Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика 1 страница



1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

2. Основные законы диалектики

3. Неосновные законы диалектики

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Этапы развития диалектики

Диалектика в своей истории прошла 4 этапа.

1. Диалектика древних (Гераклит)

2. Диалектика нового времени (Гегель)

3. Диалектика русских революционных демократов.

4. Материалистическая диалектика. (Маркс, Энгельс, Ленин)

Диалектика в переводе с древнегреческого означает «Веду беседу, рассуждаю, спорю, достигаю истину»

Диалектика как философская школа относится к науке, поэтому она включает в себя 3 элемента: теории, законы и принципы. Особенность элементов состоит в том, что объектом и предметом материалистической диалектики является мир в целом. А предметом является то общее, что присуще всем без исключения: природа, общество, мышление.

Принципов диалектики бесконечное множество. Почему? Потому что категории и законы постоянно развиваются. Но следует подчеркнуть, что основными принципами являются принцип всеобщей связи (взаимосвязи) и принцип развития.

Связи бывают:

1. Необходимые и случайные

2. Внутренние и внешние

3. Существенные и несущественные

4. Повторяющиеся и неповторяющиеся

Что такое закон? Закон - это связь: существенная, необходимая, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая. (пример - закон Архимеда)

Основные законы диалектики

Законы диалектики, особенности по их объему

1. Закон единства и борьбы противоположностей

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон не нуждается в человеке, он сам по себе. Закон науки - результат творчество ученых, а потом он еще существует как связь категорий.

Категории:

1. качество

2. количество

3. мера

4. Скачок

Н2О - молекула вещества, вещество.

Агрегатное состояние вещества - качество

Возьмем любой предмет и зададим вопрос: сколько у него свойств? Свойств бесконечное общество. Качество - не все свойства. Качество - существенные свойства без которых предметы и явления не могут существовать.

Качество - это неразрывно связанное с самим предметом определенность, как совокупность всех существенных свойств и делающая предмет тем, чем он есть.

Количество - это такая определенность предмета, которая характеризует его величину, численность свойств его компонентов, степень их развития и т.д.

Качество и количество находятся в диалектической взаимосвязи. И эта взаимосвязь отражается в категории - мера.

Мера - диалектическое единство, качественные и количественные стороны предмета.

Мера выражает границы, в пределах которых предмет явления остается самим собой.

Скачок - это момент в развитии, когда разрушается старое единство качества и количества и создается новое единство качества и количества.

Объединив эти 4 категории, получится закон. Предметы и явления постоянно претерпевают количество изменений, и когда эти изменения нарушают меру, предмет явления во время скачка претерпевают качественные изменения.

Без качества не может существовать предмет.

1. Закон единства борьбы и противоположностей. Этот закон отвечает на вопрос: почему происходит развитие? В чем причина развития?

Форма движения материи Противоположность
1. Механическая Действие и противодействие
2.Физическая Электричество: "+" и "-"
3Химичекая Реакции соединения и разложения
Биологическая Наследственность и изменчивость
Общественная Студент и преподаватель

Противоположности находятся в двояком положении:

1. Они взаимно исключают друг друга

2. Они взаимно предполагают друг друга

Значит, противоположности являются источником развития

Противоположности бывают внутренними и внешними, причем деление на внутренние и внешние - деление относительное. Например. В потоке 4 группы. Значит, это соотношение будет внутренним.

Бывают существенные и несущественные противоположности.

И основные и неосновные противоположности. Основные определяют развитие предмета на всей его истории - от начала и до конца.

А еще бывают главные и второстепенные.

Главные - противоречия.

3. Закон отрицания отрицания

Этот закон определяет направление развития. Как бы отвечает на вопрос: Куда идет развитие?

Категории закона.

Этот закон объединяет 2 предыдущих закон. Каждый предмет имеет противоположность


А -А


Гегель подчеркивает, что развитие - непрямолинейное движение. Т.е. развитие идет по спирали

Т.е. развитие идет к возврату к старым, но с новой основой. Необходимо различать отрицания:

1. Механическое т.е. разрушение предмета

2. Диалектическое - неполное разрушение предмета.

Неосновные законы диалектики.

1. Единичное и общее

2. Причина и следствие

3. Необходимость и случайность.

4. Возможность и действительность.

5. Содержание и форма

6. Сущность и явления

Неосновные законы диалектики.

Домашнее задание. Законспектировать свои конспекты.


