Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вечное движение



Леонардо да Винчи наставлял художников:

«Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое — легко, второе — трудно, так как оно должно быть изоб­ражено жестами и движениями тела... Делай фигуры с такими жестами, которые доста­точно показывали бы то, что творится в душе фигуры, иначе твое искусство не будет достойно похвалы».

Слова великого Леонардо да Винчи в полной мере могут быть отнесены к сценаристам.

Но «жестов и движений тела» в какое-то «остано­вившееся мгновение» нам недостаточно. Не забывайте: искусство экрана — это искусство действия, непрерыв­ного действия. Экранное зрелище — любое — это дви­жение (само слово «кино» и означает по-гречески дви­жение). Не застывшая, висящая на стене картина... Когда начнется экранное воплощение сценария, начнет­ся движение пленки и, соответственно, движение чело­веческих тел, поступков, событий, движение мыслей и чувств. И в каждый данный момент жесты, поступки персонажей сценария, события, в которых они участву­ют, слова, которые они произносят, должны быть необ­ходимыми моментами этого движения. Аристотелевские начало, середина и конец — основные этапы этого дви­жения, от его зарождения к развитию действия вплоть до кульминации и до эпилога или финала.

Но как это воплотить — сначала на бумаге, а затем на пленке (на экране)? Из каких эпизодов-кирпичиков должен быть сложен сюжет?

Например, вы хотите рассказать об одном дне жиз­ни вашего героя. В этот день ему суждено было совер­шить какой-то важный с вашей авторской точки зрения поступок. Тут возможны для сценариста три пути.

Во-первых, рассказать только об этом поступке. Но тогда есть опасность, что читателю и зрителю будет непонятно, как он пришел к мысли совершить то, что он совершил, каков характер вашего героя, каковы его интересы и т. д. То есть образ его будет обедненным, изображенным односторонне.

Во-вторых, можно подробно, ничего не упуская описать весь день героя, час за часом, минуту за ми­нутой, с того момента, как он проснулся в своей квар­тире и до того, как он заснул. В этом случае мы ничего не упустим, обо всем расскажем, но рассказ, скорее всего, получится скучноватым — из-за множества не­нужных, тормозящих действие, не имеющих отношения к идее сценария, к характеру, к внутреннему миру героя подробностей...

И в-третьих, из множества частностей, значитель­ных и незначительных поступков героя, слов, им про­изнесенных, из его реакций на людей, на мир вокруг него и т. д. и т. п. выберем несколько динамичных ситуаций, несколько эпизодов — самых характерных для него. Таких, из которых прояснятся его взгляды на жизнь, его отношение к людям, ко всему, что его окру­жает, его скорби и радости — его характер. И тогда, наверное, станет ясно, почему этот герой совершил тот важный для автора поступок, и почему именно он его совершил.

Последний, третий вариант — самый правильный. Больше того — почти всегда он единственно возмож­ный. И тут мы подходим к очень серьезному моменту — к пониманию дискретности (прерывистости) времени и пространства в сценарии и экранном воплощении сценария.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...