Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алматы – 2012




Печатается решением Научно-методического совета АКС при ТОО «КАУ»,

протокол № ___ ______ от ________

Составитель: Ерболова Л.С. – магистр педагогических наук, преподаватель истории АКС при КАУ.

Сборник активного раздаточного материала по истории Казахстана для студентов 2 курса АКС при КАУ помогает учащимся развивать навыки самостоятельной учебной и творческой работы. Индивидуальные задания, развитие навыков устной речи через участие в дискуссиях выступлениями – такие формы работы на уроке способствуют освоению учебной программы.

© Алматинский колледж связи, 2012


Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2013-2014уч.год.   Лекция 1. Тема: Конституция Республики Казахстан. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

История Конституции

В 1991-1995 годах происходило становление и конституционное оформление политической системы республики

Принятая в январе 1993 г. первая Конституция независимого Казахстана уже в своей преамбуле конституировала тезис Н.Назарбаева о том, что Казахстан – это государство самоопределившейся казахской нации

В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, рациональна, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.

Конституция состоит из:

· Преамбулы – вводная часть конституции.

· Раздел – это часть конституции в которую собраны статьи относящиеся к одной тематике.

· Статья – это часть раздела в которой описаны права граждан РК.

Содержание.

Преамбула:

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

§ Конституция состоит из 9 разделов:

Ø Раздел I. Общие положения

Ø Раздел II. Человек и гражданин

Ø Раздел III. Президент

Ø Раздел IV. Парламент

Ø Раздел V. Правительство

Ø Раздел VI. Конституционный Совет

Ø Раздел VII. Суды и правосудие

Ø Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление

Ø Раздел IX. Заключительные и переходные положения

В 1998 и 2007 годах в Конституцию вносились значительные изменения, перераспределяющие полномочия Президента и Парламента. Изменения были внесены и в 2011 году, этими изменениями президенту было предоставлено право проведения досрочных президентских выборов.

Глоссарий:

Russian English Kazakh
против against қарсы
движение movement қозғалыс
правитель governor басқарушы
оружие weapon мылтық
дань tribute алым-салық

Задание для СРСП:

$$$1 Конституция Республики Казахстан состоит из 9-ти разделов и

$98 статей

$99 статей

$36 статей

$89 статей

$$$2 Что означает референдум?

$всенародный опрос, голосование

$всенародная выставка

$национальный праздник

$политическая партия

$$$4 Когда Казахстан обрел независимость?

$16 декабря 1991 года

$16 декабря 1992 года

$15 декабря 1991 года

$5 января 1991 года

$$$5 Кто является первым Президентом независимого Казахстана?

$Н.А. Назарбаев

$Ш. Айманов

$М.С. Горбачев

$К.Токаев

Задание на СРСП: [Л.1, стр 5-10]

1.Назовите количестве статей в Конституции Республики Казахстан?

2.Когда было принята первая конституция РК?

3.Дайте определения следующим терминам: референдум, республика, демократия?

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2013-2014уч.год.   Лекция 2. Тема: Первобытнообщинный строй на территории Казахстана. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1. Общая характеристика и периодизация доисторического периода

2. Каменный век на территории Казахстана: периодизация, особенности, памятники

Основные понятия: «доистория», каменный век, бронзовый век, железный век, социальная организация, неолитическая революция, андроновская культура, бегазы-дандыбаевская культура, социогенез, техногенез, антропогенез.

Историческая наука представляет собой комплекс взаимосвязанных общественных наук, изучающих эволюцию человеческого общества в отдельных аспектах и в целом. В строгом смысле «история» (от греч.Historia – рассказ о минувшем познанном; знание) является описанием событий прошлого. Соответственно, предметом истории Казахстана является процесс происхождения и развития человеческого общества на территории Казахстана.

Описание прошлого возможно на основе каких-либо источников. Под источниками понимаются те или иные памятники оставшиеся от прошлых эпох. Они бывают вещественными (предметы материальной культуры), этнографическими (традиции, обычаи и т.п), лингвистическими, устными (фольклор) и письменными.

Одной из сложных проблем истории является вопрос о происхождении человека и его древнейших этапов развития. Наука утверждает, что уже более двух миллионов лет назад появился предок человека. Не менее сложной представляется выявления прародины человека.

Для обозначения периода человеческой истории до возникновения письменности в 1851 г. Д.Уиолсоном был введен термин «доистория» или «праистория». Данный термин получил широкое распространение. Поэтому можно сказать, что доистория – часть истории человечества, «анонимный»

ее период.

