименты, анализ и синтез.2.И.и Н.-два великих двигателя культуры, до эпохи Возрождения они были слиты в единое целое.3.В основании – философские представления о природе Вселенной и человека. 4.Объективно отражают реальность, познают существенные стороны бытия. Отличия: 1.В отличие от науки, И.не ставит себе целью давать специальную информацию о частных областях общественной практики и выявлять их физические и др. закономерности. 2.Искусство эстетически осваивает действительность, наука теоретически-прикладными методами. 3.Искусство оказывает большое влияние на психологию. Наука – на материальный мир. 4.Искусству свойственен субъективизм: автор вкладывает в творение собственное «я». Наука же добивается объективности. 5.В искусстве всегда есть место интуитивности и непосредственности. Научный метод строго рационален. 6. Каждое произведение искусства – единично и закончено. Каждое научное открытие – звено в цепи предшественников и последвателей.

Литература как вид искусства. Отличие литературы от других видов искусства. Лессинг о специфике литературы.

Разные виды искусства имеют разные эстетические возможности воздействия на человека. Эмоциональное наполнение жестов и пластики в хореографии, возможность действия на подсознание, заразительная сила музыки. Схема планов в кино, за счёт монтажа может быть создан необычный образ, особенно уникальна мультипликация. Но есть такое утверждение, что литература как вид искусства наиболее универсальна. Универсальной возможностью обладает слово. Литература пользуется естественным языком, который доступен всем. Языковая система возникла в цивилизации для универсального выражения действительности. Доказательства универсальности литературы:1. Литература способна возмещать собою содержания других видов искусства. Словом можно передать внешний облик, можно передавать эмоции, слово способно воссоздавать действия как театр. 2. Во многих видах искусства существует литературная основа. 3. В словесном образе заключено множество смыслов и оттенков, словесный образ не имеет чётких конкуров и границ, это и позволяет создавать на основе одного литературного произведения множество интерпретаций. Литература богаче, раз позволяет интерпретировать себя другими видами искусства. Адекватный перевод одного искусства на другое невозможен.

1)Искусство временное - развивающееся во времени - театр, кино, музыка. Мы не можем пойти против времени (пропуск фрагмента. 2)Искусство пространственное - развивающееся в пространстве - пластическое ис-во - живопись, скульптура. Не задано время восприятия. В картине заложены пространственные ориентиры - художник знает, на что зритель должен обратить внимание сначала. На этом фоне лит-ра - синтез временного и пространственного. Лит-ра имеет определенные отрезки, фрагменты - это связано со словом. Каждый из элементов может быть представлен отдельно. Можно изолировано относиться к звуку или слову, судить о фразе, об абзаце, о главе. В любой момент можно прервать временной ход произведения, автор не задает его. Автор не знает скорости чтения, и читатель может в любой момент чтения остановиться. Временное произведение - его автор знает, как долго будет тянуться его произведение, как долго будет идти восприятие произведения. Может быть нарушение ритма, убыстрение хода. В лит. произведении время не заложено, есть возможность прерваться. В театре это невозможно, всегда есть опред. настрой. В лит-ре мы возвращаемся к одному и тому же, есть возможность вернуться и восстановить то, что нам необходимо. Временная структура худ.произведения более свободна. Мы воспринимаем все таким, какое есть в лит.произведении, но в то же время это восприятие может быть у каждого свое, слово воспринимается по-разному. Любое иллюстрирование текста - это искажение того, что передано текстом. Слово нематериально. Нет отчетливости как в живописи, на фотографии (стол в лит. произведении гораздо более общий, чем на картине). Слово несет в себе и сильное и слабое начало.

Лит-ра и музыка: 1) временные различия 2) сущ-ть: в лит.произведении - набор слов смысловой ореол сущ. лит.произведения. В муз. произведении нет определенной привязки, не несет прямых ассоциаций, но мы все же порой относимся к набору звуков эмоционально. Нота - звучание, но не смысловое значение, в отличие от слова приобретает временные хар-ки. Музыка более свободна от смысловой заданности, чем лит-ра. Специфич. формы словесного искусства - сущ-т определенные разряды лит.произведений, которые тесно связаны с другими видами искусства: драматургия - с театром, поэзия и графика (когда автор сам иллюстрирует свое произведение).

Лессинг в статье «Лаокоон, или О границах живописи» выдал первую научную классификацию: деление на пространственные и временные искусства. Иногда мы постигаем художественный образ сразу и целиком, иногда детально. Живопись, архитектура, скульптура — сразу, литература — по частям. В литературе все постепенно.

В 18 веке появился трактат Лессинга о разграничении живописи и искусства слова. Лессинг сравнивает Лаокоона в скульптурной группе и в поэме Вергилия «Энеида». До Лессинга никто не обращал внимания на словесную природу, литература воспринималась как живопись при помощи слов. Он увидел, что у литературы другие возможности: она может передать явление в динамике мира и жизни, а не статичность искусства живописи. Так что Лессинг впервые отметил тот факт, что литература не уступает живописи, а даже во многом её превосходит. Литература в ряде случаев лучше постигает свой предмет, чем живопись или скульптура. Лессинг говорит о том, что литература, в отличие от других искусств, может изобразить то, что другим просто не под силу - что снится герою, те явления и процессы, которые невидимы (мысли, переживания).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1762 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...