Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
сость, лень и неутомимость в насилии часто сочетаются между собой. Распущенные люди не гнушаются ни воровством, ни убийством ради того, чтобы удовлетворить свои ненасытные желания, а уж обман, ложь, коварство для них обычное дело. Таким образом, две разновидности морального зла тесно связаны друг с другом и переплетаются между собой.
Горько сетуя на повсеместную распространенность зла и его многоразличные облики, философы с давних времен ставили перед собой вопрос: откуда взялось зло? Почему оно обступает нас со всех сторон и в объективных, и в субъективных формах? Была ли действительность изначально хороша и совершенна или она при своем рождении из небытия уже явила себя злой, корявой и жестокой? Существует целый ряд ответов, хотя истиной в последней инстанции не владеет никто.
Рассмотрим эти возможные ответы, начав «с конца», с тех концепций, которые появились в Новое время.
XVII—XVIII века укореняют моральное и социальное зло в человеческой природе. Такие знаменитые авторы как Т. Гоббс и И. Кант считают человека по природе эгоистичным и злым, стремящимся оттеснить других людей от благ, и, возможно, еще и потешиться над их страданиями. Ни материалист Гоббс, ни скептик Кант не ищут за пределами человеческой природы никаких трансцендентных причин, делающих людей злыми. Эгоизм и зло — естественные качества, поскольку в эмпирической реальности люди конкурируют друг с другом, а, как известно, кто смел, тот два съел. По Гоббсу, государство и мораль возникают именно как механизм, умеряющий человеческую зловредность, иначе человечество давно истребило бы себя. Кант считает, что хотя человек может и обязан исполнять моральный закон благоволения, это не отменяет естественной укорененности во зле.
Близкий по смыслу ответ дает и знаменитый философ XIX в. Фридрих Ницше. Для него жестокость, агрессив-
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 233 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!