Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос



Вопрос

Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 г., когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете.

Одним из первых термин культура ввел в оборот И. Гердер (1744-1803). В его понимании культура содержит в качестве своих частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

Культурология в своем развитии прошла два этапа:

1) До середины 20 века, когда изучение культуры осуществлялось в рамках философии, этнографии, истории и других социальных и гуманитарных наук. Особенно большой вклад в изучение культуры внесли Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган.

2) После середины 20 века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина.

Предметом изучения культурологии является культуротворческая деятельность человека в мировой и отечественной истории.

Культура — чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Поэтому современная культурология - комплексная гуманитарная наука, состоящая из ряда отраслей (наук), которые охватывают всю совокупность знаний о культуре:

1) философию культуры; 2) историю культуры; 3) культурную антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную культурологию; 6) историю культурологии (культурологических учений).

1) Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам.

2) История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.

3) Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека.

4) Социология культуры изучает закономерности функционирования культуры в обществе. В социологии культуры анализируются взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества; исследуется становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.

5) Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т.д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

6) История культурологических учений раскрывает процесс развития знаний о культуре. История культурологии неотделима от истории культуры и общей истории.

Методы культурологических исследований

К самому первому методу нужно отнести эволюционный метод, который результативно использовался на начальном этапе развития культурологии сначала английской школой Э. Тайлора, а затем в первой половине 20 века Л. Леви-Брюлем для анализа связи культуры и особенностей мышления человека. Данный метод наравне с диалектическим изучает культуру как динамическую структуру с цепью последовательных изменений, а также учитывает изменения, происходящие резко, и даже скачкообразно, такие как культурная революция, входит в состав исторического метода.

В методы культурологических исследований входят также структурный метод. Он ориентирован на исследование структуры культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, например, между религией и наукой.

Также в методы культурологических исследований входит функциональный метод, который исследует функции культуры, как например, такой культурный феномен как религия и ее влияние на жизнь общества. Данный метод с точки зрения функций огромное значение придает изучению интересов и запросов людей, способов удовлетворения их потребностей, так как у каждого культурного элемента своя особая функция. Функциональный метод, выявляя общие законы функционирования всех культур, дает любому культурному элементу объяснение.

Системный метод также входит в методы культурологических исследований. Он изучает любую культуру как единое целое, в котором все связано, не имея отдельных элементов. Изучив эти свойства, данный метод позволяет дать общее определение какой-либо культуре, к примеру, военной.

Типологический метод используется в культурологии для изучения и выявления типа культуры, выявляя наиболее характерные и важные черты данной культуры. Данный метод позволяет выявить такие типы культур как западные и восточные.

Сравнительный метод также активно применяется в культурологии, так как позволяет, сопоставив культурные феномены и различные культуры, выявить общие морфологические особенности, структуру и особенности культур.

Компаративный метод культурологического исследования позволяет провести сравнительно-исторический анализ различных культур либо какой-то области культуры на определенный отрезок времени. Сравнивая обычно какую-то общую для этих культур область, чтобы выявить их отличие.

Помимо перечисленных методов культурология использует методы, используемые в различных областях деятельности общества, к примеру, анализ и синтез, абстрагирование, классификация (упорядочив на основе одного признака культуры или культурного феномена), индукция и дедукция и многие другие.

Вопрос

Эволюционизм (втор. пол. XIX в.). Интерпретация эволюционного развития культуры как прохождение ею определенных этапов. Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917), основные работы «Исследования в области древней истории человечества» (1865), «Первобытная культура» (1871). Изучая древние культуры Америки, ученый пришел к выводу, что анимизм (вера в духовные существа) является первой религиозной формой, из которой в дальнейшем развивается:

-фетишизм - почитание материальных предметов, в которых предполагается присутствие особого духа или таинственной силы;

-тотемизм - почитание животного или растения как тотема-покровителя племени, рода, семьи или отдельного человека; поклонение духу, который живет в тотеме;

-культ предков - почитание душ умерших предков;

-политеизм - многобожие, поклонение многочисленным богам;

- монотеизм - единобожие, вера в единого Бога.