Периодизация доисторического периода представляет сложную и еще не решенную до конца научную проблему. Это относится как к общей (исторической), так и к специальным периодизациям – археологической, антропологической и др.

В 1870г. американским этнологом Льюс Морганом, в его труде «Древнее общество» впервые была предложена общая периодизация первобытной истории. Используя установившееся членение в XYIIIв. исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации, он разделил эпоху дикости на три ступени: низшую (начинается с появление человека и членораздельной речи); среднюю (с возникновения рыболовства и применения огня); высшую (с изобретения лука и стрел). Аналогично была представлена эпоха варварства. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением гончарства, к средней – освоением земледелия и скотоводство, высшей – освоением железа. С изобретением буквенного письма, алфавита начинается эпоха цивилизации.

Ф.Энгельс обобщил периодизацию Моргана, определил эпоху дикости, как время присваивающего, а эпоху варварства, как время производящего хозяйства.

Из специальных периодизаций первобытной истории наиболее важным является археологическая.Итак, историю человеческого общества археологи делят на эпохи, условно называемые веками: каменный (орудия труда изготовлялись из камня (галька, кремень); бронзовый ( использовали сплав олово и меди, а так же и другие полиметаллы), железный (использовали железо).

Для создания более полной научной картины прошлого, доисторический период развития человечества следует рассматривать по трем линиям: антропогенез – процесс возникновения и развития человека как общественного существа; техногенез – процесс развития техники обработки и применения орудий труда, что в свою очередь вело к прогрессу материальной культуры; социогенез- процесс развития человеческого общества от простейших форм к сложному общинному коллективу. Эти линии взаимосвязаны и в совокупности формируют четвертую – развитие духовной культуры человека.

2. Древний каменный век – время становления человека, его мышления, производственной деятельности и культуры.

В исторической науке принята следующая периодизация каменного века:

· Палеолит (древнекаменный) начинается 2,6 млн. лет назад (3 этапа: олдувай, ашель, мустье) и завершается 10 тыс. лет назад до н.э.

· Мезолит охватывает 10-7 тыс. лет до н.э.

· Неолит (новокаменный) датируется 7-5 тыс. до н.э.

· Энеолит (медно-каменный век) 4-3 тыс. лет до н.э.

· Следы первого человека – “ хомо эректуса” (человека прямоходящего) на территории Казахстана обнаружены археологами в ашельский период. Они представлены древними орудиями, к их числу относятся массивные кремневые отщепы, рубила разных форм (бифасы, унифасы), нуклеусы, скребла и т.д. Одним из мест, благоприятных для расселения древних насельников на территории Казахстана, был район горного хребта Каратау. В горных пещерах Каратау, в Северном Прибалхашье обнаружены стоянки с грубо обработанными каменными орудиями. Это стоянки Танирказган, Борыказган, Акколь, Кудайколь, Жаман-Айбат и др. Таким образом, можно выделить две зоны палеолитических культур: Южный Казахстан и Сары-Арка. Эти зоны различаются техникой обработки камня и материалом, применяемым для изготовления орудий.О пребывании человека в эпоху палеолита свидетельствуют так же кремневые скребки, скребла и другие изделия, найденные в Восточном Казахстане. С эпохи позднего палеолита связывают появление человека современного вида (хомо сапиенса). В этот период появляется третья зона культуры – Восточный Казахстан (стоянки Козыбай, Новоникольское, Канай, Шульбинка и др.), органически связанный с Южной Сибирью и Алтаем. Орудия труда более совершенствуются, появляются ножи, пилы, наконечники копий, сверла, молотки, резцы. Увеличивается количество орудий из кости – рыболовные крючки, гарпуны, иголки с ушками.

Переход к мезолиту ознаменован изменениями в климате, связанное с отступлением ледников. Специфическими признаками мезолита можно считать - широкое употребление лука и стрел (вследствие распространения индивидуального способа охоты), распространение вкладышевой техники в изготовлении орудий труда (появление микролитической технологии обработки камня), возрастание подвижности населения.

Неолит – время расцвета каменной индустрии, развития гончарного искусства, горного дела. Появляются новые технологические приемы обработки камня – пиление, сверление, шлифование. Стали лепить посуду из глины, обжигать ее.

