Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А нужен ли сценарий?



...Наконец-то поставлена точка — сценарий готов, режиссеру и руководству студии он нравится, вот-вот будет отдано распоряжение о запуске вашего сцена­рия в производство...

Но не думайте и не надейтесь, что на этом ваша работа закончилась. И в кино, и на телевидении в осо­бенности автор участвует в работе съемочной группы, как правило, от первого до последнего дня съемок, монтажа, озвучивания телефильма или передачи.

Почему это происходит?

Если вы написали сценарий документального те­лефильма (передачи), то за время, пока вы его писа­ли, пока решалась его судьба, многое могло изменить­ся и в жизни предполагаемых героев, и даже в ваших взглядах на проблему. Может случиться, что другими стали и погода, и пейзаж. И взаимоотношения между людьми оказались совсем не такими, какими они были, когда вы только собирали материал для еще ненаписанного сценария. Кроме того, времени для съемок на телевидении отводится, как говорится, в обрез. И тут сценарист по ходу дела должен приду­мать (и написать!) то, что должно заменить эпизоды, которые снять невозможно или по каким-либо причи­нам не стоит снимать. Если вы снимаете телефильм (передачу) художе­ственный, игровой, то может случиться, что какую-то сцену актерам «неудобно» играть, или вы сами увидите, что диалоги выписаны недостаточно хорошо, можно бы лучше... Или есть необходимость перенести действие из одного места в другое. В общем, сценаристу опять же «в пожарном порядке» надо приниматься за работу.

Идет монтаж. И тут вы видите, что заготовленные вами куски закадрового текста не вполне соответству­ют тому, что остается на экране. Что поделаешь, — придется переписывать. А то еще вдруг возникнет новый эпизод, не предусмотренный сценарием, — ведь всегда снимается в несколько раз больше мате­риала, чем предполагает протяженность фильма. Надо этот эпизод осмыслить в логическом ряду других эпи­зодов и написать текст, добавляющий к содержанию фильма или передачи нечто новое и важное...

Так что чего-чего, а работы сценаристу хватает! Но это возможное несовпадение сценария с ре­зультатами съемок и монтажа (так мне кажется!) зас­тавляет иных режиссеров и киноведов утверждать, что сценарий вообще-то не очень нужен...

«В сценарии наиболее ценно для меня не столько то, как он написан, сколько кем написан. Иными словами, важна не столько драматургия, сколько драматург. Го­воря по-простому, нужна хорошая голова, единомышлен­ник и друг, с которым можно было бы посоветоваться, обсудить любые вопросы, возникающие по ходу съемок и монтажа».

Это написала известный режиссер и оператор Ма­рина Голдовская.

Далее она пишет:

«В некоторых странах (в Англии, например) докумен­тальный фильм запускается в производство не по ли­тературному сценарию, а по съемочному плану. Мне ду­мается, это более целесообразно» (Голдовская М. Человек крупным планом. М.: Искусство, 1981. С. 98). А вот мнение киноведа профессора Ильи Вайсфельда (высказанное, кстати, по поводу проблем раз­вития телевидения):

«Драматургия меняется, но она не отменяется. Некоторые товарищи полагают, что развитие теле­видения и развитие документализма в киноискусстве и в телевидении как бы отменяет проблему мастерства сценария, вмешательство сюжета, композиции, монта­жа, разрушает подлинность действительности. Это наивная точка зрения... Упразднение сценария нанесло бы колоссальный вред делу развития телевидения и документального кино» (" Проблемы режиссуры художественного кино и телевидения. М.: ВГИК, 1987. С. 68).

Об «упразднении» сценариев художественных (иг­ровых) фильмов и передач, к счастью, речи пока не идет. Отчего же некоторые режиссеры считают, что сценарий не обязателен?