Шотландский ученый Джеймес Фрезер (1854-1941) в своих работах «Золотая ветвь» (1890), «Фольклор в Ветхом завете» (1918) предпринял сравнительно-историческое изучение древней культуры. Ученый утверждал, что человечество в своем умственном развитии проходит три стадии:

1.магия - совокупность приемов, обрядов, психотехник, призванных оказывать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (духов), а также воли и воображения мага;

2. религия (в понимании Фрезера) этап, когда сверхъестественные способности человек приписывает не себе, а богам;

3. наука - человек поклоняется законам науки, возводит ее в культ.

Диффузионизм (посл.треть XIX-пер.пол. XX в.). Понятие культурной диффузии: пространственного перемещения культуры из какого-либо центра. Так, норвежский ученый Тур Хейердал (1914-2002) своими путешествиями через Тихий и Атлантический океаны доказывал правомерность теории «культуры солнечных камней», которая называет Египет источником-пуском всех значительных культур древности.

Диффузионисты разработали теорию культурных кругов: культуры не развиваются, но взаимодействуют с другими культурными сферами в географическом пространстве; а также теорию миграции культур, их взаимообогащение через перемещение культурных явлений. Лео Фрабениус (1873-1928) предложил концепцию морфологии культуры: культуры проходят те же стадии развития, что и все живое. Диффузионисты разрабатывали представление о мужских и женских культурах, душе культуры.

Функционализм. Представители: Бронислав Малиновский (1884-1942), Альфред Радклифф-Браун (1881-1955). Исследование функций элементов культуры. Б.Малиновский построил свою концепцию на основе теории потребностей, понимая культуру как совокупность институтов, аппарат, при помощи которого человек решает конкретные задачи. Если уничтожить какой-нибудь элемент культуры (обычай, верование, идея и проч.), вся этнокультурная система и народ, живущий в ней, может деградировать и даже погибнуть. Например, обычай «охоты за головами» юношами во время инициации на островах Тихого океана.

Биосферная концепция культуры. Представители: Владимир Иванович Вернадский (1863-1945), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Лев Николаевич Гумилев (1908-1992). Соединение естественнонаучного и гуманитарного видения мира, рассмотрение судьбы человечества в неразрывной связи с природой и космосом. Главный вклад В. И. Вернадского в культурологию – учение о «ноосфере». «Ноосфера» - сфера человеческого разума. Вернадский считал, что с появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный с психической деятельностью и разумом, именно этот вид энергии и приводит к формированию нового облика планеты. А. Л. Чижевский считал, что все важнейшие события человеческой истории синхронизированы с какими-либо колебаниями или изменениями окружающей среды; он исследовал ход истории человечества в его корреляции с колебаниями солнечной активности.

Культурно-исторические типы Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885). В своей работе «Россия и Европа» (1869) он выдвинул идею существования «культурно-исторических типов», которые в ходе истории, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей природной средой. Они проходят те же стадии, что и биологические особи: зарождение, расцвет, гибель, сохраняя свою индивидуальность и проявляя себя в разной степени зрелости в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и общественно-экономической. Данилевский выделяет 10 типов, исчерпавших возможности своего развития: 1) египетский; 2) китайский; 3) древнесемитский (вавилонский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский); 10) германо-романский. Новый тип – славянский.

Линия «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880-1936). В 1918 вышла его книга «Закат Европы». Эта книга принесла ему славу пророка гибели западноевропейской культуры. Шпенглер рассматривает отдельные культуры как изолированные друг от друга организмы, которые обладают своей собственной уникальной душой. Поэтому представитель одной культуры, никогда не поймет другую культуру полностью. Каждая культура имеет свое рождение, свой кульминационный пик и свою смерть. Этап, когда культура застывает, прекращает свое развитие и рост, теряет духовные потенции, материализуется, Шпенглер определил термином «цивилизация». Шпенглер считал, что западная культура вошла в стадию цивилизации, т.е. приближается к финалу своего существования.