Неолитической революцией – называется процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему – скотоводству и земледелию.

В эпоху неолита в Казахстане образовалось несколько локальных групп памятников, возможно, соответствующих племенным образованиям. В Южном Казахстане была распространена кельтеминарская культура, в северном Казахстане – атбасарская и маханджарская, в Западном Казахстане неолит представлен стоянками оюклинской и тюлузской культуры.

1. Кем и когда был обнаружен самый древний памятник каменного века на территории Восточного Казахстана:

А) 1980г. К.А.Акишевым

В) 1989г. Ж.Таймагамбетовым

С) 1970г. А.Маргуланом

Д) 1927г. В.Грязновым

Е) 1870г. А.Харузиным

2. Чьим именем впоследствии была названа многослойная стоянка, обнаруженная Х.А.Алпысбаевым в 1958г.

А) А.Кунанбаева

В) Ч.Валиханова

С) Ы.Алтынсарина

Д) М.Жумабаева

Е) Ч.Дарвина

3. Хронологические рамки эпохи позднего палеолита:

А) от 35-30 тыс. лет до 12-10 тыс. лет назад

В) от 150 тыс. лет до 100 тыс. лет назад

С) ХУШ-ХП тыс. лет до н.э.

Д) 1 млн. 750 тыс. лет – 40 тыс. лет назад

Е) 2,5 млн. лет – 800 тыс. лет назад

4. В нижнем палеолите для раскалывания камня человек использовал другой камень, ударяя их друг о друга. Такая техника получила название:

А) обтеска

В) тиснение

С) пиление

Д) галечная культура

Е) все вышеназванные

5. К какому периоду относится возникновение скотоводства и земледелия:

А) мезолиту

В) палеолиту

С) неолиту

Д) бронзовому веку

Е) средние века

6. Образование племен и племенных объединений происходит в период:

А) палеолита

В) неолита

С) энеолита

Д) бронзы

Е) железа

Глоссарий:

Russian English Kazakh
источник source дерек
время time уақыт
эпоха epoch дәуір
Археология – наука о древности archeology археология
племя tribe тайпа

Задание на СРС: [Л.2, стр 5-10]

1. Как называется предмет, к изучению которого мы приступили?

2. Что является предметом изучения истории?

3. О чем рассказывает история Казахстана?

4. Как ты понимаешь выражение «История Казахстана - часть все­мирной истории»?

Задание на СРСП: [Л.4, стр 6-10]

1. О чем повествует история?

2. Для чего нужно изучать историю?

3. История Казахстана часть всемирной истории.

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. Раздыков С. История Казахстана. Алматы, 2007.

2. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2002.

3. М. Козыбаев и др. История Казахстана: Очерк.- Алматы, 2003.

4. А. Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1. НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2013-2014уч.год.   Лекция 3. Тема: Племена Казахстана в эпоху бронзы. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1. Эпоха бронзы: периодизация, особенности, памятники

2. Экономика и социальная организация доисторического периода

Энеолит- время перехода к производящим формам хозяйства, в частности к скотоводству. В Северном Казахстане появляются памятники ботайской культуры (стоянки Ботай, Красный Яр, Бестамак, и др.).

Сэпохи бронзы (XYIII-YIII вв. до н.э.)начинается древняя история Казахстана. Условно ее можно разделить на следующие периоды: ранний, средний, поздний. В это время на территории Казахстана утверждается экономика производящего хозяйства, двумя главными направлениями которой выступают скотоводческо - земледельческое хозяйство и высокоразвитая древняя металлургия. В этническом и культурном отношений – время сложения на обширной территории Казахстана и сопредельных зонах ареала родственных племен, получивших название андроновской культуры. Эпоха поздней бронзы представлена памятниками бегазы-дандыбаевской культуры.

Андроновская культура представляла собой культурно-историческую общность, протоцивилизацию, определившую историческое развитие значительной части Евразии. Важными ее центрами были части центрального, восточного и северного Казахстана. На западе Казахстана параллельно андроновской существовала близкая ей срубная культура. На юге андроновская культура соседствовала с родственной ей тазабагьябской в Приаралье. По данным археологов, андроновская культурно-историческая общность включает в себя: петровскую, алакульскую, федоровскую и культуру валиковой керамики. Причем каждая из них имеет свои особенности в изготовлении жилища, керамической посуды, в способах захоронения, в технологии плавки и литья металла. Между тем, общим для них является то, что они знали весь цикл производства металлических изделий от добычи руды выплавки до изготовления предмета. Имелись специальные плавильные печи, литейные мастерские, хорошо знали приемы ковки, чеканки и тиснения.