Лекция №5

Теория познания

1. Диалекты материал. опознав. мира. Критика агностицизма.

2. Диалектика процесса познания.

3. Учение об истине.

4. Специфика научного познания

План введения:

России буквально в 1945была объявлена война. У России нет СМИ. Никифоров.

Наша философия является наукой. Потому что. Чем занимается любая наука? Изучением закономерностей познания своего объекта. Диалектический материализм изучает закономерности познания, познания человека, общества и любых наук.

Диалектический материализм отличается тем, что у него 2 диалектики:

1. Субъективная <- знания

2. Объективная <- теория познания


Диалекты материал. опознав. мира. Критика агностицизма.

Большинство говорит да – познаваем (философы, естествоиспытатели). Агностицизм - наоборот, непознаваем. Диалектический материализм стоит на стороне познаваемости мира.

Агностицизм имеет гносеологические и социальные корни.

Развитие есть спираль

Вывод: Да! Непознанные вещи есть, но непознаваемых нет.

Диалектика процесса познания.

Процесс познания имеет 3 элемента:

1. Живое созерцание

2. Абстрактное познание

3. Практика

Живое созерцание осуществляется в 3 формах:

1. Ощущение

2. Восприятия

3. Представления

Ощущения – это отражение в мозгу человека отдельных качеств, свойств и сторон предметов, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств.

Например, мы видим отдельные предметы. 5 органов чувств человека.

6-й орган чувств в Сев. время: беспредельная преданность КПСС. Отдельное свойство предм. отраж. с помощью органов чувств.

Восприятие – это тоже чувство, но уже вторая форма отражения в мозгу человека, т.е. предмета в целом.

Представление – это воспроизведение предмета, явления на основе прошлых ощущений, восприятий и жизненного опыта.

Понятие – это отдельное слово или группа слов.

Это мысль, которая отражает общее, существенное свойство предмета и явления мира.

Любые понятия – это результат исторического развития.

Суждение – есть связь понятий, в результате которой мы получаем новые знания.

Умозаключение:

1. Индуктивное (от единичного к общему)

2. Дедуктивное (наоборот)

Диалектический материализм включает свою теорию и практику:

1. Основа познания

2. Движущая сила

3. Критерии мысли

Учение об истине.

Прежде всего, истина является главной силой познания.

Истина 0 это знание, которое соответствует объекту отражения. а если эти знания не соответствует объективному познанию, то это будет заблуждение.

Истина всегда конкретна. А абстрактной истины нет!!!

Истина бывает абсолютной.

Абсолютная истина – это полные, исчерпывающие знания о мире в целом

Почему, а потому что мир бесконечен, а потом еще движение – это атрибут материи, поэтому объять необъятное невзможно.

Это процесс

Человечество обладает относительной истиной, которой движет абсолютная истина.

Специфика научного познания

Элементы научного познания:

1. Факты действительности

2. Научные факты

3. Научные гипотезы

4. Доказательства и опровержения гипотез

5. Логические элементы науки, научная теория.

Факты действительности – это гносеологическая категория.

Философское учение о развитии.

Уровни научного познания:

1. Эмпирический

2. Теоритические

Метод – путь, способ познания и практической деятельности людей

Научные методы:

1. Общенаучные

2. Методы частных наук


Лекция №7.

Философское учение об обществе

1. Общая характеристика социологических концепций.

2. Сущность диалектико-материалистического понимания общества (общественное бытие и общественное сознание)

3. Материальное производство. Основа общественного развития.

4. Основной общесоциологический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру и уровню развитий производит сил????????????. Общественные экономические формации и закономерности их развития.

Общая характеристика социологических концепций.

С самого начала, как возникла философия и до наших дней действует учение об обществе. Общество – это сложный организм (состоит из множества частей)


Объект познания общества

1. Государство

2. Экономика

3. История

4. Педагогика

5. Психология

6. Языкознание

Предмет познания общества

это то, что интересует науку в ее объекте

1. Закономерности


Общество является объектом познания очень многих наук

Общество – это не только существ. люди, но и те которые были в истории и которые будут жить.

социальные концепции: материалистические и идеалистические

Натурфилософия – это философия природы, т.е. распространённые законы природы на законы общества

Этапы развития философской истории

1. Философия древних (Платон)

2. Философия Средних веков

3. Философия эпохи Возрождения

Пантеизм – философская концепция, как материалистическая, так идеалистическая, которая рассматривает Бога абстрактно.

