Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Россия в IX-XVII веках



I. Работа с источником:

Ø РУССКАЯ ПРАВДА (краткая ред., пер.)[1]

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положит 40 гривен за убитого...

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей... если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукопятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

4. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, (платить) 40 гривен.

5. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

6. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

7. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

8. Если же человек пихнет человека от себя ил к себе, то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

9. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то, опознав его на третий день, ему (Т.Е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

10. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

11. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет «пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

13. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

14. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно; а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

15. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

16. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен...

17. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

18. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

19. А за убийство смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

20. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, то (платить) 12 (гривен).

21. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

22. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

23. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

24. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

25. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

Задание: прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы:

1. Что представляет собой Русская правда (характер документа: административный, религиозный, юридический, морально-нравственный и т.д.)? Когда была составлена?

2. Какие вопросы ставит Русская правда?

3. Что можно сказать на основании документа о развитии древнерусской государственности? Кто, какие учреждения осуществляли судебную власть?

4. Что говорит Русская правда о структуре древнерусского общества? Какие категории населения называет источник?

5. Как Вы думаете, какие наказания получили бы современные российские граждане, совершившие преступления, описанные в Русской правде?

II. Работа с источником:

Ø СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г. (фрагменты) [2]

Глава 1.

1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры или и русский человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, зжечь.

2. А будет какой бесчинник пришел в церковь Божию во время святыя литургии, и каким ни буди обычаем божественныя литургии совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.

3. А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное пение вшед в церковь Божию учнет говорити непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и тем в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо учинится, и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту его вину учинится торговая казнь.

6. А в церкви во время церковного пения государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, и великому господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Руси, и митрополитом, и архиепископом, и епископом, никому ни о каких своих делах не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.

Глава 2.

1. Будет каким умышленьем учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сышетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, а такова по сыску казнить смертию.

2. Также будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государством завладеть и государем быть, и для того своего злово умышленья начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и с советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом по его ссылке Московским государьством завладеть или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнить смертию.

3. А будет кто царьского величества недругу город здаст изменою, или кто царьского величества в городы примет их ыных государств зарубежных людей для измены же, а сыщется про то допряма, и таких изменников казнити смертию же.

4. А будет кто умышлением или изменою город зажжет или дворы, и в то время или после того зажигальщика изыман будет, и сыщется про тоего воровское допряма, и его самого зжечь безо всякого милосердия.

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взять на государя.

6. А жены будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнить смертию.

18. А кто Московского государства всяких чинов люди сведают или услышат на царское величество в каких людях скоп и заговор или иной какой злой умысел, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Руси, или его государевым бояром и ближним людем, или в городах воеводам и приказным людям.

19. А будет кто сведав или услыша на царьское величество в каких людех скоп и заговор или иной какой злой умысел, а государю, и его государевым бояром, и ближним людем, и в городах воеводам, и приказным людем про то не известит, а государю про то будет ведомо, что про такое дело ведал, а не известил, и сыщется про то допрямо, и его за то казнити смертию безо всякой пощады.

21. А кто учнет к царьскому величеству, или на его государевых бояр, и окольничих, и думных и ближних людей, и в городах и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады.

Глава XI

Суд о крестьянах

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны москов­скими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы.., те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянъскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в ыных в каких ни будь в слыжилых людейх в замосковных и в украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монас­тыри, или за бояря, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали.., будет те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, дети по новым дачам написаны за зем в отделных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

3. А кому доведутся беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдать, и тех крестьян отдавать з женами и з детьми и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченым.

5. А из за кого беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску и по писцовым книгам будут отданы исцом, или бес суда кто отдаст по Уложению, и тех крестьян по челобитью тех людей, за кем они в бегах жили, записывать в Поместном приказе за теми людми, кому они будут отданы. А из за кого они будут взяты, и с тем помещиком и с вотчинником государевых поборов никаких по переписным книгам за них не имать, а имать государевы всякие поборы с тех вотчинников и помещи­ков, за кем они по отдаче учнут жить во крестьянех.

7. А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 145-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали или впредь учнут бегать, и тех беглых крестьян, и бобылей, их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з женами и з детми и со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людям, из за кого они выбежат по переписным книгам без урочных лет, а впредь отнюд никому чюжих крестьян не приимать и за собою не держать.

8. А будет кто с сего государева Уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей, и их детей и братью, и племянников приимать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей по суду, и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и з детьми и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего государева Уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жить, за государевы подати и за помещиковы доходы взять за всякого крестьянина по десяти Рублев на год и отдавать исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

Задание: прочитайте документ и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой орган власти утвердил Соборное уложение? Когда был принят документ?

2. Какие исторические условия определили необходимость принятие Уложения?

3. Какие тенденции развития государственности фиксирует Соборное уложение? Можно ли говорить об укреплении самодержавной власти царя? Какие меры по охране безопасности государства и монарха предусмотрены в документе?

4. Какое место занимала Церковь в Московском государстве?

5. На каком основании утверждается, что Соборное уложение окончательно оформило крепостное право?

III. Темы для сообщений [3]

1. Государство Золотая Орда. (9, 10, 11, 16, 18, 38).

2. Сергий Радонежский и его роль в политической и духовной жизни наших предков.(13, 18, 19, 36).

3. Князь Федор Черный: взгляд сквозь призму столетий.

4. Ярославль в «смутное время». (14, 15, 17, 21).

5. Иван III – наследник византийских императоров. (13, 18, 19, 36).

IV. Вопросы для самоконтроля:





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...