Происхождение андроновской культуры – проблема дискуссионная. Наиболее сложным является вопрос об определении этнической принадлежности населения. Существуют несколько мнений. Большинство (Чернецов В., Вереш П. И др.) относят андроновцев к финно-угорской этнической группе. В исторической и филологической науке утвердилась гипотеза об индоиранской или арийской принадлежности андроновских племен на основе анализа древнейших памятников индоиранцев – Авесты, Ригведы, Атхарваведы и других данных топонимики, ономастики, археологических материалов. Буквально, в последние годы у языковедов-тюркологов, этнологов, историков появилось ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности андроновских племен. По антропологическому типу андроновцев относят к протоевропеоидной расе без какой-либо примеси монголоидных черт.

У андроновцев было скотоводческо-земледельческое хозяйство. Жилищами у них были землянки, полуземлянки. Строили они свое жилье из камня и дерева. Установлено, что жили они в больших поселениях, окруженных оборонительными сооружениями – стенами с деревянными частоколами и рвами, башнями. Аркаим – считают протогородом той эпохи. Археологические данные позволяют констатировать следующие факты, у андроновцев были широко развиты домашние промыслы. Так, например, они пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь. И мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с ушками.

В конце 2-го и начале 1-го тысячелетия до н.э. в Центральном Казахстане появляются оригинальные архитектурные погребальные комплексы, отнесенные академиком А.Маргуланом к бегазы-дандыбаевской культуре. Культура получила название по могильникам Бегазы (Жезказган) и Дандыбай (Караганда). Таким образом, в Центральном Казахстане комплексная андроновская культура в XII-X вв. до н.э. сменяется бегазы-дандыбаевской культурой. Отличительная черта этой культуры–монументальные погребальные сооружения, имеющие сложную планировку. Внушительный вид и богатый погребальный инвентарь говорят и принадлежности их к родоплеменной знати. Вполне возможно, что мы имеем дело с уже сформированным стратифицированным обществом, близким к образованию государства.

Первую форму организации общества называют «первобытным человеческим стадом» или праобщиной. Формирование данной формы совпало с выделением человека из животного мира и образованием общества. Дальнейшая эволюция человеческого социума привела к возникновению общины, как постоянной хозяйственной единицы. При этом основой для укрепления социальных связей были стихийно возникшие узы естественного, кровного родства. Одной из отличительных черт родовой общины является – экзогамия, т. е запрет на брачные отношения внутри общины. Первой формой упорядоченного эгалитарного общества была кровнородственная материнская община – материнский род. Власть внутри рода принадлежало собранию всех взрослых сородичей, сообща решавших хозяйственные и общественные вопросы. Наибольшим авторитетом пользовались старейшины. Разделение труда по полу и возрасту получило дальнейшее развитие. Мужчины – охотились, женщины – были собирательницами и хранительницами домашнего очага, дети и старики помогали. Переход в категорию взрослых отмечался торжественными обрядами - инициацией.

С появлением дуальной организации в обществе возникли семья и брак.

Эпоха неолита было временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем в этот период возникают такие формы родовой организации как племена или объединение племен. Племена состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства. Они имели свое имя, территорию, диалект, культурно-бытовые особенности.

Изменения в хозяйстве андроновцев нашли отражения в их социальной структуре общества. В эпоху бронзы доминирующей формой становятся патриархально-родовые отношения. У андроновцев наблюдалась и социальная дифференциация: появились своеобразные «цари», особая группа привилегированных и высокочтимых воинов, что свидетельствовало о большой роли военных столкновений, битв, сражений в эпоху бронзы.

Выводы: Казахстан, как показывают исследования археологов и историков, входил в область древнейшего расселения человека. Археологические данные позволяют нам выделить три зоны палеолитических культур: Южный Казахстан, Сары-Арка, Восточный Казахстан. Бронзовую эпоху представляли носители андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры.

