Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
при активном участии самой личности. Неблагоприятный образ себя можно изменить, развивая собственную волю, настойчиво меняя сложившиеся ранее стереотипные реакции и вызывая этим у окружающих новое отношение к себе.
Практическое самоизменение — самовоспитание — всегда предваряется осознанием того, чего я хочу, какие цели я преследую, внося коррективы в собственные привычки, чувства, отношения с близкими и далекими людьми, каков мой идеал себя.
Думаю, что две радикальные позиции, выражающие крайности в решении этих проблем, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Я хочу быть максимально приспособленным к на
личному обществу, к преуспеянию сообразно его ценно
стям, целям и задачам. Я хочу не только выживать в су
ществующих условиях, но и стяжать в них для себя целый
ряд общепризнанных благ — материальный достаток или
богатство, влияние, власть и т. д. (Этот список может
стремиться к полноте, выражаемой формулой: «все воз
можные блага».) Меня устраивает быть скроенным по
меркам данного социума и культуры, я не чувствую от
этого никакой ущербности и буду лишь рад соответство
вать заданным параметрам нормальности и похвальнос-
ти. Суть не в том, чтобы быть оригинальным, а в том,
чтобы быть счастливым.
2.Я хочу быть своеобразной неповторимой индиви
дуальностью, которая не подчиняется никакому внешне
му диктату, никакой навязанной предзаданности. Меня
не устраивают нормы и ценности общества как такового
и того общества, в котором я живу, ибо все они манипу-
лятивны, фальшивы и ведут к противоречиям и страда
ниям. Я хочу развивать в себе умение быть независимым
от людей и обстоятельств, от давления коллективности и
анонимных социальных сил. Я также стремлюсь избавить-
Зачем воспитывать человека?
ся от собственной бессознательности и импульсивности, которые тоже есть форма зависимости. Я хочу быть целостной свободной монадой, способной по своему решению соотноситься как со всей Вселенной, так и с малой ее частицей. Социальная обезличенность не может дать счастья, а порождает лишь суррогаты. Истинное счастье — в неповторимости и свободе.
Итак, первая позиция: приспособление и вполне лояльное отношение к возможному обезличиванию. Здесь доминирует идея: «я хочу быть как все и со всеми». Личность принимает социальные правила игры со всеми их противоречиями, соглашается с ними и стремится принять на себя роль, которая представляется ей наиболее выигрышной: быть победителем, а не побежденным, сытым, а не голодным, успешным, а не неудачником. И в любом случае — нормальным, а не странным, функционально-приспособленным членом общества, а не святым, придурком или изгоем. Ценой этого может быть утрата индивидуальности, особых личных способностей и свойств, но в этом случае рассуждают так: «Зачем мне такие индивидуальные черты, которые только мешают подравняться под стандарт?»
Во все времена существовали разного рода устные и письменные руководства, как реализовать свой проект «быть как все». В наши дни образцом литературы, призванной помочь личности хорошо приспособиться к социальному устройству рыночного общества, являются работы Дейла Карнеги. Посмотрите еще раз, как они называются: «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично», «Как перестать беспокоиться и начать жить». Карнеги честно и добросовестно обобщает опыт успешного приспособления к условиям конкуренции и нервной урбанизированной жизни, он обучает приемам, приводящим нас в состояние уравно-
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 185 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!