Гилозоизм – это концепция, согласно которой жизнь, чувственность, мышление, присуще всем живым и неживым предметам.

Современные биологические концепции:

1. Социал-дарвинизм

2. Расизм

3. Неомальтузианство

Сущность диалектико-материалистического понимания общества

Диалектико-материалистическая философская концепция. Основоположники – Маркс, Энгельс, Ленин.

До Маркса материализм был достроен не полностью.

Общественное бытие – это, прежде всего, производство материальных благ и те отношения между людьми, которые складываются в процессе производства, распределения и потребления этих благ.

Общественное сознание – это духовная жизнь общества, это прежде всего концепции общественно и духовная сфера, а также чувства и настроения людей.

Задолбало.

Аберрация - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы, искажение.

Абсолют - (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог,

Абсолютизм (этический) - принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия толкуются как неизменные и вечные начала, которые не связаны с социальными условиями жизни людей. Очень часто ведёт и догматику и ригоризму.

Абсолютная истина - истина, полностью исчерпывающая предмет познания; знание, тождественное своему предмету.

Абсолютная личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная первооснова всего существующего (дух. идея, божество).

Абсолютный дух - в философской системе Гегеля - заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Абстрактное - в диалектической традиции понимается в широком смысле как "бедность", односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью мышления.

Абстракция (с лат. отвлечение) - основная операция мышления, предполагающая отвлечение от непосредственно, чувственно воспринимаемого в объекте и выделение в нем существенного и необходимого. На основе абстрагирования происходит образование философских понятий и категорий.

Абсурд - бессмыслица, нелепость.

Авторитаризм - одна из форм догматизма в морали, которая исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием требований нравственности является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят. Наиболее характерен авторитаризм для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля Бога.

Агностицизм - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Ad-hoc гипотеза (от лат. ad hoc - к этому) - предположение, выдвинутое специально для решения возникающих перед испытываемой теорией проблем.

Аксиология - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами) и о структуре личности.

Амбивалентность - двойственность, противоречивость чувств, эмоций, испытываемых человеком к одному и тому же объекту.

Аналитические суждения - априорные, логические предложения, имеющие конвенциональную природу и не содержат информации о мире; установление их истинности или ложности возможно без обращения к внеязыковым фактам; различаются от синтетических - содержательных, эмпирических предложений естественных наук. Аналитические и синтетические суждения - различение, проводимое Лейбницем, Кантом, позднее Карнапом. В интерпретации Канта аналитические суждения приписывают субъекту тот предикат, который уже содержится в понятии субъекта, тогда как синтетические присоединяют к нему новый предикат, обогащая таким образом содержание понятия. Вопрос об их истинности или ложности должен решаться посредством обращения к внеязыковым фактам с помощью определенных процедур верификации. У. Куайн выступил против различения аналитических и синтетических истин.

"Аномальный монизм" - общефилософская теория Д. Дэвидсона, сущность которой состоит в признании несводимости ментального к физическому, а также в приписывании "событиям" наряду с объектами базисного онтологического статуса.

Антагонизм - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций.

Антиномия - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (теории).

Антроподицея (с гр. оправдание человека) - принцип обосновывающий и оправдывающий ответственность человека за свое бытие в мире.

Антропология (философская) - учение о человеке, его сущности и природе.

Антропоцентризм (с гр.) - воззрение, согласно которому человек - это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Антропософы - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.

Апокатастас - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.

Апофатический - относящийся к апофатическому богословию, которое базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.

Апперцепция - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.

Априорный - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное утверждение

Априорность (с лат. предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

Артефакт (с лат.) - сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

Архетип - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.

Аскетизм - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний, имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты мира и т.п.

Атеизм - исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.

Атомарные предложения - понятие Рассела, в реальности им соответствуют "атомарные факты".

Атомизм (партикуляризм) - противоположность холизма; учение, согласно которому возможна верификация отдельно взятых предложений, а не в составе всей теории.

Аутентичный - подлинный, исходящий из первоисточника.

Аутентичность (с гр.) - подлинность, достоверность, соответствие самому себе.

Аффект (с лат. душевное волнение, страсть) - определенное эмоциональное состояние, обладающее сильными чувствами и волевыми порывами в ущерб ясности мышления. Считается, что без сильных аффектов не может быть успешного творчества.