ТЕСТЫ

1. Самая древняя эпоха нижнего палеолита, называемая дошелем, или олдувайской культурой продолжалась:

А) от 2,5 мл.до 800 тыс. лет

В) от 40 до 10 тыс. лет

С) от 800 до 140 тыс. лет

Д) от 140-40 тыс. лет

Е) от 35 до 12 тыс. лет

2. Самое раннее на земле существо – презинджантроп - обнаружен в Олдувайском ущелье («Homohabilis»). Его абсолютный возраст составляет:

А) 1 млн.750 тыс. лет

В) 100000 тыс. лет

С) 70000 тыс. лет

Д) 5млн. лет

Е) 40 тыс. лет

3. Стадией эволюции человека формы Homoerectus был синантроп, впервые обнаруженный в 1927г.

А) в пещере Чжоу-коу-дянь

В) в Австралии

С) в Южной Африке

Д) Западной Европе

Е) Северо-западной Африке

4. У поселка Конырдек, на Юго-западных склонах хребта Каратау были найдены одни из самых древних орудий труда. Это:

А) массивные прямоугольные кремневые отщепы

В) железные топоры

С) каменные остроконечники

Д) сверла

Е) резцы

5. Кем и когда был обнаружен самый древний памятник каменного века на территории Восточного Казахстана:

А) 1980г. К.А.Акишевым

В) 1989г. Ж.Таймагамбетовым

С) 1970г. А.Маргуланом

Д) 1927г. В.Грязновым

Е) 1870г. А.Харузиным

Глоссарий:

Russian English Kazakh
против against қарсы
движение movement Қозғалыс
правитель governor басқарушы
оружие weapon мылтық
дань tribute Алым-салық

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. Раздыков С. История Казахстана. Алматы, 2007.

2. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2002.

3. М. Козыбаев и др. История Казахстана: Очерк.- Алматы, 2003.

4. А. Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1. НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2013-2014уч.год.   Лекция 4. Тема: Племенные союзы и древние государственные объединения. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1. Племенной союз саков

2. Усуни – этнокультурные преемники саков

3. Раннегосударственное объединение кангюев

4. Империя хуннов

Основные понятия: «эпоха ранних кочевников», военная демократия,

племенные союзы, «звериный стиль», гуньмо, шаньюй, «полихромный стиль».

В I тысячелетие до н.э. с формированием нового типа скотоводческого хозяйства – кочевнического, на смену племенам андроновской культуры приходят новые – саки и савроматы. Археологические и антропологические данные подтверждают генетическую связь саков и савроматов с ариями, преемственность их материальной и духовной культуры с населением эпохи бронзы. «Ранний железный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха» таковы наиболее распространенные определения в литературе хронологических рамок периода (8-3 вв. до н.э.). Это время, когда в казахстанских и уральских степях господствовали саки и савроматы, создавшие культурную общность, отличительными чертами которой стали определенный тип вооружения и конского убора, характерная скифская одежда и так называемый «звериный стиль» в искусстве.

В этот период в древних рукописях появляются сведения о могущественном союзе сакских племен, обитавших на территории Казахстана и Средней Азии.

В своей «Истории» Геродот, как и большинство греческих авторов, называл саков скифами, а иногда «азиатскими скифами». В древних рукописях упоминаются три группы сакских племен: саки-хаумаварга (населяли Среднюю Азию); саки-парадарайа (юго-восток Аральского моря, правобережье Сырдарьи); саки-тиграхауда (Жетысу).

В степях западного Казахстана, вплоть до Эмбы на востоке и верховьев реки Урал на севере, жили сарматы (савроматы). Вдоль побережья Каспийского моря обитали каспии.

Племена саков вступали в мирные контакты со своими северными, восточными и западными соседями. Археологические раскопки показывают, что саки имели торговые и культурные связи с Хорезмом, Бактрией, Ассирией и Индией. Господствующим типом хозяйства у сакских племен являлось полукочевое и кочевое скотоводство. Переход к такой форме хозяйства означал экономический прогресс. Труд человека стал боле продуктивным, этому способствовало специализация хозяйства. Скот и продукты скотоводства быстро приобретали меновую функцию, и таким образом создались условия для торговли кочевых народов с оседлыми.

В хозяйстве сакских племен развивалось скотоводство трех видов: кочевое, полукочевое и оседлое. На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, ножи и другие предметы. На этот период приходится распространение бронзовой металлургии, орудий труда и оружия из бронзы.

В сакском обществе идет дальнейшее разложение родоплеменных отношений. Патриархальные отношения развиваются. Возникает общинная и семейная собственность. Родоплеменную структуру сакского общества можно представить схемой: группы малых родственных семей объединялись в кочевые общины, они, в свою очередь, - в племена, которые составляли союз племен. Сакские племена не создали государственности в полном смысле, поэтому их социальная организация замыкается в союзе племен.