После некоторого несложного анализа я пришел к выводу: все режиссеры, отрицающие значение полно­ценного, добротного литературного сценария, являются авторами или соавторами сценариев своих фильмов и передач. Поскольку они сами снимают и монтируют свои фильмы, им не нужен сценарий, написанный на бума­ге, — он живет у них в голове. Та же Марина Голдов­ская, которая во многих своих работах выступала в роли режиссера, оператора и соавтора сценария одновремен­но, наверное, и в самом деле не нуждалась в тщательно выписанном сценарии... Потому что главные рабочие инструменты сценариста — авторучку, пишущую ма­шинку или компьютер — ей заменяли съемочная каме­ра, с которой она не расставалась, и монтажный стол. Может быть, размышляя о будущем фильме, она фор­мулировала мысли не фразами, а кинокадрами... Нет, сценарий очень даже нужен. Кстати, история нашего телевидения знает немало имен талантливых режиссеров, работавших чаще все­го по собственным прекрасным сценариям. Дмитрий Луньков, Владимир Виноградов, Иван Менджерицкий, Юрий Беспалов, Станислав Белянинов, Лев Рошаль, покойные Алексей Габрилович и Юрий Белянкин — всех не называю, чтобы не «зациклиться» на одном месте. Они по-разному относились к сценариям, но тем не менее писали их отлично. Мне приходилось встре­чаться со многими известными писателями, которые относились к созданию сценариев для телевидения не менее серьезно, чем к работе над своими книгами.

В последнее время на телевидении появилось много новых студийных передач, я бы сказал, развлекательно­го толка. Даже беседа ведущего один на один с пригла­шенным в студию участником зачастую носит если не развлекательный, то эпатажный характер — задаются вопросы о личной жизни приглашенного, о том, что по большому счету никого не касается, но может служить пищей для всякого рода сплетен и пересудов. Нам пред­лагаются ток-шоу, музыкальные шоу, коммерческие конкурсы и азартные игры, крайне политизированные «круглые столы» и т. д. Нет нужды здесь разбирать до­стоинства и недостатки таких передач. Отмечу лишь два существенных для нас свойства. Во-первых, как прави­ло, это передачи цикловые, регулярно появляющиеся в эфире. И создается впечатление, что для таких передач сценарий не нужен — каждая последующая передача по­строена так же, как предыдущая. Но то, что последую­щая передача композиционно всегда повторяет преды­дущую, заставляет их создателей каждый раз подновлять и подправлять некогда написанный для первой передачи сценарий. И это второе свойство таких передач. Вводят­ся новые, кроме ведущих, участники передач, заготавли­ваются новые вопросы для интервью и т. д. То есть мы имеем дело с вариантами первоначального сценария (скорей всего, его называют, как нынче принято, «проект»), который все равно нужно было написать и работа над которым продолжается до выхода каждой передачи в эфир.

Когда знаменитого нашего кинорежиссера Алек­сандра Столпера спросили, как бы он подошел к рабо­те на телевидении, если б ему предложили такую ра­боту, он ответил:

Я бы подошел к работе на телевидении точно так же, как в кино. Но, наверное, еще требовательнее отнесся к литературному материалу!.. (Проблемы режиссуры художественного кино и телевидения. М: ВГИК, 1987. С. 73)

Когда-то классик французского кинематографа Рене Клер так выразил свое отношение к сценарию: «Бездарной режиссуре с трудом удается испор­тить интересный сценарий. Однако даже самые опыт­ные специалисты не могут вытянуть из бездарного сценария интересный фильм».

Позволю себе еще раз напомнить, что в искусстве нет законов, столь же незыблемых как физические. Как закон всемирного тяготения, например. Если кому-то не нужен заранее написанный сценарий — это его дело. Дай бог ему таланта и удачи. Но существует и не собирается исчезать прекрасный вид творчества — сочинение сценариев для фильмов и телепередач. И дай бог каждому сценаристу иметь возможность по­вторить замечательные слова Рене Клера, сказанные им после завершения работы над сценарием: — Фильм готов, остается его только снять!..





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 330 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...