"Бескавычечная" концепция истины - определение, данное Х. Патнэмом концепции истины А. Тарского, согласно которой мы понимаем слово "истина" не по ассоциации его с некоторым свойством или соответствием, но заучивая такие факты, как очевидные, например, "Снег бел" истинно, если и только если снег бел.

Бесконтекстные элементы - простые, исходные признаки, атрибуты, факторы, дискретные данные, сигналы и т.д., отношения между которыми формулирует та или иная теория.

Бессмертие - существование личности или души после смерти; в более широком смысле - слияние души с Богом или с "мировым духом"; и, наконец, существование личности в сознании потомков.

Бессознательное - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В "философии бессознательного" Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.

Бихевиоризм - направление в американской психологии ХХ в., сводящее психику к различным формам поведения.

Благо - то, что заключает в себе определенный положительный смысл. "Высшее Благо" (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, "эвдемония" в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним добра.

Богоискательство - религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. (Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н., Минский Н.) Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности. Вера - принятие чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

"Бритвы Оккама" принцип (выдвинут У. Оккамом, англ. философом-схоластом 14 в., хотя сформулирован лишь Расселом - возможно, не без влияния "принципа экономии мышления" второго позитивизма) - сущности не следует умножать без необходимости (т.е. понятия, не поддающиеся проверке в опыте и не сводимые к интуитивному знанию, должны быть удалены из науки).

Бытие - философская категория, обозначающая прежде всего сущёствование, бытие в мире. Различают бытие природы, общества; человека, а также реальное бытие или существование и идеальное бытие или сущность. 3 вида бытия или модусы бытия - возможность, действительность, необходимость. Значение категории бытия утверждают все философские школы; содержание, категории бытия - объект дискуссий.

Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость.

Верификация - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.

Вещь в себе - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе ("в себе), в отличие от того, как они являются "для нас" в познании; одно из центральных понятий "Критики чистого разума" И. Канта.

Виртуальный (с лат. сила, способность) - могущий создать, способный быть, существовать.

Витализм (с лат. жизнь) - концепция жизненной силы, имеющейся во всех организмах. Всё проявления жизни зависят от витальности того или иного организма.

Витальность (с лат, жизнь) - жизненная сила, степень жизненности.

Власть - в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства - авторитета, права, насилия.

"Внутренний реализм" - версия философского реализма, выражающая общефилософскую позицию Х. Патнэма, которую он противопоставляет метафизическому реализму и релятивизму.

"Возможные миры" - мыслимые альтернативные состояния. Идея В.м. впервые появляется в модальной теории Дунса Скота, выделяющего среди логических возможностей реальные альтернативы действительному миру. Г.В. Лейбниц использовал идею В.м. для толкования необходимо истинного как того, что имеет место во всех В.м., а случайного истинного - как того, что имеет место в некоторых из них. Широко используется в семантическом анализе модальных понятий (напр., С.Крипке).

Воля - стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность. Воля - в противоположность влечению представляет собой духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность, признанная таковой, или благодаря которому стремятся к ней.

Всеединство - одна из центральных категорий ряда философских систем, означающая принцип совершенного единства множества, которому присуща полная взаимопроникнутость и в то же время взаимораздельность его элементов.

Гедонизм (с гр. удовольствие) - направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека. Возникло в античности, в XX в. заново обосновывается многими философами.

Герменевтика - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19-20 вв. - учение о "понимании" (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от "объяснения" в естественных науках).

Героизм, героическое - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа, общественным идеалам.

Гносеология - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гетерогенность (с гр.) - разнородность. Характеристика чего-либо, состоящего из неоднородных элементов, в отличие от гомогенности, предполагающей однородность процесса или явления.

Гештальт - целостный устойчивый образ психики или сознания.

Гипостазирование (с гр. сущность) - приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования.

Гносеология (с гр.) - учение о познании. Гносеологический - относящийся к процессу познания. Раздел философии, учение о познании, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений, представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.

Гностицизм - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм), популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго эзотеричен; притязал на "истинное" знание о боге и конечных тайнах мироздания.

Государство - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономических и социальных структур, подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.

Гражданское общество - необходимый и рациональный способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу; мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов общества подменяются интересами государственного аппарата.

Гуманизм - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.

Движение - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще, всякое взаимодействие объектов. Движение выступает как единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1565 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.024 с)...