Саки жили в войлочных юртах, которые ставились на земле, либо для удобства перевозки размещались на телеге. Жили также и в стационарных жилищах (из саманного кирпича и бревен). Носили высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, подпоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.

В 1969-1970 гг. казахстанские археологи во главе с К.Акишевым вели раскопки Иссыкского кургана близ Алматы, и в одном из могильников обнаружили останки молодого сакского вождя («золотой человек»). Богатое убранство отразило высокую художественную культуру древних умельцев. Интерес представляет также последние находки археолога С.Самашева (Атырауский золотой человек).

Использование железа и переход к более прогрессивной форме хозяйства способствовали развитию культуры саков.

Главным компонентом сакского искусство является изобразительная форма, называемая «звериным стилем». Этот стиль сложился в 7-6 вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Определяющим его признаком является изображение животных. Кинжал-акинак «золотого человека» из кургана Иссык выполнен в классическом зверином стиле. Это искусство носило культовый характер.

Данные антропологов позволяют полагать, что саки были европеоидами. Между тем, по мнению О.Исмагулова, в антропологическом типе саков присутствовало около 20% монголоидных элементов. Саки говорили на восточно-иранских языках и диалектах. Некоторые историки относят их к тюркоязычным племенам.

В конце I тыс. до н.э. на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство – «Страна Усунь». В древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне «у-сунь», произносились «а-сман», т.е - «небо».

Сведения об этнополитической истории усуней недостаточно изучены. Одним из первых известий об усунях связана с посольством Китайского императорского двора во главе с Чжан Цянем направленного в Западный край для поиска союзника в борьбе с сюнну. Чжан Цян попал в плен к хуннам, и провел там почти 10 лет, затем бежал в Жетысу, откуда и привез первые сведения об усунях. Известно, что в 177 г. до н.э. государство признавало зависимость от хуннов, во втором веке до н.э. отделились от хуннов и сблизились с Китаем.

Итак, усуни – одно из самых крупных раннеклассовых объдинений на территории Центральной Азии. По приблизительным данным восточные границы усуней проходили через районы Бешбалыка, на западе – по рекам, Чу, и Талас, на севере достигало озера Балхаш. Ставка Чигучен (город Красной долины) находилась между Иссык-кулем и южным берегом реки Или.

Во главе государство стоял правитель с титулом – гуньмо (великий правитель).История усуней полна междоусобных войн. В 53 г. до н.э. Усунь распался на 2 части: великий гуньмо и малый гуньмо. Существовало 8 категорий чиновников. Помощник правителя носил титул -–дуглу (являлся главой исполнительной власти). Далее, находились два «великих полководца» и три «правителя уделов» (князья). Помощники военноначальников носили титул – дарту. Были чиновники, которые ведали делами ставки гуньмо, сбором налогов, исполнением законов.

Войско «Страны Усунь» состояло из народного ополчения. Оно собиралось во время внешних войн по приказу гуньмо, который сам командовал этим войском.

Усуньское общество было неоднородным. Оно было поделено на богатую племенную родовую знать, дружинников, жрецов и рядовых скотоводов и земледельцев. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней были рабы, в основном из военнопленных.

О развитии частной собственности у усуней свидетельствуют находки печатей из глины, камня, обнаруженные при раскопках усуньских курганов. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Существуют письменные источники, свидетельствующие о наличии золотых и медных печатей, находившихся у усуньских военноначальников и крупных чиновников. Археологические материалы и письменные источники свидетельствуют о том, что оседлость и земледелие развивались у древних усуней еще в первых веках до н.э. и до 3-5 вв. н.э. Однако доминирующую роль в хозяйстве усуней играло скотоводство.

Размещение разновременных поселений, зимовок и погребальных сооружений в одних и тех же местах свидетельствует о становлении пастбищно-кочевой системы. В составе стадо усуней были все виды домашних животных: овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, мулы. Китайские хроники отмечают о развитии коневодства.

С конца IV в. н.э. до середины 6в. н.э. в степях активную роль начинают играть племена жужаней, центр империи которых находился в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуней переселиться из равнинной части Жетысу на Тянь-Шань.

