Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика в Античности



«Диалектика» - искусство спора, субъективное умение вести полемику - умение найти разногласия в суждениях неприятеля с целью опровержения его аргументов. Впервые термин ввёл Сократ и использовал его как метод обучения, познания истины; как определённый вид философского мышления впервые в яркой форме является у Гераклита, затем у элеатов.

Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению.

Движение, изменение - это внутренне связано единство бытия и небытие, тождественности и отличия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение - это разногласие, свидетельство того, что тело может двигаться лишь тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. Гегель «Движение является самым разногласием».

Закон - это объективность, то, что не зависит от воли и желание человека, от ее сознания. Признаком закона будет то, что он отображает объективный залог вещей, объективные связи между вещами, предметами, явлениями. Другим важным признаком закона является необходимость такой связи, которая неизбежно оказывается в процессе развития того или другого явления. Если возникает что-то новое, то оно обязательно связано со старым, стоит на его "плечах", не отбрасывает старого целиком, а с необходимостью "снимает" нужное для дальнейшего развития. Диалектика опирается на три основные, универсальные законы: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.

1. «Закон единства и борьбы противоположностей»

Представление о противоречивости развития всего сущего возникло еще в VI ст. к нашей эре.

Этот главный закон диалектики. Он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают, друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей предполагает развитие всех явлений в мире, осуществляемое через борьбу противоположностей, взаимодействующих и исключающих друг друга.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие. Любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. На относительную устойчивость предметов, явлений, процессов и указывает понятие «тождество»

Тождество — это отношение вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью.

Вместе с тем реальный конкретный предмет постоянно изменяется, т.е. нарушает установившееся равенство самому себе. Существует различие. Различие характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим видам в силу ее изменчивости. Следует различать метафизическое и диалектическое понимание тождества и различия. Первое абсолютно противопоставляет тождество и различие. Диалектический же взгляд на тождество и различие означает, прежде всего, признание их взаимной связи и переплетения. Так, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). И чем сложнее форма движения материи, тем большую роль играют различия. Тождество уходит в глубь явления. Вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы.

Необходимо учитывать, по меньшей мере, четыре аспекта отношения противоположностей: взаимопредложение, взаимоисключение, взаимопроникновение, неравноценность противоположностей.

Противоположности свойственны всем вещам, явлениям, процессам, находятся в органической взаимосвязи, диалектическом единстве, переходят друг в друга. Все это в совокупности характеризует функцию диалектического противоречия как источника, двигательной силы развития. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

На всех этапах развития противоречия выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие ступени развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество неразвитых противоположностей), 3) существенное различие, 4) противоположность (конфликт), 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.

Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную. Конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, возникшие связи могут принять характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими ее системами.

Разделение противоречий на внутренние и внешние относительно, ибо в определенных отношениях внешние противоречия могут выступать как внутренние и наоборот.

Основные противоречия — это противоречия, определяющие все другие противоречия, их развитие и разрешение. Они служат главной движущей силой изменения направления движения и преобразования объекта. Например, среди множества противоречий капитализма основным является противоречие между трудом и капиталом, между резко выраженным общественным характером процесса производства и частным способом присвоения его продуктов.

Неосновные противоречия — это производные, второстепенные

Противоречия, выражающие изменения отдельных свойств, сторон данного объекта.
Основные и неосновные противоречия тоже относительны. Они могут меняться местами в зависимости от конкретных отношений между объектами.

Различают необходимые и случайные противоречия, общие и специфические, диалектические и формальные, существенные (характеризующие глубинные процессы развивающейся сущности) и несущественные (отражающие более поверхностные связи), главные и неглавные (в конечном счете, всякое основное противоречие является главным для развития объекта, однако на данном этапе развития объекта далеко не всякое главное противоречие является основным).

Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

1) если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

2) противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

3) борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей — это закон;

4) в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

5) борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равноденствия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил. Противники диалектики это состояние в развитии пытаются использовать как средство протез признания абсолютности действия закона единства и борьбы противоположностей.

Жизнь полна противоречий и движется ими. Материалистическая диалектика при изучении противоречий исходит, прежде всего, из признания объективности их характера.

2. «Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные»

Все предметы, процессы и явления приобретают определенность через взаимодействие, взаимозависимость, противоречивость своих внешних и внутренних свойств, количественных и качественных характеристик, которые существуют объективно, независимо от воли и желание людей.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные определяется через ряд категорий (качество, количество, свойство, мера, прыжок), которые дают полное представление о его содержании как общего закона развития. Данный закон раскрывает внутренний механизм перехода к новому качеству в любой сфере объективной действительности.

Качество - это тождественная бытию определенность. Если вещь теряет определенность, то она теряет и свое качество. Различают качество как непосредственную определенность, которая воспринимается органами ощущений, и качество как совокупность существенных свойств вещи, которая воспринимается опосредованно через мышление, абстрагирование. Качество как философская категория, означает совокупность существенных свойств предмета, с потерей которых предмет непременно теряет свою определенность, т.е. свое качество. Свойства вещи не воспринимаются на уровне ощущений, так как является результатом теоретического обобщения.

Количество - философская категория, которая отображает явления или процессы, как число, величина, объем, вес, размеры, темп движения, температура и т. п.. Количество выступает возражением качества, она есть ее диалектической противоположностью, которая взаимодействует с ней. Взаимосвязь количественных и качественных изменений осуществляется и в процессе познания, мышление. Процесс собирания фактов, аналитическая умственная деятельность есть той необходимой базой, которая передует новым открытиям, достижению новых знаний.

Мера - это граница, в рамках которой предмет остается тем, чем он есть, не изменяя своего качества. Этой категорией предмет охватывает его количество и качество. Нарушение меры предмета ведет к нарушению его бытия и перехода в другое. Однако это закономерный процесс. Старое качество исчезает, а новая возникает. Так происходит развитие всего сущего.

Скачок - это переход от старого качества к новому. Он является переломом в развитии, перерывом непрерывности. Скачок существует вследствие противоречивой взаимосвязи количества и качества. Эта связь с неизбежностью, повторяется в процессах становления разнообразнейших предметов и явлений объективной действительности.

3. «Закон отрицания отрицания»

Один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...