Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать  
 

Воображение человека: виды, функции, классификация и связь с творчеством



Воображение– это универсальная человеческая способность к построению, целостных образов действительности путем переработки содержания, сложившегося практического чувственного, эмоционально-смыслового опыта.

Выражается в:

1. Построение образных средств и конечного результата предметной деятельности субъектом. Это способность овладения Ч сферой возможного будущего.

2. В создании программ поведения, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

3. В продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только ранее воспринятые предметы и явления, но и то, что он никогда не воспринимал непосредственно. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта. Образы воображения – измененные образы (функция воображения – изменение образов, что является условием любого творческого процесса).

Возможность с помощью воображения забегать вперед, показывает тесную связь воображения и мышления. Подобно мышлению воображение возникает в проблемной ситуации, НО содержание мышления – понятия, позволяющие обобщенно и опосредственно познавать мир, а воображение протекает в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений. Воображение может быть заместителем мышления, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Воображение является функцией коры больших полушарий (и правого и левого). Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре больших полушарий, но и в глубоко залегающих отделах мозга.

Воображение тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение дыхания учащение пульса, сбои в дых-и, повыш-е давления, при представл-и Ч ситуации несущей угрозу).

Уровни функционирования воображения – активное и пассивное.

Пассивное – создание образов без побудителей, образы не воплощаются в жизнь – замена деятельности. Пассивное может быть преднамеренным (грезы) и непреднамеренным (ослабление деятельности сознания, его расстройствах - сновидения, галлюцинации)

Активное может быть воссоздающим (имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию) и творческим (создание нового оригинального образа, идеи). Особенность творческого воображение – объект создаваемого образа не существует в действительности, формируется что-то новое, создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества.

Рубинштейн разделяет конкретное и абстрактное воображение.

Виды:

1. Продуктивное/непродуктивное;

2. Творческое/воссоздающее.

3. Произвольное (надсознательные процессы, возникающие после длительной сознательной обработки материала) / непроизвольное (пассивное, мечты, фантазии).

Ф-ции:

1. Конструктивная. Способность представлять действ-ть в образах, пользоваться ими (пр-с реш-я задачи).

2. Регулирование эмоц сост-й.

3. План-е и програм-е д-й.

4. Произвольная регул-я познавательных пр-сов и сост-й (аутотренинг).

5. Формирование внутр. плана д-й.

6. Психодиагностич ф-ция.

7. Компенсаторная

Воображение - это отражение реальной действитель­ности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных фор­мах:

· агглютинация – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

· гиперболизация – увеличение или умень­шение предмета, изменение качества его частей;

· заострение – подчеркивание некоторых признаков;

· схематизация – сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

· типизация – выделение существенного, повторяющегося в одно­родных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Тв-во: - это деятельность, кот дает нов впервые созданные оригинальные продукты.

Уоллес - стадии творчества: зарождение идеи; созревание; озарение; проверка (реализация)

Рубинштейнтворческое воображение должно удовлетворять двум показателям: 1)насколько воображение придерживается ограничительных условий, от которых зависит осмысленность и объективная значимость его творений; 2) новизна и оригинальность, отличные от непосредственно данного.

Вдохновение – огромное напряжение всех психических сил Ч, max концентрация на реш-е задачи.

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности (образы фантазии могут отличаться по новизне, оригинальности, точности, в яркости, произвольность воображения, устойчивость воображения).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 509 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.008 с)...Наверх