Впервые о кангюях, в китайском произношении «канцзюй», упоминается в письменных источниках II в. до н.э., связанное с торговым посольством Чжан Цяня. В составленной им записке, впервые были охарактеризованы неведомые ранее Китаю государства. Среди них был назван Кангюй, в ставке правителя, которого он лично побывал.

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кагюйцы. А.Бернштам считает их тюркоязычным народом, Б.Литвинский считает их потомками ираноязычных саков. При этом название кангюй, он истолковывает как название одного из сакских племен – «люди в кожаных одеждах». По мнению некоторых исследователей, кангюйцы принадлежат к кругу североиранских скотоводческих племен, которые лишь к середине 1 тыс. до н.э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. В русских источниках они известны как печенеги.

О государстве Кангюев известно мало. Центр этого государства находился в Среднем течении Сырдарьи. Столицей был город Битянь. Согласно китайским источникам возникло оно в 3 в. до н.э. в результате объединения местных дахо-массагетских и исседонских племен пришлыми восточно-сакскими правителями.

Во главе кангюйского государства стоял род Уын, происходящий из восточно-сакского народа юэчжи. Им управлял царь, носивший титул «би» или «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и 3 советника. Во главе подчиненных кангюйям владений стояли назначенные царем наместники.

Достаточно сильным и обширным было государство кангюев. В конце 2-1 вв. до н.э. ему подчинялись 5 «малых» владений в Средней Азии – Юени, Сусе, Фуму, Ги, Юегань и алано-сарматские объединения Арало-Каспия – Яньцай и Янь. В момент наивысшего расцвета государство кангюйцев занимало территории среднего и нижнего течения Сырдарьи до долины Таласа на востоке, Центральный и Западный Казахстан, Хорезм и большую часть междуречья Амударьи и Сырдарьи.

Основным направлением их хозяйственной деятельности было богарно-лиманное земледелие в сочетании с оседлым скотоводством. Они так же занимались огородничеством. Подсобное значение имели охота, ремесла, торговля и денежное обращение. Материальная культура кангюев – это преимущественно культура оседлых земледельческих племен. Монументальные кирпичные постройки, сложные по архитектуре дворцовые комплексы, красочная настенная роспись свидетельствуют о высоком уровне развития культуры у кангюев.

В конце I тыс. н.э. на политическую арену в северо-восточной части территории Казахстана выходит хуннский союз племен. По мнению многих ученых, хунны (в западной литературе - гунны) были прототюрками и с их проникновением связано начало тюркизации. Эти события вызвали изменение антропологического типа коренного населения и распространение тюркского языка.

Образование державы хунну связывают с именем вождя Тусана Модэ. Его сын объявил себя сенгиром – «высочайшим» и начал активную деятельность по созданию державы. В источниках имеются сведения о взаимоотношениях хунну с кангюями. После распада могущественного хуннского государства на южную и северную(приняли подданство Китая) части, начались походы южных хуннов на территории племен усуней.Кангюи предложили южным хуннам союз для совместной борьбы против Усунь. Правитель Кангюя пригласил в свои восточные владения (Таласскую долину) правителя хуннов Чжичжи и предоставил ему право командовать своим войском. Данное соглашение было закреплено брачным союзом Чжичжи с царевной Кангюя. Кангюйский царь хотел с помощью хуннов разгромить усуней., однако предводитель хуннов не смог разгромить усуней, что привело к разрыву отношений. Чжичжи был изгнан из ставки царя Кангюя (он убил дочь кангюйского князя, именитых людей и несколько сот простого народа, бросив их в реку Талас). Чжичжи ушел в верховья Таласа, стал строить себе город. Между тем, против него выступили китайцы, город был уничтожен, его люди обезглавлены. По мнению Л.Гумилева, хуннское политическое образование представляло собой кочевую империю.

Итак, во главе хуннской державы стоял император, именовавшийся «Рожденным небом и землей, поставленный солнцем и луной, хуннский великим сенгиром». В некоторых источниках правителя хуннов называют – шаньюй («величайший»). Престонаследие было в форме завещания, при этом часто власть передавалась сыну. Наблюдались случаи узурпации власти и выбора правителя. Шаньюй выполнял военные, дипломатические, культовые функции.

Правителя выбирали из рода Си, только представители, которого могли претендовать на занятие престола. К знатным родам в хуннском обществе относились – Лань, Хуянь, Сюйбу, на представительницах которого мог жениться правитель.