Цивилизационная концепция «Вызов-и-Ответ» Арнольда Тойнби (1889-1975).

Тойнби считал, что цивилизации возникают при двух условиях: наличии окружающей среды и присутствие в данном обществе творческого меньшинства (элиты). Происходит взаимодействие окружающей среды и общества (Вызов-и-Ответ). Общество через творческое меньшинство решает задачу ответа на Вызов среды, приходит в состояние движения, что способствует превращению его в цивилизацию. Рост цивилизации развертывается как непрерывный процесс «Ухода-и-Возвращения» творческого меньшинства, имеющего особый харизматический дар и реализующий его в жреческой, монашеской, светской, аристократической формах. Цивилизация развивается и растет при условии, когда большинство солидарно с меньшинством, подражает ему. В противном случае – цивилизация разлагается, деградирует. Надлом цивилизации происходит и в случае, если общество не может справиться с Вызовом в силу недостатка энергии у творческого меньшинства. Из 26 выделенных Тойнби цивилизаций 16 прекратили свое существование (египетская, месопотамская, греческая и др.), 7-8 находятся в состоянии кризиса или под угрозой ассимиляции западной цивилизацией (китайская, индийская).

Теория суперсистем Питирима Александровича Сорокина (1899-1968).

Признавая наличие глубокого кризиса западной культуры, русско-американский социолог оценивал его не как «закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся цивилизации, объединяющей все человечество. В отличие от Шпенглера он допускал наличие прогресса в общественном развитии. Культура, по Сорокину, есть совокупность всего сотворенного или признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В основе каждой культуры лежит главная ценность, пронизывающая насквозь все ее составные части. В соответствии с характером доминирующей ценности он делит все культурные суперсистемы на три типа:

1.Сенситивная – в которой предпочтение отдается земной, чувственно воспринимаемой реальности (доминирует в европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения),

2.Идеационная – высшая реальность – Бог (классическое Средневековье),

3.Идеалистическая (интеграционная), значимая действительность представляется фрагментарно сложной, и задаваемая человеку ориентация включает в себя земные и неземные ценности («золотой век» Афин, позднее европейское Средневековье XIII-XIV вв.)

Кризис культуры связан, по его мнению, с утратой духовных ценностей в угоду материализму, рационализму, техницизму.

Психоаналитическая школа.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психиатр, основоположник психоанализа и фрейдизма, исследовал индивидуальное бессознательное. Движущая сила человечества, по Фрейду, – стихийные влечения, заложенные в бессознательном, среди которых основной – половой инстинкт либидо, которое находит выход в культурном творчестве, переключая энергию влечения путем сублимации (лат. sublimo – «возвышаю») на создание культурных явлений. В своих работах «Будущее одной иллюзии», «Недовольство в культуре» (1930) Фрейд высказывает неоднозначное отношение к культуре: с одной стороны, навязываемые культурой как социальным институтом запреты и правила приличия подавляют мрачные инстинкты человека – и в этом Фрейд видит положительную сторону культуры. Но, подавляя инстинкты, культура провоцирует прорыв бессознательного наружу чудовищным безумием, преступлениями, самоубийством. Культура препятствует творчеству, так как подавляет энергию бессознательного, но и компенсирует неудовлетворенное либидо, давая возможность выхода энергии в творческом экстазе, создании шедевров, гениальных произведений.

Карл Густав Юнг (1875-1961) в центр своей концепции культуры ставит «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это осадок от первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы. Юнг считал, что нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можно приручить и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение, т.к. именно бессознательное есть вдохновитель всего. Культура призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализации жизни. «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, и ХХ век становится веком неслыханных психических эпидемий (1-я и 2-я мировые войны, фашизм, революция 1917 года).

Символическая школа. Представители: Клод Леви-Строс (род.в 1908 г.), Эрнест Кассирер (1874-1945) и др. Учение о культуре как о совокупности символических форм. Немецкий философ Э. Кассирер в своей работе «Философия символических форм» называет культуру непрерывным порождением языковых, художественных и религиозных символов. Символично всякое творчество, символ предваряет всякий опыт. Язык, миф, религия, искусство, наука – символические формы, которые уже изначально сращены с чувственным. Человек – «символическое животное», наличие символов отличает человека от животного, так как у животного нет внутреннего мира, нет воображения.

Игровая концепция культуры. Представители: Йохан Хейзинга (1872-1945), Станислав Лем (1921-2006), Герман Гессе (1877-1962). Й. Хейзинга в работе «Homo ludens» («Человек играющий») защищает тезис об игровом характере культуры. Игра творит культуру, человек обладает важнейшим свойством – играть. Игра - культурно-историческая универсалия. Хейзинга пытается вписать в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Поэзия родилась в игре и жива благодаря игровым формам. Мудрость и знание связаны со священными состязаниями. Право – из обычаев социальной игры. Культура во всех своих проявлениях играется.

Структурализм (60-е гг. XX в.). Представители: Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (р.1932), Михаил Юрьевич Лотман (1922-1993), Владимир Николаевич Топоров (1928-2005) и др. Один из предшественников отечественной школы структурализма был ленинградский культуролог и фольклорист Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (1895-1970), который изучал морфологию сказки, мотивы которой предложил записывать в виде формул, подобных математическим. На основе анализа культуры как совокупности знаковых систем и текстов структуралисты стремились выявить глубинные структуры человеческой психики.

Постструктурализм (70-90-е гг. XX в.). Представители: Ролан Барт (1915-1980), Жак Деррида (1930-2004), Жан Бодрийяр (1929-2007) и др. Ученые данного направления анализировали не текст, а культурный контекст произведения. Предметом их исследования являлось то, что стоит за текстом произведения, порождает его (особенности психики, воля и желание автора, отношения с властями и проч.). Ориентация на деконструкцию («разборку» текста на элементарные формы) и последующую «сборку» с целью определения того, что внесено в текст осознанным желанием его создателя, и того, что сам автор не видит или о чем он стремится умолчать.

Кассирер, Клод Леви-Стросс.

Вопрос

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования, - науку, - искусство,- литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др, - духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

По аналогии с агентами и институтами социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.

К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Малые социальные группы подразделяются на:

• добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;

• специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев;

• круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;

• культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям;

• семьи,

в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

• этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

• профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;

• непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;

• аудитории: читательская, зрительская.

Особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп:

1) создатели художественных произведений — поэты, писатели, композиторы, художники;

2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы культуры;

3) распространители культурных ценностей — издатели, конферансье, лекторы, дикторы;

4) потребители культурных ценностей — публика, аудитория;

5) цензоры — литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры,

следящие за соблюдением правил;

6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным

зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства.

Вопрос

1. Цивилизация как концепт

2. Противопоставление культуры и цивилизации

3. Марсовая и элитарная культура

Л. Февр - Воссоздать историю французского слова цивилизация на деле означает реконструировать этапы глубочйшие революции которая совершила французская мысль от 18 века по настоящее время.

Цивилизация полявилась одновременно во Франции и во второй половине 18 века.

Концепт (Conceptus) – это отпечаток культуры в сознании человека.

Уровни концепта:

Пассивный история слова (этимология – происхождение слова, основные значения слова их изменения во времени)

Активный (современное значение, актуальное, активный слой концепта)

Уже в греческом и в латинском языках, существовало понятие «Цивилизованный человек», которое входило в ряд культурных и смысловых аппозиций:

1 «Свои» (гр. Eleutherios; рим. Liberalis) и «Чужие» (гр. Barbaros; рим. Barbarus)

2 Горожане (гр. Politicos; рим. Ciuieis) – Провинциалы (гр. Agroitos; рим. rusticus)

Уже в древних мифологиях существовали богов цивилизаторов, которые смягчали дикие нравы людей, путем воспитания и образования (в греческих мифах такой бог выступает Зевс, Прометей, Титан, Гермес, Энки).