У хуннов был очень сложный бюрократический аппарат. Пять высших классов чиновников могли занимать исключительно родственники правителя. К ним относились «мудрые князья», «лули князья», «великие полководцы», «главноуправляющие», «великие начальники». Дальше шел ранг чинов, которые занимали члены знатных родов – «левых» (старших) и «правых» (младших). Особое положение занимало служилая знать, их называли «кутлуг». Они были помощниками вельмож и выполняли работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружину. Хунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляла подвижная и маневренная конница.

Источники сообщают, что у хуннов существовал совет старейшин и народное собрание, которое собиралось три раза в году.

В источниках так же упоминаются налоги, как средство эксплуатации низов. В хуннском обществе были рабы, в основном из числа военнопленных и подвластных племен. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, ремесленников, землепашцев.

Широкое развитие у хуннов получило ремесло, высокого уровня достигли керамическое производство и ювелирное искусство. Одежда у хуннов изготовлялась в основном из кожи и шерсти, использовали также китайский шелк и хлопчатобумажную ткань.

Выводы: Таким образом, на современной этнической территории Казахстана в конце I тысячелетия до н.э. – I в. н.э. в результате крупных изменений в общественно-экономической жизни, миграции племенпоявились раннегосударства – усуней, кангюев, хуннов. Последние, в свою очередь внесли большие изменения в этнический состав протоказахских племен.

ТЕСТЫ

1. Какой вид товара Великого Шелкового пути наряду с золотом считался международной валютой?

А) желчь питона;

В) арабские скакуны;

С) драгоценные камни;

Д) меха;

Е) шелк.

2. Как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана?

А) канглы;

В) саки;

С) усуни;

Д) тюрки

Е) гунны.

3. Где был найден археологический памятник «Золотой человек» в Казахстане?

А) в Каркаралинске (Карагандинская обл.);

В) в Аспаре (Жамбылская обл.);

С) в Актау (Мангистауская обл.);

Д) в Иссыке (Алматинская обл.);

Е) в Отраре (Шымкентская обл).

1. Кем и где был обнаружен Атырауский «золотой человек»?

А) Алпысбаевым Х. в Алматинской области;

В) Маргуланом А. в Центральном Казахстане;

С) Самашевым З. в Атырау

Д) Акишевым К.А. в Иссыке (Алматинская обл.);

Е) Байпаковым К. в Отраре (Шымкентская обл.).

Вопросы к уроку:

1. Какие источники рассказывают о гуннах?

2. Кто такие гунны?

3. Как была создана империя гуннов?

4. Почему распалась гуннская империя?

Заполни таблицу:

Время сложения союза племен гуннов Имя основателя государство гуннов Хозяйство гуннов
     

Словарь:

English Russian Kazakh
history история тарих
tribe племя тайпа
writing source письменный источник жазбаша ақпарат
material source вещественный источник заттық ақпарат

Задание на СРС: [Л.1, стр 7-15]

1.Тип общественного устройства саков _________________________________________.

2. В сакском обществе во главе союзов стоял ____________________________________.

3.Кто распределял пастбища и кочевки в сакском обществе _________________________

4.В сакском обществе посредником между небом и землей считался__________________.

5. В войне с персами совершил подвиг сакский пастух ______________________________

6.Греческий историк, рассказавший о подвиге Ширака _____________________________.

7. Сакская культура была распространена в период

Задание на СРСП: [Л.2, стр 58-70]

1. В сакский период (середна 1 тысячелетия н.э.) широкое распространение получает ________________________________________________________

2.Какое верховое и вьючное животное использовалось саками ______________________

3.Пастбища и другие земельные угодья в сакском обществе распределял______________________.

4.На какие три группы делилось общество саков_________________________________.

5.Какие племена относились к сакским _________________________________________.

6.Кто из греческих ученых сообщает об архитектурных памятниках Приаралья- Чирик-рабат, Бабиш- мулла, Баланды ______________________________________.

7.С кем саки связывали в своей мифологии коня

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2013-2014уч.год.   Лекция 5. Тема: Раннесредневековые государства на территории Казахстана. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1. Эпоха тюркских каганатов

2. Государство карлуков

3. Государство Караханидов

4. Государство огузов

5. Государства кимеков и кыпчаков

6. Государство карактитаев

7. Улусы найманов и киреитов

Основные понятия: тюрк, каган, государственность, эль, военно-административная и родовая структуры.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 636 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.057 с)...