Понятие «Цивилизация» во второй половине 18 века его вводит аристократ, филосов, маркис В. Р. деМирабо, А. Смит и А. Фергисон:

Цивилизация – это постоянное совершенствование общества, стремление европейских нация достичь того состояния культуры, которое было достигнуто гражданами греко-римского мира (подобная интерпретация можно встретить у А. Тойнби).

Современное актуальное значение Цивилизации:

Цивилизация как процесс, как бесконечное совершенсвование

Цивилизация как культурно-исторический тип (Н.Я. Данилевский).

Цивилизация как эталон, образец, с которым сравниваются реальные состояния обществ.

Понятия 21 века:

· Цивилизация – это локальная, межэтническая общность, которая складывается на основе единой исторической судьбы народов, обитающих на одной территории при сохранении той или иной степени их культурной самобытности.

· Цивилизации – это образ особого человечества на отдельной земле.

В первые цивилизации и культуры противопоставляет её Ж.-Ж. Руссо в 18 веке:

Цивилизация – это исскуственная неестественная состояние человека.

Из Достоевского:

Цивилизация – есть усложнение жизни, которая из одноэтажной, становится многоэтажной.

Г. Зиммель вторая половина 19 – начало 20 веков:

Культура не терпи устойчивых форм, она безостановочно развивается, движется к собственной гибели (Цивилизация).

Немецкий мыслитель О. Шпенглер начало 20 века:

Цивилизация – это конец культуры без права обжалования.

Признаки цивилизации по Шпенглеру:

Культ денег (мощь денег)

Космополитизм (человек мира)

Мегаполис (большие города, insula)

Массовый туризм

Переход от спорта состязания, к спорту как зрелище

В след за Шпенглером начал развивать тему Н.А.Бердяев русский мыслитель:

Массовая культура – феномен социальной дифференциации (раздробления) современной культуры (начало 20 века) (индустрия детства, индустрия тела, средне-общеобразовательная школа, шоу-бизнес и т.д.)

Элитарная культура – субкултура привелигированных слоев общества, которое отличается принципиальной закрытостью ценностно-смысловой самодостаточностью и духовным аристократизмом.

Вопрос

Динамика культуры:

1)Изменение внутри культуры, взаимодействии разных культур, для которых характерно наличие упорядоченных тенденций и направленный характер;

2)раздел теории культуры, в котором изучаются процессы изменчивости культуры и условия и механизмы, реализующие изменения.

Понятие «культурные изменения» схоже с «динамикой культуры», но в данном случае определяют любые изменения в культуру, не имеющие целостности.

Культурогенез- процесс появления и становления культуры народа и народности в общем, появление культуры как таковой.

Теории динамики культуры:

1) Теория циклического развития. Разработана Данилевским в книге «Россия и Европа». Главная мысль: цивилизаций не существует, есть лишь различные культурно-исторические типы. Считал, что любое племя или семейство народов с общим языком и есть культурно-исторический тип.

2) О.Шпенглер «Закат Европы». Считал, что нет общечеловеческой культуры, есть лишь множество индивидуальных культур. Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации, при переходе большей части культуры в города.

3) Тойнби описывал историю человечества как ряд цивилизаций, которые возникают, развиваются, деградируют и погибают.

Вопрос

1) Инновации, изобретение новых образов, символов, норм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей и формирование новых отраслей и сфер жизнедеятельности.

2) Обращение к культурному наследию – переоценка и исправление всех прошлых достижений народа в новых условиях.

3) Культурные заимствования – использование предметов, норм поведения, ценностей других культур.

4) Синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое явление, которое отличается от исходного.

вопрос.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 457 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...